Война в Испании | Маленькие истории С этим красивым старинным зданием в Настасьинском переулке, 3 в самом центре Москвы связана одна из главных тайн Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. Согласно легенде, в подвалах этого почти сказочного дома, построенного в начале XX века в форме старинного купеческого сундука для Российской ссудной казны (государственное финансовое учреждение Российской империи, призванное предоставлять небольшие – до 1000 рублей – ссуды мелким купцам и предпринимателям под небольшие проценты) в ноябре 1936 года были тайно складированы вывезенные из Испании по предложению республиканского правительства 510 тонн золота – практически весь золотой запас страны, четвертый по объему в мире. Решение об отправке золота в СССР приняли руководители республиканского правительства Испании – премьер-министр Франсиско Ларго Кабальеро и министр финансов Хуан Лопес Негрин года. По мнению некоторых историков, предложение вывезти на хранение золото в Советский союз поступило от И.В.Сталина как ответ на просьбы республиканского руководства Испании увеличить поставки советского вооружения для окружённой войсками генерала Франко столицы страны – города Мадрида. Якобы шифрованная телеграмма с этим распоряжением поступила в адрес заместителя главного военного советника СССР в Испании по контрразведке Александра Михайловича Орлова (имевшего удостоверение НКВД на имя Льва Никольского – настоящее имя Лев Фельдбин) и советского полпреда в Испании Марселя Израилевича Розенберга от самого наркома МВД СССР Николая Ежова. Впрочем, никаких документов на этот счёт в советских архивах не сохранилось. Зато – и, по-видимому, не случайно – сохранился протокол №44 заседания Политбюро ЦК ВКП(б), из которого следует, что СССР “согласился принять на хранение золотой запас” в ответ на запрос испанского правительства от 15 октября 1936 года. Так или иначе, но 20 октября в порту испанского города Картахена началась погрузка золота на советские теплоходы “КИМ” (Коммунистический союз молодежи), “Кубань”, “Нева” и “Волголес”. Общий объем золота составил около 510 тонн, упакованных в 7800 деревянных ящиков. По тем временам он оценивался почти в 800 млн долларов. Из порта испанской Картахены корабли доставили груз в Одессу, откуда он был перевезен в помещение Гохрана на Настасьинском переулке, а затем - в одно из зданий Центрального банка на Неглинной улице. Участники этой операции получили повышение в звании, в том числе майор НКВД Никольский – как сообщала “Правда” – был награждён Орденом Ленина “за выполнение важного правительственного задания”. Впрочем, это не помешало А.Орлову всерьез опасаться своего ареста, и в июле 1938 года он сбежал сначала в Канаду, а затем и в США, пригрозив в своём письме наркому НКВД Н.Ежову в случае преследования раскрыть известную ему агентурную сеть СССР в Испании и Европе. Впервые о судьбе испанского золота в мире заговорили после выхода в США в 1953 году книги А.Орлова, в которой он, впрочем, не раскрыл ни одного важного государственного секрета и не выдал известных ему агентов. Согласно неофициальной версии, стоимость вывезенного испанского золота была перекрыта уже к 1938 году затратами СССР на помощь республиканскому правительству Испании.
Другие записи сообщества
Из коллекции | Имена Он родился в Ялте, жил в Санкт-Петербурге, но был настоящим москвичом - не только по прекрасному знанию Первопрестольной, но и по паспорту. Григорий Георгиевич Москвич (1860-1942) - человек, открывший для россиян жанр путеводителя, был заядлым путешественником, краеведом, издателем и едва ли не первым туроператором: не ограничиваясь составлением путеводителей по России, он организовывал для всех желающих туры на теплоходах, поездах и даже автомобилях. Редкая фамилия Москвич не была псевдонимом, а перешла к нему от отца, державшего торговую лавку. Григорий Георгиевич с юности много времени проводил в путешествиях, а в 1888 году решил основать собственное издательство, специализирующееся на выпуске путеводителей: повсеместное распространение пароходов и железной дороги во второй половине XIX века сделали дальние поездки доступными для широких слоев россиян, повсеместно стали появляться курорты, и спрос на издаваемые Москвичом путеводители был как никогда высок. Тем более, что в них Григорий Георгиевич не ограничивался лишь живописанием природы и исторических достопримечательностей, но и давал массу важных для путешественников полезных сведений, например, о расписании движения поездов и пароходов, стоимости билетов и местных гостиниц, расположении магазинов и рынков, медицинских учреждениях и частных врачах, о примечательной местной продукции, которую следует попробовать в ресторанах или купить. За свои почти 40 лет работы Григорий Москвич выпустил 14 путеводителей по различным местам и городам Российской империи. Все его путеводители – по Крыму, Кавказу, Волге, Варшаве, Одессе, Финляндии, Санкт-Петербургу, Кавказским минеральным водам – представляли собой удобные книжечки красного цвета, легко помещавшиеся в карман, как и Путеводитель по Москве 1911 года, представленный в коллекции "Маленьких историй". Эти справочники выдержали 223 издания общим тиражом 825 тысяч экземпляров. Каждому из них Москвич давал эпиграф: «Знание своего Отечества необходимо каждому, желающему с пользой для него трудиться». В 1927 году Григорий Москвич вернулся в Ялту, а в 1942 году погиб в созданном там нацистами еврейском гетто.
Из коллекции | Куриозный фонарь Перед вами - редкий экземпляр “Волшебной лампы” (Laterna Magica) или, как его называли в России, "куриозного фонаря" – одного из первых в мире серийных диапроекторов и пластинок к нему, выпущенного в 1866 году Фабрикой Оптических и механических товаров Эрнста Планка (Ernst Plank Fabrik Optischer und Mechanischer Waren) из г.Нюрнберга (Германия). Фабрика Планка считалась лидером по производству технологических игрушек того времени – диапроекторов, паровых машин, оптических приборов – именно благодаря ей Нюрнберг во второй половине XIX века стал вторым по величине центром игрушек в Европе. Изделия Эрнста Планка отличались изысканным дизайном, использованием отличных материалов и высочайшим качеством, благодаря которому многие из них исправно работают до сих пор. В состав набора из коллекции “Маленьких историй” входит собственно диапроектор, керосиновая лампа к нему, набор слайдов, а также оригинальная упаковочная коробка с эмблемой. Как ни странно, диапроекторы и фильмы к ним появились не только раньше кинематографа, но даже задолго до изобретения фотографии - аж в XVII веке. В 1646 году монах-иезуит Афанасий Кирхер описал «волшебный фонарь» в своей книге «Магическое искусство света и тени». Доподлинно не известно, был ли сам Кирхер изобретателем этого прибора или только дал его описание. Есть версия, что изобретателем его мог стать голландский физик Христиан Гюйгенс, а Кирхер лишь популяризировал и усовершенствовал его. Впрочем, принцип действия "волшебного фонаря" или диапроектора остается неизменным: картинки через специальную оптико-механическую цепь, позволяющую увеличивать и перемешать изображение, проецируются на какую-либо светлую поверхность. В качестве источника света сначала использовали свечу, затем её заменил масляный фонарь. Рисунки наносили на кусочки прозрачной слюды, позже стали использовать стекло. В XVIII веке «Волшебный фонарь» был одним из самых популярных домашних развлечений . Известно, что Вольтер обожал развлекать гостей собственноручно нарисованными картинками, причем чаще всего он показывал сюжеты о своих политических противниках. Одна из современниц великого мыслителя упоминала, что Вольтер постоянно ходил с обожженными пальцами — по рассеянности он нередко опрокидывал себе на руку лампу «волшебного фонаря», когда поправлял фитиль. Россия не была исключением — здесь «волшебный фонарь» был также весьма распространен в богатых домах. Еще в 1756 году газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала, что на Васильевском острове устраиваются платные сеансы просмотра «волшебного фонаря»: «У трактирщика Карла Цедера можно видеть куриозный фонарь, который охотникам показывать будет ежедневно по вечерам с начала до исходу 9 часа, а за смотрение сего фонаря каждая персона платить имеет по 10 копеек… охотникам объявляется, что оный фонарь продан быть имеет”. Таким образом, к концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Когда ученые изобрели сплошную фотопленку с желатиновым покрытием, стало возможным устраивать массовые показы — чаще в развлекательных, реже в просветительских целях. В то время эти сеансы назывались «туманными картинами», а сам сеанс заключался в том, что ведущий менял на экране картинки, а кто-нибудь сопровождал показ комментарием или чтением вслух. Позже, уже перед самой революцией, стали выпускать диафильмы со специальными брошюрами с «разъяснительным» покадровым текстом. Собственно, и сами слова «диафильм» и «диапроектор» (приставка «диа» означает «сплошной, от начала до конца») появились примерно в то время. После революции и гражданской войны практику применения диапроекторов постепенно возродили. Появление диапроекторов было связано с необходимостью нести пропаганду в самые отдаленные уголки страны. Неслучайно первый советский диапроектор назывался «Избач» – так именовалась должность руководителя «красной избы» или «избы-читальни», основного культурного учреждения в глухих деревнях.
#СтоялТамДом Мечта летит на мост Кузнецкий, Как только пробил пятый час. Там - царь девичих идеалов - В высоких ботиках Качалов Проходит у дверей Ралле И отражается в стекле Изысканного магазина, Откуда льётся аромат. Здесь сделала мне шах и мат Твоя прелестная кузина, И пусть мой прах сгниёт в земле - Душа летит к дверям Ралле... С.М.Соловьёв На этом снимке начала XX века - тот самый магазин Товарищества высшей парфюмерии А.Ралле в пассаже Солодовникова что на Кузнецком мосту (располагался на месте нового здания ЦУМа). На другом снимке - страница стихотворного сборника "Цветник царевны", выпущенного в 1913 году поэтом Сергеем Михайловичем Соловьёвым - внуком и полным тёзкой знаменитого историка, племянником не менее знаменитого философа и дальним родственником А.Блока. Через пять лет после выхода этих стихов фабрика А.Ралле будет переименована большевиками в "Государственную мыловарню №4 треста "Жиркость" (ныне фабрика «Cвобода»), а её главный парфюмер Эрнест Бо в эмиграции создаст аромат, ныне известный как CHANEL ШАНЕЛЬ №5 . Поэт Сергей Михайлович Соловьёв в том же году, когда вышел его сборник стихов, окончит Московский университет и примет священный сан, а позже перейдет в редкую для Россию общину католиков восточного обряда. Почти 20 лет спустя, в 1931 году, С.М.Соловьёв будет арестован, во время следствия психически заболеет и десять лет спустя умрет в клинике для душевнобольных в Казани. А в 1941 году во время бомбёжки будет разрушен и бывший пассаж Солодовникова, и в течение долгих лет на этом месте будет сквер, позже застроенный новым зданием ЦУМа... #ИсторияМосквы #Парфюмерия #ФабрикаСвобода #ЦУМ #РоссийскаяИмперия #ИзКниг
#ДобраяМосква Нам уже никогда доподлинно не узнать, кем же была московская мещанка Мария Михайловна Нестерова, которая в 1893 году, менее чем за год до своей кончины, решила передать на благотворительность принадлежавший ей земельный участок с домиком на Щипке в Москве. Годы её жизни и некоторые другие обстоятельства указывают на то, что дарительница могла быть не кем иным как матерью известного художника Михаила Васильевича Нестерова, в 1874 году отправившегося из родной Уфы покорять техническое училище в Москве, однако не выдержавшего экзамены и избравшего себе стезю живописца. Впрочем, это лишь смелое предположение, зато доподлинно известно другое: решение о передаче земли и дома на богоугодное дело принималось Марией Михайловной ответственно, и она даже советовалась на эту тему со своим душеприказчиком - присяжным поверенным Московской судебной палаты Петром Александровичем Вышеславцевым, отцом будущего русского философа, богослова и попутно эмигранта-антисоветчика Бориса Петровича Вышеславцева. Не сильно доверяя всевозможным фондам и товариществам вспоможения, Мария Михайловна поставила условие - в подаренном ею доме должен непременно располагаться приют для детей. В том же 1893 году было составлено завещание, в котором дом с участком отписывались в пользу "Общества попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях в Москве", созданного ещё в 1876 году по инициативе князя Михаила Ивановича Хилкова (действительного статского советника и будущего министра путей сообщения Российской империи). А ещё год спустя, после смерти дарительницы, на принадлежавшем и переданном ею участке началось строительство небольшого двухэтажного дома будущего приюта на 50 человек с большим задним двором и участком. Благо, вместе с недвижимостью щедрая Мария Михайловна завещала обществу 32000 рублей капитала. Целое состояние по тем временам! До этого денег у "Общества попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях в Москве" было не так много, а потому появление собственного приюта стало важнейшим событием в его жизни. Если до того Общество и его подопечные ютились где придётся - на частных квартирах, подмосковных дачах и даже некоторое время в церкви Петра и Павла на Новой Басманной, то теперь его участники направили петицию Великой княгине Елисавете Феодоровне (супруге Великого князя Сергея Александровича Романова), и та милостиво взяла Общество под своё покровительство, а 20 декабря 1895 года даже приняла участие в торжественном освящении и открытии нового здания приюта на Щипке, построенного на бывшем участке Нестеровой. О здании этом в отчёте Общества было написано так: "По внутренним качествам дом может удовлетворить самому строгому требованию. В верхнем этаже больших размеров рекреационный зал и рядом с ним гардеробная комната, отделяемые большим, во всю длину здания, коридором от помещающихся по противоположную сторону большой рабочей комнаты, двух классных и приемной. Размеры комнат, количество света и, в особенности, благодаря высоким потолкам и хорошей вентиляціи, обилие воздуха, как в этом этаже, так и в нижнем, не оставляют желать ничего лучшего. Верхний этаж, таким образом, представляет собою как бы школьную часть приюта. В нижнем же этаже находятся спальня, состоящая из двух больших комнат, помещения для надзирательницы приюта и учительницы. Кроме того, имеется обширная столовая, а также больничка для детей со всеми принадлежностями для первоначальной помощи при легких заболеваниях. При этом имеется также удобное помещение для прислуги приюта, склады для дров, погреб для хранения провизии, а во дворе устроена отдельная прачечная. В числе прочих удобстве можно указать на проведенную воду и на имеющийся при доме не большой, но тенистый сад". Надо заметить, что приюту Марии Михайловны повезло. С момента своего основания и до наших дней здесь звучат детские голоса. И хотя справа и слева к зданию примкнули жилые дома, само оно продолжает нести своё доброе дело - до недавнего времени в нём располагался детский сад №841, а теперь - дошкольное отделение школы №627, по сути, тот же детский сад. А вот дореволюционных фотографий Нестеровского приюта в открытых источниках встретить трудно, поэтому мы решили сами восполнить этот пробел и опубликовать три редких снимка, датируемых предположительно 1895-1900 годами, то есть первыми годами работы приюта. Это снимки самого здания приюта, групповое фото первых воспитанников на фоне траурного портрета Александра III (умер в 1894 году) и спальной комнаты с кроватями. С расстояния наших дней, глядя на лица первых воспитанников приюта, трудно не процитировать трогательное стихотворение, взятое нами с сайта нынешней школы №627, располагающейся в тех же исторических стенах: В Москве на улице «Щипок» Стоит старинный теремок Ему уже почти два века А он и строен и высок. Его в старинные года Приютом детским называли По всей Москве сирот-детей В приют тот собирали <...> Наш дом 12 крепкий, теплый, И в нем с утра полно ребят, Внутри идет, кипит работа, Живет и дышит Детский сад Пускай мелькают лица, годы Но для детей дом стал своим, И, приютив сирот однажды, Для очень многих стал родным. #СтоялТамДом #МосковскиеЗаписки #РоссийскаяИмперия
#ИзКниг «Власть, правительство, война, закон, наказание и тысяча других вещей не имели соответствующих терминов на языке гуигнгнмов». 5 ноября 1715 года Гулливер, герой романа Джонатана Свифта, завершил свое последнее плавание, вернувшись, наконец, на родину из страны гуигнгнмов - расы разумных добрых лошадей, сумевших построить гуманное общество, не знавшее войн, лжи, подлости и измены. Первоначально, попав в страну обитания гуигнгнмов, Гуллиевр долго пытался найти хозяина этих удивительных лошадей, пока не понял, что животные живут самостоятельно согласно собственным мудрым и гуманным законам. При этом самого Гулливера обитатели гуигнгнмы сочли одним из "еху" - злобных человекообразных приматов, которые выполняли у гуигнгнмов тяжелую работу. В результате Гулливеру не без некоторого сожаления пришлось покинуть эту удивительную сказочную страну, управлявшуюся столь разумными и гуманными законами. #Цитаты #Литература #Даты #Классика #Гулливер