Загадочные кубки. Среди богатейшего историко-культурного наследия Туркменистана важное место занимают так называемые нисийские ритоны. И несмотря на то что в Туркменистане их изображения встречаются достаточно часто, а сами ритоны можно увидеть в экспозиции Национального музея в Ашхабаде, для большинства жителей страны, так же, как и для множества людей, не изучавших специально античную историю, эти предметы остаются загадочными произведениями древнего искусства. А между тем практически во всех книгах по истории искусства Древнего Востока, когда речь идет об искусстве эллинистического времени (IV–I вв. до н.э.), нисийские ритоны так или иначе упоминаются. Они считаются хрестоматийной иллюстрацией той эпохи. Истории ритонов посвящена обширная научная литература. Есть исследователи, которые считают, что ритонами пользовались на пирах ахеменидские цари в VI в. до н.э. Какую роль они там выполняли, нам неизвестно, так как у нас нет изобразительного материала этого времени. Но зато мы знаем, что когда в 490 году до н.э. греки разгромили персов в битве при Марафоне, им досталось очень много трофеев, среди которых были и ритоны. Как правило, у Ахеменидов ритоны были сделаны из драгоценных металлов и относились к предметам статусным. В дальнейшем благодаря прежде всего высокой статусности форма ритонов вошла в греческую культуру. Древние греки придавали вину и богу вина Дионису большое значение. Ритоны становятся атрибутом застолий и дионисийских ритуалов. Они видоизменяются, приобретая различные формы и размеры, их изготавливают из драгоценных металлов, керамики, слоновой кости, и вскоре уже ни один богатый пир не представляется без этой экзотической «посуды», мода на которую охватила всю Древнюю Грецию. В IV веке до н.э. Александр Македонский пошел войной на Ахеменидскую империю, разгромил ее, и в результате этого разгрома образовалась великая империя Александра. После смерти прославленного полководца его империя распалась на множество государств, одним из которых стала Парфия. Несмотря на
Другие записи сообщества
Осада Рима этруском Порсеной и геройство Гая Муция... Гай Муций Сцевола прославился тем, что, согласно легенде, пыталcя убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене: «Я римский гражданин, зовут меня Гай Муций. Я вышел на тебя, как враг на врага, и готов умереть, как готов был убить: римляне умеют и действовать, и страдать с отвагою. Не один я питаю к тебе такие чувства, многие за мной чередою ждут той же чести. Итак, если угодно, готовься к недоброму: каждый час рисковать головой, встречать вооруженного врага у порога.Такую войну объявляем тебе мы, римские юноши; не бойся войска, не бойся битвы, — будешь ты с каждым один на один». Когда царь, горя гневом и страшась опасности, велел вокруг развести костры, суля ему пытку, если он не признается тут же, что скрывается за его темной угрозой, сказал ему Муций: «Знай же, сколь мало ценят плоть те, кто чает великой славы!» — и неспешно положил правую руку в огонь, возжженный на жертвеннике. И он жег ее, будто ничего не чувствуя, покуда Царь, пораженный этим чудом, не вскочил вдруг со своего места и не приказал оттащить юношу от алтаря. «Отойди,— сказал он,— ты безжалостнее к себе, чем ко мне! Я велел бы почтить такую доблесть, будь она во славу моей отчизны; ныне же по праву войны отпускаю тебя на волю целым и невредимым». Тогда Муций, как бы воздавая за великодушие, сказал: «Поскольку в такой чести у тебя доблесть, прими от меня в дар то, чего не мог добиться угрозами: триста лучших римских юношей, поклялись мы преследовать тебя таким способом. Первый жребий был мой; а за мною последует другой, кому выпадет, и каждый придет в свой черед, пока судьба не подставит тебя удару!» Когда был отпущен Муций, которого потом за потерю правой руки нарекли Сцеволой, Порсена послал в Рим послов; так потрясло его и первое покушение, от которого он уберегся лишь по ошибке убийцы, и опасность, грозящая впредь столько раз, сколько будет заговорщиков, что он сам от себя предложил римлянам условия мира.
Знаете ли вы, что начало нашей эры отстает от начала римской эры на 753 года? В ту пору не существовало единой системы летоисчисления - каждая область имела свою систему. Наиболее развитые народы решили принять за точку отсчета какую-нибудь важную дату своей истории. Римляне такой точкой отсчета выбрали год основания Рима. Они говорили, скажем, 205 лет "Ab urbe condita", что означает "от основания города". Мы записали бы этот год как 205 AUC (а римляне как CCV auc). Примерно в 535 году н.э. сирийский ученый Дионисий Малый доказал, что Христос родился в 753 году AUC (или через 753 года после основания Рима). Мы знаем сейчас, что он ошибся по крайней мере на 4 года, ибо Иисус родился, когда царем Иудеи был Ирод, а Ирод умер в 749 году AUC. Тем не менее, дата Дионисия была принята, и в наши дни именно 753 год AUC мы называем 1 годом н.э.
Смерть гладиатора. Ни римские зрители, требующие смерти гладиатора, ни римские императоры, санкционирующие оную, никогда не показывали «палец вниз». Более того, римляне вообще не использовали знак «палец вниз». Если гладиатор должен был умереть, пальцы вздымались вверх – как обнаженный меч. Когда же побежденному хотели даровать жизнь, большой палец подгибался внутрь сжатого кулака – подобно оружию в ножнах. В этом заблуждении виновата картина французского художника XIX века Леона Жерома под названием «Pollice verso». Изображенный на картине римский гладиатор ждет решения своего соперника, а сидящий в ложе император тычет большим пальцем вниз, вынося смертный приговор. Историки единодушны в том, что художник неверно понял латинскую фразу, предположив, что police verso, «отогнутый палец», означало «отогнутый вниз», тогда как фраза эта значит «отогнутый вверх».
Фрагмент росписи гробницы писца Ун-Су, управляющего зерновыми амбарами времен XVIII династии.
Организация римской конницы Тактической единицей римской конницы была турма, состоящая и 3 декурий, по 10 человек в каждой. Командование декуриями осуществляли декурионы, старший из которых был в то же время командиром турмы. К этим трем офицерам выбирали еще троих, которые ездили в замке, так что турма нормальной численности состояла из 6 офицеров и 30 нижних чинов. При построении турма представляла 3 шеренги по 10 человек, иногда 4 — по 8 человек. Командир турмы становился впереди ее, два других декуриона — на обоих флангах в передней шеренге, прочие 3 офицера — в замке, за серединой турмы и за флангами. Также каждая турма имела свой значок. Конница составляла 1/11 силы легиона, включавшего в себя 10 турм, по одной на каждую когорту. Конница не имела постоянного места в построении: ее располагали или на обоих флангах пехоты, или всю вместе в передней линии, или же, наконец, позади пехоты. Если в легионах союзных войск пехота имела ту же численность, что и в римских, то конница была вдвое сильнее и состояла из 640 человек, в отличие от римских 320. Турма строилась на полных интервалах, т.е. промежутках, равных длине фронта, и на каждый ряд давалось 5 футов, чтобы всадник мог свободно действовать своим метательным оружием. 16 турм вспомогательных войск, соединенных вместе, составляли крыло, или алу (ala), находившееся под начальством префекта. Часть конницы, размещенная на флангах, обычно перемешивалась с легкой пехотой; на остальную часть, размещенную позади пехоты, возлагалось преследование. Римляне, хотя и считали службу в коннице почетной и пополняли ряды ее знатными юношами, но до Пунических войн они не понимали ее духа, не придавали ей должного значения и не умели ни обучать ее, ни пользоваться ею. Древним римлянам не приходила в голову возможность пустить ее стеной на противника и быстротой и массой ее сломить его сопротивление; они ставили ей, как уже было сказано, только две цели: разведывание и преследование. Напротив того, к спешиванию конницы прибегали так часто, что надо удивлять
Пиры и Развлечения древних египтян... Богатые египтяне устраивали в своих резиденциях пышные пиры. Гости вкушали изысканные блюда, в то время как молодые танцовщицы развлекали их под аккомпанемент музыкантов. Хозяин усадьбы и его жена принимали гостей в зале для приемов. Гостей, в зависимости от занимаемого ранга, рассаживали в кресла, на скамьи, на табуреты или на циновки. Обычно мужчины устраивались с одной стороны комнаты, а женщины - с другой. Дети, принимавшие участие в празднике, садились на циновки или на подушки. Каждый прибывший гость получал в знак благодарности за визит бутон цветка лотоса и гирлянды цветов. Слуги приносили маленькие конусы, изготовленные из жира и пчелиного воска, с благовониями. Их водружали гостям на голову, и благовония медленно таяли под действием тепла, растекаясь по волосам и шее, распространяя приятный запах. В примыкающей к залу комнате слуги массировали плечи и ступни гостей ароматическими мазями и духами. Больших столов не было. Приглашенные рассаживались по двое, по трое вокруг небольших столиков с расставленными кушаньями. Столовых приборов не было: пищу брали руками, мясо клали на хлеб. Несколько раз за время пира служанки подавали каждому гостю чашу с водой, чтобы он мог ополоснуть руки. Правила этикета требовали, чтобы к концу ужина пальцы у гостей были чистыми. Конечно же любому пиру предшествовала беготня по лавкам и суета на кухне. Египтяне отдавали предпочтение блюдам из мяса и птицы, таким как жареные утки, перепелки, голуби, жаркое из газели, мясо газели, тушенное с овощами или в соусе. Любимым мясом была говядина. Из нее готовили жаркое. Праздничное застолье редко обходилось без жаренного на вертеле гуся. Овощи обычно раскладывали на столах. Особенно ценились лук-порей, чеснок и редис. На десерт подавали булочки с медом, сушеными финиками и виноградом. Всевозможные фрукты грудами лежали в корзинах. Гости пили пиво, вино, финиковую и гранатовую водку, нередко без меры. На столе расставляли золотые и серебряные кубки, глиняную расписную посуду.
Такая колесница была характерна для армии Ашшурнасирпала II и Салманасара III. Эти колесницы часто изображены запряженные тройкой лошадей, причем третья лошадь в упряжи пристяжная. Длинный бронзовый чешуйчатый панцирь «сариам», в который облачен лучник, создан по митаннийскому образцу. Характерный ассирийский конический шлем скорее бронзовый, чем железный. Основное оружие — составной лук.
Проконсул (лат. proconsul, от pro — вместо и consul — консул) — государственная должность в Древнем Риме периодов республики и империи. Проконсулы обладали властью консулов (часто только на ограниченной территории), но, в отличие от консулов, не избирались на эту должность собранием по центуриям (лат. comitia centuriata). Впервые эту должность учредили для Клавдия Марцелла, которому во время Второй Пунической войны по истечении его консульских полномочий было сохранено положение главнокомандующего. Впоследствии основной ролью проконсулов было управление провинциями. Временное исполнение обязанностей консула В случаях, когда обязанности консула исполняли лица, не избранные на эту должность, говорилось, что они действуют pro consule. Примером таких ситуации может служить временное замещение консула претором в случае отсутствия обоих консулов в Риме, а также временное исполнение обязанностей консулом, командующим войсками вне Рима после истечения срока полномочий (с разрешения Сената). Проконсулы и управление провинциями Основной ролью проконсулов в поздней республике было управление провинциями. Власть проконсула была аналогична власти консула с тем отличием, что она распространялась только на ту провинцию, в которую проконсул назначен. В зависимости от статуса провинции, она могла управляться также промагистратом более низкого ранга — пропретором. Проконсулы, управляющие провинциями, назначались на должность Сенатом из числа бывших консулов. Обычно срок полномочий проконсула, управляющего провинцией, составлял один год, но иногда полномочия продлевались. После реформ Августа все провинции были поделены на сенатские и императорские, кроме Египта, который считался личным владением императора. Из всех сенатских провинций проконсулы управляли только Африкой и Азией, остальными сенатскими провинциями управляли пропреторы. Императорскими провинциями управляли наместники императора. Император также обладал властью проконсула на территории всей Римской империи. Известные прок
Аквила (лат. aquila — «орёл») — знак легиона в древнеримской армии в виде орла, сделанный из серебра или золота и размещённый на шесте, часто украшенный металлическими кольцами (phalerae). Появился вместе с реформой Мария. Воин, который нёс аквилу на марше, назывался Аквилифер (aquilifer). Аквила, символ орла, была окружена религиозным благоговением, ибо орёл считался символом Юпитера. Потеря аквилы на поле боя считалась ужасным бесчестьем (легион, утративший аквилу, подлежал расформированию), поэтому римские солдаты были готовы умереть за то, чтобы вернуть символ. Аквилу постоянно держали в комнате, известной как principiorum aedes, которая была под опекой первого центуриона легиона (primus pilus).
Мумия фараона Таа II Секененра (Храбрый), правившего в начале ХVI в. до н.э. Видны ужасные раны на голове фараона, которые он получил в сражении с гиксосами. Анализ тканей показал, что мумификация проводилась уже после того, как начался процесс разложения трупа. Скорее всего, тело фараона пролежало на поле боя какое-то время, прежде чем его нашли.