Раскрыт секрет бронежилета Македонского Историкам античности удалось воспроизвести доспехи Александра Македонского, изготовленные из льняной ткани. В течение многих столетий оружейники мастерили доспехи из твердых и прочных материалов, прежде всего из бронзы и железа. Однако в середине XX века выяснилось, что не только "коротка кольчужка" из знаменитого фильма "Александр Невский", но она не так уж хорошо защищает от стрелы или пики, а про пули и говорить нечего. Но к этому времени как раз были сделаны важные открытия в химии полимеров, и оказалось, что бронежилеты из синтетических материалов действительно пуленепробиваемы, хотя не содержат ни грамма металла. Пули в таких доспехах не отскакивают от жилета, а вязнут в полимере, в качестве которого обычно используется так называемый кевлар. Убедившись в том, что бронежилет необязательно должен быть сделан из металла, весьма дорогого в древности материала, историки вспомнили, что Александр Македонский и его армия носили доспехи, которые при изнашивании можно было просто сжечь, историки решили выяснить, из какого материала были изготовлены бронежилеты покорителя полумира. Воспользовавшись указанием Плутарха, что доспехи полководца были сделаны из нескольких слоев льняной ткани, Грегори Олдрет и Скотт Бартелл из Висконсинского университета (США) реконструировали древнегреческие доспехи, причем воспроизвели все стадии их создания - от посева и сбора урожая льна до изготовления ткани. Затем они пропитали несколько слоев льняной ткани клеем из вываренных кроличьих шкурок. Полученные таким образом доспехи они надели на манекен и обстреливали его из луков и даже рубили эти доспехи мечами. Результаты оказались превосходными: льняные "бронежилеты" отлично противостояли античному оружию. Кстати, лен и ткань из него - это природные полимеры. Работа американских историков выполнена методом "экспериментальной археологии" - воспроизведение материальных основ быта наших предков. Эти методы доказали, что они не были глупее нас и действительно нет ничего нового под луной.
Другие записи сообщества
алигула однажды «захватил океан» и привёз ракушки в качестве трофеев . До нас дошло немного свидетельств и документов о временах правления Калигулы. В первые два года пребывания во главе Римской империи он описывается, как умеренный и благородный монарх, а затем источники говорят о нём, как о расточительном, жестоком и сексуально распущенном тиране. В последнее время достоверность этих источников всё чаще ставится под сомнение, однако известно, что во время своего краткого правления Калигула вынашивал идеи о расширении абсолютной власти себя, как императора. Однажды он отправился к проливу Ла-Манш с военной экспедицией, которая должна была собирать на берегу раковины, которые затем доставили в Рим. Калигула утверждал, что захватил океан и привёз с собой трофеи. Калигула однажды «захватил океан» и привёз ракушки в качестве трофеев При управлении государством этот тщеславный римский кесарь особое внимание уделял строительству для себя роскошных дворцов и честолюбивым архитектурным проектам. Так, он начал строительство двух акведуков — «Aqua Claudia» и «Anio Novus», для улучшения снабжения Рима водой. Одно из достижений Калигулы в качестве римского императора — присоединение Мавритании. В 41-м году н. э. Калигула стал первым из кесарей, который был убит.
Новый год Македонии. Если мы привыкли, что Новый год по Григорианскому и Юлианскому календарю справляется зимой. То в Древней Македонии этот праздник приходился на начало Осени и связан был с Новым урожаем и Новым вином. Это был праздник в честь Диониса. Главным действующим лицом на празднике был Пан, он подобно нашему Дед Морозу раздавал детям подарки. На празднике наслаждались вновь выжатым вином, совершали процессии с фаллосом, давали богу в дар вино и приносили в жертву ему козла; из серьезных и веселых хоров этого праздника развились трагедия и комедия. При этом происходили также всякого рода шутки и игры; пляска на скользком бурдюке с вином (Асколиасмос), качанье на деревьях - последнее в память о легендарном начале виноделия. Пан основное действующее лицо в Македонском празновании Нового Года. По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (πάς, «весь») великую радость. Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящен ему грот на акрополе в память поражения персов, на которых будто Пан навел (панический) ужас во время сражения. Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом Великой матери и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота. При Птолемеях и Селевкидах Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Израиле. Кроме Пана, индивидуального божества природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся Πάνες или Πανίσκοι — род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров. Ему посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Действующее лицо комедии Менандра «Брюзга». Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана, такие праздники назывались Вота и Врумалия.
Рабство израильтян Если просмотреть работы по египтологии, то там не найдется упоминание ни о расе рабов, ни о десяти казнях, ни о том, что миллионы евреев жили в Египте или пустыне. Кроме того, побег миллионов рабов разрушил бы египетскую экономику, но она в то время процветала.
Тайны “стен вавилонских” В реальность существования древнего Вавилона ученые поверили с трудом и далеко не сразу. Свидетельства и мнения античных ученых и философов, таких, как Геродот или Страбон, не воспринимались всерьез еще в пятидесятых годах девятнадцатого века, поскольку было принято считать, что они, подобно детям, очень уж любят преувеличивать. Действительно, согласно утверждениям Геродота, окружность стены, опоясывающей Вавилон, равнялась почти девяноста километрам! И хотя такие античные философы, как Диодор или Страбон были значительно менее “щедрыми” (они писали о том, что вавилонские стены имеют длину только 70 километров), не верили и им. Ведь даже столица Великобритании, Лондон, с ее двухмиллионным населением в середине девятнадцатого века имела окружность меньше 40 километров! Если история и бывает справедлива, то далеко не всегда,. Потому что “стены вавилонские” не числятся (да и не числились никогда) по ведомству “семи чудес света”. А, собственно, почему? Ведь эти стены – одна из величайших загадок древнего мира. Мы уже упоминали, что “стены вавилонские” имели длину около 70 километров. Ну хорошо, а что можно сказать об их высоте и толщине? Судите сами: по самым скромным оценкам высота “стен вавилонских” составляла не менее 22 метров! Почти такую же высоту имеет 9-этажный дом современной постройки! Под стать высоте стен была и их толщина. В начале двадцатого столетия археолог Роберт Кольдвей, который всерьез взялся за раскопки древнего Вавилона, смог оценить этот параметр. Оказалось, что античные авторы ничего не преувеличивали, а наоборот – преуменьшали!.. Потрясенный Кольдвей вместо двух поясов “стен вавилонских”, о которых писали античные историки, обнаружил три. Реконструкция их дала следующий результат: первый пояс стен имел толщину семь метров, второй – около восьми метров, и, наконец, третий – три с половиной метра. Кроме того, через каждые 45 метров возвышались могучие башни, имевшие основания размером 9×9 метров. Трудно сейчас сказать, какой они были высоты… Но ведь не ниже стен? Общий вид Вавилона. Вавилонская башня слева, дальше ворота Иштар, справа- дворец Навуходоносора Вот тут-то и начинаются загадки и тайны… В самом деле, а сколько же понадобилось кирпича на строительство сооружения, общий объем которого определяется в 12 миллионов кубометров? Было установлено, что первый ряд стен был построен из необожженного кирпича, которого для этой грандиозной цели потребовалось, как полагают, немногим более миллиарда штук! Но второй и третий ряды стен, для возведения которых использовался обожженный кирпич, потребовали уже 2,5 миллиарда кирпичей! Этот факт в настоящий момент установлен точно. В связи с этим возникает следующий вопрос- где брали древние вавилоняне необходимое для обжига такого количества кирпичей количество дров? Неужто в безлесном Междуречье?.. Исследователи полагают, что возведение “стен вавилонских” было бы совершенно нереальным делом без участия жреческой коллегии Вавилона. Она ведь не зря считалась старейшей среди Посвященных Востока!.. Может быть, они использовали для обжига кирпичей некие устройства, в основу действия которых были положены аналоги солнечных концентраторов?.. Но реально ли это? Сейчас уже официально признано, что двояковыпуклые линзы из стекла были известны в Месопотамии не позднее восьмого века до нашей эры! С их помощью добывали огонь, собирая солнечные лучи в одной точке. Известно также, что уже в пятом столетии до нашей эры в Элладе применялись медные зеркала, изготовленные в виде параболоида. Подобные устройства и по сей день являются одним из наиболее эффективных концентраторов солнечной энергии. Примем во внимание и тот факт, что в 1973 году группа греческих физиков под руководством Ионнаса Саккаса провела своего рода “следственный эксперимент”. 70 человек вышли в ясный день на берег моря, держа по отполированному медному щиту размером 1×1,5 метра. Они одновременно направили солнечные зайчики от щитов на макет древнеримского корабля. Через несколько секунд тот вспыхнул! Таким образом, для жрецов Вавилона проблема обжига кирпичей без сжигания умопомрачительного количества дров, которых к тому же и взять-то было неоткуда, вряд ли являлась неразрешимой задачей. Жрецы древнего Вавилона справлялись с проблемами и более трудными. Обжигу подвергались не только кирпичи. Как оказалось, вся колоссальная площадь внешней поверхности вавилонских стен была покрыта… глазурированными плитками голубого и зеленого оттенков, содержащими изображения львов и удивительных драконов, которые вот уже несколько десятков лет вызывают споры у археологов и историков! Конечно, нельзя отрицать, что мог быть применен и какой-то иной, совершенно неведомый нам способ обжига! В любом случае, на сегодня эта тайна осталась нераскрытой. Упоминаний на этот счет нет в клинописном наследии древних.
Создание института весталок приписывается царю Нуме Помпилию, окончательно упорядочившем всю систему государственной религии, каковой она оставалась до тех пор, пока язычество оставалось религией Древнего Рима. Вели́кий понти́фик — верховный жрец, глава понтификов; первоначально высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. Великий понтифик был главой коллегии понтификов и руководил так называемым жреческим царём, фламинами и весталками.
Дома Древних Египтян В Древнем Египте только храмы и гробницы, которые строились на века, сооружали из камня. Все остальные здания строили из высушенного на солнце кирпича-сырца. Стены домов богатых и знатных египтян покрывали штукатуркой и украшали росписями. Археологам удалось раскопать лишь считанные древнеегипетские поселения, потому что очень многие из современных городов выросли прямо над древними, и раскопки там проводить невозможно. Тем не менее макеты и стенные росписи, найденные в гробницах, дают нам представление о том, как выглядели городские и сельские жилища в Древнем Египте. Это улица древнеегипетского города. Судя по сохранившимся макетам, в городах, где земли было мало, египтяне строили дома до пяти этажей. Много времени горожане проводили на крыше своего дома, потому что там было не так жарко и по вечерам дул приносящий прохладу ветерок. Иногда они спали на крыше. Изготовление кирпичей Твердую, сухую землю разбивали палками и насыпали в корзины. Из воды, резаной соломы и земли ногами замешивали «тесто» для кирпичей, которое раскладывали по формам. Кирпичи оставляли на солнце на несколько дней — до полного их затвердения. Спальня Вместо подушек на своих кроватях египтяне использовали каменные или деревянные подголовники. Свою одежду они держали в сундуках, а украшения и косметику хранили в небольших ларцах. Ванная В богатых домах были ванные комнаты и уборные. Стены умывальных облицовывали камнем, который предохранял необожженный кирпич кладки от водяных брызг. Мебель У египтян был обычай помещать в гробницу вместе с саркофагом все, что могло понадобиться умершему в царстве мертвых. Благодаря этому археологи смогли отыскать множество подлинных предметов древнеегипетской мебели. Самые впечатляющие находки ожидали археологов в гробнице фараона Тутанхамона. Богато украшенная инструктацией мебель на этих рисунках могла принадлежать знатному египтянину. Эти предметы копируют личную мебель Тутанхамона.
ЦЕРЕРА (Ceres), древнейшая италийская и римская хтоническая богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подземного мира, насылавшая на людей безумие, а также богиня материнства и брака (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница сельской общины (пага), защитница его урожая от грабителей (ей посвящался казнённый за ночную кражу урожая).
Фрагмент росписи гробницы писца Ун-Су, управляющего зерновыми амбарами времен XVIII династии.
Комедианты. Мозаика. Помпеи
Социальная структура римского общества На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы. С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет. Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus — новый человек[2]). Граждане стали также делиться на лат. cives nati — граждан по рождению и лат. cives facti — граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертин), то есть рабы, которым была дарована свобода.