Македонский гоплит, середина 4 век до н.э. Ядро македонской армии состояло из свободных крестьян, служивших в тяжеловооружённой пехоте. Для комплектования пехоты страна была разделена на 6 округов. Каждое отдельное подразделение комплектовалось жителями одного округа, что увеличивало сплочённость войска. Филипп ввёл в армии суровый режим упражнений и дисциплины, принуждая воинов совершать сложные переходы в полном снаряжении, чтобы приучить к тяготам войны. Высокая мобильность и дисциплина позволили Филиппу вести боевые действия в любое время года. Пехотинцы нового образца были названы Филиппом «педзетайрами» - «пешими товарищами царя». Македонская фаланга разделялась на ряды (декасы) по 16 человек, построенных в глубину. Доспехи македонского фалангита не отличались от греческих и соответствовали классическому вооружению гоплита. Фалангит передних шеренг защищён традиционным льняным панцирем (линотораксом). На голове одна из модификаций фригийского шлема с удлинёнными нащёчниками. На круглом щите-гоплоне изображение волка. На ногах бронзовые поножи, подвязанные шнурками. Вооружён длинной пикой-сариссой и мечом-ксифосом.
Другие записи сообщества
Дома Древних Египтян В Древнем Египте только храмы и гробницы, которые строились на века, сооружали из камня. Все остальные здания строили из высушенного на солнце кирпича-сырца. Стены домов богатых и знатных египтян покрывали штукатуркой и украшали росписями. Археологам удалось раскопать лишь считанные древнеегипетские поселения, потому что очень многие из современных городов выросли прямо над древними, и раскопки там проводить невозможно. Тем не менее макеты и стенные росписи, найденные в гробницах, дают нам представление о том, как выглядели городские и сельские жилища в Древнем Египте. Это улица древнеегипетского города. Судя по сохранившимся макетам, в городах, где земли было мало, египтяне строили дома до пяти этажей. Много времени горожане проводили на крыше своего дома, потому что там было не так жарко и по вечерам дул приносящий прохладу ветерок. Иногда они спали на крыше. Изготовление кирпичей Твердую, сухую землю разбивали палками и насыпали в корзины. Из воды, резаной соломы и земли ногами замешивали «тесто» для кирпичей, которое раскладывали по формам. Кирпичи оставляли на солнце на несколько дней — до полного их затвердения. Спальня Вместо подушек на своих кроватях египтяне использовали каменные или деревянные подголовники. Свою одежду они держали в сундуках, а украшения и косметику хранили в небольших ларцах. Ванная В богатых домах были ванные комнаты и уборные. Стены умывальных облицовывали камнем, который предохранял необожженный кирпич кладки от водяных брызг. Мебель У египтян был обычай помещать в гробницу вместе с саркофагом все, что могло понадобиться умершему в царстве мертвых. Благодаря этому археологи смогли отыскать множество подлинных предметов древнеегипетской мебели. Самые впечатляющие находки ожидали археологов в гробнице фараона Тутанхамона. Богато украшенная инструктацией мебель на этих рисунках могла принадлежать знатному египтянину. Эти предметы копируют личную мебель Тутанхамона.
ЦЕРЕРА (Ceres), древнейшая италийская и римская хтоническая богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подземного мира, насылавшая на людей безумие, а также богиня материнства и брака (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница сельской общины (пага), защитница его урожая от грабителей (ей посвящался казнённый за ночную кражу урожая).
Фрагмент росписи гробницы писца Ун-Су, управляющего зерновыми амбарами времен XVIII династии.
Комедианты. Мозаика. Помпеи
Социальная структура римского общества На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы. С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет. Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus — новый человек[2]). Граждане стали также делиться на лат. cives nati — граждан по рождению и лат. cives facti — граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертин), то есть рабы, которым была дарована свобода.
«Христианская Дирцея в цирке Нерона». 1898 г. Г.С. Семирадский Национальный музей, Варшава Сюжет картины был взят художником из книги «Антихрист» французского писателя и историка Эрнеста Ренана, который ссылался на свидетельства римских авторов. Исторически он соответствует 60-м годам I века нашей эры — второй половине правления римского императора Нерона, когда начались гонения на последователей христианства. Тех, кто исповедовал эту религию, приговаривали к смерти, как покушающихся на государственный строй. Одним из «театрализованных» видов казни римлянок-христианок было привязывание их к свирепому быку, которого гладиаторы гоняли по арене цирка — в результате женщина погибала вместе с быком. Такой жестокий способ казни был навеян древним мифом, который встречается в разных вариантах. Нимфа Антиопа, которая была женой фиванского царя Лика, была соблазнена Зевсом (в древнеримской версии — Юпитером) и родила от него двух сыновей — Зефа (также встречается написание "Зет" или "Цет") и Амфиона. За свою неверность Антиопа была отвергнута Ликом и заключена под стражу. Зеф и Амфион были брошены на произвол судьбы, но их подобрали и вырастили пастухи. Тем временем Лик женился на Дирке (Дирцее), которая стала жестоко обращаться с Антиопой. Во время праздника, в качестве принесения жертвы Вакху, Дирка хотела привязать Антиопу к рогам свирепого быка и отпустить его. Про это узнали сыновья Антиопы, которым удалось освободить свою мать. Вместо неё они привязали к быку Дирку (Дирцею), которую постигла та страшная смерть, которую она готовила Антиопе Николай Михайловский в своей статье «Четыре художественные выставки» (1898) приводит описание этой картины из каталога VI выставки Санкт-Петербургского общества художников: «Сюжет картины заимствован из сказаний Климента Римского и Гигина. Эпизод появления на арене цирка неукротимого быка с привязанной к нему молодой христианской девушкой должен был напомнить собой такую же казнь, какой подвергалась мифическая царица Дирцея по
Бронзовый шлем коринфского типа. Южная Италия. 500–490 до н.э.
Римский Вексиллум Начнем с региона, откуда происходит вексиллум, давший название сегодняшней науке о знаменах и флагах. Предшественники современных флагов, таких, которые мы знаем сегодня, — полотнище на древке — имели другой вид. Это были шесты с навершиями в виде резных символических фигур (без полотнища). Римские военные знаки (знамена) известны по описаниям древних авторов, которые дают в отношении времени их появления, тактического использования и, главное, формы довольно противоречивые сведения. К числу древнейших военных знаков они единодушно относят орла — наиболее распространенную древнюю эмблему победы, которой способствуют боги. В Древнем Риме орла называли «птицей Юпитера», а Юпитер, как известно, у римлян был верховным божеством. Римский писатель Плиний Младший сообщает, что ко времени Пунических войн (III—II в. до н. э.) в римских легионах, кроме орла, в качестве значков использовались также фигуры волка, минотавра (мифического чудовища в виде человекобыка), вепря и лошади. Римский полководец и консул Марий, при котором завершился переход от ополчения к профессиональному войску, в I в. до н. э. ввел в качестве единого знака легиона аквилу — знаменитого римского орла. В период Республики он изготовлялся из серебра, в эпоху Империи — из золота. Известно, что император Траян, правивший в 98—117 годах, при котором Римская империя максимально расширила свои границы, в конце I века ввел знамена из ткани в виде драконов. Причем особую роль играли императорские драконы, окрашенные в пурпурный цвет. Производство пурпура (особой краски из пурпуроносных улиток) в Римской империи было прерогативой государства, за изготовлением изделий из пурпурной ткани тщательно наблюдали императорские чиновники. Военное знамя римлян На основе сообщений Аммиана Марцеллина и других древних историков, ученые сделали обобщение существующих к IV веку нашей эры римских военных знаков: в легионах это, как правило, — орел, в когортах — дракон, отличающийся от императорского размерами и цветом, в центуриях — зна
Трире́ма (лат. triremis, от tres, tria — три и remus — весло), трие́ра (греч. Τριήρεις) — класс боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациями Средиземноморья, в особенности финикийцами, античными греками и древними римлянами. Триремы получили свое название из-за трех рядов весел, которые, предположительно, располагались одно над другим в шахматном порядке, каждым веслом управлял один человек. Ранние триремы являлись результатом эволюции унирем — античных боевых кораблей с одним рядом весел от 12 до 25 с каждой стороны, и бирем — боевых кораблей с двумя рядами весел. Возможно, что первыми построили трирему финикийцы. Являясь самым быстрым и маневренным боевым кораблем, трирема доминировала в Средиземноморье с 7-го по 4-й век до н. э., пока не появились более крупные боевые корабли квадриремы и квинквиремы. Триремы играли важную роль в Греко-персидских войнах, в становлении морской империи Афин и ее падении в результате похода на Сицилию и Эгоспотамского сражения.
Законы Хаммурапи Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.) является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии) территория современной провинции Хузестан в Иране. Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанипала). Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В эпоху Хаммурапи этот стиль письма употреблялся обычно в скульптурных произведениях и официальных надписях, тогда как частные деловые документы и переписка этого времени производилась при помощи древне-вавилонского курсива, очень сходного с ассирийской клинописью. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе и получающий законы из рук бога солнца Шамаш (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук), сидящего на троне. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках). Скорее всего, что целью создания стелы было торжественное заявление перед подданными о вступлении в силу содержащегося в ней законодательства, а не предоставление её для всеобщего использования. Для судебной практики, вероятно, законы воспроизводились в виде глиняных плит. Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается