В XIX веке почтовому ведомству России требовалось менее 2 часов, чтобы доставить письмо из одного района города в другой. Благодаря столь слаженной работе почтовой службы ещё за 100 лет до появления #ЯндексЕда и #МаркетДеливери московскому заказчику, возжелавшему, например, пива от завода «Московская Бавария» (нынешний #винзавод), достаточно было утром опустить в почтовый ящик открытку с заказом, чтобы уже к обеду этого же дня получить заказ прямо в контору. Явление это было настолько распространённым, что крупным продуктовым и винодельческим конторам приходилось даже выпускать собственные открытки для таких «онлайн заказов». Как одна из открыток из нашей коллекции.
Другие записи сообщества
Первый в мире скоростной монорельсовый электропоезд разработал и сконструировал ещё в далёком 1932 г. советский инженер Николай Ярмольчук. Функцию колес в этом поезде, двигавшемся по направляющему жёлобу, выполняли большие полые шары со срезанными боковинами, внутрь которых устанавливались электродвигатели. Вагоны поезда имели форму цилиндра и вмещали по 82 пассажира каждый. Сцепка вагонов была настолько гибкой, что поезда сверху напоминал змею. Уникальный механизм позволял шаропоезду разгоняться до 300 км/ч (к слову, современный «Сапсан» преодолевает за час в среднем 200-250 километров). Испытания экзотического транспортного средства в 1933 году успешно прошли на ВДНХ, и Ярмольчук всерьез рассчитывал, что его высокоскоростное детище обретет долгую жизнь. На удивительный советский скоростной электропоезд даже приезжали подивиться западные журналисты — одна из публикаций о нём приведена на фотографии. Однако после некоторых раздумий власти неожиданно решили отказаться от идеи шаропоезда и закрыли проект. Как это нередко бывает, многие элементы конструкции его шаропоезда в наши дни успешно используются за рубежом в различных транспортных средствах, включая даже самолеты. В СССР и России к этому изобретению, намного опередившему своё время, больше не возвращались.
Этот радующийся майскому дню рабочий-метростроевец вот уже несколько десятилетий вызывает смешки и не вполне пристойные шутки у прохожих и студентов расположенного поблизости @journ_msu. Построенное в 1935 году по проекту архитектора Даниила Фридмана на месте снесённого Никитского монастыря, это здание первой подстанции Московского метрополитена стало наглядным отражением могущества этой организации в 1930-е годы. И в самом деле, что такое подстанция? Не Бог весть какое сооружение. Но #МосковскийМетрополитен мог позволить себе украсить его барельефами метростроевцев. Один из которых при взгляде сбоку действительно может вызвать улыбку.
Примерно такой же суд испанской инквизиции, как изображённый на этой знаменитой картине Франсиско де Гойи, принял в феврале 1568 года беспрецедентный в истории человечества вердикт о массовой смертной казни, приговорив к ней поголовно всё население Нидерландов. Эта мера, по замыслу инквизиторов, должна была покончить как с начавшимся несколькими годами ранее антииспанским национально-освободительным движением на территории «Нижних стран» (Paises Bajos), как до сих в Испании называют Нидерланды. Движение это носило ярко выраженный религиозный характер, поэтому поголовная смертная казнь позволяла Испании заодно решить и проблему протестантизма. К счастью, этот смертный приговор было невозможно привести в исполнение.
На этих фото — знаменитые и хорошо известные каждому бронзовые наездники с конями работы скульптора барона Петра фон Клодта, украшающие знаменитый Аничков мост в Санкт-Петербурге. Вот только сделаны эти снимки не в Северной столице, а в Неаполе и Берлине. Всё дело в том, что скульптуры для вновь построенного Аничкова моста П.Клодт отливал парами. Отлив в 1838 году первые две фигуры, скульптор принялся за две остальные. В 1841 году Аничков мост открылся с двумя первыми бронзовыми скульптурами и двумя гипсовыми, ожидавшими замены на новые. Как раз в этом году Пётр Клодт и завершил их отливку, но установить на место не успел: #император Николай I пришел в такой восторг от работы скульптора, что отправил свежеотлитые фигуры в подарок прусскому императору Фридриху Вильгельму IV. Клодт снова принялся за работу, отлил новые скульптуры, но и они простояли на Аничковом мосту всего 3 месяца. На этот раз император отправил их в Неаполь — в подарок королю Фердинанду II. И лишь после этого очередная пара скульптур заняла свое место на Аничковом мосту. После бомбардировки и разрушения Королевского дворца в Берлине в 1945 г.обе уцелевшие скульптуры переехали к дворцу правосудия в Кляйст-Парке. В Неаполе коней Клодта можно увидеть у главных ворот сада Королевского дворца.
У этого дома на Малой Никитской улице, где сейчас располагается посольство Туниса, дурная слава. Сам дом, разумеется, ни в чём не виноват. Он был построен в 1884 году для московского городского головы, потомственного дворянина и почётного мирового судьи Степана Алексеевича Тарасова. Несмотря на то, что Тарасов немало сделал в сфере благотворительность, его деятельность на Ниве городского управления не вошла в историю. После Тарасова особняк ещё не раз меня владельцев не перестраивался, пока в конце 1930 годов не был передан в распоряжение всемогущего главы НКВД и куратора всей оборонной промышленности НКВД Лаврентия Берии. С тех пор дом окутывали самые невероятные легенды. По словам московских старожилов, зная пристрастие Берии к совсем молоденьким девушкам некоторые мамы специально выводили своих дочек на прогулку по улице Качалова, как тогда называлась Малая Никитская. После расстрела Лаврентия Берии в 1953 году в Москве много говорили о якобы найденных в подвалах этого особняка скелетах замученных им девушек. А в наши дни ходят легенды о призраках, вздыхающих в здании по ночам, а также о невидимом автомобиле Берии, который подъезжает к особняку по ночам и звук которого можно услышать, если в этот момент находиться рядом с домом.
Этот полукруглый особняк с аптекой в самом начале улицы #Маросейка — часть бывшей городской усадьбы, в которую молодой граф Алексей Кириллович Разумовский выселил свою законную жену Варвару Шереметеву с 5-ю детьми. Сам же граф — сын многолетнего президента Российской академии наук и последнего гетмана Украины Кирилла Григорьевича Разумовского — построил себе шикарный дворец на Яузе (ныне ул.Казакова — второе фото) , где зажил со своей любовницей, родившей ему еще 10 детей, получивших (ввиду «незаконного» происхождения) фамилию Перовские. Кстати, одна из его правнучек — Софья Перовская — вошла в историю как участница убийства императора Александра II.
С этим неприметным одноэтажным домиком, расположенным на территории детского лагеря #Артек и известным как домик основателя лагеря Зиновия Соловьева, связана одна из самых таинственных историй Российской империи. В начале апреля 1826 года в возрасте 70 лет в нём умерла женщина, известная как графиня Гаше, она же Жанна де Валуа Бурбон, она же графиня де ля Мотт и она же — графиня де Круа. Некогда любимая фрейлина Марии Антуанетты, ставшая прообразом Миледи в романе Александра Дюма «Три мушкетера». После того, как в 1784 году она обманом завладела золотым ожерельем с 629 бриллиантами, предназначенным для мадам Дюбарри, фаворитки Людовика XV, она была разоблачена, бита кнутом, подвергнута клеймению и отправлена в Бастилию. Однако через два года бежала оттуда, в дни Великой французской революции 1791 года имитировала собственные похороны и под именем графини Гаше оказалась в Петербурге, где спокойно жила под покровительством Екатерины Великой. В 1824 году Александр I повелел аферистке удалиться от двора и поселиться в Крыму, где она и провела остаток своих дней в небольшом домике неподалёку от усадьбы графа Олизара (ныне санаторий им.Пушкина в Гурзуфе). Графиня Гаше была похоронена неподалеку от домика на кладбище, сохранилась даже фото надгробной плиты на её могиле. В советское время над кладбищем прошла автомобильная дорога, но ещё много лет любители мистики пытались вести здесь раскопки в поисках тех самых брильянтовых подвесок, которые, по слухам, графиня перед смертью закопала где-то поблизости.
До ХХ века купола церквей в России золотили, покрывая железные листы раствором золота в ртути, а затем обжигая их на костре, чтобы выпарить ртуть. Оставшееся золото плотно покрывало листы кровли. Однако способ этот сопровождался большим выбросом ядовитых паров ртути, что вело к тяжёлым отравлениям и смерти мастеров. Так, при золочении одного лишь Исаакивевского собора в Санкт-Петербурге от отравления ртутными парами погибли 60 мастеровых, что было зарегистрировано официально.
Этот замечательный лубок второй половины XVIII века из коллекции «Маленьких историй» являет собой образец политической пропаганды времён Екатерины Великой. Надпись на лубке, описывающая якобы обнаруженное «в Гишпании» неведомое животное, не должна вводить в заблуждение. На самом деле перед нами острая политическая сатира против Петра Великого и последователей его политического курса. Подобные лубки изготавливались в Москве в многочисленных мастерских в самом начале ул.Сретенка, отчего эта местность и получила название Лубянка. Заметим, что в Москве того времени было немало вельмож, не попавших в число новой петровский элиты и недовольных переездом столицы в Санкт-Петербург. О том, что на лубке изображен именно Петр, говорит не только портретное сходство, но и литеры «PP» на теле зверя («Petro Primo» — так Петра именовала Екатерина Великая, такая надпись содержится и на Медном всаднике в Санкт-Петербурге), а также многочисленные морские и «навигацкие» приспособления на его туловище. Не менее красноречивы волчьи сосцы на теле зверя, которые относят нас к волчице, вскормишей Ромула и Рема, — основателей Рима. Такой отсыл вполне очевиден как в свете основания Петром I города Санкт-Петербурга, так и той ревности, которую испытывала Москва к «Северной столице».
Изгиб Кремлёвской стены на участке вдоль берега Москва-реки между Благовещенской и Тайницкой башнями напоминает нам о грандиозном, но, к счастью, так и не реализованном проекте строительства Большого кремлёвского дворца великого архитектора Василия Баженова. Проект предусматривал практически полный снос кремлёвской стены, заменить которую должны были стены будущего дворца. В 1770 году Баженов разобрал большой участок кремлевской стены и приступил к созданию величественной мраморной лестницы, ведущей от Ивановской площади к Москва-реке. Однако начавшийся из-за строительных работ оползень едва не погубил соборы Кремля, и работы были остановлены. А начавшаяся в том же году эпидемия страшной чумы окончательно похоронила этот проект. Кремлевскую стену восстановили, но из-за оползней на этом участке она больше не была прямой.