Осада Рима этруском Порсеной и геройство Гая Муция... Гай Муций Сцевола прославился тем, что, согласно легенде, пыталcя убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене: «Я римский гражданин, зовут меня Гай Муций. Я вышел на тебя, как враг на врага, и готов умереть, как готов был убить: римляне умеют и действовать, и страдать с отвагою. Не один я питаю к тебе такие чувства, многие за мной чередою ждут той же чести. Итак, если угодно, готовься к недоброму: каждый час рисковать головой, встречать вооруженного врага у порога.Такую войну объявляем тебе мы, римские юноши; не бойся войска, не бойся битвы, — будешь ты с каждым один на один». Когда царь, горя гневом и страшась опасности, велел вокруг развести костры, суля ему пытку, если он не признается тут же, что скрывается за его темной угрозой, сказал ему Муций: «Знай же, сколь мало ценят плоть те, кто чает великой славы!» — и неспешно положил правую руку в огонь, возжженный на жертвеннике. И он жег ее, будто ничего не чувствуя, покуда Царь, пораженный этим чудом, не вскочил вдруг со своего места и не приказал оттащить юношу от алтаря. «Отойди,— сказал он,— ты безжалостнее к себе, чем ко мне! Я велел бы почтить такую доблесть, будь она во славу моей отчизны; ныне же по праву войны отпускаю тебя на волю целым и невредимым». Тогда Муций, как бы воздавая за великодушие, сказал: «Поскольку в такой чести у тебя доблесть, прими от меня в дар то, чего не мог добиться угрозами: триста лучших римских юношей, поклялись мы преследовать тебя таким способом. Первый жребий был мой; а за мною последует другой, кому выпадет, и каждый придет в свой черед, пока судьба не подставит тебя удару!» Когда был отпущен Муций, которого потом за потерю правой руки нарекли Сцеволой, Порсена послал в Рим послов; так потрясло его и первое покушение, от которого он уберегся лишь по ошибке убийцы, и опасность, грозящая впредь столько раз, сколько будет заговорщиков, что он сам от себя предложил римлянам условия мира.
Другие записи сообщества
Сарматские катафракты в дакийской войне. Барельеф колонны Траяна.
Почему путь к раскопкам Трои археолог Генрих Шлиман начал в России? Знаменитый археолог Генрих Шлиман долгие годы жил в России. Здесь он стал преуспевающим купцом, «сколотил» миллионное состояние, что и позволило ему впоследствии заняться поисками легендарной Трои, сделавшей его мировой знаменитостью. Но путь к славе был для него долог и необычайно труден. Генрих родился 6 января 1822 года в небольшом немецком городке Нойбуков, где его отец был священником в протестантском приходе. После смерти матери юному Генриху пришлось уехать из дома. Сначала он учился в гимназии, а затем отец пристроил его учеником к бакалейщику. Шлиман рано понял, что реальной помощи от отца, который присвоил деньги, завещанные детям матерью, ждать не приходится. Тяжелый труд в бакалейной лавке вряд ли доставлял ему удовольствие. Единственной отдушиной были поздние вечера, когда можно было уйти от забот, погрузившись в мир Древней Греции. С детства его любимой книгой была «Илиада», которую он знал практически наизусть. Стоит отметить, что о юности Шлимана известно в основном с его слов, а он зачастую любил и приукрасить действительность. Когда юноше исполнилось 18 лет, он оставил бакалейную лавку и ушел искать собственную судьбу. Какое-то время перебивался временными заработками, а в 1841 году завербовался в Гамбурге юнгой на шхуну «Доротея», которая отправлялась с товарами в далекую Венесуэлу. Но морская карьера оказалась короткой, через две недели шхуна попала в шторм недалеко от берегов Голландии и затонула. Купание в ледяной воде не прошло бесследно, выжившие моряки оказались в госпитале, а затем, получив небольшую денежную помощь, разбрелись по Голландии. В этой истории не обошлось без вымысла. Сохранился список экипажа затонувшей шхуны, но Шлимана в нем нет. Не исключено, что он мог быть пассажиром или же просто воспользовался информацией о кораблекрушении, чтобы придать истории появления в Голландии романтический ореол. Шлиман на самом деле был подобран изрядно помятым или избитым на берегу (похоже, что его прос
Капитель с головами быков из Суз. Мрамор. Высота 5,80 м. Начало 4 в. до н. э. Париж. Лувр.
Непоциан - член династии Константина Великого, вооружил отряд гладиаторов и с ним напал на Рим, убил префекта города и объявил себя императором. Но счастье его длилось недолго, через 28 дней он был убит полководцами Магненция ( римский император в 350— 353 годах), а его голову насадили на копье о носили по Риму.
Дурунташ и зиккурат Чага-Занбиль. Самый древний памятник человеческой цивилизации в Иране и один из самых древних на земле – пирамидообразный храм-зиккурат Чаго-Замбиль в Хузестане. 3500 лет назад зиккурат был центром большого религиозного комплекса, целого города под названием Дурунташ, раскинувшегося на два километра. Город принадлежал государству Элам – одному из самых древних на Земле, наследнице великого Шумера, первого культурного очага человечества.
Знаете ли вы, что начало нашей эры отстает от начала римской эры на 753 года? В ту пору не существовало единой системы летоисчисления - каждая область имела свою систему. Наиболее развитые народы решили принять за точку отсчета какую-нибудь важную дату своей истории. Римляне такой точкой отсчета выбрали год основания Рима. Они говорили, скажем, 205 лет "Ab urbe condita", что означает "от основания города". Мы записали бы этот год как 205 AUC (а римляне как CCV auc). Примерно в 535 году н.э. сирийский ученый Дионисий Малый доказал, что Христос родился в 753 году AUC (или через 753 года после основания Рима). Мы знаем сейчас, что он ошибся по крайней мере на 4 года, ибо Иисус родился, когда царем Иудеи был Ирод, а Ирод умер в 749 году AUC. Тем не менее, дата Дионисия была принята, и в наши дни именно 753 год AUC мы называем 1 годом н.э.
Смерть гладиатора. Ни римские зрители, требующие смерти гладиатора, ни римские императоры, санкционирующие оную, никогда не показывали «палец вниз». Более того, римляне вообще не использовали знак «палец вниз». Если гладиатор должен был умереть, пальцы вздымались вверх – как обнаженный меч. Когда же побежденному хотели даровать жизнь, большой палец подгибался внутрь сжатого кулака – подобно оружию в ножнах. В этом заблуждении виновата картина французского художника XIX века Леона Жерома под названием «Pollice verso». Изображенный на картине римский гладиатор ждет решения своего соперника, а сидящий в ложе император тычет большим пальцем вниз, вынося смертный приговор. Историки единодушны в том, что художник неверно понял латинскую фразу, предположив, что police verso, «отогнутый палец», означало «отогнутый вниз», тогда как фраза эта значит «отогнутый вверх».
Фрагмент росписи гробницы писца Ун-Су, управляющего зерновыми амбарами времен XVIII династии.
Организация римской конницы Тактической единицей римской конницы была турма, состоящая и 3 декурий, по 10 человек в каждой. Командование декуриями осуществляли декурионы, старший из которых был в то же время командиром турмы. К этим трем офицерам выбирали еще троих, которые ездили в замке, так что турма нормальной численности состояла из 6 офицеров и 30 нижних чинов. При построении турма представляла 3 шеренги по 10 человек, иногда 4 — по 8 человек. Командир турмы становился впереди ее, два других декуриона — на обоих флангах в передней шеренге, прочие 3 офицера — в замке, за серединой турмы и за флангами. Также каждая турма имела свой значок. Конница составляла 1/11 силы легиона, включавшего в себя 10 турм, по одной на каждую когорту. Конница не имела постоянного места в построении: ее располагали или на обоих флангах пехоты, или всю вместе в передней линии, или же, наконец, позади пехоты. Если в легионах союзных войск пехота имела ту же численность, что и в римских, то конница была вдвое сильнее и состояла из 640 человек, в отличие от римских 320. Турма строилась на полных интервалах, т.е. промежутках, равных длине фронта, и на каждый ряд давалось 5 футов, чтобы всадник мог свободно действовать своим метательным оружием. 16 турм вспомогательных войск, соединенных вместе, составляли крыло, или алу (ala), находившееся под начальством префекта. Часть конницы, размещенная на флангах, обычно перемешивалась с легкой пехотой; на остальную часть, размещенную позади пехоты, возлагалось преследование. Римляне, хотя и считали службу в коннице почетной и пополняли ряды ее знатными юношами, но до Пунических войн они не понимали ее духа, не придавали ей должного значения и не умели ни обучать ее, ни пользоваться ею. Древним римлянам не приходила в голову возможность пустить ее стеной на противника и быстротой и массой ее сломить его сопротивление; они ставили ей, как уже было сказано, только две цели: разведывание и преследование. Напротив того, к спешиванию конницы прибегали так часто, что надо удивлять
Загадочные кубки. Среди богатейшего историко-культурного наследия Туркменистана важное место занимают так называемые нисийские ритоны. И несмотря на то что в Туркменистане их изображения встречаются достаточно часто, а сами ритоны можно увидеть в экспозиции Национального музея в Ашхабаде, для большинства жителей страны, так же, как и для множества людей, не изучавших специально античную историю, эти предметы остаются загадочными произведениями древнего искусства. А между тем практически во всех книгах по истории искусства Древнего Востока, когда речь идет об искусстве эллинистического времени (IV–I вв. до н.э.), нисийские ритоны так или иначе упоминаются. Они считаются хрестоматийной иллюстрацией той эпохи. Истории ритонов посвящена обширная научная литература. Есть исследователи, которые считают, что ритонами пользовались на пирах ахеменидские цари в VI в. до н.э. Какую роль они там выполняли, нам неизвестно, так как у нас нет изобразительного материала этого времени. Но зато мы знаем, что когда в 490 году до н.э. греки разгромили персов в битве при Марафоне, им досталось очень много трофеев, среди которых были и ритоны. Как правило, у Ахеменидов ритоны были сделаны из драгоценных металлов и относились к предметам статусным. В дальнейшем благодаря прежде всего высокой статусности форма ритонов вошла в греческую культуру. Древние греки придавали вину и богу вина Дионису большое значение. Ритоны становятся атрибутом застолий и дионисийских ритуалов. Они видоизменяются, приобретая различные формы и размеры, их изготавливают из драгоценных металлов, керамики, слоновой кости, и вскоре уже ни один богатый пир не представляется без этой экзотической «посуды», мода на которую охватила всю Древнюю Грецию. В IV веке до н.э. Александр Македонский пошел войной на Ахеменидскую империю, разгромил ее, и в результате этого разгрома образовалась великая империя Александра. После смерти прославленного полководца его империя распалась на множество государств, одним из которых стала Парфия. Несмотря на