Другие записи сообщества
Палетка Нармера В 1898 году при раскопках руин раннего дворца в древнем городе Иераконполь, расположенном в южной части Египта, была найдена плитка серовато-зеленого камня, по виду напоминающего сланец. Плитка, обе стороны которой были украшены четкими барельефами, выполнена в форме щита высотой около 66 сантиметров. Эта находка поставила в тупик не только британских египтологов Джеймса Кьюбэлла и Фредерика Грина, руководивших раскопками, но и всё мировое сообщество египтологов, стремящихся найти ответы на многочисленные вопросы о политических истоках и предпосылках возникновения египетского государства. Дело в том, что имя царя, изображенного на палетке, - Нармер - отсутствует во всех царских списках, дошедших до нас из глубокой древности. Это открытие поставило под сомнение не только правильность прежних методов отождествления исторических личностей Древнего Египта, но и породило массу новых предположений и теорий. Некоторые историки-исследователи отождествляют Нармера с легендарным царем Менесом, считая его основателем I династии в Египте. Другие же считают его предшественником Менеса и относят к числу царей так называемой нулевой династии, чьи имена также не встречаются в царских списках. Однако 24 года спустя, когда была открыта усыпальница Тутанхамона, которая произвела настоящий фурор во всем мире, внимание египтологов полностью переключилось на новую находку, а весь шум и неразбериха вокруг палетки Нармера быстро утихли...
Октавиан Август был одним из самых выдающихся правителей в истории Рима, подобно Юлию Цезарю, но, как и его приёмный отец, Август был несчастлив в деле продолжения потомства. Детей от супруги Ливии у него не было, лишь дочь от предыдущей жены, Скрибонии - Юлия. Юлию выдали замуж сначала за Марцелла, племянника Августа, а затем и за Агриппу, от которого у неё родились четверо детей - Гай, Луций, Юлия (Младшая) и Агриппа Постум. "Но среди этих радостей и надежд на процветание и добронравие потомства счастье вдруг его покинуло. Обеих Юлий, дочь и внучку, запятнанных всеми пороками, ему пришлось сослать. Гая и Луция он потерял одного за другим через восемнадцать месяцев — Гай скончался в Ликии, Луций — в Массилии. Он усыновил на форуме перед собранием курий своего третьего внука Агриппу и пасынка Тиберия — но от Агриппы за его низкий и жестокий нрав он вскоре отрекся и сослал его в Соррент. Смерть близких была ему не так тяжела, как их позор. Участь Гая и Луция не надломила его; но о дочери он доложил в сенате лишь заочно, в послании, зачитанном квестором, и после этого долго, терзаясь стыдом, сторонился людей и подумывал даже, не казнить ли ее... Сосланной Юлии он запретил давать вино и предоставлять малейшие удобства... Только пять лет спустя он перевел ее с острова на материк и немного смягчил условия ссылки; но о том, чтобы совсем ее простить, бесполезно было его умолять". (Suet., Aug., 65) Судьба оказалась безжалостной к единственному оставшемуся отпрыску Августа мужского рода - когда Тиберий пришёл к власти, его первоочередной задачей было избавиться от возможного претендента на власть: "Первым деянием нового принципата было убийство Агриппы Постума, с которым, застигнутым врасплох и безоружным, не без тяжелой борьбы справился действовавший со всею решительностью центурион. Об этом деле Тиберий не сказал в сенате ни слова; он создавал видимость, будто так распорядился его отец... Август, конечно, много и горестно жаловался на нравы этого юноши и добился, чтобы его и
Остроумные спартанцы Однажды несколько жителей города Клазомены, прибыв в Спарту, совершили наглый поступок — вымазали сажей кресла эфоров (членов высшей коллегии города). Узнав об этом, эфоры не показали своего возмущения, а призвали глашатая и велели ему объявить приказ: «Клазоменцам разрешается вести себя непристойно».
Образование в Древнем Риме Когда мальчику в Древнем Риме исполнялось семь лет, то он начинал под руководством своего отца постигать различные науки. Мальчиков обучали владеть оружием, ездить верхом, их также закаляли и приучали терпеть боль. В богатых и состоятельных семьях римлян мальчики также обучались грамоте. Девочки же продолжали оставаться с матерями. По достижении определенного возраста мальчики в Древнем Риме получали взрослую тогу и их отдавали на обучение государственному чиновнику. В Древнем Риме такое образование называлось начальной школой Римского Форума. После этого уже юноши проходили военную подготовку на Марсовом поле в Риме и отправлялись в обязательном порядке на службу в армию. Дети ремесленников росли в тесных инсулах. В отличие от детей аристократических семей они получали образование лишь только в начальных классах. Такое обучение начиналось с семилетнего возраста и продолжалось пять лет. Обучение в Риме допускало постоянные побои учеников. Летние каникулы были довольно таки продолжительными. В городе они длились до четырех месяцев, а в сельской местности до полугода.
« История, к сожалению, судит о благородстве деяний по их удачному завершению. » Спартак, бывший воин из Фракии,попавший в плен к римлянам,и превращённый в раба-гладиатора,в последствии возглавил восстание на территории современной Италии.
Казань аристократов в Древнем Риме Для казни аристократов применялось зачастую тайное удушение или самоубийство под надзором. Удушение веревкой (laqueus) никогда не совершалось публично, только в темнице в присутствии ограниченного количества людей. К такой смерти римский сенат приговорил участников заговора Катилины. Римский историк Саллюстий рассказывал об этом так: «Есть в тюрьме, левее и несколько ниже входа, помещение, которое зовут Туллиевой темницей; оно уходит в землю примерно на двенадцать футов и отовсюду укреплено стенами, а сверху перекрыто каменным сводом; грязь, потемки и смрад составляют впечатление мерзкое и страшное. Туда-то и был опущен Лентул, и палачи, исполняя приказ, удавили его, накинув петлю на шею... Подобным же образом были казнены Цетег, Статилий, Габиний, Цепарий». Причем инициатором этой казни стал оратор Цицерон, исполнявший в ту пору обязанности консула. За раскрытие заговора Катилины он удостоился почетного звания «отца нации». Но за казнь свободных римлян потом нажил себе немало обвинений со стороны политических противников. Со временем удушение веревкой вышло у римлян из моды, и в период правления Нерона уже не применялось. В качестве привилегии знатным римлянам порой позволяли самим избрать себе способ казни или уйти из жизни без посторонней помощи. Римский историк Тацит рассказывал, что, когда был осужден консул Валерий Азиатик, император Клавдий предоставил ему право самому избрать для себя вид смерти. Друзья предлагали Азиатику тихо угаснуть, воздерживаясь от пищи, но он предпочел скорую смерть. И ушел из жизни с большим достоинством. «Проделав обычные гимнастические упражнения, обмыв тело и весело пообедав, вскрыл себе вены, осмотрев, однако, до этого свой погребальный костер и приказав перенести его на другое место, дабы от его жара не пострадала густая листва деревьев: таково было его самообладание в последние мгновения перед концом»
Мозаика из Сирии. 450-462 гг. Chazen Museum of Art, Madison, Wisconsin.
Колизей, Рим
Скифы поклонялись стихиям. Их главное религиозное рвение было отдано великой богине, Табити— Весте, богине огня и, наверное, животных. Она одна фигурирует в их искусстве, главенствуя при произнесении клятв, причащении или помазании вождей. Скифы также поклонялись Папаю—Юпитеру, богу воздуха; Апи—Феллус, богине земли, Гайтосиру— Аполлону, богу солнца, и Аргимпасе—Венере, богине луны. Помимо этих, царские скифы почитали Тамумаса—Нептуна, бога воды, и, как полагал Геродот, они приносили в жертву скот и каждого сотого пленника Марсу и Геркулесу. Геродота удивило отсутствие у скифов изображений богов, алтарей и храмов, и действительно, за исключением весьма скромных акрополей позднего периода в скифских городах, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний. Таким образом, он, вероятно, был прав, полагая, что для отправления религиозных ритуалов скифы собирались в условном месте и уходили оттуда по их окончании, но при этом они не считали, что проведенная церемония каким-то образом освятила то место, где ее проводили. В этом они, похоже, следовали иранской традиции.
Сцена охоты в Нильских зарослях 15 век до н.э