Москва во все времена вдохновляла не только российских, но и иноземных художников. Однако уверен, что далеко не все москвичи, даже хорошо знающие свой город, смогут определить, что именно изобразил на этой гравюре известный английский мастер Джосайя Вуд Уимпер в далеком 1875 году. Да к слову и не он один - аналогичный этюд к картине сделал в начале XX века другой художник - выпускник Российской Академии художеств Ганс-Шарль Шмидт. Между тем, перед вами - колокольня Храма Василия Блаженного с расположенным на ней и по сей день иконостасом со знаменитой в то время иконой «Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными». Настолько знаменитой, что именно ее, а не сам собор, решили увековечить в своих творениях художники. Икона «Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» была написана масляными красками на фигурной деревянной доске шириной 2,5 и высотой 3,5 метров и вставлена в лепную полихромную раму, изготовленную в стиле барокко. Считается, что она была создана еще при Екатерине II, примерно в 1780-е годы и была отреставрирована в н1837 году московским мастером Адрианом Малаховым, за что он получил 400 рублей. Икона была создана специально для Покровского собора. В ее верхней части изображена икона Покрова Богородицы со святым юродивым Андреем, выделенная коричневой рамой. Её держат два ангела. Внизу по бокам — святые юродивые Василий и Иоанн, похороненные на прицерковном кладбище. Между ними – сцена из Жития Василия Блаженного – спасение им персидских купцов во время бури на Каспийском море. Более 200 лет этот образ находился под открытым небом. В 1990–2000 годах фасадную икону реставрировали, в том числе, не снимая со стены колокольни, поскольку лишнее извлечение доски из фигурной рамы было чревато ее разрушением. А в 2007 году ради сохранения и без того поврежденного живописного слоя и лепной рамы образ решено было перенести внутрь Собора. Она и сегодня находится там на втором этаже, включенная в постоянную экспозицию музея. Несколько лет спустя, в 2011 году, для колокольни специально был написан список фасадной иконы, но уже не на доске, а на оштукатуренной стене акриловыми красками.