Консуалии ( лат Consuales Ludi, Consualia) — древнеримские празднества и игры в честь бога Конса. По легенде, основоположником праздника являлся Ромул, он якобы нашёл алтарь, посвящённый богу, в земле. Именно во время проведения консуалий римляне украли сабинянок. Празднества открывались ежегодно в цирке символической церемонией открытия алтаря, посвящённого богу. Торжества начинались 21 августа конными бегами и гонками на колесницах. Во время празднеств лошади и мулы не использовались в работах и украшались гирляндами и цветами.
Другие записи сообщества
5 нелепых мифов об античных цивилизациях, в которые все верят. Сведения людей об античных цивилизациях Рима и Греции обычно исчерпываются полузабытой школьной программой или популярными телепередачами. Но случается так, что их создатели не удосуживаются проверять факты или просто их искажают в угоду зрелищности — это похоже на то, как если бы будущие поколения судили о нашей эпохе по комиксам и фильмам о супергероях. 1. Сумасшедшие оргии и разврат Многим представляется, что в Древнем Риме жители постоянно коротали время между военными походами и разнузданными празднествами, во время которых проходили безумные оргии. Однако, ненасытная любовь римлян к такому «активному отдыху» сильно преувеличена. О происходившем на торжествах мы узнаём, как правило, из слухов, что ходили среди простых горожан, не допущенных на «таинство», и более поздних пересказах, услышанных от якобы «участников». Большинство небогатых обитателей Рима были предельно целомудренны в проявлениях интимной жизни, занимаясь сексом исключительно по ночам или в полной темноте, почти не раздеваясь. Конечно, знать иногда предавалась страсти прямо на глазах у прислуги, но лишь потому, что считала плебеев чем-то вроде мебели. Кому потребовалось подогревать слухи о повальной сексуальной распущенности? Всё просто — ранним христианам: приверженцам новой веры необходимо было создать образ тотально развращённого и насквозь прогнившего римского общества, и первые авторы в записях усердно фантазировали на тему «Посмотрите, что они вытворяют!». Христианство заговорило о высокодуховных добродетелях и морали: проповедники призывали отречься от развратных языческих ритуалов и позаботиться, прежде всего, о бессмертной душе, поэтому и заклеймили позором всех римлян без разбору. 2. Римляне были белолицыми европейцами Если вас попросят вообразить типичного римлянина, результат будет примерно таким: белый широкоплечий мужчина европейского типа в шлеме с пучком красных волос и одетый в тогу — именно такими их изображают в современных художественных (иногда и документальных) фильмах. Если обратить внимание, какую территорию занимала Римская империя на карте Древнего мира, выясняется, что у большинства античных жителей внешность, скорее всего, была достаточно далека от «среднестатистического европейца». В гигантском этническом котле «варились» народы Северной Африки и Западной Азии, евреи, греки, сами римляне и другие, более мелкие племена и культуры. При этом захватчики-римляне почти никогда не настаивали на отречении побеждённых народов от их обычаев, религий и языков. О толерантности обитателей империи говорит и то, что, по крайней мере, два их правителя были родом из Северной Африки — Луций Септимий Север (родился в Лептис-Магне на территории современной Ливии, император со 193-го по 211-й год н. э.) и Марк Оппелий Макрин (родом из Кесарии Мавританской, ныне город Шершель, Алжир; правил с 217-го по 218-й год н. э.). Империя проводила гибкую политику в отношении всех этих многочисленных кельтов, иудеев, мавров и галлов — главное, чтобы они исправно платили налоги, соблюдали римские законы и служили в римской армии: для освоения и заселения присоединённых земель у столицы не было ни добровольцев, ни финансовых средств. Сейчас нет данных о точном этнографическом составе Римской империи, но учитывая развитые контакты с Африкой и Ближним Востоком, можно предположить, что он был весьма пёстрым. 3. Ранних христиан в Колизее скармливали диким животным Бытует распространённое мнение, что высший класс римского общества регулярно устраивал кровавые представления, загоняя членов неугодных религиозных культов на арену главного из амфитеатров, где с ними расправлялись голодные тигры и львы. Сколь бы ни были ужасны такие сведения, нет ни одного их документально зафиксированного подтверждения: например, во времена преследования древних христиан Нероном, Колизей ещё не был построен, а после окончания работ по его возведению (80-й год н. э., правление императора Тита) политика религиозных притеснений прекратилась, уступив место терпимости властей в этом отношении. Но как же изображения мучеников, терзаемых хищниками на потеху беснующейся толпе? Эти убедительные «страшилки» сочиняли опять-таки многие авторы христианских летописей и канонических текстов. Во II-м веке получили широкую популярность истории о героических мучениках веры, которых бессердечные кесари бросали на съедение львам и всячески пытали, чтобы заставить их отречься от Иисуса Христа — набирающей силу новой религии нужны были примеры для подражания, святые и праведники. За недостатком таких духовных ориентиров проповедники принялись их «изобретать»: с XVIII-го века Римские Папы регулярно говорили о неподвластности Колизея времени, так как он окроплён кровью великомучеников. Что ж, как бы то ни было, этот памятник архитектурного наследия стоит до сих пор. 4. Древние Олимпийские игры были честными Как известно, сейчас Олимпийские игры — гигантское сложноорганизованное мероприятие, где хватает места рекламе, бюрократии, коррупции и другим явлениям, плохо сочетающимся с соревновательным духом древних олимпийцев, зато две тыс лет назад всё было честно и справедливо. Если бы! Обман, подкуп и многочисленные скандалы сопровождали Олимпиады с самого появления. К тому же, спортсмены боролись отнюдь, не за идею — олимпийская слава почти всегда оборачивалась для них звонкой монетой: обычным делом были крупные денежные поощрения, безвозмездное пожизненное питание и оплаченные показательные выступления. «Звёзды» древнего спорта могли за день получать суммы, сопоставимые с годовым окладом простого солдата. Идея применения различных допингов также не нова: издревле соревнующиеся пытались получить хоть небольшое преимущество, используя всевозможные заклинания, масла, травы, зелья и даже алкогольные напитки. Так как наказания при раскрытии нечестной игры были весьма жестоки (от порки до казни — это вам не современная пожизненная дисквалификация), участники всеми силами старались замести следы: подкупом не брезговали ни судьи, ни соперники. Города не боролись за проведение игр — их центром всегда была Олимпия, которая во время проведения спортивных состязаний оказывалась во власти десятков тысяч зрителей, спортсменов, торговцев, спекулянтов и авантюристов, что, в общем, напоминает современное положение вещей. 5. Древняя Греция была средоточием всей мировой науки Древний Рим почти всегда рисуется, как одно большое злачное заведение, где царили разврат и пресыщение. Античная Греция — другое дело, многим представляется, что там в любой момент, выйдя на улицу, можно было встретить Аристотеля, Платона, Диогена или какого-нибудь другого великого мыслителя — воистину, та эпоха сейчас кажется Золотым Веком. Но давайте не забывать, что Древняя Греция даже не была страной в полном смысле этого слова: это было множество (более 1 тыс) грызущихся между собой городов-полисов, каждый из которых мнил себя независимым. У каждого региона были свои законы, правительство, верования и обычаи, никто не считал себя греком — все были патриотами своих городов, причём некоторые из лучших учёных пали жертвой этих бесконечных мелких междоусобиц. К тому же, при всех правильных идеях о свободе и демократии, греки были рабовладельцами, что совершенно никого из них не смущало: немало было случаев порабощения спартанцами, например, жителей других, менее защищённых регионов Греции, и философы при этом предпочитали молчать. Больше всего рабов было в «демократических» Афинах, где «власть народа» продолжалась, кстати, в общей сложности менее 200 лет: каждый новый городской правитель стремился как можно скорее обрести единоличную власть и любой ценой отстранить от управления социум. Прогрессивные научные взгляды не были популярны у греков — грамоту знали менее 5% от всего населения, да и постоянные конфликты не способствовали распространению знаний. Большинство эллинов были пастухами и фермерами, не покидавшими своих городов, их не интересовали театр, литература и высокие материи — слишком много было других насущных проблем.
Мятежник в саркофаге Бесценная находка китайских археологов в провинции Янцзу Из-за сильно пересеченной местности трактор к входу в гробницу пройти не сумел. С помощью стального троса рабочие сдвигали с места семитонную каменную глыбу, закрывавшую проход в туннель, наконец путь был открыт и экспедиция стала медленно спускаться в туннель. Это происходило в гористой местности восточной провинции Янцзу. На глубине 70 метров исследователи оказались в узкой штольне, воздух был спертым. Однако вдруг проход расширился и перед археологами открылся просторный зал. Свет фонарей выхватил из кромешной темноты сокровища, которыми покойного снабдили в загробную жизнь. Тускло мерцали груды золотых монет, скульптурки и обшитое, нефритовыми пластинками одеяние, похожее на скафандр инопланетянина. Китайские археологи не впервые обнаруживают нефритовый саркофаг. Однако нынешняя находка вызвала среди ученых особый интерес. Дело в том, что подземный мавзолей принадлежал местному правителю Лю-Ву, который жил и трагически погиб во втором столетии до нашей эры. В 154 году до н. э. в Китае разгорелась острая борьба за власть. В ту пору император Йингди повелевал 50-миллионным Серединным царством. Он попытался ограничить полномочия провинциальных князьков, которые в своих уделах чувствовали себя безраздельными властителями. Семеро из них отважились бросить вызов Трону дракона, подняв вооруженное восстание. В мятеже против императора участвовала примерно половина Китая. Среди них находился и Лю-Ву, правитель в провинции Чу. Это был человек безжалостный и распутный. Советники, которые попытались отговорить его от участия в мятеже, были казнены. Вспыхнула гражданская война. Могучая императорская армия отправилась в военный поход. Приказ императора гласил: безжалостно расправиться с мятежниками. Впереди катили боевые колесницы, за ними двигались полчища арбалетчиков и вооруженных длинными мечами пехотинцев. На воинах были Кадеты кожаные панцири, которые для прочности покрывались слоем лака
В выражении «ящик Пандоры» слово «ящик» появилось в результате неправильного перевода греческого слова πίθος. На самом деле пифосом древние греки называли большой глиняный сосуд, закапываемый в землю, в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей, так что ящик Пандоры более уместно называть чашей Пандоры. Кстати, именно в пифосе, а не в бочке, жил философ Диоген Синопский, так как древние греки не умели делать бочек.
21 апреля 43 до н. э. Убийца Цезаря Децим БРУТ и его союзник, наследник Цезаря ОКТАВИЙ в битве при Мутине нанесли решающее поражение Марку АНТОНИЮ, объявленному врагом отечества, после чего он бежал к Марку Эмилию ЛЕПИДУ, начальнику конницы при Цезаре. В этот же день известный римский политик, философ и блестящий оратор ЦИЦЕРОН произнес последнюю из своих 14 политических речей, направленных против Марка Антония и названных филиппиками в подражание речам греческого философа ДЕМОСФЕНА, обращенных против македонского царя ФИЛИППА II. Откуда ему было знать, что вскоре бывшие враги — Антоний, Октавиан и Лепид — заключат новый триумвират и занесут Цицерона в проскрипционные списки (попавшие в них объявлялись вне закона и были обречены на смерть). В конце года при попытке бегства Цицерон будет убит по приказу Марка Антония. Политика во все времена была грязным делом.
Древние римляне были очень суеверны и считали, что звон колоколов облегчает боли при родах, нюхание цикламенов предотвращает облысение, а увидеть сову – это дурное предзнаменование. Пчелы, которые считались вестницами богов, приносили им, как они свято верили, удачу.
Римский политик Гай Гракх, выступая с речами перед народом, всегда ставил недалеко от себя человека с маленькой флейтой, чтобы тот, наигрывая мелодию, сдерживал пыл его речи или же, наоборот, воодушевлял.
Спартанские женщины В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем во всей остальной Греции; благодаря своему воспитанию они были ближе к мужчинам; они с детства привыкали чувствовать себя гражданками и принимать общественные интересы горячо к сердцу. Они не уступали мужчинам в мужестве, патриотизме и самоотверженности: поэтому они и пользовались таким уважением.<...> Цитаты: —Одна мать, узнав, что ее сын спасся от врагов бегством, отправила ему следующее письмо: «О тебе пошла дурная слава; смой ее или умри». —Один спартанец рассказывал своей матери о славной смерти своего брата: «Не стыдно ли тебе», сказала она ему, «что ты не составил ему компании в подобном путешествии?» —Одна спартанка, отправившая на войну пять своих сыновей, стояла у городских ворот, ожидая с нетерпением исхода событий. Обратившись с вопросом к первому проходящему, она узнала, что все ее сыновья погибли: «Я не об этом спрашиваю тебя: в каком состоянии находятся дела нашей родины?» — «Спарта победила». — «Хорошо, в этом случае я с радостью примиряюсь со смертью моих сыновей». —Одну спартанку, выставленную на продажу, спросили, что она умеет делать. «Быть верной», отвечала она.
Осирис. гробница Сеннеджема. Приветствую тебя, Осирис, ( проходя ) под храмами его сокрытыми, Усталый-Ослабленный-Сердцем. Сердце твое укрепится. Не воюй, отсеки от себя волнение. Говорю я мудрости твоей против писаний злосердечных. Счел я для тебя, О Осирис, сумму ( членов ) твоих. Здоров позвоночник мой, крепки члены мои. Поднимаюсь я вместе с Осирисом. Осирис, приведен к тебе БА твой, открыто горло твоё. Я - дыхание сладострастного ветра, распространяется мощь его по земле, отгоняю я бурю перед ним навечно. Сепа, Осирис, Акер! Утверждение жизни - имя этой барки. Не знает он Сетха перед Осирисом. Поднимаются подпорки, отверзаются уши твои. Раскрывается Око. Я выхожу из тебя, из Ока Хора, принадлежащего Осирису. Очищение Ока твоего поднимает жизнь твою. Очищен мой саркофаг. Я - владыка ритуалов Осириса - владыки ритуалов моих.
Пектораль из гробницы Тутанхамона Золото, лазурит, сердолик, полевой шпат, бирюза; Длина ок. 50 см; Новое царство, XVIII династия, ок. 1323 г. до н.э.; Каир, Египетский музей Если для нас эта пектораль просто эстетически красива, то для древних египтян символы, включенные в нее, несли несколько уровней смысловой нагрузки и значили очень много. Даже прямоугольное основание пекторали – это не просто визуальное завершение украшения, а переданные синим лазуритом символические нильские воды, по которым «плывет» ладья. Подобно людям, передвигавшимся по воде, странствовали по пространству на ладьях и боги. Рано утром вместе богом Солнца они восходили на ладью, стоящую у восточного горизонта, и плыли на ней к западу; затем пересаживались на ночную ладью, которая по водам предвечного океана Нуна плыла в иной мир, чтобы к утру оказаться вновь у восточного горизонта. Подобным образом во время крупных праздников жрецы помещали культовые статуи богов на переносные ладьи, на которых они потом выносились из храмов и совершали пышное хау – воссияние вдоль берегов Нила, окруженные восторженными толпами почитателей. Центральное место в ладье занимает священный скарабей. Египтяне верили, что скарабей воплощает в себе созидательную силу бога-творца, олицетворяет собой первый момент творения Вселенной, когда предвечное божество разделяется на множество других богов, тем самым создавая все сущее. Навозный шарик, который насекомое часто катит перед собой, египтяне считали символом солнца, которое каждое утро рождается на востоке именно в облике Хепри – божества в облике скарабея или же человека со скарабеем вместо головы. К полудню «самовозникающий» Хепри трансформируется в Ра – пламенное солнце в своем зените, а к вечеру принимает облик старца Атума – «завершенного». Солнце на пекторали выполнено из сердолика в форме блестящего диска, рождающегося в иероглифе ахет – горизонт. Скарабей в ладье фланкирован двумя узкими вертикальными полосками. Каждая из них состоит из трех магических символов: столб джед, изображенный сверху, олицетворяет собой Осириса и передает понятие прочности и стабильности; анх , символ вечной жизни, изображен в центре каждой полосы, которая завершается знаком нефер в форме сердца и трахеи, символизирующем совершенство, красоту и благополучную жизнь. Скарабеи и солнечные диски защищены изображением уреев – кобр, воплощающих энергию солнечного божества, несущую жизнь и праздник всем живым. Кобры с огненными глазами, увенчанные солнечными дисками, подняли свои головы, чтобы защитить царя, символами власти которого они являются. Текст (с сокращениями) по: «Искусство Древнего Египта» Роз-Мари и Райнер Хаген (изд. TASCHEN, 2009), Перевод и научное редактирование В.В. Солкина (изд. АРТ-РОДНИК, 2009).
В Помпеи нашли шлем гладиатора, которому 2000 лет