Представляем вам еще один артефакт из нашей коллекции - сборник сатиры и лирики известного поэта Серебряного века Саши Черного, изданный в далеком 1913 году издательством «Шиповник».   Александр Михайлович Гликберг, вошедший в литературу под творческим псевдонимом Саша Черный. Этим загадочным псевдонимом будущий автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов был обязан цвету своих волос: в семье Гликбергов было пятеро детей, двоих сыновей назвали одинаково — Саша. Брат поэта получил прозвище «Белый», а темноволосый сатирик стал «Черным». Александр Михайлович написал более 40 книг и сборников, а также бесчисленное количество стихов. В дореволюционной России буквально каждый Человек Читающий знал его сочинения наизусть. О том, сколь хлесткими и колкими были его стихи, красноречиво говорит тот факт, что первая же публикация Черного в журнале «Зритель» от 27 ноября 1905 года (стихотворение "Чепуха") привела к конфискации номера и закрытию журнала «за подрыв государственных устоев и оскорбление личности государя». Искренне надеемся, что встречающиеся в стихотворении фамилии все еще говорят о чем-то нашим уважаемым читателям. Трепов — мягче сатаны, Дурново — с талантом, Нам свободы не нужны, А рейтузы с кантом. Сослан Нейдгарт в рудники, С ним Курлов туда же, И за старые грехи — Алексеев даже… Монастырь наш подарил Нищему копейку, Крушеван усыновил Старую еврейку… Сашу Черного многие называли пессимистом. Отчасти так оно и было. Вот, например, вошедшее в наш сборник стихотворение от 1909 года: Середина мая и деревья голы... Словно Третья Дума делала весну! В зеркало смотрю я, злой и невеселый, Смазывая йодом щеку и десну. Кожа облупилась, складочки и складки, Из зрачков сочится скука многих лет. Кто ты, худосочный, жиденький и гадкий? Я?! О нет, не надо, ради бога, нет! А в 1911 году Саша Черный сочинил поэтическую отповедь всем, кто считал его самого озлобленным, а его творчество - наполненным пессимизмом: В литературном прейскуранте Я занесен на скорбный лист: "Нельзя, мол, отказать в таланте, Но безнадежный пессимист". Ярлык пришит. Как для дантиста Все рты полны гнилых зубов, Так для поэта-пессимиста Земля - коллекция гробов. Конечно, это свойство взоров! Ужели мир так впал в разврат, Что нет натуры для узоров Оптимистических кантат? Стихотворение "Больному" Саша Черный написал в 1910 году. Поэт в нем доверительно переходит на "ты" со своим читателем. Он перечисляет все те маленькие радости жизни, котopые временно скрывает черная туча апатии, уверяет, что не все счастливые минуты еще прожиты, и что периоды депрессии случаются с каждым. Но это не повод отчаиваться. Это, пожалуй, одно из самых вдохновляющих стихотворений в творчестве Саши Чёрного. Его монолог лечит больную душу эффективнее любых антидепрессантов и горячительных напитков. Есть горячее солнце, наивные дети, Драгоценная радость мелодий и книг. Если нет — то ведь были, ведь были на свете И Бетховен, и Пушкин, и Гейне, и Григ... Есть незримое творчество в каждом мгновенье - B умном слове, в улыбке, в сиянии глаз. Будь творцом! Созидай золотые мгновенья. B каждом дне есть раздумье и пряный экстаз... Бесконечно позopно в припадке печали Добровольно исчезнуть, как тень на стекле. Разве Новые Встречи уже отсияли? Разве только собаки живут на земле? Если сам я угрюм, как голландская сажа (Улыбнись, улыбнись на сравненье моё!), Этот чёрный румянец — налёт от дренажа, Это Муза меня подняла на копьё. Оставайся! Так мало здесь чутких и честных... Оставайся! Лишь в них оправданье земли. Адресов я не знаю — ищи неизвестных, Как и ты, неподвижно лежащих в пыли. Если лучшие будут бросаться в пролёты, Скиснет мир от бескрылых гиен и тупиц! Полюби безотчётную радость полёта... Разверни свою душу до полных границ. Будь женой или мужем, сестрой или братом, Акушеркой, художником, нянькой, врачом, Отдавай — и, дрожа, не тянись за возвpaтом. Bce сердца открываются этим ключом. Есть ещё острова одиночества мысли. Будь умён и не бойся на них отдыхать. Там обрывы над тёмной водою нависли - Можешь думать... и камешки в воду бросать... A вопросы... Boпросы не знают ответа - Налетят, разожгут и умчатся, как корь. Соломон нам оставил два мудрых совета: Убегай от тоски и c глупцами не спорь. А это лирическое стихотворение - на смерть Чехова: В наши дни трехмесячных успехов И развязных гениев пера Ты один, тревожно-мудрый Чехов, С каждым днем нам ближе, чем вчера. Сам не веришь, но зовешь и будишь, Разрываешь ямы до конца И с беспомощной усмешкой тихо судишь Оскорбивших землю и Отца. И в завершение напомним вам отрывок из эссе Венедикта Ерофеева "Саша Черный и другие": "На днях я маялся бессонницей, а в таких случаях советуют или что-нибудь подсчитывать, или шпарить наизусть стихи. Я занялся и тем и этим, и вот что обнаружилось: я знаю слово в слово беззапиночным образом 5 стихотворений Андрея Белого, Ходасевича - 6, Анненского - 7, Сологуба - 8, Мандельштама 15, а Саши Черного только 4, Цветаевой - 22, Ахматовой - 24, Брюсова - 25, Блока - 29, Бальмонта - 42, Игоря Северянина 77. А Саши Черного - всего 4. Меня подивило это, но ненадолго. Разница в степени признания тут ни при чем: я влюблен во всех этих славных серебрянновековых ребятишек, от позднего Фета до раннего Маяковского, решительно во всех, даже в какую-нибудь трухлявую Марию Моравскую, даже в суконно-кимвального Оцупа. А в Гиппиус - без памяти и по уши. Что до Саши Черного - то здесь приятельское отношение, вместо дистанционного пиетета и обожания. Вместо влюбленности - закадычность. И "близость и полное совпадение взглядов", как пишут в коммюнике. Все мои любимцы начала века все-таки серьезны и амбициозны (не исключая и П.Потемкина). Когда случается у них у всех, по очереди, бывать в гостях, замечаешь, что у каждого чего-нибудь нельзя. "Ни покурить, ни как следует поддать", ни загнуть не-пур-ля-дамный анекдот, ни поматериться. А в компании Саши Черного все это можно: он несерьезен, в самом желчном и наилучшем значении этого слова. Когда читаешь его сверстников-антиподов, бываешь до того оглушен, что не знаешь толком, "чего же ты хочешь". Хочется не то быть распростертым в пыли, не то пускать пыль в глаза народам Европы; а потом в чем-нибудь погрязнуть. Хочется во что-нибудь впасть, но непонятно во что, в детство, в грех, в лучезарность или в идиотизм. Желание, наконец, чтоб тебя убили резным голубым наличником и бросили твой труп в зарослях бересклета. И все такое. А с Сашей Черным "хорошо сидеть под черной смородиной" ("объедаясь ледяной простоквашей") или под кипарисом ("и есть индюшку с рисом"). И без боязни изжоги, которую, я заметил, Саша Черный вызывает у многих эзотерических простофиль". Нам останься добавить, что издательство “Шиповник”, выпустившее наш сборник, было основано в 1906 году в Санкт-Петербурге художником-карикатуристом Зиновием Гржебиным и скрипачом Соломоном Копельманом. Свою широкую популярность “Шиповник” обрел благодаря публикации большого количества поэтических сборников и альманахов как хорошо известных российских и зарубежных, так и начинающих авторов, среди которых было немало представителей поэзии Серебряного века.