Капитель с головами быков из Суз. Мрамор. Высота 5,80 м. Начало 4 в. до н. э. Париж. Лувр.
Другие записи сообщества
Особенным уважением у этрусков пользовались жрецы-гаруспики.(лат. haruspex, от hirae (этрусск. harus) — кишки, внутренности и лат. specio — наблюдаю) Они предсказывали будущее по внутренностям животных, полёту птиц и по наблюдениям за молниями. Подобные гадания по печени животных совершались в Вавилоне и странах Малой Азии. Изображение печени было найдено археологами в Этрурии, что свидетельствует либо о тесных связях этрусков с народами Восточного Средиземноморья, либо об их восточном происхождении. Бронзовая модель печени овцы, с обозначением гадательного значения её областей. Найдена недалеко от Пьяченцы и фигурка жреца:
Какой юридический термин в древности означал просто «кусок дерева»? Латинское слово codex означало «кусок дерева». Именно на деревянных дощечках, смазанных воском, были изготовлены первые книги в привычном нам формате, а не в форме свитка. Позже вместо дерева римляне для кодексов стали использовать пергамент. В 3 веке в виде кодекса было издано собрание императорских конституций. Сегодня в русском языке слово «кодекс» используется именно для названий сводов законов.
Римскую цифру IV - "четыре" стали окончательным образом записывать так только в XIX веке, римляне же всегда писали ее как "IIII". Римляне просто не могли себе позволить записывать это число как IV, потому что этот знак для них являлся обозначением бога Юпитера, чье имя писалось как IVPPITER. В Средние века встречалось привычное нам написание этой цифры, однако более популярным оставалось IIII. Интересно, что на циферблатах часов, использующих римские цифры, используется в основном традиционное "IIII", из эстетических соображений или по старой памяти.
Сарматские катафракты в дакийской войне. Барельеф колонны Траяна.
Почему путь к раскопкам Трои археолог Генрих Шлиман начал в России? Знаменитый археолог Генрих Шлиман долгие годы жил в России. Здесь он стал преуспевающим купцом, «сколотил» миллионное состояние, что и позволило ему впоследствии заняться поисками легендарной Трои, сделавшей его мировой знаменитостью. Но путь к славе был для него долог и необычайно труден. Генрих родился 6 января 1822 года в небольшом немецком городке Нойбуков, где его отец был священником в протестантском приходе. После смерти матери юному Генриху пришлось уехать из дома. Сначала он учился в гимназии, а затем отец пристроил его учеником к бакалейщику. Шлиман рано понял, что реальной помощи от отца, который присвоил деньги, завещанные детям матерью, ждать не приходится. Тяжелый труд в бакалейной лавке вряд ли доставлял ему удовольствие. Единственной отдушиной были поздние вечера, когда можно было уйти от забот, погрузившись в мир Древней Греции. С детства его любимой книгой была «Илиада», которую он знал практически наизусть. Стоит отметить, что о юности Шлимана известно в основном с его слов, а он зачастую любил и приукрасить действительность. Когда юноше исполнилось 18 лет, он оставил бакалейную лавку и ушел искать собственную судьбу. Какое-то время перебивался временными заработками, а в 1841 году завербовался в Гамбурге юнгой на шхуну «Доротея», которая отправлялась с товарами в далекую Венесуэлу. Но морская карьера оказалась короткой, через две недели шхуна попала в шторм недалеко от берегов Голландии и затонула. Купание в ледяной воде не прошло бесследно, выжившие моряки оказались в госпитале, а затем, получив небольшую денежную помощь, разбрелись по Голландии. В этой истории не обошлось без вымысла. Сохранился список экипажа затонувшей шхуны, но Шлимана в нем нет. Не исключено, что он мог быть пассажиром или же просто воспользовался информацией о кораблекрушении, чтобы придать истории появления в Голландии романтический ореол. Шлиман на самом деле был подобран изрядно помятым или избитым на берегу (похоже, что его прос
Непоциан - член династии Константина Великого, вооружил отряд гладиаторов и с ним напал на Рим, убил префекта города и объявил себя императором. Но счастье его длилось недолго, через 28 дней он был убит полководцами Магненция ( римский император в 350— 353 годах), а его голову насадили на копье о носили по Риму.
Дурунташ и зиккурат Чага-Занбиль. Самый древний памятник человеческой цивилизации в Иране и один из самых древних на земле – пирамидообразный храм-зиккурат Чаго-Замбиль в Хузестане. 3500 лет назад зиккурат был центром большого религиозного комплекса, целого города под названием Дурунташ, раскинувшегося на два километра. Город принадлежал государству Элам – одному из самых древних на Земле, наследнице великого Шумера, первого культурного очага человечества.
Осада Рима этруском Порсеной и геройство Гая Муция... Гай Муций Сцевола прославился тем, что, согласно легенде, пыталcя убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене: «Я римский гражданин, зовут меня Гай Муций. Я вышел на тебя, как враг на врага, и готов умереть, как готов был убить: римляне умеют и действовать, и страдать с отвагою. Не один я питаю к тебе такие чувства, многие за мной чередою ждут той же чести. Итак, если угодно, готовься к недоброму: каждый час рисковать головой, встречать вооруженного врага у порога.Такую войну объявляем тебе мы, римские юноши; не бойся войска, не бойся битвы, — будешь ты с каждым один на один». Когда царь, горя гневом и страшась опасности, велел вокруг развести костры, суля ему пытку, если он не признается тут же, что скрывается за его темной угрозой, сказал ему Муций: «Знай же, сколь мало ценят плоть те, кто чает великой славы!» — и неспешно положил правую руку в огонь, возжженный на жертвеннике. И он жег ее, будто ничего не чувствуя, покуда Царь, пораженный этим чудом, не вскочил вдруг со своего места и не приказал оттащить юношу от алтаря. «Отойди,— сказал он,— ты безжалостнее к себе, чем ко мне! Я велел бы почтить такую доблесть, будь она во славу моей отчизны; ныне же по праву войны отпускаю тебя на волю целым и невредимым». Тогда Муций, как бы воздавая за великодушие, сказал: «Поскольку в такой чести у тебя доблесть, прими от меня в дар то, чего не мог добиться угрозами: триста лучших римских юношей, поклялись мы преследовать тебя таким способом. Первый жребий был мой; а за мною последует другой, кому выпадет, и каждый придет в свой черед, пока судьба не подставит тебя удару!» Когда был отпущен Муций, которого потом за потерю правой руки нарекли Сцеволой, Порсена послал в Рим послов; так потрясло его и первое покушение, от которого он уберегся лишь по ошибке убийцы, и опасность, грозящая впредь столько раз, сколько будет заговорщиков, что он сам от себя предложил римлянам условия мира.
Знаете ли вы, что начало нашей эры отстает от начала римской эры на 753 года? В ту пору не существовало единой системы летоисчисления - каждая область имела свою систему. Наиболее развитые народы решили принять за точку отсчета какую-нибудь важную дату своей истории. Римляне такой точкой отсчета выбрали год основания Рима. Они говорили, скажем, 205 лет "Ab urbe condita", что означает "от основания города". Мы записали бы этот год как 205 AUC (а римляне как CCV auc). Примерно в 535 году н.э. сирийский ученый Дионисий Малый доказал, что Христос родился в 753 году AUC (или через 753 года после основания Рима). Мы знаем сейчас, что он ошибся по крайней мере на 4 года, ибо Иисус родился, когда царем Иудеи был Ирод, а Ирод умер в 749 году AUC. Тем не менее, дата Дионисия была принята, и в наши дни именно 753 год AUC мы называем 1 годом н.э.
Смерть гладиатора. Ни римские зрители, требующие смерти гладиатора, ни римские императоры, санкционирующие оную, никогда не показывали «палец вниз». Более того, римляне вообще не использовали знак «палец вниз». Если гладиатор должен был умереть, пальцы вздымались вверх – как обнаженный меч. Когда же побежденному хотели даровать жизнь, большой палец подгибался внутрь сжатого кулака – подобно оружию в ножнах. В этом заблуждении виновата картина французского художника XIX века Леона Жерома под названием «Pollice verso». Изображенный на картине римский гладиатор ждет решения своего соперника, а сидящий в ложе император тычет большим пальцем вниз, вынося смертный приговор. Историки единодушны в том, что художник неверно понял латинскую фразу, предположив, что police verso, «отогнутый палец», означало «отогнутый вниз», тогда как фраза эта значит «отогнутый вверх».