История «Астории»
Всякий, кто бывал в Петербурге, неизбежно попадал на Исаакиевскую площадь. Всякий, на нее попавший, задирал нос кверху, разглядывая огромный Исаакиевский собор, давший имя площади. Насмотревшись же, принимался вертеть головой по сторонам, и неизбежно упирался взглядом в шоколадное здание с ярко-красными маркизами на окнах первого этажа.
Словом, упирался в «Асторию». Здание это, при всей своей относительной молодости (Петербург — город сам по себе не старый, и потому здесь всё относительно), прочно вписалось в архитектурный ландшафт и стало неотъемлемой частью ансамбля Исаакиевской площади.
«Астория» получила свое звучное имя в честь знаменитой нью-йоркской гостиницы «Уолдорф-Астория» — основатели петербургской явственно заявляли свои претензии на то, что роскошь и удобство их отеля ни в чем не будут уступать заокеанскому. Возведение здания было поручено русско-шведскому архитектору Федору Ивановичу Лидвалю. К 1908 году, когда началось строительство на месте прежде стоявшего здесь особняка князя Львова, Лидваль был уже вполне состоявшимся зодчим, успевшим украсить Петербург не одним зданием в стиле модерн.
Однако «Асторию» он строит в неоклассическом стиле — не забывая, правда, про элементы своего любимого модерна. Шестиэтажное здание разделено по вертикали на три яруса: два нижних этажа облицованы гранитом, следующие три оштукатурены «под камень», а последний, шестой этаж отделен от прочих карнизом и украшен декоративными вазами. Отличительной особенностью здания стал скошенный угол между фасадами по Большой Морской улице и Вознесенским проспектом: аккуратно закругленный внутрь, он был сделан таким не по досужей прихоти создателя, а ради цельности восприятия площади. Сделай его Лидваль обычным, гостиница бы закрывала собой вид на собор, а допустить такое было решительно нельзя. Впрочем, именно благодаря этому «Астория» обрела свою особую, неповторимую изюминку.
Здание было построено не за год (как планировалось) и не за два — работы растянулись нещадно, и торжественное открытие состоялось лишь 23 декабря 1912 года. Для своего времени это был ультрасовременный отель со всеми возможными удобствами и чуть ли не излишествами. Издание «Зодчий» рапортовало о проекте Лидваля еще до постройки гостиницы: «Здание отеля задумано целиком огнестойким, и будет оборудовано новейшими системами отопления, вентиляции, водоснабжении, канализации, лифтами, холодильниками и т. п. Оно будет заключать в себе около 250 жилых комнат, несколько больших зал, в том числе один со сценой и зимним садом, и пр.; подвальные этажи и пространство под дворами будут водонепроницаемыми и предназначаются для служебных помещений».
Но «Астория» недолго использовалась по прямому назначению. Через полтора года после ее открытия грянула великая Первая мировая война. Многие столичные здания обрели новое назначение, подчиняясь условиям сурового военного времени (например, в Зимнем дворце был открыт лазарет). «Астории» здесь повезло несколько больше: она по-прежнему осталась гостиницей, но несколько сменила свой профиль, став гостиницей для высшего офицерского состава. Зато в революционном 1917 году ей досталось от души: ее даже брали штурмом к немалому ужасу некоторых обитателей. В марте 1917 сюда въехал генерал Деникин, который с негодованием писал: «Странное и тягостное чувство вызывала столица, начиная с разгромленной гостиницы «Астория», где я остановился и где в вестибюле дежурил караул грубых и распущенных гвардейских матросов».
После Октябрьской революции в здание въехали большевистские вожди с Лениным во главе. Теперь «Астория» стала «Первым домом Петросовета» — что ж, новое руководство страны знало толк в удовольствиях и не собиралось отказывать себе в комфорте. Вообще же при новой власти здание было национализировано, а спустя несколько лет передано «Интуристу». Под его крылом гостиница исправно функционировала вплоть до Великой Отечественной войны, обслуживая всё новых и новых клиентов (среди которых были люди весьма известные — например, Герберт Уэллс и Михаил Булгаков).
Во время войны «Асторию» не бомбили: существует легенда, что Гитлер планировал отмечать взятие Ленинграда именно здесь, и якобы были уже напечатаны пригласительные билеты на банкет, и даже будто бы разосланы адресатам… Но, к счастью, воспользоваться полученными приглашениями немецким офицерам не удалось: благодаря стойкости защитников Ленинграда, город не был взят врагом.
Как бы то ни было, но на «Асторию» бомбы в самом деле не сбрасывали, и это позволило разместить в ее стенах военный госпиталь, а вместе с ним и стационар для заслуженных жителей города — писателей, художников, музыкантов. После войны гостиницу на некоторое время перепрофилировали под жилой дом для творческой интеллигенции — а потом вновь отдали «Интуристу». Следующие годы и десятилетия «Астория» работала, как и положено гостинице — принимала въезжающих, провожала отъезжающих. Засветилась она и в кино: Эльдар Рязанов снимал здесь один из эпизодов «Итальянцев в России», а Сергей Соловьев — «Мелодии белой ночи».
Уже на излете СССР здание было подвергнуто сильной реконструкции под руководством советских и финских специалистов. Петербургский архитектор Никита Явейн говорил по этому поводу в одном интервью: «Ответьте мне, пожалуйста, когда построена «Астория»? Говорите, северный модерн, Лидваль? А я убежден, что это постройка конца 1970-х, архитектора Прибульского. Ну, при некотором участии Лидваля (смеется). Если практически все конструкции современные, то как можно утверждать, что эту гостиницу возвели до 1917-го?»
В любом случае, «Астория» существует до сих пор и продолжает принимать постояльцев. Сейчас это пятизвездочная гостиница в самом сердце Северной столицы — как, в общем-то, и столетие назад. А само здание признано памятником архитектуры федерального значения — и за его сдержанную красоту стоит еще раз поблагодарить его создателя, архитектора Федора Лидваля.