«В квартире, где я родился, всё было обклеено розочками — это любимый мамин стиль. И до сих пор у мамы на даче всё обклеено розочками, она без этого не может. Ещё помню, в нашей квартире был туалет очень смешной, обклеен весь — потолок, стены и пол — разноцветными иностранными картинками с консервных банок. Откуда всё это бралось в те времена, не знаю. Одну этикетку помню отчётливо до сих пор, она внизу висела, и мне очень сильно нравилась: на ней сидел ковбой на лошади, в джинсах с очень высоко подвёрнутыми штанинами, в шляпе. По-моему, это была наклейка с банки из-под фасоли, точно не скажу. Но вот того ковбоя запомнил в мельчайших деталях». © Александр Лазарев-младший
Другие записи сообщества
В годы осады Ленинграда впервые в действующие войска были призваны незрячие люди. Для обнаружения нацистских самолетов на подлете к городу использовались разные средства. Новинкой воздушной разведки были комплексы «Прожзвук». Поисковая система состояла из прожектора, звукоулавливателя и поста управления, объединенных синхронной передачей. После испытаний «Прожзвука» в реальных боевых условиях быстро выяснилось, что главным звеном системы был слухач — оператор звукоулавливателя. Успех работы комплекса зависел от человека. Обычным красноармейцам не всегда удавалось вовремя услышать приближающегося противника. Тогда офицеры вспомнили повесть Владимира Короленко «Слепой Музыкант» и предложили попробовать в качестве слухачей незрячих людей. Первоначально к затее отнеслись скептически, однако в условиях блокады использовали любую возможность. Обсуждение велось целый месяц на самом высоком уровне и на эксперимент дали разрешение. К 1942 году в городе оставалось около 300 незрячих. Многие работали в учебно-производственных мастерских ВОС, музыканты же выступали в составе концертных бригад. Когда Ленинградская армия ПВО объявила о наборе слухачей, заявления подали практически все. Для службы был проведен строжайший отсев — выбирали не только кандидатов с лучшим слухом, но и с крепким здоровьем, способных выдержать многочасовые боевые дежурства. В итоге были отобраны 20 кандидатов, их отправили на специальное обучение. Было недостаточно услышать звук, нужно было его правильно распознать, определив, где находятся самолеты противника. Из дневников незрячего блокадника Петра Горчакова известно, что 14 января 1942 года 12 человек уехали в военной машине на фронт, где их обучали еще десять дней. Слухачи работали и жили в землянках, получали военный паек и обмундирование. В расчет звукоулавливателя входили двое бойцов, один из которых был зрячим. Он медленно поворачивал трубы в разные стороны, а слухач следил за звуками неба. Это крайне тяжелая работа — необходимо было много часов проводить в статичной позе, опершись на подголовник. Во время работы слухачи снимали свои шапки-ушанки и надевали специальные шлемы, почти закрывающие лицо. Часто дежурства велись в условиях артобстрела, приближение врага определяли сквозь шум канонады. Несмотря на трудности, незрячие бойцы продемонстрировали прекрасные результаты. Уже через несколько месяцев слухачи не только обнаруживали вражескую авиацию, но и определяли расстояние, высоту полета и тип самолета. К тому моменту, когда бомбардировщики достигали города, ПВО было уже готово. Нередко встречный огонь заставлял врага развернуться и улететь.
Все меня спрашивают, как мы «Оскар» получали, какие впечатления. И я недавно вспомнила. Во-первых, какой там «Оскар», никто не знал, что это такое. Это как где-то на Луне. И когда, я узнала о награде, ощущение было, как будто ко мне он отношения не имеет. И вот я иду из рыбного магазина. А в магазине треску выбросили. И я иду с сумкой, из нее торчат хвосты тресковые. Перешла по подземному переходу. А мне навстречу соседка Роза: «Ирка! Вам же дали «Оскара», ты представляешь?!» А я отвечаю: «Да, я слышала». А потом и говорю: «Слушай, Роза, в рыбном потрясающую треску дают, и никого народу!» И показываю ей эту сумку с тремя хвостами. Она потом мне всю жизнь вспоминала: «Я ей про «Оскара», а она - про треску». Вот вам и «Оскар» весь. ⠀ © Ирина Муравьева.
Мой дед по отцу, Пашкин Николай Лукьянович, 1914 года рождения, работник Земконторы, был призван в РККА в июле 1941 года. По косвенным данным службу проходил в рядах 475 стрелкового полка. в двадцатых числах июля полк прибыл для пополнения 53 стрелковой дивизии, понесшей большие потери в Смоленском сражении. Дивизия продолжал отступать по направлению к Малоярославцу и принимала активное участие в боях за этот город. с 14 на 15 ноября 1941 года санинструктор Николай Пашкин получил тяжелое пулевое ранение и попал в 112 полевой подвижный госпиталь в Подольске, Московской области. Был прооперирован, но развился сепсис, от которого он 25 ноября скончался. Похоронен (по неподтвержденным данным) в братской могиле на территории Подольского городского кладбища. © Владимир Пашкин
Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, все трюки он старался выполнять сам. И в фильме «Неве­роятные приключения итальянцев в России» он все делал сам! Помните, где его герой вылезает из окна шестого этажа, цепляясь за ковровую дорожку, и виснет на ней? Так вот, это он сам. И болтался над Невой, ухватившись руками за край разве­денного моста тоже сам. И сам вылезал из окна несущейся машины, проползал по пожарной лестнице и прыгал на другую машину, а ещё нырял под воду, чтобы поговорить с шефом и сам заговаривал зубы льву. Самым опасным трюком была съемка со львом Кингом. Кинг был домашним, выросший в семье Льва Львовича Берберова в Баку. Кинг был добрым, ленивым, но абсолютно не дрессированным. Как выяснилось, вся съемочная группа панически боялась льва! Особенно после случая, когда Кинг, встав на задние лапы, обнял Нинетто Даволи, после чего у артиста на спине остались глубокие царапины. Так что та гамма чувств на лице Андрея Миронова, при съемках со львом была настоящей — ведь зубы ему он заговаривал на самом деле! Единственный трюк, который не позволили сделать Андрею Миронову самому — в эпизоде с разведенным мостом, когда надо было пробежать по крыше теплохода. Слишком сильное течение и боковой ветер, маленькая площадка крыши и прыжок в 5 метров заставили пригласить режиссера цирковых артистов.
ВАЛЕНТИНА ВАЛЕНТИНОВНА ГОРИНЕВСКАЯ (1882—1953) 01.12.1939 Медаль «За отвагу» 01.12.1940 Орден Красной Звезды 03.03.1942 Орден Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета №: 605/164) 19.11.1951 Медаль «За боевые заслуги» 09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 22.12.1942 Медаль «За оборону Сталинграда» 01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы» 06.06.1945 Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» В.В. Гориневская — активный участник медицинского обеспечения войск Красной Армии в боях на реке Халхин-Гол и во время советско-финляндского конфликта. В годы Великой Отечественной войны (до 1944 г.) — старший инспектор Главного военно-санитарного управления РККА. "...Теоретические знания и богатый практический опыт в сфере травматологии В.В.Гориневская с успехом использовала в области военно-полевой хирургии. В 1939г. она направляется в качестве хирурга-консультанта в район Халхин-Гола для организации медицинской помощи раненым бойцам и командирам Красной Армии и их лечения. Во время советско-финляндского вооруженного конфликта она была хирургом-консультантом головного отделения полевого эвакуационного пункта на Карельском перешейке. В годы Великой Отечественной войны В.В.Гориневская - старший инспектор-хирург Главного военно-санитарного управления Красной Армии. Находясь в этой должности, она побывала на многих фронтах, постоянно посещая армейские и фронтовые госпитали. Она проверяла их работу, обучала медицинский персонал, передавая им свой богатый опыт. Она учила врачей делать операции и обращала особое внимание их на создание четкой и стройной системы организации оказания хирургической помощи раненым. Исключительно важное значение имел труд В.В.Гориневской по созданию и налаживанию работы госпиталей для легкораненых. Идею специализированного лечения легкораненых Валентина Валентиновна высказывала еще в период Первой мировой войны. С 1944г. и до конца жизни (1953г.) Валентина Валентиновна руководила кафедрой военно-полевой хирургии Военного факультета при Центральном институте усовершенствования врачей. Многие сотни гражданских и военных хирургов были обязаны профессору В.В.Гориневской своими знаниями по травматологии и военно-полевой хирургии. ...".
Кира Петровская была советской девушкой-снайпером, которая пережила блокаду Ленинграда. Во время мирной жизни она занималась актерским искусством, и ее фотографии, конечно же, были постановочными. Но сама героиня была реальной, а ее фотографии были лишь необычными для того времени.
«Я приехал в Москву зимой, на каникулы, с другом Витей Шведом, с которым мы вместе учились в Горьком, в театральном училище. Причем провез меня друг без билета, договорившись со своей знакомой проводницей. На билет у меня денег не было, мама моя получала 50 рублей пенсии после реабилитации, а отца я не помню. Мы с другом ехали в поезде с прицелом попасть в Театр на Таганке, который тогда гремел в стране. Раньше был очень хороший закон для студентов театральных вузов: они могли проходить без билета в любой театр страны. И с вокзала мы сразу поехали на Таганку, и друг мой Витя сунул в окошко администратора студенческие в надежде получить законную контрамарку. Из окошка нам их выбросили обратно: «Вы с ума сошли, ребята, дипломатам контрамарок не хватает!» Витя, расстроенный, уехал к родственникам, а я не мог так сразу похоронить свою мечту и пошел к служебному входу в надежде на чудо. ⠀ И чудо явилось ко мне в лице мерзшего там в зимнем белом полушубочке Коли Бурляева, тогда уже известного по «Иванову детству». А спутницей у него в тот вечер была Ирина Роднина, наша десятикратная чемпионка мира по фигурному катанию, как сейчас помню ее хрупкий силуэт. Коля мерз у служебного не просто так, а с прицелом: его пообещал провести сам Высоцкий, который в тот вечер играл. ⠀ Я подошел к Коле и сказал то, что нужно было сказать: «Здравствуйте, Николай, я в будущем ваш коллега. Не могли бы вы меня провести в этот театр, поскольку я впервые в Москве и давно мечтал посмотреть спектакль Таганки». «Как я тебя проведу? — вскрикнул Коля. — Видишь, сам тут мерзну в полной неясности, может, проведет Высота»… ⠀ И тут дверь на миг распахнулась, оттуда выскочил Высоцкий в тельняшке и бескозырке и махом руки пропустил нас всех в театр, не пересчитывая. Потом, после спектакля, а шли в тот вечер «Десять дней, которые потрясли мир», я зашел за кулисы, чтобы поблагодарить Высоцкого, и меня почему-то никто не остановил. Я прошел к нему в гримерную, и мы познакомились. И с Владимиром Семенычем, и с Борей Хмельницким, и с Виталием Шаповаловым. Вот так прошел мой первый день в Москве». ⠀ ©️ Александр Панкратов-Чёрный
ПРИМЕРЫ ГЕРОИЗМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ, В КОТОРЫЕ СЛОЖНО ПОВЕРИТЬ! «Он мастер снайперской науки, Фашистской нечисти гроза, Какие золотые руки. Какие острые глаза!» Эти строки Лебедева-Кумача посвящены тунгусу Семену Даниловичу Номоконову. Он уничтожил 368 солдат и офицеров вермахта Вместо винтовки с оптическим прицелом он использовал обычную «трехлинейку» Мосина. Он, весь обвешанный веревочками, осколками зеркала, шнурками для маскировки был прозван "Таежным шаман".
Дворник в доме был весьма уважаемой фигурой. Ворота на ограде, которая была у каждого дома, запиралась около 11 вечера, и те их жильцов, которые возвращались домой позже, давали дворнику чаевые. Жили дворники чаще всего в небольших помещениях во дворе дома, в котором служили.
Они познакомились во время съёмок в фильме «Зайчик» в 1964 году. И каждый из них нашёл в другом нечто важное для себя. Алексей Смирнов, очень одинокий человек, вдруг доверился Леониду Быкову. А последний, в свою очередь, понял: этот добряк не способен на предательство и подлость. Они стояли друг за друга горой. Когда Леониду Быкову разрешили, наконец, снимать «В бой идут одни старики», высокое начальство отказалось утверждать на роль механика Макаровича Алексея Смирнова, считая его несоответствующим образу героя. Быков тогда задохнулся от гнева. Он выложил на стол перед руководством все боевые награды Смирнова, которые тот получил во время Великой Отечественной. И в лоб спросил, кто может быть достойнее участника Великой Отечественной, кавалера ордена Красной Звезды, ордена Славы второй и третьей степени? Пристыженные чиновники молча утвердили Алексея Смирнова.