Другие записи сообщества
Создание института весталок приписывается царю Нуме Помпилию, окончательно упорядочившем всю систему государственной религии, каковой она оставалась до тех пор, пока язычество оставалось религией Древнего Рима. Вели́кий понти́фик — верховный жрец, глава понтификов; первоначально высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. Великий понтифик был главой коллегии понтификов и руководил так называемым жреческим царём, фламинами и весталками.
Раскрыт секрет бронежилета Македонского Историкам античности удалось воспроизвести доспехи Александра Македонского, изготовленные из льняной ткани. В течение многих столетий оружейники мастерили доспехи из твердых и прочных материалов, прежде всего из бронзы и железа. Однако в середине XX века выяснилось, что не только "коротка кольчужка" из знаменитого фильма "Александр Невский", но она не так уж хорошо защищает от стрелы или пики, а про пули и говорить нечего. Но к этому времени как раз были сделаны важные открытия в химии полимеров, и оказалось, что бронежилеты из синтетических материалов действительно пуленепробиваемы, хотя не содержат ни грамма металла. Пули в таких доспехах не отскакивают от жилета, а вязнут в полимере, в качестве которого обычно используется так называемый кевлар. Убедившись в том, что бронежилет необязательно должен быть сделан из металла, весьма дорогого в древности материала, историки вспомнили, что Александр Македонский и его армия носили доспехи, которые при изнашивании можно было просто сжечь, историки решили выяснить, из какого материала были изготовлены бронежилеты покорителя полумира. Воспользовавшись указанием Плутарха, что доспехи полководца были сделаны из нескольких слоев льняной ткани, Грегори Олдрет и Скотт Бартелл из Висконсинского университета (США) реконструировали древнегреческие доспехи, причем воспроизвели все стадии их создания - от посева и сбора урожая льна до изготовления ткани. Затем они пропитали несколько слоев льняной ткани клеем из вываренных кроличьих шкурок. Полученные таким образом доспехи они надели на манекен и обстреливали его из луков и даже рубили эти доспехи мечами. Результаты оказались превосходными: льняные "бронежилеты" отлично противостояли античному оружию. Кстати, лен и ткань из него - это природные полимеры. Работа американских историков выполнена методом "экспериментальной археологии" - воспроизведение материальных основ быта наших предков. Эти методы доказали, что они не были глупее нас и действительно нет ничего нового под луной.
Дома Древних Египтян В Древнем Египте только храмы и гробницы, которые строились на века, сооружали из камня. Все остальные здания строили из высушенного на солнце кирпича-сырца. Стены домов богатых и знатных египтян покрывали штукатуркой и украшали росписями. Археологам удалось раскопать лишь считанные древнеегипетские поселения, потому что очень многие из современных городов выросли прямо над древними, и раскопки там проводить невозможно. Тем не менее макеты и стенные росписи, найденные в гробницах, дают нам представление о том, как выглядели городские и сельские жилища в Древнем Египте. Это улица древнеегипетского города. Судя по сохранившимся макетам, в городах, где земли было мало, египтяне строили дома до пяти этажей. Много времени горожане проводили на крыше своего дома, потому что там было не так жарко и по вечерам дул приносящий прохладу ветерок. Иногда они спали на крыше. Изготовление кирпичей Твердую, сухую землю разбивали палками и насыпали в корзины. Из воды, резаной соломы и земли ногами замешивали «тесто» для кирпичей, которое раскладывали по формам. Кирпичи оставляли на солнце на несколько дней — до полного их затвердения. Спальня Вместо подушек на своих кроватях египтяне использовали каменные или деревянные подголовники. Свою одежду они держали в сундуках, а украшения и косметику хранили в небольших ларцах. Ванная В богатых домах были ванные комнаты и уборные. Стены умывальных облицовывали камнем, который предохранял необожженный кирпич кладки от водяных брызг. Мебель У египтян был обычай помещать в гробницу вместе с саркофагом все, что могло понадобиться умершему в царстве мертвых. Благодаря этому археологи смогли отыскать множество подлинных предметов древнеегипетской мебели. Самые впечатляющие находки ожидали археологов в гробнице фараона Тутанхамона. Богато украшенная инструктацией мебель на этих рисунках могла принадлежать знатному египтянину. Эти предметы копируют личную мебель Тутанхамона.
ЦЕРЕРА (Ceres), древнейшая италийская и римская хтоническая богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подземного мира, насылавшая на людей безумие, а также богиня материнства и брака (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница сельской общины (пага), защитница его урожая от грабителей (ей посвящался казнённый за ночную кражу урожая).
Фрагмент росписи гробницы писца Ун-Су, управляющего зерновыми амбарами времен XVIII династии.
Социальная структура римского общества На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы. С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет. Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus — новый человек[2]). Граждане стали также делиться на лат. cives nati — граждан по рождению и лат. cives facti — граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертин), то есть рабы, которым была дарована свобода.
Македонский гоплит, середина 4 век до н.э. Ядро македонской армии состояло из свободных крестьян, служивших в тяжеловооружённой пехоте. Для комплектования пехоты страна была разделена на 6 округов. Каждое отдельное подразделение комплектовалось жителями одного округа, что увеличивало сплочённость войска. Филипп ввёл в армии суровый режим упражнений и дисциплины, принуждая воинов совершать сложные переходы в полном снаряжении, чтобы приучить к тяготам войны. Высокая мобильность и дисциплина позволили Филиппу вести боевые действия в любое время года. Пехотинцы нового образца были названы Филиппом «педзетайрами» - «пешими товарищами царя». Македонская фаланга разделялась на ряды (декасы) по 16 человек, построенных в глубину. Доспехи македонского фалангита не отличались от греческих и соответствовали классическому вооружению гоплита. Фалангит передних шеренг защищён традиционным льняным панцирем (линотораксом). На голове одна из модификаций фригийского шлема с удлинёнными нащёчниками. На круглом щите-гоплоне изображение волка. На ногах бронзовые поножи, подвязанные шнурками. Вооружён длинной пикой-сариссой и мечом-ксифосом.
«Христианская Дирцея в цирке Нерона». 1898 г. Г.С. Семирадский Национальный музей, Варшава Сюжет картины был взят художником из книги «Антихрист» французского писателя и историка Эрнеста Ренана, который ссылался на свидетельства римских авторов. Исторически он соответствует 60-м годам I века нашей эры — второй половине правления римского императора Нерона, когда начались гонения на последователей христианства. Тех, кто исповедовал эту религию, приговаривали к смерти, как покушающихся на государственный строй. Одним из «театрализованных» видов казни римлянок-христианок было привязывание их к свирепому быку, которого гладиаторы гоняли по арене цирка — в результате женщина погибала вместе с быком. Такой жестокий способ казни был навеян древним мифом, который встречается в разных вариантах. Нимфа Антиопа, которая была женой фиванского царя Лика, была соблазнена Зевсом (в древнеримской версии — Юпитером) и родила от него двух сыновей — Зефа (также встречается написание "Зет" или "Цет") и Амфиона. За свою неверность Антиопа была отвергнута Ликом и заключена под стражу. Зеф и Амфион были брошены на произвол судьбы, но их подобрали и вырастили пастухи. Тем временем Лик женился на Дирке (Дирцее), которая стала жестоко обращаться с Антиопой. Во время праздника, в качестве принесения жертвы Вакху, Дирка хотела привязать Антиопу к рогам свирепого быка и отпустить его. Про это узнали сыновья Антиопы, которым удалось освободить свою мать. Вместо неё они привязали к быку Дирку (Дирцею), которую постигла та страшная смерть, которую она готовила Антиопе Николай Михайловский в своей статье «Четыре художественные выставки» (1898) приводит описание этой картины из каталога VI выставки Санкт-Петербургского общества художников: «Сюжет картины заимствован из сказаний Климента Римского и Гигина. Эпизод появления на арене цирка неукротимого быка с привязанной к нему молодой христианской девушкой должен был напомнить собой такую же казнь, какой подвергалась мифическая царица Дирцея по
Бронзовый шлем коринфского типа. Южная Италия. 500–490 до н.э.
Римский Вексиллум Начнем с региона, откуда происходит вексиллум, давший название сегодняшней науке о знаменах и флагах. Предшественники современных флагов, таких, которые мы знаем сегодня, — полотнище на древке — имели другой вид. Это были шесты с навершиями в виде резных символических фигур (без полотнища). Римские военные знаки (знамена) известны по описаниям древних авторов, которые дают в отношении времени их появления, тактического использования и, главное, формы довольно противоречивые сведения. К числу древнейших военных знаков они единодушно относят орла — наиболее распространенную древнюю эмблему победы, которой способствуют боги. В Древнем Риме орла называли «птицей Юпитера», а Юпитер, как известно, у римлян был верховным божеством. Римский писатель Плиний Младший сообщает, что ко времени Пунических войн (III—II в. до н. э.) в римских легионах, кроме орла, в качестве значков использовались также фигуры волка, минотавра (мифического чудовища в виде человекобыка), вепря и лошади. Римский полководец и консул Марий, при котором завершился переход от ополчения к профессиональному войску, в I в. до н. э. ввел в качестве единого знака легиона аквилу — знаменитого римского орла. В период Республики он изготовлялся из серебра, в эпоху Империи — из золота. Известно, что император Траян, правивший в 98—117 годах, при котором Римская империя максимально расширила свои границы, в конце I века ввел знамена из ткани в виде драконов. Причем особую роль играли императорские драконы, окрашенные в пурпурный цвет. Производство пурпура (особой краски из пурпуроносных улиток) в Римской империи было прерогативой государства, за изготовлением изделий из пурпурной ткани тщательно наблюдали императорские чиновники. Военное знамя римлян На основе сообщений Аммиана Марцеллина и других древних историков, ученые сделали обобщение существующих к IV веку нашей эры римских военных знаков: в легионах это, как правило, — орел, в когортах — дракон, отличающийся от императорского размерами и цветом, в центуриях — зна