Илья Муромец — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина. Согласно поздним версиям былин, крестьянский сын и будущий защитник русской земли от врагов, параличный до 30 лет, получает силу от старцев (другой вариант — от калик перехожих), после чего борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.
Другие записи сообщества
Самойло Александр Александрович (1869-1963) Генерал - майор Царской армии, Генерал - лейтенант армии советской. Наверное трудно себе представить человека более удивительной судьбы, чем та, что выпала на долю Александра Александровича. Обладателя наград: 5 царских орденов и 7 советских, в том числе высшего достоинства – два Ордена Ленина. Человек провоевавший всю свою жизнь, почти сто лет служивший своей стране и народу. Сын военврача, с отличием окончивший академию генштаба. Он был отправлен с разведывательной миссией в Австро-Венгрию. В годы первой мировой - служил в ставке Генерального штаба, командовал 10 армией. Основным родом его деятельности была разведка. К 1914 году, к его пяти российским орденам добавился "Орден Почётного легиона" за предоставление французскому правительству сведений о сроках мобилизации австро-венгерских войск. Потом – нескольких румынских орденов. Потом – советских. В 1916 году в обход правил о присвоении генеральского чина офицерам Генерального штаба Николай II присвоил Самойло «за отличие по службе» чин генерал-майора. Учитывая его колоссальный опыт. Был принял на службу в Советскую армию. Революцию принял довольно холодно, однако же, как он отвечал на все упреки: "Политика дело политиков, служба - дело солдат" и "Я служу не Императору, а России" В 1918 году Самойло участвовал в качестве руководителя военной комиссии советской делегации в переговорах при заключении с Германией Брест-Литовского мирного договора. В Красной армии он был начальником штаба Беломорского военного округа. Командовал армией, Восточным фронтом, был помощником начальника Штаба РККА. С 1926 года на педагогической работе в Военно-воздушной академии. В 1940 году Самойло стал генерал-лейтенантом авиации, в 1943 году – профессором. С 1948 года – в отставке. Написал мемуары «Две жизни».
Доспехи и оружие рыцаря крестоносца. Около 1190 года. 1. Рыцари на Святой Земле носили традиционное европейское платье, доспехи и оружие. Единственная местная особенность — тюрбан, обмотанный вокруг шлема. 2a. Сегментный шпанген-тюрбан с широкой назальной пластиной. 2b. Шлем изнутри, видна кожаная подкладка. 2c. Шлем в разрезе, виден амортизатор. 3a. Кольчужный подшлемник с лицевым клапаном. Видна кожаная покладка и завязки. 3b. Подшлемник вид сбоку. Лицевой клапан поднят. 4a. Стеганый гамбезон. 4b. Египетская хлопчатобумажная тесьма, которой отделан нижний край полы гамбезона. 5. Рукавица кольчуги, видна холщовая ладонь с разрезом. 6. Образец рисунка европейской ткани XII-XIII в.в. 7a. Стеганые шоссы с кольчужной подкладкой, надеты поверх обычных шерстяных брюк. За штанину засунут кинжал. 7b. Простые кожаные подошвы шоссов. 8a. Золотая шпора, вид снаружи. 8b. Вид сверху на крепление шпоры. 9. Украшенная наружная и гладкая внутренняя стороны металлического наконечника ножен меча. 10a. Наружная сторона деревянных ножен. 10b. Внутренняя сторона ножен. 11. Фрагменты украшений ножен. 12a. Поясный ремень из невыделанной кожи, показано крепление ножен к поясу. 12b. Детальное изображение схемы подвязки ножен к поясному ремню. 13a. Позолоченная рукоятка меча. 13b. Вид сбоку на рукоятку меча.Виден кожаный ремень, оплетающий рукоятку. 13c. Разрез через рукоятку, виден стальной язык и кожаная оплетка. 13d. Головка рукоятки в форме звериной головы. 13e. Еще один разрез через рукоятку. 13f. Язык клинка, видны вырезы, с помощью которых фиксируется рукоятка. 14a. Наружная сторона деревянного щита с железной накладкой. 14b. Щит в разрезе. 14c. Внутренняя сторона щита. 14d. Крепление ремней с внутренней стороны щита. 14e. Вертикальный профиль щита. 15. Наконечник щита.
Карл II. Карл II, наследник английского престола, молодые годы провел в изгнании. И это неудивительно: его отца, Карла I, предали суду и казнили в 1649 году. Триумфальное возвращение старшего сына свергнутого монарха в Англию состоялось лишь по прошествии более чем десяти лет. Он взошел на престол только в 1660 году, будучи уже тридцатилетним. Первые казни Карла II Первым делом новоиспеченный монарх амнистировал всех, кто входил в правительство Кромвелей, за исключением тех, кто на суде высказался за убийство Карла I. Политиков, жаждавших расправы над королем, Карл II отправил на эшафот. Не спаслись даже те, кто до этого успел умереть из-за естественных причин: их останки эксгумировали, тела повесили, а затем четвертовали. Такая участь ждала и тело Оливера Кромвеля. Тори и виги Две знаменитые английские партии, существующие и по сию пору, сложились именно во время правления Карла II. Первые — тори — выступали за абсолютную монархию, виги же настаивали на том, что отношения между королем и народом должны строиться на основании неких договоренностей, которые монарх не имеет права нарушать. Еще одним важным событием, произошедшем при Карле II, стало принятие «Хабеас корпус акта» в 1679 году. Полностью закон назывался «Актом о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» и определял правила ареста. Карл II едва не накликал гнев парламентских англиканцев — он не скрывал своей симпатии к католикам. Король даже заключил тайный договор с Францией, согласно которому обещал вернуть страну к католицизму и разогнать парламент в обмен на круглую сумму, выплачиваемую ежегодно. При этом сам Карл всю жизнь формально оставался англиканцем и лишь за несколько дней до кончины перешел в католицизм. Королевские увлечения Впрочем, политика занимала Карла II не так сильно, как возможность пользоваться своим положением и развлекаться с любовницами, которых было настолько много, что даже самые преданные слуги монарха едва ли смогли бы перечислить их и не сбиться. У Карла было четырнадцать внебрачных детей — и это только те, которых король признал. От официальной же супруги, Екатерины Брагансской, у Карла детей не было, поэтому после его смерти королем стал младший брат Карла Яков, герцог Йоркский. Еще одним увлечением Карла II была алхимия. Он настолько страстно жаждал познать секрет превращения ртути в золото, что приказал оборудовать лабораторию прямо во дворце. Эксперименты привели к тому, что после смерти в волосах короля, как установили ученые, концентрация ртути превышала норму в десятки раз. Возможно, это отнюдь не безобидное хобби приблизило день его смерти: Карл II скончался в возрасте 54 лет.
Богатырь Илья Муромец Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Большинство из нас знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются. В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста — 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см. Более того, на костях Ильи ученые обнаружили следы многих битв — множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений. Но больше всего ученых поразило другое: Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание — туберкулез костей или полиомиелит. Это и стало причиной паралича ног. Родился Илья Муромец примерно между 1150 и 1165 гг. А погиб он в возрасте около 40–55 лет, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., когда Печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами. Проведенная уже в XX веке медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что он не стал легкой добычей. На теле было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна – на руке от копья, а роковой – тоже копейная, но в области сердца. Еще странность - отсутствуют обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца. Скорее всего, к тому времени богатырь уже принял монашество в Киево-Печерском монастыре. Видимо, Ильёй он стал при постриге - истинное его имя русские летописи не упоминают. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Объяснения этому факту пока не найдено. Возможно, имя простолюдина мозолило глаза родовитому боярству и князьям золотого века Киевской Руси. Поэтому оно и было вымарано, как нежеланный и даже возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика. Тем более что захоронен этот простолюдин был в приделе главного храма Киевской Руси – Софии Киевской – великокняжеской усыпальнице (где и князей-то не всех хоронили). Вероятно, по этой причине в позднее время гробница «мужицкого боярина» была разрушена, в то время как гробница его товарища по часовне – сына древлянского князя Мала, Добрыни Никитича, – «уцелела». О чем сообщил в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота, проездом побывавший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направляясь с дипломатическим поручением к запорожцам. К тому времени заботу об останках легендарного человека взяла на себя Киево-Печерская лавра, где он покоится и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей «Илья из Мурома». В своей былинной жизни Илья Муромец совершил множество других подвигов, защищая от врагов землю русскую от врагов. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он и остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре — как самый сильный и могучий. В былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил какому-то из более поздних русских князей, защищая Русь от половцев. Скульптурный портрет Ильи Муромца был создан ведущим специалистом в этой области, криминалистом и скульптором С. Никитиным. При реконструкции лица по черепу была использована методика известного советского антрополога М. М. Герасимова.
Достойны ль мы великой славы, Что предки выковали нам, Оставив сильную державу, Живя в лихие времена? Достойны ль мы того наследства, Что нам завещано судьбой, Когда лишались дети детства, А их отцы шагали в бой? О них написаны страницы Пронзивших время сотен книг. А есть ли нам хоть чем сравниться И к ним приблизиться на миг? Хоть нам дано по праву крови Нести знамёна тех побед, Но мы не жили в тот суровый Бесчеловечный хмурый век. Готовы ль мы терпеть лишенья, Ковать свой подвиг трудовой? Но нет, не будет нам прощенья, Коль мы идти затрусим в бой! Вели мы воины веками, Познали голод мы и плен, И расправлялись мы с врагами, И поднимались мы с колен! Но то не мы, а наши предки, Течет их кровь в сердцах у нас, Они как корни, мы их ветки, Не подведем их в трудный час! Златой сундук достанет витязь, Оттуда вынет меч стальной. За упокой теперь молитесь, И не ходите к нам войной! Анатолий Горовой
«Валькирии уносят павшего викинга».
? Музыкальная подборка для начала недели! Слушай настоящую музыку вместе со "Славным воином". #музыка@slavniyvoin
Русский дружинник второй половины 10 века. ?Олег Фёдоров Реконструкция основана на одном из погребений Гнёздовского археологического комплекса памятников, расположенного близ Смоленска. Меч. Найденный в погребении меч по типологии норвежского исследователя Я. Петерсена относится к типу V. Все детали рукояти украшены инкрустированными проволочками из разных металлов, образующими нарядный полихромный узор. Перекрестие и основание навершия орнаментированы двумя рядами золотых треугольников, между которыми расположены ромбы, выполненные из медно-золотых «косичек». Подобную же схему орнаментации имеет центральная часть головки навершия, а ее боковые части полностью забиты золотом. Можно представить всю трудоемкость процесса инкрустации (а, следовательно, и цену этого оружия), если плотность забивки поверхности деталей рукояти составляет три проволочки на 1 мм (!). Клинок сохранился довольно плохо, по всё же можно указать основные размеры меча: общая длина – 85 см, длина клинка – 69 см, ширина клинка у перекрестия — 6 см, а в семи сантиметрах от конца клинка – 3,5 см. Центральную часть клинка занимал дол шириной около 2,5 см. На клинке сохранились остатки ножен, по которым можно реконструировать схему их изготовления. Нижний слой состоял из шкуры, вывернутой мехом к клинку; затем располагался тонкий слой дерева, снаружи покрытый кожей или материей. Мех смазывали салом для предохранения клинка меча от ржавчины. Нижний конец ножен иногда снабжался бронзовым наконечником, но в данном погребении он отсутствует. Изображения на ряде европейских миниатюр, в сочетании с археологическими находками, позволяют предположить простую обмотку конца ножен кожаным ремешком (вместо наконечника). Изображенная на реконструкции портупея (от которой в погребении найдена небольшая железная пряжка) предполагает вертикальное ношение меча на плечевом ремне. Ремешок на устье, как свидетельствуют скандинавские саги, фиксировал меч в ножнах. Копье. О наличии в погребении копья можно судить по находке железного копейного наконечника. По форме он относится к так называемым «ланцетовидным» наконечникам, широко распространенным в «эпоху викингов» в Северной Европе, а также в северо-западном регионе Древней Руси. Длина наконечника около 40 см, наибольшая ширина лезвия и ширина втулки — 3 см. Длина древка подобного копья, по-видимому, не превышала двух метров. Топор. Найденный в погребении топор относится к типу топоров-чеканов. Он имеет трапециевидное лезвие, а обух снабжен узким пластинчатым выступом. Общая длина топора около 15 см, а наибольшая ширина лезвия — 6,5 см. Самые древние образцы подобных топоров найдены в кочевнических погребениях в Башкирии. В X веке, несколько видоизменившись, наибольшее распространение они получают в Древней Руси, откуда затем единичные экземпляры попадают на территорию Швеции, Польши, Латвии и других стран. Судя по некоторым восточным изображениям и ряду археологических находок, длина деревянных рукоятей топоров-чеканов могла достигать 70-80 см. Иногда рукоять снабжалась темляком. Во время походов, в целях безопасности и сохранения лезвия от ржавчины, топоры носили в кожаных или матерчатых провощеных чехлах. Лук. Стрелы. Колчан. Из метательного вооружения в погребении найдены только пять железных наконечников стрел. Один из них имеет перо ланцетовидной формы (что характерно для скандинавских наконечников стрел), два — ромбовидной и один — вытянутой подтреугольной формы (пятый наконечник сильно фрагментирован). Древки стрел изготавливались из прямослойных пород дерева — таких, как сосна, береза, ясень и проч. Их длина колебалась от 60 до 80 см, а диаметр — от 0,6 до 1 см. Черешки наконечников стрел вставлялись в расщепленный или специально рассверленный торец древка, а затем это место обматывалось тонким слоем бересты. На другом конце древка при помощи клея, жил или конского волоса крепилось оперение, которое служило для придания стреле устойчивости в полете. Под оперением на торце крепилось ушко с вырезом для тетивы лука. Компактное расположение наконечников стрел позволяет предположить, что они находились в колчане, который был изготовлен, судя но отсутствию металлических деталей, только из органических материалов — кожи, дерева, бересты и т.п. Возможно, что в погребении находился и лук. Очень короткий черешок (около 2,5 см) одного наконечника стрелы, скорее всего, свидетельствует об использовании простого лука, то есть изготовленного из целого куска дерева и не имевшего костяных или роговых накладок. Дело в том, что сложные луки имели значительную силу натяжения, а, следовательно, и убойную силу. Короткие же черешки стрел обеспечивали достаточно слабое крепление наконечника на древке, что позволяет усомниться в возможности их употребления при стрельбе из сложносоставного лука. Наше предположение подтверждает и тот факт, что в Скандинавии, где как раз и были распространены простые луки, подавляющее большинство стрел имели короткий черешок. Степные же народы использовали в основном сложносоставные луки, а черешки наконечников их стрел по большей части имеют значительную длину. Об этом явлении материальной культуры IX-X веков, основываясь на данных археологии, можно сказать относительно немного. Только привлечение письменных и изобразительных источников позволяет с определенной долей условности реконструировать те или иные детали одежды представителей воинского сословия того времени. Кафтан. Погребение, выбранное нами для реконструкции, — одно из немногих, где сохранились фрагменты одежды X века. Здесь была найдена верхняя часть кафтана, представляющая собой два ряда тесно расположенных золототканных шелковых орнаментированных нашивок — по 24 с каждой стороны от застежки. Это не что иное, как известные по более поздним образцам одежды «разговоры». Ряд нашивок на правой поле заканчивается закрепленными на шнурочках бронзовыми пуговками, а левый ряд — петельками. Все пуговки имеют гладкую поверхность, за исключением верхней — рубчато. Кафтан, как тип одежды, несомненно, был заимствован русами у кочевников. Сам покрой его как раз приспособлен для верховой езды. Хорошо сохранившиеся образцы аланских кафтанов IX века, найденные на Северном Кавказе, дают представление о системе кроя этого типа одежды. Аланские кафтаны, в зависимости от богатства владельца, изготавливались из шелка (византийского, китайского и согдийского) либо из льна. Некоторые кафтаны подбивались мехом — подобный способ утепления изображен на одной из болгарских миниатюр XI века (илл.4). Более суровые климатические условия на большей части территории Древней Руси (особенно в ее северных районах), а также дороговизна такого материала, как шелк, дают основание предполагать, что при шитье русских кафтанов могла использоваться шерстяная ткань. На нашей реконструкции показан кафтан из шерстяной ткани, орнаментированной в технике набойки черной краской. Арабский путешественник и географ X века Ибн Фадлан, описывая похороны знатного руса, в частности, говорил: «Итак, они надели на него шаровары, и гетры, и сапоги, и куртку, и кафтан парчовый с пуговицами из золота (! — С.К.), и надели ему на голову шапки из парчи, соболевую». Штаны. К сожалению, никакими прямыми свидетельствами о покрое штанов того времени авторы не располагают. Обращение к письменным и изобразительным источникам позволило показать на реконструкции штаны типа шаровар. О ношении русами таких шаровар — широких, собранных в сборку у колена, — упоминает, в частности, арабский историк начала X века Ибн Русте. Обувь. Никаких остатков обуви в погребении не обнаружено. Воин на реконструкции одет в обычные для того периода ботинки-полусапоги. Также вполне допустимо и ношение заимствованных у кочевников сапог (выше они упомянуты в описании Ибн Фадлана). Зимой и в ненастье на обуви носили подковки в виде обувных шипов, получивших в специальной литературе название «ледоходных». Подобные шипы использовались и для подковывания лошадей. Плащ. Найденная в погребении бронзовая подковообразная фибула свидетельствует о наличии плаща (илл.5). Изображенный на реконструкции плащ, покрывающий один бок воина, опис ывает в своем сочинении Ибн Фадлан (там этот вид верхней одежды называется «кисой»). Возможно, плащ носили иным способом. В погребении фибула располагалась в области пояса сбоку от покойного — это позволяет предположить, что застегивали ее не на груди или плече, а сбоку под рукой. Шапка. Прямых свидетельств о присутствии в погребении головного убора нет. Только возле головы покойного найдено несколько пуговиц, аналогичных пуговицам на кафтане и, возможно, относящихся к шапке. Представленный на нашем рисунке головном убор является реконструкцией "русской меховой шапки", известной по скандинавским сагам. В Бирке в двух погребениях найдены серебряные, украшенные сканью и зернью, конические колпачки, которые трактуются как окончания головных уборов колпакообразной формы с меховой оторочкой. По мнению некоторых шведских исследователей, именно так выглядела "русская шапка", изготовленная мастерами Киевской Руси. Сама форма шапки, скорее всего, принадлежит кочевническим культурам – об этом, в частности, свидетельствуют колпачки, аналогичные происходящим из Бирки, но украшенные в другой технике и найденные в Венгрии. Возможно, что именно такую колпаковидную шапку описывали некоторые арабские писатели: «Они (русы — С.К.) имеют обыкновение носить шерстяные шапки со свесившимся хвостом по затылку» (вариант перевода — «спуская вниз за затылком конец»), Ибн Фадлан упоминает парчовую шапку, отороченную соболем. «Русская» шапка, изображенная на реконструкции, оторочена лисьим мехом и заканчивается кожаным колпачком. Расположенные по вертикали пуговки как бы продолжают ось, образованную пуговицами кафтана. Из других предметов, содержащихся в погребении, следует отметить остатки поясной сумки в виде пятна коричневого тлена размером 18 х 19 см и нескольких бронзовых бляшек, некогда украшавших сумочную крышку и запирающий ремешок. Подобные сумки-ташки нередко встречаются в древнерусских погребениях X века. Их также считают заимствованными у кочевников, скорее всего, венгров. Некоторые лучше сохранившиеся образцы сумок позволили нам реконструировать ее внешний вид на рисунке. Внутри сумочки хранились оселок (точильный камень) и кресало калачевидной формы для высекания огня. Никаких остатков пояса в погребении не зафиксировано. Заканчивая на этом описание погребального инвентаря, обратимся к самому погребению. Оно было совершено в камере большой подпрямоугольной яме с деревянными срубнымн или столбовыми конструкциями внутри. Подобный обряд, пришедший на Русь из Скандинавии, довольно широко представлен в Верхнем и Среднем Подненровье, а также в Ярославском Поволжье. Именно в этих регионах находятся поселения, имевшие важное государственное значение, – такие, как Гнёздово, Шестовицы, Ти-мерёво. Чернигов. Распространение обряда захоронений в камерах (по большей части это погребения княжеских дружинников и членов их семей) связано с распространением на эти регионы власти киевских князей. Напомним, что именно в Киеве найдены одни из самых богатых камерных погребений. Дендрохронологический анализ древесины конструкций камеры свидетельствует, что погребение было совершено около 975 года. Это позволяет заключить, что похороненным в нем дружинник жил и сражался во времена князей Святослава и Ярополка. На груди покойного, поверх кафтана, находилась серебряная подвеска-крестик, свидетельствующая о том, что ее владелец был христианином. Также следует отметить находку двух боченковидпых омедненных гирек, которые использовались для взвешиваний при торговых операциях. В ногах погребенного был положен конь. Из снаряжения верхового коня найдены железные двусоставные удила с псалиями, стремена и остатки украшения упряжи. "Древнерусский дружинник второй половины X века, опыт реконструкции". Сергей Каинов. Соавтор реконструкции Олег Федоров Военный сборник Статьи и публикации по Российской военной истории до 1917 года. 2010 год.
882. Если у кого-то вызывают вопросы распространённые сейчас футболки с принтом этой даты, многие источники правда дают приоритет 882 году перед 862, как дате образования древнерусского государства.
Германцы казнят захваченных в плен при Тевтобурге римских легионеров. 9 год н.э. Тевтобургский лес. Художник Милек Якубец.