Другие записи сообщества
Ервандиды Ервандиды, Ервандуни или Оронтиды (арм. Երվանդունիներ, др.-греч. Ὀρόντης, перс. اروندی) (ок. 570 или 520—200 гг. до н. э.) — армянская династия, правившая Арменией в VI—IV вв. до н. э. в качестве персидских (ахеменидских) сатрапов Армении, в 323—200 гг. до н. э. в качестве царей Айраратского царства. Согласно Страбону, происходила от персидского вельможи Гидарна, одного из семи убийц Лже-Смердиса. Её ответвлением иногда считается также правившая Арменией во II—I вв. до н. э. династия Арташесидов. Впоследствии также правила в эллинистическом царстве Коммагена. Столицей Армении при Ервандидах был Армавир (основан в V - IV вв. до н. э.), а впоследствии, начиная с Ерванда III — Ервандашат (III в. до н. э.).
Консуалии ( лат Consuales Ludi, Consualia) — древнеримские празднества и игры в честь бога Конса. По легенде, основоположником праздника являлся Ромул, он якобы нашёл алтарь, посвящённый богу, в земле. Именно во время проведения консуалий римляне украли сабинянок. Празднества открывались ежегодно в цирке символической церемонией открытия алтаря, посвящённого богу. Торжества начинались 21 августа конными бегами и гонками на колесницах. Во время празднеств лошади и мулы не использовались в работах и украшались гирляндами и цветами.
ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило ее новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой - под влиянием художественной культуры Ближнего Востока. Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство. Главное место в византийской культуре занял образ Иисуса Христа. Именно Византия выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. Эти схемы перешли позже и в русскую иконопись, и отчасти в западноевропейское искусство, хотя там они были больше подвержены изменениям. В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций. Орнамент состоял из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз, огрубленно и в значительной мере условно. Формы утрачивают объемность, становятся более плоскими. Характерным для орнаментального искусства Византии остается причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. Изображения животных на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или многоугольники; иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом. Для византийских тканей более характерен геометрический и зооморфный орнамент в сочетании с человеческими фигурами, чем растительный. Растительные же формы сильно стилизованы. Растительные мотивы в византийской орнаментики несложны и разделяются на простейшие элементы - пальметику, полупальметику и стебель, образующие немногие комбинации. Они широко распространены в искусстве средневековья, в том числе и византийской орнаментальной флоре. К наиболее распространенным в византийском орнаменте относятся следующие мотивы: Пальметки - а) пятилепестковые, где нижняя пара лепестков образована спирально закрученными усиками; б) трехлепестковые; нерасчлененные пятилистники, вписанные в ромбические фигуры. Подобная пальметика (”византийский цветок”) – излюбленный мотив орнаментики греческих рукописей XI – XII вв. Изогнутые стебли с цветами-пальметками и листьями-полупальметками используются на чашах для заполнения фона, на византийской поливной керамике и в миниатюрах XII в . Тонкие гибкие побеги с пальметками и полупальметками украшали заставки греческих рукописей, входили в мозаичное убранство дворцовых интерьеров. В медальонах на дне поливных блюд, на произведениях перегородчатых эмалей ими заполняли фон композиций. Непрерывный волнистый стебель, от которого отходят пальметки и полупальметки. Этот общесредневековый мотив использовали во все периоды византийского искусства (поливная керамика, мозаика, заствки рукописей и т.д.). Древовидные композиции. Узоры из парных сливающихся завитков с цветками внутри встречаются в византийской пластике по серебру XI – XII вв. Симметричные растительные побеги с пальметками внутри известны в греческой рукописной орнаментике. Сходные древовидные композиции известны в каменной скульптуре XI – XII вв. Орнаментальные обрамления 1. Ленточная плетенка. В создании сложных ленточных плетений византийских мастеров вдохновляли восточные мотивы. Ленточные плетения, образующие звезды и другие геометрические фигуры. С X – XI вв. распространились в орнаментике Ирана, Малой Азии, Закавказья, Средней Азии, Египта, Сицилии. Через Византию этот мотив проникает во многие страны, вплоть до Франции. 2. Круговое плетение. 3. Архитектурный мотив несущих аркаду двойных колонн особенно распространен в константинопольских рукописях второй половины XI – XII вв., стеатитовых иконах, чеканнах складах и др. Ни на Кавказе, ни на Руси он не встречается. Мотивы и сюжеты 1. ”Дигенис и Евдокия”. 2. Поединки всадников. 3. Георгий-воин. 4. Поединки пеших воинов. 5. Победитель льва. 6. Полет Александра Македонского. 7. Придворное празднество. 8. Музыка, танцоры, акробаты. Изображается двор византийского императора. 9. Мотивы звериного стиля. Реальных и баснословных зверей византийского бестиария отличает ”реализм”. Как и в античном искусстве, полиморфные существа, созданные из как будто несовместимых анатомических элементов (сирены, кентавры, грифоны), убеждают в своем существовании. Это достигается тем, что каждая из составляющих их частей передана естественно и все части органично соединены. Декоративное оформление фигур зверей и птиц очень умеренное. В отличие от романской теологии (мистика, демонизм), в искусстве Византии и Балкан звери олицетворяли преимущественно положительные по отношению к человеку свойства и имели охранительное, заклинательное значение. Образы львов, барсов, грифонов, сирен были чужды официальному и церковному искусству, но получили распространение в книжной иллюстрации и художественном ремесле, менее зависимых от традиций, канонов. Идеалом военно-феодальной знати отвечают избранные образы свирепых хищников, которые становились геральдическими эмблемами (шелковые ткани, печати вождей). В искусстве феодальной знати преобладали Изображения тех зверей и птиц, которые в литературе олицетворяли силу, ярость, отвагу сражающихся воинов. Так, лев был гиперболическим образом мощи героя, воплощением идеи сильной власти. Высшие военные чины империи носили одежды с белыми львами. Это была излюбленная геральдическая эмблема феодальных правителей. Грифон (лев с орлом) – в христианской иконографии – воплощение сатаны. Византийцы унаследовали античное представление о грифоне как неусыпном бдительном страже. Грифона считали существом высшей сили и боеспособности. В высших кругах военной аристократии Грифон олицетворял знатность происхождения и власть. Излюбленными образами византийского ”зверинца” были также барсы (леопарды), волки, лисицы, зайцы и птицы. Изображения птиц в византийском искусстве количественно преобладали над ”зверинными” мотивами. Они были распространены на шелковых тканях, поливной керамике, миниатюрах. Павлины, как и на Востоке, в византийском искусстве олицетворяли роскошь и царственное достоинство. Как эмблему высших сил павлинов в фас изображали на царских и кесарских одеждах, на тканях, в поливной керамике. Головы павлинов – ”райских” культовых птиц – иногда окружают нимбом. В церковной скульптуре – это традиционный символ воскресения и бессмертия. Для искусства Ближнего Востока и Закавказья павлины, изображенные в фас, нехарактерны. В византийской орнаментике профильных павлинов группировали по сторонам древа жизни. Излюбленными были также охотничьи сцены (звериный гон), пришедшие из искусства Ближнего и Среднего Восток, мотивы разнообразных масок, имеющих эмблематическое значение. Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный. В свою очередь заимствованные и по-своему переработанные орнаментальные формы других народов, сложившись в своеобразный византийский стиль, оказали влияние на искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности на русское искусство.
Это интересно... Как-то Цезарь вместе с войском проходил мимо мелкого галльского селения. Кто-то сказал: "Неужели и в этом захолустье спорят за первенство? Цезарь серьезно заметил: "Я бы предпочел тут быть первым, чем вторым - в Риме".
Цезарь пишет записки о Галльской Войне.
Пропреторский легат Публий Квинтилий Вар в 4 г. н.э. Подавление иудейского восстания.
Часть статуи богини ( Геры) из Пестума 530-520 до н.э.. Статуя интересна тем, что не была из просто стоящих в храме, а предназначалась для торжественного ношения в религиозных процессиях. Другие историки считают, что подобные статуи могли украшать и крышу храма. Пестум (лат. Paestum), первоначально Посидония (др.-греч. Ποσειδωνία, лат. Posidonia) — греческая (сибарийская) колония Великой Греции, основанная в конце VII века в Южной Италии.
По римским обычаям невеста не могла сама переступить порог дома мужа, ее должны были перенести сопровождающие. Этому есть несколько объяснений: во-первых, оттого, что первые жены римлян были похищены и не сами вошли, а были внесены в дом; во-вторых, таким образом невесты хотели показать, что насильно, а не по своей воле они входят туда, где должны утратить девственность. Также это могло означать, что раз против воли невеста вошла в дом, так и покинуть его может, только если ее к этому вынудят.
Среди первых пятнадцати римских императоров один только Клавдий не имел любовных связей с мужчинами. Это считалось необычным поведением и высмеивалось поэтами и писателями, которые говорили: любя только женщин, Клавдий сам стал женоподобным.
А знаете ли вы, что игра, сильно похожая на баскетбол в нашем понимании была любимым развлечением еще индейцев майя (цивилизация существовала примерно с 2000 года до н.э. по 900 года н.э.) и ацтеков (цивилизация существовала в XIV – XVI веках). О баскетболе по-ацтекски или «тлачтли» мы много знаем из археологических находок, включая поля для игры, мячи и статуэтки игроков. Кроме того в некоторых районах Мексики по сей день сохранилась игра, до невозможности похожая на тлачтли, только называется она теперь «хип улама». Ацтеки играли в мяч на специально оборудованном для этого поле, с двух сторон которого были закреплены кольца (в отличие от современного баскетбола – вертикально). Целью игроков, которые были поделены на команды, было пропустить тяжелый каучуковый мяч через кольцо противника. Игра у ацтеков была жестокая, так как каучуковый мяч был очень увесистый, а кроме всего прочего проигравшую команду часто приносили в жертву богам. В современном же виде баскетбол придумал в 1891 году Джеймс Нейсмит, преподаватель физкультуры в Колледже Спрингфилд в штате Массачусетс. В его варианте ученики, поделенные на команды, должны были забрасывать футбольный мяч в закрепленные с противоположных сторон зала корзины для персиков. Кстати, кто-нибудь знает, как выглядят корзины для персиков?