А вы знали.... Древние римляне носили носки с сандалиями Древние римляне, по всей видимости, беззастенчиво совершали одно их худших преступлений против моды. Исследователи обнаружили 2000-летнию сандалию, изнутри которой сохранились волокна ткани. Носки! Если говорить серьёзно, этот археологическая находка имеет большое значение: это один из немногих сохранившихся объектов, имеющий отношение к древнеримской промышленности. Ранее были найдены остатки водяной мельницы, использовавшейся для производства муки в армейских нуждах, а также для изготовления предметов одежды и керамики.
Другие записи сообщества
Убитым врагам они (Кельты) отрубают головы и вешают их на шеи своих коней, а окровавленные доспехи врагов передают слугам и увозят военную добычу, распевая боевые песни и победный гимн. Лучшую часть добычи они прибивают к стене своего дома, как бывает поступают с добычей охотники. Головы наиболее выдающихся из врагов они бальзамируют кедровым маслом и бережно хранят в ларцах, показывая затем гостям и похваляясь тем, что или кто-то из предков, или их отцы, или сами они не приняли предлагаемого за ту или иную голову выкупа. Говорят также, что некоторые из них гордятся тем, что не приняли за такую голову золота равного ей по весу, являя тем самым некое варварское великодушие не потому, что благородно не продавать доказательства своей доблести, но потому, что враждовать с соплеменниками погибшего — зверство.
Первая железная дорога Изобретение автоматизированного транспорта – это не сегодняшняя реальность – люди задумывались об этом еще в древности. Две с половиной тысячи лет назад древние греки переживали расцвет своего могущества, их идеи, вещи, язык и культура доминировали везде – от древнего Карфагена на западе до современной Турции на востоке. Но у греческой цивилизации была трудноразрешимая задача: как избежать необходимости плыть тысячи километров по морю, если можно преодолеть 4 мили по суше? Допустим, вы едете из Афин на Сицилию. Садитесь на корабль и плывете через Пелопоннес. Вам мешают течения, ветры, 200-метровые горы – идеальные условия для пиратов, которые обитали на полуострове, сбрасывали за борт моряков и захватывали корабль. Плавать этой дорогой было опасно. Навигационный кошмар заставил греков начать в 19 веке эпохальную стройку. Сегодня мы видим плоды их труда. Это одно из чудес современной Греции – Коринфский канал. Он глубоко вдается в отвесные скалы и имеет ширину 25 метров. Это триумф инженерной мысли. Но он был закончен в 1893 году, на 2 тысячи лет позднее, чем хотели древние греки. Как древнегреческие инженеры собирались справиться с этой невыполнимой миссией? Первым человеком, которому пришла в голову мысль о переправке кораблей через диолк, был тиран Периандр, правивший в 6 веке до н.э. Он понял, что построив дорогу, он сможет улучшить транспортное движение, перетаскивая корабли с одной стороны на другую. Сейчас мы считаем, что эта простая дорога из известняка – ключ к гениальному изобретению греков. Древние греки использовали один из первых тягачей в истории – древний кран, чтобы поднимать супер корабли из воды. С помощью сложной системы блоков суда затаскивали на тележки орды рабов и быков. Тележки двигались по установленным рельсам – это первая древняя железная дорога. Речь идет не о машине, у которой две оси и четыре колеса – там было много осей и множество колес. Переправляясь по диолку, нужно было строго попадать в углубления, иначе корабль мог перевернуться. Более 1300 лет благодаря диолку процветала эта торговая империя в центральном Средиземноморье. Но все же греки упустили величайшую возможность в истории. В 1 веке блестящий изобретатель Герон Александрийский придумал первый в мире паровой шар. Если бы он пошел чуть дальше, возможно, у нас уже тогда была бы автоматизированная железная дорога.
Какое традиционное представление о древнегреческих статуях ошибочно? Долгое время считалось, что древнегреческие скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.
Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд? — В ответ на пинки во время уличных споров. Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует переход в греческой философии от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.
Браслет царицы Аххотеп. Ок. 1530 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло...
Педагог обучает грамоте мальчика из богатой семьи.Древний Рим
Хепри (Хепера, Хапер) — древнейший бог утреннего Солнца (не стоит пуать его с Ра — дневным светилом и Атумом — заходящим солнцем). Изображался он как человек с головой навозного жука-скарабея, или просто как скарабей. Иногда он выглядел как жук с расправленными крыльями и держащий в лапках огненный шар. Это точный символ молодого, восходящего Солнца, которое победило тьму и возродилось, чтобы принести новую жизнь. Поскольку скарабеи скатывают из навоза шарики и толкают к жилищу, они олицетворяли силы, которые двигают по небу и Солнце. Свою работу Ночью бог не прекращал и ночью, катая светило под Землёй. На многих древних изображениях можно увидеть Хепри за работой. Имя этого бога переводится как «возникший», так как считалось, что он создал себя сам. В папирусе Нес-Мену говорится, что Хепри первым вышел из мирового океана Нун. Он сказал «Хепри» — и родился Хепри. В «Книге мёртвых» приводятся такие его слова: «Хепри стану я, превращающийся в первовещество, я прорастаю с помощью всемирной силы зарождения». Когда он поднялся, то вокруг была лишь пустота и не оказалось ничего, на чем можно было стоять. Тогда он произнес название места, на котором хотел стоять, и такое место возникло. После этого Хепри слился со своей собственной тенью, и таким образом породил от своего тела потомство — богов Шу и Тефнут. Согласно легенде, это случилось в городе Он (Гелиополь). Поскольку жуки-навозники откладывают яйца в шарики навоза и трупы животных, египтяне считали, что скарабеи рождаются из мертвой плоти, символизируя перерождение. Как и скарабей, Хепри олицетворяет такое же возрождение в новом теле после смерти.
Дорифор Дорифор - знаменитая в древности статуя греческого скульптора Поликлета, представлявшая обнаженного, идеально сложенного, молодого человека, держащего на своем плече копье. Статую эту считали образцом идеальной соразмерности частей и форм мужской фигуры, достигшей окончательного развития. Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью; что он применил к ней с геометрическою точностью те пропорции, на которые было указано им в особом сочинении как на самые правильные и необходимые для придания изображениям человеческого тела безукоризненной красоты. Подлинное произведение Поликлета не дошло до нас, но за более или менее близкие к ней копии историки искусства и археологи принимают статуи копьеносцев, хранящиеся в неаполитанском национальном музее, в Браччио-Нуово ватиканского музея, в Риме и многих других
Фрагмент росписи гробницы Неферкара Сетепенра Рамсеса IX
Ко́ммод (реальный исторический прототип персонажа Коммода в фильме Гладиатор)(лат. Lucius Aelius Aurelius Commodus; 31 августа 161, Ланувий — 31 декабря 192, Рим) — римский император последний представитель династии Антонинов, сын Марка Аврелия и Фаустины Младшей. В момент смерти отца находился в войсках. Первым мероприятием стало прекращение уже почти законченной войны с маркоманами (германцами). Возвратился в Рим, где немедленно устроил праздничные игры. Отказался от экспансионистской политики в других областях империи. Заключил мир с даками и сарматами. В период его правления происходили волнения в провинциях (Британии, Германии, Дакии), но их удалось усмирить с помощью армии. Создал африканский флот. Популистские мероприятия первых лет сделали Коммода почитаемым в народе, но вскоре стало ясно, что его правление положило конец так называемой эпохе «пяти добрых императоров». Он практически не занимался государственными делами, предпочитая им развлечения и разврат. Все годы его императорства сопровождались истощением казны и огромными хищениями. В гареме Коммода было несколько сот женщин и столько же молодых мальчиков. По словам современников, он испробовал все способы разврата. Среди его пристрастий фигурирует подкладывание кала в изысканные кушанья, ношение женской одежды и игры во врача с препарированием живых людей. Обожал выступать в роли гладиатора (секутор), хотя выступление свободных граждан на гладиаторской арене считалось бесчестьем (лат. infamia). Хорошо знал это ремесло и владел мечом. При этом нисколько не стеснялся выставлять свои таланты на всеобщее обозрение. На глазах народа сам дрался на арене и умерщвлял диких животных. Приказал тщательно фиксировать все свои выступления. Провёл 735 битв. Требовал своего обожествления и принимал высокопарные титулы. Считается, что он даже собирался сжечь город, как свою колонию. Был поклонником восточных культов. Носил на голове изображение бога Анубиса. Появлялся в одеянии жреца Изиды. Участвовал в самоистязательных религиозных ритуалах. В последние годы правления стал отождествлять себя с Геркулесом, требуя от Сената называть себя не Коммодом сыном Аврелия, а Геркулесом сыном Юпитера. По его требованию месяц август стали называть коммодом, сентябрь — геркулесом, октябрь — непобедимым, ноябрь — преодолевающим, декабрь — амазонским. В 190 году переименовал Рим в Город Коммода. Сенат не возражал и удовлетворял все самые экстравагантные просьбы императора. В первый же год против императора созрел заговор. Организатором стала сестра Коммода Анния Луцилла. К императору подослали убийцу, однако тот раньше времени выдал свои намерения. Он вошёл к Коммоду с заявлением: «Вот что посылает тебе сенат» и сразу был схвачен стражей. Все заговорщики были казнены, а Луцилла сослана на Капри, где умерла через несколько лет. После этого случая Коммод стал панически бояться заговоров и на каждое малейшее подозрение отвечал казнями. Репрессировал многих видных сенаторов. Свою жену, Бруттию Криспинну, он убил, когда однажды уличил в прелюбодеянии. Поскольку император жил в воображаемом мире, имея весьма специфическое представление о реальности, решение государственных вопросов оказалось в руках его фаворитов. Три года бразды правления держал сопрефект претория Тигидий Перенн. Он был особо непопулярен в Британских легионах, которые в конце концов потребовали от императора сместить всесильного сановника. Перенна обвинили в намерении занять трон, и по приказу Коммода он, вместе с женой и детьми, был убит преторианцами. После этого случая Коммод сделал нужные выводы, и командиры преторианцев стали меняться с головокружительной быстротой. Эта должность потеряла свою значимость. Всё стал решать императорский спальник — вольноотпущенник Клеандр, получивший исключительный титул «кинжал» (лат. a pugione). При нём расцвела невиданная ранее коррупция и торговля государственными должностями. В 190 году противники Клеандра намеренно вызвали недостаток продовольствия в столице, а затем натравили на сановника толпу. Подавляя волнения, Клеандр применил армию, тогда рассвирепевший народ окружил императорский дворец и потребовал казни. Коммод, не колеблясь, выполнил требование, и тогда волнения прекратились. 1 января 193 года Коммод собирался отпраздновать своё вступление на пост консула и хотел прямо на церемонии появиться в гладиаторском облачении. Но этим планам не суждено было осуществиться. Новый префект претория Квинт Эмилий Лет, любовница императора Марция и управляющий двором вольноотпущенник Эклект приняли решение избавиться от неадекватного императора. Городской префект Пертинакс присоединился к заговору в обмен на обещание сделать его императором. Марция напоила Коммода отравленным вином. Яд не дал ожидаемого эффекта, и тогда императора задушил раб, атлет Нарцисс, с которым Коммод занимался борьбой. Это произошло как раз накануне планируемого императором праздника, 31 декабря.