«Христианская Дирцея в цирке Нерона». 1898 г. Г.С. Семирадский Национальный музей, Варшава Сюжет картины был взят художником из книги «Антихрист» французского писателя и историка Эрнеста Ренана, который ссылался на свидетельства римских авторов. Исторически он соответствует 60-м годам I века нашей эры — второй половине правления римского императора Нерона, когда начались гонения на последователей христианства. Тех, кто исповедовал эту религию, приговаривали к смерти, как покушающихся на государственный строй. Одним из «театрализованных» видов казни римлянок-христианок было привязывание их к свирепому быку, которого гладиаторы гоняли по арене цирка — в результате женщина погибала вместе с быком. Такой жестокий способ казни был навеян древним мифом, который встречается в разных вариантах. Нимфа Антиопа, которая была женой фиванского царя Лика, была соблазнена Зевсом (в древнеримской версии — Юпитером) и родила от него двух сыновей — Зефа (также встречается написание "Зет" или "Цет") и Амфиона. За свою неверность Антиопа была отвергнута Ликом и заключена под стражу. Зеф и Амфион были брошены на произвол судьбы, но их подобрали и вырастили пастухи. Тем временем Лик женился на Дирке (Дирцее), которая стала жестоко обращаться с Антиопой. Во время праздника, в качестве принесения жертвы Вакху, Дирка хотела привязать Антиопу к рогам свирепого быка и отпустить его. Про это узнали сыновья Антиопы, которым удалось освободить свою мать. Вместо неё они привязали к быку Дирку (Дирцею), которую постигла та страшная смерть, которую она готовила Антиопе Николай Михайловский в своей статье «Четыре художественные выставки» (1898) приводит описание этой картины из каталога VI выставки Санкт-Петербургского общества художников: «Сюжет картины заимствован из сказаний Климента Римского и Гигина. Эпизод появления на арене цирка неукротимого быка с привязанной к нему молодой христианской девушкой должен был напомнить собой такую же казнь, какой подвергалась мифическая царица
Другие записи сообщества
Существует персидский обычай, согласно которому подавать царю советы относительно каких-нибудь тайных или спорных дел полагается, стоя на золотой дощечке. Если они будут одобрены, советчик получает ее в награду, однако его бьют плетьми за то, что он осмелился перечить царю. Свободному человеку, мне думается, следовало бы помнить, что оскорбление, каково бы оно ни было, не уравновешивается наградой.
Памятник Верцингеториксу на месте битвы при Алезии
Каждая военная система базируется на каком-либо ресурсе, который определяется уровнем военных технологий. Для античного мира такими веществами стратегического порядка были бронза, полотно, дерево и… смола. Да, самая настоящая сосновая смола, которую бережно собирали в лесах на горах Италии и Греции. И которую привозили из дальних стран. Благодаря смоле римляне сумели победить на море Карфаген и отстоять гегемонию на морских просторах Средиземноморья. Сравнительно недавно на глубине в десять метров у острова Акваладрон археологи нашли носовой таран римского судна. Это было неподалеку от Сицилии. У тарана был деревянный остов, который снаружи покрывал слой бронзы. Дерево пропиталось соленой морской водой и прекрасно сохранилось. Оказалось, что корабль затонул в битве при Миле в 260 году до нашей эры – первая Пуническая война. Пунические войны изобиловали морскими схватками. Для повышения водостойкости дерево тарана было залито сосновой смолой. Она сыграла роль прекрасного герметика. Смола широко использовалась и для различных технических ухищрений – для повышения прочности оснастки на судах. Для обработки днищ и бортов кораблей. И даже для придания сил личному составу флота – военные врачи рекомендовали гребцам жевать сосновую смолу во время боя в качестве успокаивающего средства.
Термин «ипотека» (от др.-греч. ὑποθήκη) впервые появился в Греции в начале VI в. до н. э. Древние греки так обозначали форму ответственности должника перед кредитором своей землёй. На границе земельного участка заёмщика ставили столб с надписью, которая гласила, что эта земля обеспечивает долг. Такой столб и назывался «ипотекой», в переводе с древнегреческого — «подпорка», «подставка». Хотя залог земли, как способ обеспечения исполнения обязательства, был известен ещё в Древнем Египте.
Раковины и камни на ацтекских ритуальных клинках символизировали лица богов, для которых предназначались жертвенные сердца. Ацтеки приносили в жертву от 10 000 до 50 000 человек в год. Во времена правления Монтесумы II в жертву было принесено 12 000 человек за один день.
Подавление Охом Сидона Момент, выбранный Артаксерксом III, был для него в основном благоприятным. Ожесточенная дипломатическая борьба, которая шла в это время между свободолюбивыми полисами Эллады и Македонией Филиппа, была, по крайней мере, гарантией того, что ни Афины, ни Спарта или другие крупные полисы не вмешаются в события на Востоке. Напротив, они могли рассчитывать на Персию как на возможного союзника в борьбе против Македонии Филиппа. По крайней мере именно этим Демосфен оправдывал свою тягу к персам и стремление с ними объединиться. Афины и Спарта ответили послам персидского Оха, что они будут соблюдать дружественный нейтралитет по отношению к нему, но принять участие в походе отказались. Помощь Оху оказали фиванцы, пославшие 1000 гоплитов во главе с Лакратом, а также аргосцы, предоставившие в распоряжение Артаксеркса Оха отряд в 3000 гоплитов. Во главе отряда аргосцев был поставлен, по настоятельной просьбе Оха, Никострат — стратег, отличавшийся редкой физической силой. В бою он выступал одетым в львиную шкуру, с палицей в руках, как басилевс, подражая Гераклу. В это же время как заложника Фивы от Македонии принимают Филоту, сына Пармениона, как гаранта не вмешательство Македонии в дела Персии. 6000 гоплитов дали и малоазиатские города, так что в итоге у Оха оказалось около 10 000 наемников. Но еще до их прибытия Ох, пройдя через Сирию, вторгся в Финикию и расположился лагерем неподалеку от Сидона. К этому времени Кипр был полностью покорен, и Пнитагор сдался. События эти произошли в самом начале 343 г. до н. э. Пнитагор остался правителем Саламина и правил здесь до времени Александра Македонского. По всей видимости, эллинские наемников Оха приберегал для выполнения главной задачи — покорения мятежного Египта. Население Сидона, воспользовавшись отсрочкой, которую предоставил им Ох, занялось подготовкой оборонительных сооружений и запасалось продовольствием и всем другим, что могло потребоваться в ходе осады. Сидоняне окружи
Хепри (Хепера, Хапер) — древнейший бог утреннего Солнца (не стоит пуать его с Ра — дневным светилом и Атумом — заходящим солнцем). Изображался он как человек с головой навозного жука-скарабея, или просто как скарабей. Иногда он выглядел как жук с расправленными крыльями и держащий в лапках огненный шар. Это точный символ молодого, восходящего Солнца, которое победило тьму и возродилось, чтобы принести новую жизнь. Поскольку скарабеи скатывают из навоза шарики и толкают к жилищу, они олицетворяли силы, которые двигают по небу и Солнце. Свою работу Ночью бог не прекращал и ночью, катая светило под Землёй. На многих древних изображениях можно увидеть Хепри за работой. Имя этого бога переводится как «возникший», так как считалось, что он создал себя сам. В папирусе Нес-Мену говорится, что Хепри первым вышел из мирового океана Нун. Он сказал «Хепри» — и родился Хепри. В «Книге мёртвых» приводятся такие его слова: «Хепри стану я, превращающийся в первовещество, я прорастаю с помощью всемирной силы зарождения». Когда он поднялся, то вокруг была лишь пустота и не оказалось ничего, на чем можно было стоять. Тогда он произнес название места, на котором хотел стоять, и такое место возникло. После этого Хепри слился со своей собственной тенью, и таким образом породил от своего тела потомство — богов Шу и Тефнут. Согласно легенде, это случилось в городе Он (Гелиополь). Поскольку жуки-навозники откладывают яйца в шарики навоза и трупы животных, египтяне считали, что скарабеи рождаются из мертвой плоти, символизируя перерождение. Как и скарабей, Хепри олицетворяет такое же возрождение в новом теле после смерти.
Египетский макияж Во времена древнего Египта, косметика использовалась не только прекрасной половиной человечества, но и сильным полом. Жители древнего Египта свято верили в то, что макияж обладает целебными свойствами. Такой вид косметики, как краска для глаз, изготовлялась из свинца и из меди. Краска из меди имела зеленый цвет, а из свинца – черный. В первую очередь, макияж предназначался, как защита от прямых солнечных лучей, а уж потом – как средство украшения.
Две золотые булавки, изготовленные с разницей в 30 веков.
Характеристика Митридата [Митридат] достиг такого величия, что превзошел своим могуществом всех царей не только своего времени, но и всех прежних времен: в течение сорока шести лет вел он с переменным счастьем войны против римлян. Хотя его побеждали величайшие полководцы Сулла, Лукулл и другие, наконец Гней Помпей, но он вновь подымался на бой, еще более могучий и славный, становясь после неудач еще более грозным. Он скончался, уже будучи стариком, не вражеской силой побежденный, а сам, наложив на себя руки, в дедовском [своем] царстве, оставив наследником сына. Будущее величие Митридата предсказывали даже небесные знамения. Ибо и в тот год, когда он родился, и в тот год, как начал царствовать, в течение семидесяти дней была видна комета, которая светила так ярко, что, казалось, будто все небо пылает огнем. По величине она занимала четвертую часть неба, а блеском своим затмевала солнечный свет, между восходом ее и заходом проходило четыре часа. (Юстин)