Германцы казнят захваченных в плен при Тевтобурге римских легионеров. 9 год н.э. Тевтобургский лес. Художник Милек Якубец.
Другие записи сообщества
Илья Муромец — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина. Согласно поздним версиям былин, крестьянский сын и будущий защитник русской земли от врагов, параличный до 30 лет, получает силу от старцев (другой вариант — от калик перехожих), после чего борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.
«Валькирии уносят павшего викинга».
? Музыкальная подборка для начала недели! Слушай настоящую музыку вместе со "Славным воином". #музыка@slavniyvoin
Русский дружинник второй половины 10 века. ?Олег Фёдоров Реконструкция основана на одном из погребений Гнёздовского археологического комплекса памятников, расположенного близ Смоленска. Меч. Найденный в погребении меч по типологии норвежского исследователя Я. Петерсена относится к типу V. Все детали рукояти украшены инкрустированными проволочками из разных металлов, образующими нарядный полихромный узор. Перекрестие и основание навершия орнаментированы двумя рядами золотых треугольников, между которыми расположены ромбы, выполненные из медно-золотых «косичек». Подобную же схему орнаментации имеет центральная часть головки навершия, а ее боковые части полностью забиты золотом. Можно представить всю трудоемкость процесса инкрустации (а, следовательно, и цену этого оружия), если плотность забивки поверхности деталей рукояти составляет три проволочки на 1 мм (!). Клинок сохранился довольно плохо, по всё же можно указать основные размеры меча: общая длина – 85 см, длина клинка – 69 см, ширина клинка у перекрестия — 6 см, а в семи сантиметрах от конца клинка – 3,5 см. Центральную часть клинка занимал дол шириной около 2,5 см. На клинке сохранились остатки ножен, по которым можно реконструировать схему их изготовления. Нижний слой состоял из шкуры, вывернутой мехом к клинку; затем располагался тонкий слой дерева, снаружи покрытый кожей или материей. Мех смазывали салом для предохранения клинка меча от ржавчины. Нижний конец ножен иногда снабжался бронзовым наконечником, но в данном погребении он отсутствует. Изображения на ряде европейских миниатюр, в сочетании с археологическими находками, позволяют предположить простую обмотку конца ножен кожаным ремешком (вместо наконечника). Изображенная на реконструкции портупея (от которой в погребении найдена небольшая железная пряжка) предполагает вертикальное ношение меча на плечевом ремне. Ремешок на устье, как свидетельствуют скандинавские саги, фиксировал меч в ножнах. Копье. О наличии в погребении копья можно судить по находке железного копейного наконечника. По форме он относится к так называемым «ланцетовидным» наконечникам, широко распространенным в «эпоху викингов» в Северной Европе, а также в северо-западном регионе Древней Руси. Длина наконечника около 40 см, наибольшая ширина лезвия и ширина втулки — 3 см. Длина древка подобного копья, по-видимому, не превышала двух метров. Топор. Найденный в погребении топор относится к типу топоров-чеканов. Он имеет трапециевидное лезвие, а обух снабжен узким пластинчатым выступом. Общая длина топора около 15 см, а наибольшая ширина лезвия — 6,5 см. Самые древние образцы подобных топоров найдены в кочевнических погребениях в Башкирии. В X веке, несколько видоизменившись, наибольшее распространение они получают в Древней Руси, откуда затем единичные экземпляры попадают на территорию Швеции, Польши, Латвии и других стран. Судя по некоторым восточным изображениям и ряду археологических находок, длина деревянных рукоятей топоров-чеканов могла достигать 70-80 см. Иногда рукоять снабжалась темляком. Во время походов, в целях безопасности и сохранения лезвия от ржавчины, топоры носили в кожаных или матерчатых провощеных чехлах. Лук. Стрелы. Колчан. Из метательного вооружения в погребении найдены только пять железных наконечников стрел. Один из них имеет перо ланцетовидной формы (что характерно для скандинавских наконечников стрел), два — ромбовидной и один — вытянутой подтреугольной формы (пятый наконечник сильно фрагментирован). Древки стрел изготавливались из прямослойных пород дерева — таких, как сосна, береза, ясень и проч. Их длина колебалась от 60 до 80 см, а диаметр — от 0,6 до 1 см. Черешки наконечников стрел вставлялись в расщепленный или специально рассверленный торец древка, а затем это место обматывалось тонким слоем бересты. На другом конце древка при помощи клея, жил или конского волоса крепилось оперение, которое служило для придания стреле устойчивости в полете. Под оперением на торце крепилось ушко с вырезом для тетивы лука. Компактное расположение наконечников стрел позволяет предположить, что они находились в колчане, который был изготовлен, судя но отсутствию металлических деталей, только из органических материалов — кожи, дерева, бересты и т.п. Возможно, что в погребении находился и лук. Очень короткий черешок (около 2,5 см) одного наконечника стрелы, скорее всего, свидетельствует об использовании простого лука, то есть изготовленного из целого куска дерева и не имевшего костяных или роговых накладок. Дело в том, что сложные луки имели значительную силу натяжения, а, следовательно, и убойную силу. Короткие же черешки стрел обеспечивали достаточно слабое крепление наконечника на древке, что позволяет усомниться в возможности их употребления при стрельбе из сложносоставного лука. Наше предположение подтверждает и тот факт, что в Скандинавии, где как раз и были распространены простые луки, подавляющее большинство стрел имели короткий черешок. Степные же народы использовали в основном сложносоставные луки, а черешки наконечников их стрел по большей части имеют значительную длину. Об этом явлении материальной культуры IX-X веков, основываясь на данных археологии, можно сказать относительно немного. Только привлечение письменных и изобразительных источников позволяет с определенной долей условности реконструировать те или иные детали одежды представителей воинского сословия того времени. Кафтан. Погребение, выбранное нами для реконструкции, — одно из немногих, где сохранились фрагменты одежды X века. Здесь была найдена верхняя часть кафтана, представляющая собой два ряда тесно расположенных золототканных шелковых орнаментированных нашивок — по 24 с каждой стороны от застежки. Это не что иное, как известные по более поздним образцам одежды «разговоры». Ряд нашивок на правой поле заканчивается закрепленными на шнурочках бронзовыми пуговками, а левый ряд — петельками. Все пуговки имеют гладкую поверхность, за исключением верхней — рубчато. Кафтан, как тип одежды, несомненно, был заимствован русами у кочевников. Сам покрой его как раз приспособлен для верховой езды. Хорошо сохранившиеся образцы аланских кафтанов IX века, найденные на Северном Кавказе, дают представление о системе кроя этого типа одежды. Аланские кафтаны, в зависимости от богатства владельца, изготавливались из шелка (византийского, китайского и согдийского) либо из льна. Некоторые кафтаны подбивались мехом — подобный способ утепления изображен на одной из болгарских миниатюр XI века (илл.4). Более суровые климатические условия на большей части территории Древней Руси (особенно в ее северных районах), а также дороговизна такого материала, как шелк, дают основание предполагать, что при шитье русских кафтанов могла использоваться шерстяная ткань. На нашей реконструкции показан кафтан из шерстяной ткани, орнаментированной в технике набойки черной краской. Арабский путешественник и географ X века Ибн Фадлан, описывая похороны знатного руса, в частности, говорил: «Итак, они надели на него шаровары, и гетры, и сапоги, и куртку, и кафтан парчовый с пуговицами из золота (! — С.К.), и надели ему на голову шапки из парчи, соболевую». Штаны. К сожалению, никакими прямыми свидетельствами о покрое штанов того времени авторы не располагают. Обращение к письменным и изобразительным источникам позволило показать на реконструкции штаны типа шаровар. О ношении русами таких шаровар — широких, собранных в сборку у колена, — упоминает, в частности, арабский историк начала X века Ибн Русте. Обувь. Никаких остатков обуви в погребении не обнаружено. Воин на реконструкции одет в обычные для того периода ботинки-полусапоги. Также вполне допустимо и ношение заимствованных у кочевников сапог (выше они упомянуты в описании Ибн Фадлана). Зимой и в ненастье на обуви носили подковки в виде обувных шипов, получивших в специальной литературе название «ледоходных». Подобные шипы использовались и для подковывания лошадей. Плащ. Найденная в погребении бронзовая подковообразная фибула свидетельствует о наличии плаща (илл.5). Изображенный на реконструкции плащ, покрывающий один бок воина, опис ывает в своем сочинении Ибн Фадлан (там этот вид верхней одежды называется «кисой»). Возможно, плащ носили иным способом. В погребении фибула располагалась в области пояса сбоку от покойного — это позволяет предположить, что застегивали ее не на груди или плече, а сбоку под рукой. Шапка. Прямых свидетельств о присутствии в погребении головного убора нет. Только возле головы покойного найдено несколько пуговиц, аналогичных пуговицам на кафтане и, возможно, относящихся к шапке. Представленный на нашем рисунке головном убор является реконструкцией "русской меховой шапки", известной по скандинавским сагам. В Бирке в двух погребениях найдены серебряные, украшенные сканью и зернью, конические колпачки, которые трактуются как окончания головных уборов колпакообразной формы с меховой оторочкой. По мнению некоторых шведских исследователей, именно так выглядела "русская шапка", изготовленная мастерами Киевской Руси. Сама форма шапки, скорее всего, принадлежит кочевническим культурам – об этом, в частности, свидетельствуют колпачки, аналогичные происходящим из Бирки, но украшенные в другой технике и найденные в Венгрии. Возможно, что именно такую колпаковидную шапку описывали некоторые арабские писатели: «Они (русы — С.К.) имеют обыкновение носить шерстяные шапки со свесившимся хвостом по затылку» (вариант перевода — «спуская вниз за затылком конец»), Ибн Фадлан упоминает парчовую шапку, отороченную соболем. «Русская» шапка, изображенная на реконструкции, оторочена лисьим мехом и заканчивается кожаным колпачком. Расположенные по вертикали пуговки как бы продолжают ось, образованную пуговицами кафтана. Из других предметов, содержащихся в погребении, следует отметить остатки поясной сумки в виде пятна коричневого тлена размером 18 х 19 см и нескольких бронзовых бляшек, некогда украшавших сумочную крышку и запирающий ремешок. Подобные сумки-ташки нередко встречаются в древнерусских погребениях X века. Их также считают заимствованными у кочевников, скорее всего, венгров. Некоторые лучше сохранившиеся образцы сумок позволили нам реконструировать ее внешний вид на рисунке. Внутри сумочки хранились оселок (точильный камень) и кресало калачевидной формы для высекания огня. Никаких остатков пояса в погребении не зафиксировано. Заканчивая на этом описание погребального инвентаря, обратимся к самому погребению. Оно было совершено в камере большой подпрямоугольной яме с деревянными срубнымн или столбовыми конструкциями внутри. Подобный обряд, пришедший на Русь из Скандинавии, довольно широко представлен в Верхнем и Среднем Подненровье, а также в Ярославском Поволжье. Именно в этих регионах находятся поселения, имевшие важное государственное значение, – такие, как Гнёздово, Шестовицы, Ти-мерёво. Чернигов. Распространение обряда захоронений в камерах (по большей части это погребения княжеских дружинников и членов их семей) связано с распространением на эти регионы власти киевских князей. Напомним, что именно в Киеве найдены одни из самых богатых камерных погребений. Дендрохронологический анализ древесины конструкций камеры свидетельствует, что погребение было совершено около 975 года. Это позволяет заключить, что похороненным в нем дружинник жил и сражался во времена князей Святослава и Ярополка. На груди покойного, поверх кафтана, находилась серебряная подвеска-крестик, свидетельствующая о том, что ее владелец был христианином. Также следует отметить находку двух боченковидпых омедненных гирек, которые использовались для взвешиваний при торговых операциях. В ногах погребенного был положен конь. Из снаряжения верхового коня найдены железные двусоставные удила с псалиями, стремена и остатки украшения упряжи. "Древнерусский дружинник второй половины X века, опыт реконструкции". Сергей Каинов. Соавтор реконструкции Олег Федоров Военный сборник Статьи и публикации по Российской военной истории до 1917 года. 2010 год.
882. Если у кого-то вызывают вопросы распространённые сейчас футболки с принтом этой даты, многие источники правда дают приоритет 882 году перед 862, как дате образования древнерусского государства.
Викинг против медведя
«Рагнар Лодброк». Мастерская Сергея Покотилова В отличие от Рагнара из сериала «Викинги», Рагнар в саге не строил из себя мученика, не шёл добровольно в плен к англосаксам, пытаясь доказать, что сам управляет своей судьбой, а не боги. Захватить Рагнара Лодброка в плен королю Элле помог лишь случай.
Харальд III Суровый (Харальд Сигурдссон, Харальд Суровый Правитель, Гаральд Грозный, Гаральд Гардрад; норв. Harald Hardråde; ок. 1015 — 25 сентября 1066) — король Норвегии (1046—1066). Погиб в бою при попытке завоевать английский трон. С гибелью Харальда прекратился трёхвековой период вооружённой экспансии скандинавских правителей — эпоха викингов. Харальд, сын конунга Восточной Норвегии Сигурда Свиньи из рода Хорфагеров и Асты Гудбрандсдоттир, был младшим единоутробным братом короля Норвегии Олафа II. Его отец принимал активное участие в воцарении Олафа. Уже в детстве Харальд отличался воинственным нравом. В 1030 году, когда Харальду было 15 лет, король Олаф II погиб при защите трона от Кнуда Великого. Харальд принимал участие в битве при Стикластадире и был ранен, после чего он скрывался и лечился, а затем покинул Норвегию, перебравшись в Швецию. Далее он сформировал военный отряд из тех, кто, как и он, был вынужден покинуть страну в результате смерти Олафа II, и в 1031 году вместе с отрядом достиг Руси, где поступил на службу к Ярославу Мудрому. Русь и Византия ●В 1031—1034 годах Харальд вместе Эйливом Регнвальдсоном, сыном ярла (посадника) Альдейгьюборга (Ладоги) Регнвальда Ульвсона, принимает участие в кампании Ярослава против поляков и по сведениям скандинавских саг является со-руководителем войска. ●В 1034 году Харальд со своей дружиной (около 500 человек) поступил на службу к византийскому императору. Отряд Харальда вошёл в элитный наёмный отряд, известный как Варяжская гвардия. Достаточно быстро Харальд показал себя в бою и завоевал уважение гвардейцев. ●В 1034—1036 годах Харальд участвует в походах против пиратов в Малой Азии и Сирии. ●В 1036—1040 годах отряд Харальда входит в состав византийской армии Георгия Маниака в сицилийском походе. Считается, что один из сицилийских городов он захватил с помощью той же хитрости, которую применила княгиня Ольга в древлянском Искоростене в 946 году: «он велел своим птицеловам ловить птичек, которые вьют гнезда в городе и вылетают днём в лес в поисках пищи. Харальд приказал привязать к птичьим спинкам сосновые стружки, смазанные воском и серой, и поджечь их» ●В 1041 году в составе варяжской гвардии принимает участие в подавлении болгарского восстания Петра II Деляна. По сведениям скандинавских саг и болгарской летописи, Харальд лично убил болгарского царя в сражении. После этих событий он стал командиром всей гвардии. ●В 1042 году Харальд и его варяги принимают активное участие в дворцовом перевороте, в результате которого император Михаил V Калафат был свергнут и ослеплён. Затем в результате интриг Харальд попадает в опалу. Спасаясь от суда, Харальд и его варяги принуждены были бежать из Константинополя и укрылись в Киеве. В саге о Харальде Суровом (XV—XVI стих) Харальд после Византии вернулся не в Киев, а в Хольмград (это либо Новгород, либо варяжский город между городами Ладогой и Холопьим городом на реке Волхов) и добычу от своих средиземноморских походов он отправлял туда же. Довольно странно, что Харальд вообще не упоминает Киев, в котором должна бы находиться его возлюбленная Эллисиф (Елизавета), дочь Ярицлейва (Ярослава) конунга в Хольмгарде. В период службы в Византии Харальд добыл огромное количество золота и драгоценных камней, часть этой добычи он на протяжении этих лет отсылал на хранение Ярославу Мудрому. ●В 1043 году Ярослав, «за убийство одного знаменитого русского в Цареграде» (в Константинополе), послал своего сына — новгородского князя Владимира совместно с Харальдом в поход на императора Константина Мономаха. Поход закончился миром, заключённым в 1046 году. ●Зимой 1043/1044 Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жёны Елизавету Ярославну (Эллисиф в сагах), от которой у него родились две дочери — Мария и Ингигерд. Хотя Харальд был христианином, в 1048 году он берёт в наложницы Тору, дочь ярла Торберга Арнасона, родившую ему будущих королей Магнуса II и Олафа III Тихого. Вторжение в Англию Харальд погиб 25 сентября 1066 году в битве при Стамфорд-Бридже, около города Йорк, против войска короля Англии Гарольда Годвинсона. Он прибыл в Англию с претензией на английский трон, которая основывалась на предполагаемом соглашении между Магнусом и Хардекнудом о том, что, если кто-либо из них умрёт без наследника, то другой наследует и Англию, и Норвегию. В походе Харальда сопровождала жена Елизавета, сын Олаф и обе дочери. Старшего сына Магнуса Харальд оставил в Норвегии, провозгласив его конунгом. Тостиг Годвинсон, опальный брат Гарольда II Годвинсона, заключил с Харальдом союз и обещал оказать ему поддержку. Харальд высадился в Северной Англии с силой приблизительно 15 000 воинов на 300 кораблях и, объединившись с отрядами Тостига, 20 сентября разгромил первые встреченные им английские войска в битве у Фулфорда, в двух милях к югу от Йорка. Но через 5 дней его армия была полностью разгромлена в битве при Стамфорд-Бридже, так, что только 25 из прибывших в Англию 300 кораблей были использованы для доставки выживших обратно в Норвегию. Сам же король получил в этом бою смертельную рану: стрела вонзилась ему в горло. Менее чем через месяц после этого Гарольд II Годвинсон был побеждён Вильгельмом Завоевателем в битве при Гастингсе и также погиб в бою. Поэзия Харальду приписывается авторство множества вис (стихотворений), в том числе и богато аллитерированных вис, обращённых к «девушке в Гардах» — Елизавете Ярославне. Там он воспевает свои военные подвиги и говорит, что они не дороги, так как Ярославна «знать его не хочет». В «Саге о Харальде Суровом» Снорри Стурлусон рассказывает о том, что Харальд сочинил цикл из шестнадцати вис под общим названием «Висы Радости», каждая из которых заканчивается одинаковой строкой, в которой автор сетует на то, что «не хочет девушка в Гардах чувствовать ко мне склонности». Начиная с конца XVIII века, «Висы Радости» получили большую известность в России. Они многократно переводились и переделывались русскими поэтами (включая Н. А. Львова, К. Н. Батюшкова, А. К. Толстого) в эпоху романтизма. Количество их переводов на русский язык и вольных переложений составляет около полутора десятков. Литература ●Жизнь Харальда описана в «Саге о Харальде Суровом» — одной из саг, входящих в «Круг Земной» Снорри Стурлусона (1178—1241). ●Является главным героем исторической повести Елизаветы Дворецкой «Сокровище Харальда» ●Является главным героем произведения Михаила Веллера «Жестокий» ●Является одним из главных персонажей романа Тима Северина «Последний конунг» ●Является одним из главных персонажей романа Дэвида Гиббинса «Золото крестоносцев»
Римская империя в 117 году н.э.
Последний набег викингов на Англию. Октябрь 1263 года...Тысяча голодных и проклинающих все на свете бойцов, стоит на земле острова Великобритания. Их братья находятся на галерах, но ничем не могут помочь...Или не хотят помочь. Противник уже готов...Скоро завяжется бой... Итак, дорогие подписчики, перед вами сага о последнем походе скандинавов на Британские острова. Эта история берет свое начало еще в конце VIII века, когда начались походы викингов. С 793 года территория Внешних Гебридских островов начинает подвергаться набегам северян, которые вскоре приступают к их колонизации. Северяне смешались с местным гэльским населением, которое впоследствии примет некоторые обычаи завоевателей. Так образовалось королевство Островов, включившее в себя почти все острова, примыкающие к западному побережью Шотландии. Его экономика сперва строилась на пиратстве, рыболовстве и опустошительных набегах на побережье Шотландии и Ирландии. Когда эпоха викингов закончилась, для королевства Островов наступил период недолгого расцвета под мудрым правлением Сомерледа(1156-1164), объединившем гэльские племена Западной Шотландии и вступившем в противостояние с королями этой страны. Он погиб в битве при Ренфру, а королевство сразу же начали раздирать клановые и феодальные противоречия. Вытеснив островитян с Великобритании, шотландцы решили прибрать к рукам и Гебридские острова, служившие главной пиратской базой региона и мешавшие торговле. Но возникли сложности. В 1248 году на престол взошел Юэн Макдугалл, который принес клятву верности норвежскому королю Хокону IV Старому. В 1262 году Александр III, шотландский король, попытался купить острова, но получал решительный отказ. Тогда новоявленный правитель заявил норвежцу, что если не получит острова мирным путем, то использует силу. В 1263 году шотландцы совершили разведку боем, атаковав остров Скай, принадлежащий норвежцам. В ярости, Хокон собирает флот из 120 кораблей(по словам исландских хронистов: "Самый крупный, что выходил из портов Норвегии") и 12 тысяч человек(естественно не все они были на кораблях, так как часть бойцов должна была присоединиться к нему, когда он доберется до Гебридских островов). и выдвигается к берегам Шотландии... Александр III, не падая духом, прибывает на остров Арран, где умышленно затягивает переговоры с норвежцами, ожидая сезон штормов. Старый король быстро понимает план неприятеля и срывает переговоры. Но молодой правитель Шотландии все таки успел осуществить свой план. Шторм разметал норвежский флот и Хокону пришлось отложить вторжение. Прибыв летом 1263 г. на Гебридские острова, Хокон IV заручился поддержкой короля Мэна Магнуса и короля Гебридов Дугала III. А вот Юэн Макдугалл, который и заварил всю эту кашу, занял выжидательную позицию. Норвежцы разорили Кинтайр, захватили Бьют и вторглись в Леннокс. Казалось, что вторжение идет успешно, но в ночь с 30 сентября на 1 октября, норвежцев опять разметала буря у побережья Эйршира. Команды кораблей, выброшенных на сушу, были вырезаны шотландскими войсками(Александр сумел обеспечить достойную защиту побережья), держащимися на расстоянии и обстреливающими викингов из луков. 2 октября сам Хокон с отрядом в 800-1000 викингов высадился возле Ларгса, дабы начать ремонт судов. Его корабли начинали постепенно собираться. Но Александр уже был здесь, приведя с собой до 500 всадников и 7 тысяч пехоты(лучников и ополчения местных кланов). Стрелки и пехота заставили норвежцев отступить к кораблям. Тем не менее победа не была окончательной: уже на следующее утро Хокон IV перегруппировал свои силы и беспрепятственно высадился на берег, чтобы забрать тела павших викингов и сжечь выброшенные корабли. Хотя битва при Ларгсе была лишь небольшой стычкой, именно она определила весь дальнейший ход войны. Король, понимая опасность шотландской береговой обороны, сталкиваясь с нехваткой продовольствия и ненадежностью союзников спешно отступает к Оркнейским островам, где и умирает 16 декабря 1263 года. К 1264 году шотландцы высадились на Гебридах, а в 1265 году- захватила остров Мэн. Тем не менее, официально война завершилась заключением мирного договора в Перте в 1266 году. Согласно его условиям, шотландцы покупали Гебриды за 4 тысячи марок единовременной выплатой и систематические выплаты по 100 марок в год в течение нескольких лет. Столь мягкие для норвежцев условия были продиктованы страхом шотландцев перед новым вторжением северян и возможной поддержкой его некоторыми кланами страны. Последний поход викингов на Британские острова, состоявшийся в 1263 году, показал всю беспомощность некогда грозных скандинавов, вступивших в эпоху феодализма. Время страха обитателей Британских островов перед морем и ужасающими очертаниями драккаров навсегда прошло.