Когда философа Антисфена спросили, какая наука самая важная, он ответил: «Наука забывать ненужное». (Diog. Laert., VI, 1, 7).
Другие записи сообщества
Смертельная сцена Жители Древнего Рима очень любили кровавые зрелища, поэтому кровавые сцены можно было наблюдать не только на гладиаторских поединках, а еще и в обычных театрах. Там, как правило, героя, который должен по сценарию погибнуть, в последний момент заменяли на приговоренного к смертной казни, и убивали его по-настоящему.
Мебель в римских инсулах была скудной, в основном это были столы и кровати, по преимуществу из клена. Клен использовался двух пород: "галльский" клен из долины По и клен из Истрии. Столами из простого местного клена не брезговали и состоятельные люди.
Интересно отметить, что в день первого сражения при Филиппах состоялось ещё одно - но только морское. Домиций Кальвин транспортировал через Ионийское море из Брундизия в Эпир два легиона, одним из которых был прославленный за свою стойкость Марсов легион. Во время транспортировки на флот Кальвина напали Мурк и Агенобарб с превосходящим числом кораблей. Внезапно стихший ветер отдал суда Кальвина во власть врагов - те беспрепятственно атаковали блуждавшие по морю при полном безветрии суда цезарианцев и разрушали их. Затем, когда те организовали оборону, корабли республиканцев стали обстреливать врагов огненосными стрелами - на кораблях вспыхнули пожары. На кораблях цезарианцев разыгрались настоящие трагедии. Вот что рассказывает нам Аппиан: "При возникшем возмущении, особенно среди воинов Марсова легиона, недовольных тем, что они, превосходя всех силой, гибнут в бездействии, одни покончили с собою еще до тех пор, пока достиг их огонь, другие, вскочив на неприятельские триремы, многое сделали, многое и вытерпели" (App. XVI. 116). "А полусожженные корабли еще долго плавали с людьми, погибавшими частью от огня, частью от голода и жажды; из этих людей некоторые, державшиеся за мачты и корабельные доски, были прибиты к пустынным скалам или утесам. Среди них были такие, которым против всех ожиданий удалось спастись: некоторые продержались до пяти дней, слизывая смолу и жуя паруса или веревки, пока волны не вынесли их на сушу" (App. XVI. 116). "Много было и таких, которые сдались врагам, ослабев под влиянием бедствий... Воинов солдаты Мурка заставляли приносить клятву верности" (App. XVI. 116). Полководцу Кальвину удалось спастись.
Милон Кротонский Знаменитый греческий атлет, живший около 520 г. до н.э. Он шесть раз оставался победителем на Олимпийских играх и несколько раз на Пифийских. Когда Милон одержал победу, в честь его отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул ее на плечо и сам принес в храм. Забавлялся он тем, что брал в пальцы гранатовое яблоко и предлагал его вырвать у него; никто не мог, а между тем держал он его так легко, что гранат оставался нераздавленным. Забавлялся он и тем, что обвязывал себе голову веревкой, а потом вздувал жилы на висках и рвал веревку, не коснувшись ее руками. Забавлялся и тем, что протягивал руку дощечкой и предлагал отвести мизинец от других пальцев; никто не мог. Он погиб, когда гулял в лесу и увидел дерево, расщепленное молнией; для потехи он решил разломать дерево надвое, но был уже стар, не рассчитал силы, руки его защемило в расщепе, и он не мог их вырвать; и когда пришел дикий лев и набросился на него, Милон оказался беззащитен.
Это интересно... В Парфии была создана совершенно новая армия. Ударную силу ее составляла тяжелая кавалерия. Что было нового там по сравнению с персидской? Это несомненно доспехи и вооружение. Если было бы уместно сказать о « малоазиатских рыцарях» того времени ( в контексте доспехов, а не в каком-либо другом) — это, безусловно, тяжелая парфянская конница, наводившая ужас на противника. Доспехи парфян были принципиально нового типа, но главное даже не они, а сталь из которой они были сделаны — она была крайне крепкой. Для защиты лошадей делали особые доспехи состоявшие из стальных овальных пластин 6х7 см и толщиной 4 мм. Также пафяне ( но редко) применяли и боевых слонов.
Вооружение Вооружение византийской армии сформировалось под влиянием римской военной традиции, значительно дополнившись ближневосточными образцами оружия и доспехов ввиду тесного взаимодействия культур. Также византийское оружие испытывало сильное влияние со стороны Европы (в частности, Италии) и турок-османов. Так, с течением времени были заимствованы кавалерийские булавы и композитные луки. Тем не менее, вооружение византийцев имело и собственные оригинальные черты. Характерной чертой византийских доспехов были птеруги (кожаные полосы на плечах и поясах). В XII—XIII вв. самым распространённым доспехом была кольчуга, хотя византийские воины продолжали носить ламеллярные и чешуйчатые панцири. С течением времени позднеримские образцы ламеллярной брони претерпели значительные изменения и приобрели самобытные оригинальные черты. Под доспехи обычно надевалась шерстяная или хлопковая одежда. Мечи были самых разных типов: воины использовали мечи прямой и изогнутой формы, одноручные и двуручные. Типичные римский гладиус в VII веке был вытеснен длинным мечом спатой, которым сражались как пехотинцы, так и всадники. К X веку был известен другой тип меча изогнутой формы, применявшийся кавалеристами. Мечи носили на поясном или наплечном ремне. Пехотинцы и всадники использовали длинные копья для ближнего боя и короткие дротики для метания. Пехотное копьё контарион в X веке достигало 4-4,5 метра в длину, менаулион — 2,7-3,6 м. Тяжеловооружённый пехотинец-скутат был облачён в пластинчатый ламеллярный панцирь-клибанион, защищён овальным щитом-скутумом и шлемом, а сражался длинным копьём, тяжёлым мечом-спатой или лёгким однолезвийным мечом-парамерионом. Наручи и поножи, использовавшиеся для дополнительной защиты, были редкостью. Щиты делались из мягкого и лёгкого дерева. До конца XIII века большинство щитов имело продолговатую каплевидную форму. Мечи были аналогичны западноевропейским. Пельтасты (промежуточное звено между тяжёлой и лёгкой пехотой) были вооружены дротиками, копьями и мечами и защищались круглыми щитам
Квадрига коней из позолоченной бронзы. Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э. Хранится в базилике Сан-Марко (Венеция).
Аквила (лат. aquila — «орёл») — знак легиона в древнеримской армии в виде орла, сделанный из серебра или золота и размещённый на шесте, часто украшенный металлическими кольцами (phalerae). Появился вместе с реформой Мария. Воин, который нёс аквилу на марше, назывался Аквилифер (aquilifer). Аквила, символ орла, была окружена религиозным благоговением, ибо орёл считался символом Юпитера. Потеря аквилы на поле боя считалась ужасным бесчестьем (легион, утративший аквилу, подлежал расформированию), поэтому римские солдаты были готовы умереть за то, чтобы вернуть символ. Аквилу постоянно держали в комнате, известной как principiorum aedes, которая была под опекой первого центуриона легиона (primus pilus).
Салар де Уюни, крупнейший в мире солончак, Боливия
Загадки древних мифов Когда мы сегодня говорим о происхождении на нашей планете первых людей, мы, как правило, пользуемся теми стереотипами, с помощью которых нар обучали в средних и высших учебных заведениях по учебным программам нового времени. Но если внимательно и доброcовестно отнестись к атому вопросу, то следует вспомнить, что у нас, помимо учебных программ, есть два независимых достоверных источника сведений о далеком прошлом. Это, в первую очередь, мифы древнейших обитателей Земли, повествующие о появлении на Планете первых людей, и, конечно, археологические раскопки. Попробуем внимательно Прислушаться к тому, что думали по этому вопросу наши далекие предки, что говорили о себе те, кто жил на Земле в самом начале нашей сегодняшней цивилизации. Более трех десятков лет изучая мифологию планеты, автор оказался перед фактом и вынужден признать, что ни один из древнейших народов планеты Земля не считал себя земным!.. Все древнейшие народности планеты либо выводят свою родословную от “небесных богов”, либо содержат мифы о прямом переселении своих предков с других миров.. Это представление отражено, например, в библейском мифе об изгнании первых людей из “небесного рая” и о водворении их на Землю, где к этому моменту уже была “посеяна” жизнь в виде животных и растений… Вот фрагмент дешифровки “кохау-ронго-ронго” (“говорящего дерева”), повествующий о прапредке аборигенов острова Пасхи: “Он спустился с Неба на Землю, на обе земли Хоту Матуа… Он пришел на корабле своего младшего сына, своего лучшего сына. Он пришел на Землю с Неба”. Работавший несколько лет на этом острове известный французский этнограф Франсис Мазьер записал сокровенные легенды островитян о небесных первопоселенцах, воспевающие, как он пишет, “совсем особый, но светлый ум тех, кого все еще называют здесь “другие люди”. Мы знаем, что эта первая раса действительно существовала и обладала какими-то высшими знаниями совсем другого мира”, – сообщает ученый. Среди древнейших мифов обращает на себя внимание широко распространенный в древнем мире сюжет, описывающий появление на Земле “небесных предков” или “богов-прародителей”. У разных народов этот момент связывался с образом приносимых птицей или змеей “небесных металлических яиц”, из которых появляются первые люди. В книге З.П.Соколовой “Культ животных в религиях” приводится древнее предание о том, что “сирийская богиня – прародительница Ма упала с неба в яйце, которое высидела голубка…”. В древних вариантах первой руны “Калевалы” говорится о том, как “небесный, орел” приносит шесть золотых и одно железное яйцо, из которых выходят предки финнов. О “железном яйце”, которое приносит “небесный орел”, рассказывает миф о происхождении якутов. Согласно древним иранским преданиям, бог света праотец, людей и учитель, добра Ахурамазда также родился из “небесного яйца”. Поэтому древние иранцы прославляли яйцо в священных, гимнах, держали в храмах металлические изображения яйца. Из “золотого небесного яйца” выходит бог древних индусов Брама. Древнесанскритский источник “Сатапатха Брахмана”, повествует об индийском аналоге Адама, также связывает, с его появлением небесное “золотое яйцо… из него возник… человек. Это был Праджапати”. Равно как и персонаж древнейшего памятника индийской культуры “Ригведы” Висвакарман, который появляется из яйца, “плававшего в мирозданьи…”. В Океании на острове Самоа сохранились легенды о Таагароа, который “плавал в начале мирозданья в яйцеобразной раковине в темном пространстве…” Согласно древнекитайскому мифу первопредок людей Паньгу в незапамятные времена заснул в огромном “небесном яйце”. “Прошло восемнадцать тысяч лет прежде чем он проснулся… вокруг него был сплошной черный мрак…” Предание рассказывает, что в Южном море есть могила Паньгу длиной триста ли. Боги древних египтян Ра и Пта, от которых египтяне выводят свою родословную, также появились на земле из “небесных яиц”… В советском еженедельнике “За рубежом” (N5,1969 г.) исследователь древних мифов Г.Хеннинг приводит древнее предание инков о “прибывшем со звезд” золотом корабле. “Им командовала женщина по имени Орьяна. Ей суждено было стать праматерью земной расы. Орьяна родила 70 земных детей, а затем вернулась к звездам”. Священная книга центральноамериканских индейцев майя-киче “Пополь-Вух” также повествует о четырех “небесных предках” этого народа, которые как и Орьяна, выполнив земную миссию, вернулись “на небо”… Смерть Сарданапала / Делакруа Эжен (1827) Согласно верованиям североамериканских индейцев, их предки были “собраны в небе” Великим Духом Гитче Манито, который отправил большую Птицу-Громовержец на поиски особого места, где должны будут жить его дети. “Птица-Громовержец нашла эту землю на североамериканском континенте и он доставил туда первых индейцев, чтобы они научились пользоваться этой землей мудро и никогда не злоупотребляли природными ресурсами.” В книге “От тайны к знанию” советский исследователь А.Кондратов пишет: “Было установлено, что среди американских индейцев нет людей с кровью III и IV групп, т.е. фактор “В” в крови коренных жителей Нового Света отсутствует. А в крови южноамериканских индейцев нет не только фактора “В”, но и фактора “А”. У всех у них только I группа крови! Иными словами, в крови потомков легендарной Орьяны содержится один лишь фактор “О”. В какой связи находится этот факт и легенда инков о “небесных предках-долгожителях”? Исследования, проведенные в Киевском НИИ геронтологии под руководством профессора В. П. Войтенко, показали, что отсутствие в крови факторов “А” и “В” является привилегией именно долгожителей. Иначе говоря, “сошедшие с небес”, согласно древним преданиям, предки южноамериканских индейцев, по-видимому, действительно жили гораздо дольше современного человека… Представления о внеземном происхождении предков мы находим также в тибетском трактате “Ясное знание”, где говорится: “Первые люди на Земле появились от небесных богов. Сначала первые люди могли летать по небу, как боги, но потом утратили эту способность. Причина заключалась в пище. Пока люди питались каким-то особым составом, чем-то вроде нектара, они могли летать. Когда же нектар кончился и они перешли на более грубую пищу, то стали деградировать и утратили способность передвигаться по воздуху. Далее они вынуждены были начать заниматься сельским хозяйством”. Древние германцы были уверены, что их предки прибыли на Землю на “летающих башнях”. Потомками “небесных предков” считают себя и аборигены Новогебридских островов. Того же мнения о своем происхождении и айны, живущие сегодня на Сахалине и в Японии. Туристам, посещающим Японские острова, еще и сегодня показывают священный столб в долине реки Сару (на острове Хонсю), отмечающий, то место, на которое ступил ногой первый айн, спустившийся с неба на Землю… В древнем предании аборигенов Австралии рассказывается, как “небесная змея” Унгуд “ходила по сотворенным ею землям и везде откладывала яйца. Из них вылупились Вонджина (мифические предки людей. – В.К.), которые и разошлись во всех направлениях”. Можно как угодно относиться к тому или иному отдельному мифу, но мифологию целой планеты подделать невозможно, и мы стоим перед фактом, что наши далекие предки были единодушно убеждены в своем “небесном” или, иначе говоря, “инопланетном” происхождении! Не случайно китайский мыслитель Дун Чжун Шу во втором веке до нашей эры утверждал: “Корень становления человека в небе. Небо – праотец человека”.