Человек вправе выбирать, где ему жить. Государство должно лишь обеспечить для этого условия, если конечно оно заинтересовано в освоении и сохранении всей своей территории. На практике же государство собирает, искусственно сгоняет население страны в 10-15 городских агломераций. Искренне считая, что только так правильно и перспективно. Возможно, так легче управлять, но жить в "супермуравейнике" нелегко. Население Воронежа за последние 10 лет выросло на 23%; Краснодара на 25%; Тюмени на 35%. Санкт-Петербурга на 15 %. Москвы на 15 %. И этот процесс процесс продолжается. Укрупнение городов идёт полным ходом. Ещё плотнее, ещё больше точечной застройки, ещё меньше зелени в городах, ещё теснее на дорогах. Итог тотальной урбанизации налицо – запустение и разрушение десятков тысяч обжитых веками мест. Ведь, если где-то стремительно прибывает, то значит, где-то стабильно убывает. То, что не получилось у монголов, французов, немцев, прекрасно вышло у современников. Без всякой оккупации. Центральная, Северная Россия неуклонно вымирает. Поля зарастают лесами, дороги к забытым деревням исчезают. Нормативно - подушевое финансирование социальной сферы закономерно убивает всю социальную сферу малых городов. Жертвами такой политики становятся поликлиники, больницы, школы. Их закрывают исключительно в деревнях и малых городах. В целях экономии. В целях разрушающей целесообразности. Те, кто закрывают, смотрят только в цифры, а не в глаза людей, оставшихся без работы и без всяких перспектив. Но на людях бюджет экономит, а иностранцам прощает долги миллиардами. Одной рукой списывает, другой снова раздаёт. Прощает коррупцию. Удивительная страна, где полковники-миллиардеры ФСБ хранят деньги квартирами. Где продолжают снимать поразительно убыточные и почти никому ненужные фильмы, но на бюджетные деньги. «Грех»: стоил 1 млрд рублей — взял 50 млн рублей; «Тобол»: стоил 520 млн рублей — взял 140 млн рублей, Матильда – убыток 1.28 млрд.; Савва – Сердце Воина убыток – 934 млн.; Он дракон – потери 839 млн.; На что-то деньги есть. На что-то они льются рекой из бюджета. А на что-то их поразительно не хватает. Приоритеты явно сбиты. Сбой в приоритетах особенно ощущается, когда отъезжаешь от Москвы чуть подальше. Заезжая в глубинку попадаешь как виртуальный мир, как в другую страну. Дома с провалившимися крышами, заросшие частоколом берёзок поля. Грустные дороги с бесконечным ямочным ремонтом. Такое ощущение, что прошла война и время с тех пор остановилось. Да, была война и город вдребезги разгромил деревенский уклад жизни. А тех партизан, что ещё не сдались и продолжают оказывать сопротивление, давят закрытием школ. Душат вменёнными налогами и мизерными зарплатами ещё оставшихся учителей, врачей. Никак не мог понять раньше - Почему бюджетники в крупных городах получают всегда больше, чем на селе? Теперь понял – Война. Победителю достаётся всё. Город и забрал всё – присвоил деньги и лучших людей, как трофеи. Лишил их Воли (свободы), а потом вогнал в ипотечное рабство. Урбанизация это не естественный процесс. Он был организован, спланирован, направлен. Сначала укрупняли села, объявляли тысячи деревень бесперспективными. Потом лишали их финансирования, вводили налоги на яблони, проводили оптимизацию, наполняли бюджет. Налогом были обложены все частные хозяйства, не только деревья и кустарники, но так же и домашний скот и птица. Запахивали деревни тяжёлыми тракторами. После чего остались лишь старые карты Генштаба, с тысячами забытых названий и давно заросшие лесом дороги. Город использовал и продолжает применять тяжёлую артиллерию, и деревня пала. Понятно, что присутствует несправедливость. Вчера налоги на яблони. Сегодня налоги на теплицы, но налоги идут мимо разбитых дорог. Дороги терпеливо ждут, не дождутся самого скромного асфальта. Жители деревень десятилетие за десятилетием мечтают о магистральном газе. Но денег нет. Центральная Россия брошена на самотёк. Для неё денег нет, хотя четверть Москвы вымостили и уже перемостили гранитом заново. Труд, усилия врачей такие же, как и в городе, но платят медикам в малых городах в разы меньше. Почему? Для меня загадка. Даже пенсионеры, которые одинаково честно работали на Советский Союз, в деревнях получают гораздо меньше, чем в столице. Понятно, что это спланировано. Что такое положение вещей не случайно. Человек вправе выбирать, где ему жить, но делать в наше время это всё сложнее. Выбор становится всё очевиднее – в Питер, в Казань, в Москву!!. Туда, где больше платят, где вращаются деньги всей страны. Однако деньги не могут дать всего. При всех стараниях полноценную среду обитания в Москве не получится создать. Это утопия. 15 млн. людей собранных в одном месте это потенциальная проблема. Это искусственный образ жизни. А всё искусственное не может быть долго жизнеспособно. В городском мире вообще мало что реального. Даже проблемы, в которые погружен город, созданы им самим искусственно. Проблема перенаселения, пробок, парковок. Загазованности, свалок, шума. Качество питьевой воды, воздуха и ежегодные эпидемии гриппа – всё это следствия чрезмерно усложнённой организации жизни в мегаполисе. Город бесчестен по отношению к селу. Забрав у него лучших людей, назад он возвращает ему горы мусора. Мегаполис агрессивен к окружающему миру. Пуст и бессмысленнен всей своей жизнью. Жизнь в бетонных клетушках, в ежедневном стрессе скученности, обречена быть неполноценной и искусственной. Она виртуальна. Поэтому для жителей городов ударными темпами формируют утопию. Жизнь в гаджетах, жизнь в виртуальной реальности, жизнь в сериалах. Всё как в матрице. Так легче управлять. Так легче отвлекать внимание. Манипулировать. Но так не может продолжаться долго. Нарастающее с годами напряжение нужно как-то сбрасывать. Людям, уставшим от бешеной гонки в мегаполисах, необходимо заземление. Поэтому каждую пятницу люди бегут из городов. Прорываются на природу сквозь дикие пробки. Им нужен запах костра, стрекотание кузнечиков на закате, обжигающая свежесть родника, звенящая ночная тишина. Млечный путь над головой. Можно сколько угодно успокаивать себя тем, что город даёт уникальные возможности, но тело не обманешь. Проживание в бетонных коробках точно не способствует долголетию. Еда из супермаркетов не лучший подарок для организма, а ежедневный стресс в пробках и толкучка в метро вряд ли улучшает нервную систему. Чем старше я становлюсь, тем отчётливее приходит понимание, что ресурсов организма становится всё меньше. Сколько же бестолковых действий было совершено мной в то время, когда энергия била ключом. Когда спать можно было по 4 часа, когда питаться можно было, как попало. Отчётливое понимание того, что нужно иметь своё место на земле приходит лишь с возрастом. Тогда, когда сил становится меньше. Не нужно ждать четвёртого или пятого десятка, чтобы начать наконец строить свой дом, сажать своё дерево. Не нужно ждать уже наступившей усталости от бешеной гонки в мегаполисе. Начните прямо сейчас. Сейчас, когда энергия ещё бьёт ключом и когда любые преграды преодолимы. Ведь человек вправе выбирать, где ему жить. Володар Иванов
Другие записи сообщества
Счaстливая жeнщина всeгда немного "не". Не вcя нaкрашена, нe до идеaлa уложена, не с иголочки одета. Зато может тереть глаза, смело ладонями откидывать назад волосы и не мечтать весь вечер о том, чтобы скинуть с себя неудобное платье. Она не выставляет напряжённое фото с ногой на мыске, надутыми губами, нарочитой улыбкой, она вообще не замечает, что её фотографируют и хохочет во весь рот. Даже если у неё кривые зубы. Она не боится выглядеть нелепо или смешно. Она не говорит, что все принимают её дочь за подругу или сестру, потому что это так и есть и не требует подтверждения, не раскрашивает ногти хохломой и гжелью, не лежит по три часа под лампой и иголками, чтобы утром муж думал, что она всегда красавица. Не показывает свою кашу с овсянкой публике, потому что каша это просто еда и она её ест. Не демонстрирует свой пресс, даже если он есть. Не идеализирует своих детей, не кидает каждый день картинки с мужем в обнимку... Она просто живёт. Пусть даже немного и "не". Екатерина Бальзамова
40-летний Аркадий Берещук, успешный юрист и глава солидной фирмы, встречает гостей своего маленького подворья. У хозяина дома солидная борода и бронзовый загар. Вместе с семьёй он три года назад покинул большой город и переехал в сельскую глушь. «Природа, лес, спокойствие. Нет машин, пробок, бесконечной суматохи и стресса от работы», – улыбаясь, поясняет причины своего решения мужчина. «Запасной аэродром» Аркадий не коренной пермяк. Родился в Казахстане, учился в Санкт-Петербурге, где в 1990-е годы встретил свою будущую жену с Урала. Так молодой специалист оказался в столице Прикамья. Получив образование в пермском университете, устроился в коммерческую контору. Спустя несколько лет с партнёром открыл консалтинговую компанию, ставшую одним из лидеров на рынке. Также специалист являлся одним из самых цитируемых в прессе юристов города. «Однако в конце нулевых наступил кризис. Мы стали задумываться, а вдруг что-то случится, вдруг вновь произойдёт очередной экономический коллапс; потом события могут развернуться совсем печально. Поэтому решили подготовить так называемый «запасной аэродром» для нас», – вспоминает дауншифтер. Среди возможных вариантов юрист рассматривал либо деревенскую обитель, либо покупку недвижимости за границей для полноценного переезда. Позже вариант с зарубежьем отпал, и пермяк решил сосредоточиться на поиске земельного участка. По его словам, главными критериями отбора были умеренная удалённость (порядка 100 км от Перми с хорошими дорогами), а также наличие в соседнем населённом пункте больницы, школы и детского сада. Также юрист с женой искали место, где они смогут каждый день любоваться красотой уральской природы. «Долго выбирали, ездили. Вроде на картах показывается большая деревня, но по факту там стоит один полуразрушенный домик, почерневший от солнца. Плачевная ситуация и с дорогами ещё везде», – рассказывает он. В деревню – и с чистого листа! В итоге выбор пал на территорию рядом с селом Филатово в Ильинском районе. Стоит отметить, что эти места часто выбирают для жизни пермские дауншифтеры. Как рассказали в местном Доме культуры, в районе даже есть своё экопоселение, где пермяк создал общину и пытается возродить крестьянские традиции. За продуктами Аркадий ездит в посёлок, но старается заниматься и натуральным хозяйством За продуктами Аркадий ездит в посёлок, но старается заниматься и натуральным хозяйством Аркадий выкупил порядка 15 гектаров земли и приступил к строительству новой жизни. Здания собственноручно возводить не стал, а подключил к делу профессионалов для отделки и установки крыши и стен. Спустя три года баня, главный дом, конюшня и сарай были готовы. Юрист-хозяйственник За продуктами Аркадий ездит в посёлок, но старается заниматься и натуральным хозяйством, ведь у пермяка под боком настоящая ферма. Хотя фермой это пока трудно назвать, скромничает мужчина. С ним вместе живут 20 кур, 10 индюков, цыплята, два барашка, козы, лошади, пять козлят, кошки и овчарка Белка. Фермер самостоятельно делает творог и сыр, продукты он поставляет в некоторые пермские магазины. «Поначалу город меня тяжело отпускал. Первое время я приезжал на пару дней, затем оставался на неделю. Потом баланс полностью изменился – я уже в Пермь ездил по своим делам на два-три дня и скорее возвращался в деревню», – смеётся он. Денежный вопрос С позиции главы компании пермяк переквалифицировался в советники, теперь консультирует коллег удалённо. Кроме того, в его собственности осталась часть интернет-проектов, которые приносят хоть и небольшую, но всё же прибыль с рекламы. «Жизнь в деревне довольно недорогая, в отличие от того же города. Это касается, прежде всего, расходов на пропитание и проживание. Плюс здесь миллион способов заработать. Вот местные жалуются, мол, денег нет. Можно плести корзинки, собирать иван-чай и так далее», – говорит г-н Берещук. Между тем, с местными жителями Аркадий успел познакомиться и поддерживает с ними дружеские отношения. Недавно он начал участвовать в жизни местной православной общины. Вместе они пытаются восстановить разрушенный филатовский храм. Счастливый человек «Почему я переехал сюда? Меньше людей, машин, стресса и негативных ситуаций. Здесь не надо общаться с людьми, которые не по душе. Спокойно стало. В глуши всё зависит только от тебя. Мысли о работе сменились размышлениями о том, успею ли окучить картошку до дождей», – признаётся фермер. Аркадий планирует и дальше развивать свою ферму. К примеру, недавно он начал осваивать пчеловодство. Пермяк не торопится и подходит к делу основательно, так как впереди ещё много времени. Вместе с женой Ириной и дочерью Аришей он просто наслаждается жизнью вдали от города. «Признаюсь, я здесь счастлив», – говорит Аркадий Берещук.
ЧТО ТАКОЕ ДЕРЕВНЯ? Чистый воздух, родниковая вода, природная пища, безопасный дом, физический труд, красота природы, здоровые отношения между людьми, возможность зарабатывать ремеслом, неся ответственность за сделанное, и радуясь плодам своих трудов. В самом деревенском образе жизни нет интриг, плутовства, обмана, подстав, мошенничества, лицемерия. Все открыто и прозрачно. Не заготовил дров – замерзнешь, не вспахал огород – помрешь с голоду. А главное, не на кого переложить ответственность и сложно найти того, кто исполнит все за тебя. Люди разные. И разные у них потребности и возможности. Деревни и города разные, и опасная иллюзия считать, что сама по себе деревня, как то делает человека лучшим. Страсти человеческие есть и в городе и в деревне, но в последней, со всеми личными глупостями быстрей упираешься в самого себя. И тут или принимаешь или отваливаешь… в город, в котором надеешься скрыться, растворится, влиться и забыться. А города растут, увеличиваются, становятся мегаполисами. В них и сейчас много по настоящему сильных и красивых людей, которые вопреки самой логике мегаполиса и его механизма отжима жизни ради денег, очеловечивают пространство. Но, каких же это стоит им огромных усилий! У мегаполисов своя логика. Они создавались, как концентраторы гигантской рабочей силы для промышленности. Индустриализация требовала десятков и сотен человеческих жизней для работы в промышленных гигантах. И эти люди должны были жить рядом с производством, жить подчиняясь его ритму и задачам. Сегодня промышленность качественно меняется, выводится из городов. Там, где работали десятки тысяч людей, сегодня требуются только сотни. Людей заменяют автоматы и роботы. Мегаполисы не прекращают рост, который уже не зависит от орудий производства и самого производства. Мегаполис научился выжимать ренту из самих людей. За право жить и иметь место в городе,- человек добровольно берет на себя обязательства ипотечных долгов перед банками и уплаты налога на имущество перед государством. Налоги и долговая каббала вершина айсберга, а в его фундаменте многочисленные поборы: за образование, здравоохранение, штрафы, пени и взыскания. А главное бремя – в навязанных городской суб-культурой стандартах “успеха”, “уровней” жизни, “дресс-кодов”, и норм “приличия”, к которым: от одежды до транспорта; от материалов для ремонта квартиры до марок телефонов горожанин вынужден стремиться, как будто в достигнутом и есть радость жизни и смысл его бытия. Есть ли налоги, поборы, штрафы и в деревне? Есть. Есть ли глупости и запреты мешающие развиваться? Есть. Но, деревня это не город, в котором на человека давят страхом жесткой связи наличия денег с продуктами питания. Тут нет “пресса” престижа и зависимости жизни от настроения начальства. В деревне можно быть не как все, а самим собой. И главное, хозяином своего времени. Горожане сопротивляются и ищут выход , но не многие его находят. Мешает навязанная мегаполисом система ценностей. Многие горожане уверенны, что не смогут выжить без привычных вещей, понятий, отношений, в результате, которых они получают деньги за которые покупают чистую воду, немного продуктов, тепло и возможность учить своих детей выживать в токсичной атмосфере мегаполиса. Людей обманули прелестью жить, (если не сейчас то потом, если не им , но их детям) в светлом будущим без ежедневного труда. Манили яркими образами успеха, славы, возможностей, загоняя в концентраторы для тяжёлой работы в индустриальном мире. И выжимают из них время жизни и все силы ради производительности, капитализации, эффективности, и ради прекрасного настоящего небольшой кучки имеющих власть и деньги. Без Бога человек , как тростник изгибается в любое направление. он доверчив любому, кто ему пообещает и поманить. Он слаб и боится в том признаться и потому оправдывает свое жалкое существование и неспособность вернуться в мир, созданный для него Богом. Но, в душе многие понимают всю неправду, искалеченность и заколдованность. И им плохо. А когда плохо на душе, ничего хорошего, ладного и доброго сделать ты не можешь. А деревня? А что деревня? Она ждет, когда устав от покорения “зияющих вершин», человек вернется в её дышащие свежеиспеченным хлебом, теплые и родные объятья. Но, теперь, что бы вернуться необходимо новые усилия над собой. Необходимы знания, навыки, а главное отказ от привычных для мегаполиса стандартов жизни и отношений к труду. А к такому готовы очень не многие. И потому напрасен труд тех, кто обращаясь к “простому” человеку хотел бы массового переселения городов в деревню. Этого не будет никогда. Массы принадлежат мегаполису. Деревню выбирают свободные. А свобода, она ведь такая, что от самого человека зависит, и даже Бог не идет против его на то воли. Александр Билецкий
Студенты и преподаватели психологического факультета Московского государственного университета по итогам собственного исследования составили «стоп-лист» мультфильмов, которые, по их мнению, не стоит показывать детям. Примечательно, что к таковым авторы этого «анти-хит-парада» причислили популярный мультфильм «Маша и Медведь», который оказался единственным отечественным в данном перечне. В противовес исследователи составили список мультфильмов, которые они рекомендуют для просмотра детской аудиторией. Рассуждения о пользе и вреде игр или мультфильмов связаны с теорией социального научения Альберта Бандуры. Социальное научение — это процесс овладения теми знаниями и моделями поведения, которые приемлемы или неприемлемы в культуре человека. К примеру, родители учат детей уважать окружающих людей: здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», помогать старшим, не нарушать чьи-то границы (не трогать чужие вещи и не хватать людей без разрешения). Все эти правила, известные каждому с детства, позволяют человеку успешно социализироваться. «Мультфильм транслирует ребенку определенные модели поведения, которые в дальнейшем будут бессознательно восприняты им как правильные или неправильные, – поясняют составители перечней. – Если ребенку симпатичен герой или героиня мультфильма, он будет стремиться подражать ему. Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают». «Здесь-то и таится главная опасность: если ребенок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения», – указывают авторы «стоп-листа», который выглядит следующим образом. Вредные мультфильмы: Monster High Губка Боб – Квадратные штаны Девочки из Эквестрии Кик Бутовски Маша и Медведь Миньоны Свинка Пеппа Том и Джерри Финес и Ферб Мультфильмы отбирали по четырем критериям: Мотивационный: мультфильм не должен побуждать ребенка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого. Ценностно-смысловой: мультфильм должен формировать у ребенка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия. Эмоциональный: если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребенок, – это вредный мультфильм. Познавательный: мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности. Составители списка поясняют, чем вредны мультфильмы из составленного ими перечня. Например, «Свинка Пеппа». «Герои нарисованы криво, что не способствует формированию эстетического вкуса у детей, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны, а еще они странно относятся друг к другу. Папа Свин, например, регулярно получает от дочери злые шутки про свой лишний вес, но на место маленькую наглую Пеппу не ставит», – перечисляют исследователи свои претензии к этому мультику. «Том и Джерри» не рекомендуют для просмотра детям до десяти лет из-за риска того, что ребенок начнет плохо относиться к животным: «Главные герои часто дерутся и пытаются навредить друг другу. У ребенка может сформироваться неправильное отношение к тому, какими могут быть последствия необдуманных действий». Кроме того, этот мультфильм демонстрирует небрежное отношение к смерти: и кот, и мышонок наносят друг другу смертельные увечья каждую минуту, но через мгновение отряхиваются и бегут дальше, отмечают составители списка. Свое недовольство мультфильмом «Маша и Медведь» психологи объяснили так: «Насмотревшись на проказы Маши, дети могут решить, что вседозволенность – вполне приемлемое поведение. Родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила все вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости. Но Миша прощает такое Маше, а родители – нет!» Перечень мультфильмов, которые рекомендовано смотреть детям: 101 далматинец Балто Винни-Пух (1969) Головоломка Дамбо Даша-путешественница Зверополис Король лев Кот Леопольд Котенок по имени Гав Красавица и чудовище Леди и Бродяга Лило и Стич Малыш и Карлсон Малышарики Простоквашино Скуби-Ду Смешарики Фиксики Хранитель Лев «А о каких детях речь? Дети ведь бывают разного возраста, поэтому мы изначально разбирали мультфильмы именно для детей, а не подростков и старше. Принято считать, что подростковый возраст начинается примерно в 12 лет (так гласит известная классификация Лидии Божович). Потому мультфильмы для взрослых мы не разбирали. Многие известные сатирические мультфильмы, например, получили бы жирный минус за каждый из вышеперечисленных критериев, но они имеют официальный рейтинг 18+, а потому из обсуждения сразу были исключены и в итоговый список не попали», – отмечается в исследовании.
Эти люди — страшный сон маркетологов. Никакими коврижками не заманишь их в супермаркеты, крутые автосалоны и модные бутики. Они добровольно отказались от благ цивилизации в пользу чистого воздуха, здоровой пищи и тишины. Для них нет ничего лучше, чем просыпаться под пение птиц, ходить босиком по росе, топить дровами печь и зарабатывать на жизнь тем, что приносит удовольствие. Они сами строят дома из дерева, соломы и глины, шьют себе одежду и пекут хлеб. Знакомьтесь: экопоселение Ржавец, что в 13 километрах от Задонска Липецкой области. Антипотребители. Сергей и Ирина Половинкины — коренные горожане. Она в прошлом дизайнер мебели, он — радиоинженер. Решение покинуть город и уехать жить в деревню приняли вместе — три года назад. На вопрос, что к этому подтолкнуло, отвечают: Наверное, просто пресытились. В городе ты крутишься как белка в колесе - зарабатываешь и тут же тратишь. Думаешь, что бежишь куда-то, но на самом деле движешься по замкнутому кругу. В конце концов деньги, покупки перестают радовать. Здесь всё по-другому - нет лишней суеты, потребительских соблазнов. Здесь настоящая жизнь. При этом, у нас дома и электричество, и отопление, и горячая вода — всё как у всех, с той лишь разницей, что мы дышим чистым воздухом, едим чистую, не отравленную химией еду и занимаемся тем, что действительно нравится. Только не надо думать, что всё здесь легко и просто. День у экопоселенцев начинается в пять утра. Надо успеть коров подоить, на пастбище их вывести, коровник почистить. Так много дел и забот, что не счесть. А ещё у супругов Половинкиных своя сыроварня, где они делают вкусные домашние сыры. «В магазинах мы почти ничего не покупаем, стараемся питаться своими, натуральными продуктами, — рассказывает Сергей. — Естественно, мы пришли к этому не сразу. Сначала купили маленькую мельницу и стали печь хлеб. Потом научились делать иван-чай, затем приобрели пресс и начали давить масло, а как коров завели, так теперь у нас и йогурты, и сметана, и сыры — всё своё. Аптека в буквальном смысле под ногами. А лекарства мы не пьём, просто потому что не болеем. Секрет здоровья простой — чистый воздух и физический труд». «Когда мы только переехали, я сразу сбросила 10 килограмов, — добавляет Ирина. — Вот такой у нас бесплатный фитнес». В Ржавце собрались семьи с разных городов России и даже Европы. Супруги Александр и Валентина Цильке приехали из Германии, куда эмигрировали в середине 1990-х из Казахстана. Построили дом, обзавелись подворьем, завели коз. «Мечтали о том, как здорово было бы пить свежее козье молоко у крыльца своего дома. Вот мечта и сбылась», — говорит Александр. Правда, коз с некоторых пор супруги больше не держат — хлопотно, из живности — только куры. Ржавец Цильке выбрали неслучайно: места здесь очень красивые, а в плане экологии — просто уникальные. До районного центра рукой подать. Ближе к пенсии, говорят, захотелось иметь свой участок, чтобы выращивать экологически чистые овощи и фрукты. «В Германии в магазинах трудно найти продукты без консервантов. А если есть, то дорогие, — продолжает Александр. — Мы жили в Баварии, но чтобы купить яблоки с червячками, порой ездили в соседнюю Чехию». Вскоре по их примеру из Германии приехало ещё несколько семей. Среди них — Надежда и Александр Ланг. Бывшие баварцы живут в селе уже восемь лет. «Душа всегда просилась на землю, — признаётся Надежда. — Города — это как раны на теле земли. Там неестественные условия для жизни. Дома похожи на громадные каменные скворечники. И люди как роботы: работа — дом. В городе ты — заложник системы, которая нацелена на то, чтобы выкачать из тебя как можно больше денег. Осознание, что надо что-то менять, пришло давно, но мы ждали, когда дети подрастут. А тут узнали, что действует программа по переселению соотечественников. Собрали вещи и поехали». Трудности супругов не испугали. Первое время, пока строили дом, жили в сарае. Кстати, дом построили тоже «экологичный» — из дерева, соломы и глины. Зимой в нём тепло, а летом — прохладно. Рядом заложили сад и поставили несколько ульев. Александр разводит пчёл, Надежда выращивает на продажу саженцы. О том, что переехали в Россию, не жалеют, только скучают по детям, которые остались в Германии. «У нас нет каких-то обязательных для всех правил. Мы живём на принципах взаимопомощи и добрососедских отношений, помогаем друг другу, бережём природу, возрождаем ремёсла и народные обычаи. В свободное время собираемся вместе: поём песни, устраиваем праздники», — рассказывает поселенка Екатерина Савостина. Она переехала в Ржавец из Липецка три года назад. Жила в домике на отшибе, носила воду из колодца, топила дровами печь. А потом встретила будущего мужа. Здесь же, в Ржавце, сыграли свадьбу. Сейчас супруги строят новый дом, где будет просторно всем троим: им и 2-летнему сынишке Андрюше. Экопоселение растёт. Скоро сюда переедет ещё одна семья из Мурманской области. Владимир и Людмила Поплавские — тоже горожане. Он — судоремонтник, она — консультант по красоте. Чем ещё буду здесь заниматься? А разве в деревне мало дел? Буду творить: возможно, освою шитьё из крапивы — она меня очень вдохновляет, — говорит Людмила. — Город заставляет нас шаблонно мыслить и загоняет в рамки. Здесь рамок нет. Есть простор для творчества! С одной стороны у нас тут глушь. С другой — именно здесь чувствуешь вкус настоящей жизни с её простыми и естественными ценностями — свежим воздухом, здоровой пищей, живой природой.
РАЗВРАЩЕНИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ НАЧАЛОСЬ ДАВНО Развращение детей началось давно. После распада Советского Союза первые три года была ещё свобода создания альтернативных школ. И школы создавались с крепкими знаниями, нравственностью. Но после 1995 года стали резко закручиваться гайки. Стало насаждаться много оккультных, развратных и безнравственных программ. Через граждановедение, где говорилось, что родители - это большое зло. Через ОБЖ (раньше этот предмет назывался Самоопределение). По-разному эти предметы назывались. Но главная цель была разрушить самосознание, нравственность и интимный стыд, то трепетное отношение, которое являлось очень важным во взрослении. Та нежность, то рождение первого чувства, та первая любовь, которая является рождением взрослой личности. Вот это всё разрушалось. Я в то время работала завучем. И ко мне прибегает, например, биологиня и говорит: “Надежда Григорьевна, нам прислали такие плакаты! Я не знаю, что делать!” Там надо рассказывать все подробности строения половых органов. Я говорю: “Ты знаешь, я рожала троих детей и таких подробностей не знаю. Вот таких подробностей не знаю, а детей рожаю!” И вот дети, не пережив ранних каких-то чувств, не пережив трепетного влечения, ни нежности, ни желания быть лучше, чтобы понравиться избраннику или избраннице, сразу же погружаются в огромные подробности… Там медицинский институт отдыхает. Это то, что предлагалось детям 7-х, 8-х классов. Ученики 7,8,9-х классов тренировались на огурцах и бананах одевать презервативы. Когда я с одним работником центра, по-моему, по СПИДу разговаривала, я говорю: “Вы что думаете, подростки, которых вы так вот раскачиваете в их сексуальной сфере, напьются и вспомнят о презервативе?” Он говорит: “Да, и поэтому мы должны научить их одевать презерватив до автоматизма!” Это просто война. Это бомбардировки. Они только такие мягко гуманитарные. Организация ЮНИСЕФ выполняет задание Римского клуба, Каирской конференции или других (можно говорить о разных организациях) по снижению народонаселения в России. В городе Екатеринбурге был создан при Управлении образования центр Холис, который эти программы юнисефовские разрабатывал для школьников всей России. Лобби было мощным. Тогда приезжали представители ООН и ЮНИСЕФ. И они всё время их гнали, гнали. Нас собирали на совещания всевозможные и говорили, что нужно запретить учителям дополнительные задания. Вы знаете, что такое советский учитель? “Так, дети, кто не понял!?” Если со второго раза не понимает, то “После уроков останься!”. А этими организациями было запрещено давать бесплатные консультации, говорилось так: “Это быдло должно платить! Все должны платить!”. Учителей ломали как только можно! С одной стороны давали маленькую зарплату, с другой стороны давали такие программы! Которые не дают возможности учителю самому даже найти логическое содержание. Там идёт просто слом мозгов. Просверливают мозги. И ребеночек приходит с горящими глазами. Он хочет, у него есть потребность возрастная. В первом классе у него, конечно, всё снижается. Потом начинают реанимировать, конечно, его мотивацию. В 5-6 классе он просто заявляет, что он не хочет учиться. В 7 классе он начинает грубить и хамить и мстить. Откуда в американских школах, а теперь у нас, такая месть учителям? Они мстят за свою вот эту вот детскую боль… Когда они хотят понять и не могут. А учитель не объясняет. Учитель собирает родительские собрания и говорит: “Моё дело дать информацию, а обучать своих детей вы должны сами.” И это тоже инструкции вот этих всевозможных организаций и Управления по образованию на местах. Сейчас выросло целое поколение. Они выросли, извините, на презервативах и инструкциях, что пользоваться можно только одноразовым шприцем. Поймите, это инструкции, которые в программах были. Вот этот наркотик сильный - от него привыкание. А этот наркотик он не сильный - от него нет привыкания. Марихуану можно хранить, но только в малых количествах - за это ничего не будет. А если ты много будешь хранить, то это вот уже наказуемо. Холис закрылись уже. Через некоторое время они, раз, всплывают в Калининграде, всплывают в других городах. И те же программы. Огромные деньги заплачены. И это даже не вопрос денег. Это вопрос идеологии. Там где есть идеология, там уже деньги - не вопрос. Есть задание, очистить мозги нашим детям, души развратить. Всё сфокусировать в сексуальной сфере. Всё - животное! Животное не способное ни созидать, ни продолжать род человеческий, ни, тем более, сопротивляться. Вот, что надо! И, конечно, снижение народонаселения на планете. Наше Министерство образования является источником уничтожения душ и мозгов наших детей. Плодя не успешных учеников, учительство хоть как-то повышает свою материальную базу. И это запущен механизм сверху. И это, понимаете, какой-то дьявольский механизм! Серафим Роуз назвал советскую школу 70-х годов школой семейного типа. Отношения учитель-ученик были детско-родительскими отношениями. Что с ней сделали? С ней сделали точную кальку с американских школ, где на уроках должен сидеть омбудсмен, который следит за дисциплиной. Видя всё то, что творится сейчас в нашей стране, есть у нас единственный путь встать на серьезную борьбу против уничтожения собственных детей, собственных семей, собственной страны. Наш народ по наивности своей не хочет умирать! По наивности своей он хочет любить своих детей, своих мужей и жён. Он всё ещё мечтает о возвышенной любви одной на всю жизнь. И вот эта мечта - залог возрождения нашего народа. У нас сейчас не так много времени прошло от той нормальной жизни, которая была. Всего 20 лет. У нас есть ещё люди, которые это помнят. Ещё есть носители нашей, русско-советской культуры образования. Мы - народ победитель. С бедой мы умеем справляться. У нас - все шансы победить! Надежда Храмова
СТАРОВЕРЫ ЗНАЮТ СЕКРЕТЫ ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВА 118 лет, а выглядит на 60. Эти староверы сильно меня потрясли. Они нам утёрли нос своей силой, уравновешенностью характеров и незлобивостью, своим здоровьем и трудолюбием. В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди - все приводило в восторг. Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое. Потом нам объяснили, что это староверы. Семейские живут отдельными поселками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят. Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли. А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Наши работы проходили как раз по территории их поселка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры - очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже. Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что все болезни от головы. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил. Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет. Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать либо строго попоститься с полгода. Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите - столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам! Выяснилось, что все староверы - люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать...., а уж только потом пьет травы, настои, лечится природными веществами. Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине они отказываются слушать радио, смотреть телевизор, считая, что такие устройства засоряют голову и делают человека рабом: из-за этих приборов человек перестает думать сам. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь. Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все - от мала до велика. Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почете чистота, причем чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моется и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные. Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой. Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. Людьми движет нравственный закон, который нигде не писан, но каждый его чтит и соблюдает. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое! Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс - это хорошо, но с другой... Мы действительно потеряли себя, плохо себя понимаем, переложили ответственность за свою жизнь на родителей, врачей, правительство. Может, поэтому и не стало по-настоящему сильных и здоровых людей. А вдруг мы действительно вымираем не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна. А получается, что из-за техники мы себя теряем.
ЛЕСНАЯ АПТЕКА: ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЕЛИ И ДУБА, РЯБИНЫ И КАЛИНЫ, БЕРЁЗЫ Лес – это уникальная природная аптека, надо только знать, как ею пользоваться. Самые приметные «лекарства» – это ели и сосны. Вот, например, елка или ель – обладает еще и великой лечебной силой. Целебные свойства ели Действие препаратов из ели многогранно. Полезные свойства ели рекомендованы людям, страдающие ревматизмом. Достаточно заменить синтетический матрас самодельным, набитым еловыми иголками. Нужно наломать елового лапника, разложить на хлопчатобумажной ткани и высушить. Иголки сами осыпятся. Чтобы иголки не кололись, сверху на матрас положите шерстяное одеяло. Когда матрас станет совсем тоненьким, достаточно добавить новых иголок. Еловый матрас – хорошее средство и для больных суставов. А если еловые иглы перемешать с собачьей или овечьей шерстью, то можно избавиться не только от ревматических, но и других недугов. Особенный эффект такой матрас дает в сочетании с банными процедурами. Еловая ветка, даже без игл, не теряет полезных свойств. Можно приготовить замечательную ванну из еловых веток. Для этого достаточно собрать ветки в тканевый мешок и опустить в воду. И ванна останется чистой, и отеки снимутся. Ванна из еловых веток хороша просто для укрепления организма. Можно поварить ветки ели вместе со старыми халатами или ночными рубашками на медленном огне, дать настояться 30 минут и одеться. Затем быстро залезть под одеяло, закутаться так, чтобы не оставалось ни одной щели, хорошенько пропотеть. После такой парилки результаты превзойдут ожидания. Дым от сжигания еловых веток тоже обладает целебной силой. Для этого достаточно рассыпать немного еловых веток на сковороду или прямо на плиту. Дым распространится по всей квартире, залезет во все уголки и выгонит из нее все, что зовется «порчей». Если вы простудились и начали кашлять – попейте отвар из веточек ели. Если затронуты бронхи, возьмите картошку, залейте еловым отваром, когда картошка сварится – отвар не сливайте, дайте постоять. Затем найдите мед и свиное сало, смажьте им грудь и спину, картошку заверните в тряпочку и положите на смазанные места. Держите, пока картошка не остынет. Известно, что сахар вреден детскому организму, поэтому вместо конфет можно дать ребенку пожевать смолу. Смола ели не только надежно защищает зубы от кариеса, но это и прекрасное средство при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Она входит в состав многих мазей, применяемых для лечения кожных заболеваний. Пропитанный смолой кусочек ткани замечательно греет, его можно завернуть в фольгу и приложить к больному месту, положить на грудь при кашле. Феноменальной целебной силой обладает еловая пыльца. Ее трудно собирать, но результат того стоит. Собранную пыльцу ели надо перемешать с медом и принимать по полчайной ложки два-три раза в день. Это прекрасное общеукрепляющее средство, незаменимое после затяжной болезни. Еловую пыльцу можно использовать как детскую присыпку. Почти одновременно с пыльцой на елях появляются красные шишечки. Их стоит собрать, измельчить, сложить в бутылку, залить водкой, настоять 7–9 дней и принимать по одной чайной ложке три раза в день, если беспокоит кашель. Когда весной на ветках появятся молодые отростки, их смело можно класть в борщи и салаты. Из молодых еловых веточек можно сварить варенье или перетереть их с медом. Получится целебное средство для лечения ревматических суставов. Это варенье – прекрасное отхаркивающее средство. Целебные свойства рябины Это дерево легко растет под пологом других высоких деревьев, но только в солнечных местах. Рябина - дерево, как правило, невысокие. Листья непарноперистые, похожи на перья. А всем знакомые ягоды называют «мелкими яблоками». Сок ягод рябины является прекрасным антисептиком, свежим соком можно обработать рану, порез. Полезные свойства рябины используют с давних пор. Ягоды рябины – просто клад витаминов. Для удаления горечи их надо ошпарить кипятком, а собирать рябину лучше после первых заморозков. Сок и настои из ягод рябины можно использовать как противодизентерийное средство. Благодаря сорбину и органическим кислотам рябина обладает также желчегонным действием, снижает уровень холестерина в нашей крови. Целебные свойства березы Растет береза везде – в тундре, на Камчатке, в Сибири – по всей России. Исследования показали, что березовые леса обладают положительной, целебной для нервной системы человека энергией. Береза светолюбива, неприхотлива, растет повсеместно – на болотах, холмах, сухих каменистых почвах. Береза – это растение-первопроходец, ибо заселяет пустоши и гари, просеки и вырубки. Полезные свойства березы необходимо использовать всем. Листья и почки березы – лекарство, а весной, если аккуратно надрезать кору березы, оттуда струйкой польется березовый сок, вкусный и полезный кисло-сладкий напиток. Внутренний тонкий слой коры березы можно употреблять в пищу. Ну, а все любители бани знают силу березового веника. Целебные свойства дуба Дуб – царственное дерево. Дуб имеет мощную развесистую крону и глубокую, до 15 м, корневую систему. Живут дубы очень долго, до 1200 лет и более, достигая порой в диаметре нескольких метров. Полезные свойства дуба знакомы еще нашим предкам. Кора дуба с давних пор применяется в качестве вяжущего, противовоспалительного и противогнилостного средства для лечения. Настой коры дуба: взять 1 ч. л. коры дуба и 400 мл охлажденной кипяченой воды. Настоять 6—8 часов и пить по 2-3 ст. л. в три приема. Можно использовать желуди дуба в жареном и измельченном виде как заменитель кофе. Листья дуба дезинфицируют раны, а вениками из дуба полезно попариться в бане. Целебные свойства можжевельника Это хвойный вечнозеленый кустарник (но иногда небольшое, высотой до 60 см дерево) с колючими пушистыми ветками. Можжевельник неприхотлив, растет обычно под кронами хвойных деревьев на песках, на камнях и на болоте. Растет крайне медленно, зато возраст его достигает 1000 лет! Полезные свойства можжевельника используются в народной медицине. Полезно все растение можжевельника – хвоя, древесина и черные «ягоды», которые на самом деле видоизмененные шишечки. Хвоя можжевельника выделяет в воздух рекордное количество веществ-фитонцидов, убивающих болезнетворные микробы. Воздух в можжевеловой роще абсолютно чист и полезен для здоровья. Если запарить можжевеловые ветки в деревянной посуде, она очистится от микробов. Можжевеловая древесина прочна и не гниет. Ни в коем случае нельзя использовать можжевельник для растопки и костров. Он, к сожалению, относится уже к числу охраняемых растений, ареал его сокращается. Целебные свойства калины Калина обыкновенная – евросибирский вид. В основном, произрастает в европейской части страны, чаще в ее средней полосе. Встречается в Западной и Средней Сибири, в восточных и северных областях Казахстана. Плоды калины собирают в сентябре-октябре в период полной зрелости в сухую погоду. При сборе нужно избегать механического повреждения плодов, поэтому их следует обрывать или срезать вместе с плодоножками. Собранные ягоды калины складывают в корзины или в ящики. Ягоды калины сушат в печах или в сушилках при температуре 60–80 °С. Затем обмолачивают и отделяют на решетах от плодоножек и веточек, удаляют недозрелые и поврежденные вредителями плоды. Срок годности не ограничен. Хранят плоды калины в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Плоды калины назначают как общеукрепляющее средство выздоравливающим больным, а также при кожных заболеваниях, при гипертонической болезни, гастритах, колитах и заболеваниях печени. Настой плодов калины: 10 г (2 столовые ложки) плодов помещают в эмалированную посуду, растирают, заливая постепенно 200 мл (1 стаканом) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают на водяной бане 15 мин. Затем охлаждают при комнатной температуре 45 мин, процеживают и оставшуюся массу отжимают. Полученный настой разбавляют кипяченой водой до получения первоначального объема – 200 мл. Настой хранят в прохладном месте не более 2-х суток. Принимают в течение дня как витаминное, общеукрепляющее, потогонное и слабительное средство, обычно по 1/3 стакана 3–4 раза в день. Целебные свойства бузины черной Бузина черная растет в подлеске широколиственных, реже смешанных и хвойных лесов, по опушкам, в зарослях кустарников. С лечебной целью используют все части растения, но особенно ценным сырьем считаются ягоды бузины, которые созревают в августе–октябре. Ягоды бузины сушат в сушилках. Сироп из ягод бузины черной – сильное, биологически активное вещество yезаменимое средство при простудах, ангине, бронхите. Полезные свойства сиропа из бузины черной помогают работе кишечника, мягко очищает его, кроме того, регулирует нервную и укрепляет иммунную систему, улучшает зрение. Наиболее полезен и удобен в хранении (до 1 года) сироп бузины, приготовленный следующим образом: Срезанные гроздья ягод бузины черной (с веточками) пересыпают слоями с сахаром 1:1 в банках или бочках, плотно закрывают и хранят 1–2 месяца в погребе. Затем сливают сироп, ягоды отжимают прессом. Хранят в плотно закрытых емкостях в погребе или в холодильнике. При хранении в тепле усиливается брожение, поэтому при открывании емкости нужно соблюдать осторожность – сироп может «взорваться» и вытечь наружу. Для профилактики или лечения сироп из бузины черной следует принимать по 1 десертной ложке после еды 3 раза в день. После месяца приема нужно сделать перерыв 2 недели и повторить курс. Когда Собирать Растения: Март: береза (почки), брусника (почки). Апрель: береза (почки), брусника (листья), калина (кора). Май: береза (листья, почки), брусника (листья), калина (кора), крапива (листья), лопух (корни), одуванчик (трава, корни), пастушья сумка (трава), подорожник (трава), смородина (листья). Июнь: крапива (листья), лопух (корни), одуванчик (трава, корни), пастушья сумка (трава), подорожник (листья), полынь (листья), пустырник (трава), чистотел (трава). Июль: калина (кора, плоды), крапива двудомная (листья), лопух (корни), малина (плоды, листья), морковь (семена, корнеплоды), одуванчик (трава, корни), пастушья сумка (трава), подорожник (трава), полынь (трава, листья), пустырник (трава), чистотел (трава). Август: калина (кора, плоды), крапива (листья), лопух (корни), одуванчик (трава, корни), пастушья сумка (трава), подорожник (листья), полынь (трава), чистотел (трава). Сентябрь: калина (плоды, кора), крапива (листья), лопух (корни), одуванчик (корни), пастушья сумка (трава), подорожник (листья), полынь (трава). Берите только те растения, которые вы хорошо знаете. Не собирайте растения около дорог и вблизи заводов.
ПОЧЕМУ МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ НЕ ХОЧЕТ БОЛЬШЕ РАБОТАТЬ В ШКОЛЕ Молодой учитель литературы Артем Новиченков принял решение навсегда покинуть общеобразовательную школу. По просьбе «Афиши Daily» он объяснил, почему считает школу территорией насилия, и рассказал, как сам перестал бороться с системой. Артем Новиченков - выпускник факультета журналистики МГУ (кафедра художественной критики и публицистики); учитель литературы в школе № 2009; преподаватель НИУ ВШЭ; методист; ведущий курсов художественной критики в Домжуре; лектор культурной платформы «Синхронизация». - "Я проработал в школе неполных четыре года, очень длинных и насыщенных. Еще студентом четвертого курса меня позвали в московскую школу номер 1101 учителем русского языка и литературы на 24 часа в неделю с зарплатой в 24 тысячи рублей. И это был невероятный опыт. Неугомонный 5-й класс, ежедневная стопка тетрадей на проверку, хамство директора и буллинг (травля одного из членов коллектива. — Прим. ред.) со стороны преподавателей. А еще школа находилась на другом конце города, и после работы, сонный, я ехал в университет на пары. Было очень тяжело и одиноко. О том, что меня уволили, я узнал от учеников. На пятом курсе я писал дипломную работу и, как только выпустился, снова вернулся к работе учителя. Других вариантов я не видел. Я переехал в Северное Бутово и устроился в школу неподалеку. При первой встрече с директором я сразу понял, что хочу с ним работать. Он умный, прогрессивный и мудрый — даже когда я переехал в Мытищи, место работы не сменил. В 2009-й школе я проработал полноценных три года, выпустил три девятых класса и три одиннадцатых. Это принесло столько счастья, столько опыта и смыслов. И вот теперь я ухожу. Когда я был учеником Когда учительницы говорили: «А голову ты дома не забыл?», «Звонок только для учителя!», «Я-то свое отучилась, а вы — нет!» — мы морщились. Было противно и скучно, но мы не осознавали, что именно было не так. «Ну, географичка дура». «У математички всегда так — она просто одинокая и злая». «Трудовик — он и есть трудовик». Когда завуч спрашивала: «И тебе не стыдно? А должно быть!» — мы играли стыд. Когда русичка говорила: «Три пишем, два в уме» — и ставила авансом троечку, мы играли прилежность. Когда классуха отправляла чистить школьный двор от снега за отметку, играли покорность. Эти роли были частью квеста под названием «Школа». За некоторыми учениками роли — троечник, отличница — закреплялись до выпуска. Учителя играли доброго учителя или злого, охранник — охранника, библиотекарша — библиотекаршу, завуч играла завуча, а директор — директора. И все знали правила, хотя нигде они прописаны не были. В кабинете завуча в сознании проявлялся державный символ ковра: тишина, стоишь на мягком, потупив голову, соглашаешься на все — только бы не директор Мы отчетливо понимали: одни мини-квесты, например, географию и обществознание, пройти проще, другие — математику и химию — труднее. Изворотливо мы пытались избежать болезненных ситуаций: забывали дневники дома, оттягивая расправу, отключали телефоны из сети, когда знали, что сегодня будут звонить, прогуливали контрольные, имитировали болезнь. И это казалось нормальным. Так делали все. Это настоящая игра, разве что цель обратная: не дойти до «босса» и победить в схватке, а избежать фатальной встречи до истечения времени. 11 лет. С передышками. Чем ты тише и прилежнее, тем проще продержаться. За нарушение правил ты переходил на уровень, усложняющий пребывание в игре. Иерархия ясна: учитель-предметник — классный руководитель — завуч — директор. В кабинете завуча в сознании проявлялся державный символ ковра: тишина, стоишь на мягком, потупив голову, соглашаешься на все — только бы не директор. Ждешь и, пристыженный за то, что ты такой, какой есть, выдыхаешь после помилования, которому поспособствовал вдруг смягчившийся учитель. Кабинет директора, располагавшийся всегда в стороне от школьной жизни, как бы отдельный, самый уютный и золотой, с портретами на стенах, внушал трепет. Директор говорила размеренно, властно. Говорила о тебе с учителями так, будто тебя здесь нет. Но ты-то знаешь: она еще нанесет свой удар, когда обратится напрямую, и уже никто не вступится, потому что директора боятся все. Что уж говорить о таком маленьком тебе? Для меня школа была территорией страха, не повсеместного, конечно, ведь были и безопасные уроки, но абсолютно точно — ежедневного и неотступного. Даже в выходные дни я думал о школьных буднях, о правилах, об игре, в которую почти никто из нас не хотел играть, но играли, потому что не играть было страшно. Да мы и не думали, можно ли было не играть. Когда я был учителем Я думал, что игра кончится: ведь я теперь учитель, поэтому могу выбирать, следовать правилам или нет. На деле оказалось иначе: админом игры я мог быть только на территории собственного урока, который в школе номер 1101 контролировался то проверяющим учителем, то без предупреждения вошедшим посреди урока директором, то внезапной диагностической работой, то еще какими-то документами. В 2009-й школе мне дали большую свободу, кредит доверия. Никто никогда не цензурировал мои уроки, не проверял записи, не заставлял писать объяснительные из-за того, что я назвал маленького Пушкина Сашей или рассказал детям о любовной драме Маяковского (а это все было). Я мог изучать с детьми что угодно: от Гомера до Алексиевич, от Батюшкова до Фаулза, от Дао-дэ цзин до Венички Ерофеева. И еще сотню книг. Мне наконец показалось, что можно вольготно жить в школьном пространстве и не играть. Забить на правила, устанавливать свои. ⚡Сегодня выпускаются тысячи девушек и молодых людей, которые думают, что они плохие, а на самом деле они просто не справились с правилами⚡ Но всегда в классе находились три-четыре парня, которые отказывались читать, вели себя кое-как, мешали вести уроки. Я делал им замечания, поначалу даже просил дневники, хотя каждый раз мне было гадко. Я понимал, что становлюсь частью игры, выполняю роль карателя. С каждым замечанием они делали из меня злодея, а из себя — жертву. Но самое страшное — они уже не могли без этого. Как же переломить это? На математике они негодяи, на химии негодяи, а у меня что же — должны учиться? Школа раздала им роли, которые объясняли их: «Ну я же плохой, как я могу учиться хорошо?» И убедить их в обратном было сложно, а порой невозможно. И сегодня выпускаются тысячи девушек и молодых людей, которые думают, что они плохие, а на самом деле они просто не справились с правилами или в них не вместились. И никто не смог им доказать, что они неплохие ребята. Или не стал доказывать. Подростки с психологией побежденных. К концу первого года работы в школе номер 2009 я понял, что оценка — это лишь карательный инструмент поощрения. Учитель использует ее как инструмент манипуляции. И часто ставит оценку не за знания, а за следование правилам, а также согласно роли: троечник, середнячок, отличник… Мне нужно было избавиться от такой системы оценивания. В старших классах я просто отменил оценки. Но система требовала от меня отметок в журнале, и я проставлял их номинально. В итоговых отметках я выставлял то, что считал справедливым. Если кто-то хотел оспорить оценку, он мог выполнить дополнительное задание. За два года не было ни одного случая, когда ученик не был согласен с оценкой. А для 8-го класса, еще не готового к такому резкому переходу, я придумал квест. Образовательный процесс превращался в ролевую игру, в которой нужно прокачивать «левел» своего персонажа и своего клана. За любые действия (прочитанная книга, сочинение, выученное стихотворение, рецензия на фильм) ученик получал баллы. Он сам выбирал, какие задания ему выполнять, а какие нет, понимал, как можно добрать баллы, а также знал, на каком уроке он может просто отдохнуть. Весть о том, что Артем Николаич заменил оценки «каким-то там квестом», разнеслась по школе быстро. Одна учительница даже намекнула директору в приватном диалоге: «Чем это он там занимается с детьми?» Директор дальновидно ответил, что эта система давно применяется на Западе, все в порядке. На меня начали коситься некоторые учителя. С тем, что я на переменах играю с детьми в настольный теннис или хожу в зал бросать мяч, они уже смирились. Отмена оценок и столбик наглых пятерок в электронном журнале, подозреваю, некоторым показались оскорбительными. Я нарушал правила. Даже не так — я предлагал альтернативные. Создавал конфликт. Многие перестали здороваться. А после статей на «Афише Daily» отношения стали еще холоднее, особенно с коллегами-филологами. Они уходили с моего урока и попадали в привычную манипулятивную ситуацию, где от них ждали "смирения" и лицемерия Моя система предлагала ситуацию выбора: каждый делал только то, что хотел, и ровно столько, сколько считал нужным. Я надеялся, что так дети смогут учиться ответственности. Но, как мне кажется, тщетно. Они уходили с моего урока и попадали в привычную манипулятивную ситуацию, где от них ждали смирения и лицемерия, чего они очень не любили. Мои уроки были каплей в море. В неделю их было 3 из более чем 30. Я знал, что для многих школьников стал любимым учителем. Мне это нравилось. Теперь мне хочется уйти от этого, перестать быть поводырем, снять с себя мессианскую ответственность и отказаться от этого сладостного нектара детского внимания. Тогда же я хотел иметь больше точек соприкосновения. У нас уже была группа в «ВКонтакте», но в ней не было камерности и интимности. Зная, что у учеников много вопросов, которые они не осмеливаются мне задать, я завел аккаунт в ask. fm — за полтора года мне задали более двухсот вопросов, на которые я всегда старался отвечать максимально откровенно. Больше года назад мы создали чат, в который добавились все желающие: так мы начали общаться вне школы больше. Спустя долгое время я вновь начал писать песни в стиле хип-хоп — и так я попал к ним в плееры. Короче, на каком-то там уровне я все-таки победил. Однако для меня это локальная победа, потому что люди, которые делают школу такой, какая она есть, остаются в ней работать. Что это за люди? Кем я не стану Я много думал о людях, которых про себя мы зовем училками. В моей школе их мало, но в некоторых, я знаю, таких большинство. Я наблюдал за ними, слушал их разговоры в учительской, слышал, как они общаются с детьми на уроке, а также слышал, как они говорят по телефону со своими детьми. И первое, что всегда бросалось в глаза, — это их тон. Смотрел и думал: «Неужели она так же и дома разговаривает? Где же здесь настоящая Нина Викторовна, а где учительница?» А послушаешь разговор: да нет, нормально она общается с сыном, даже тепло. То есть их «учительство» — это маска. Что дает она? Защиту? От чего? От кого? От детей? Или выстраивает дистанцию? Или предлагает какие-то новые возможности? И тогда я начал размышлять, зачем люди вообще идут в учителя. Я не думаю, что выбор профессии бывает случайным, если это выбор не по нужде. И вот что я надумал: Первое — от одиночества, в школе всегда много людей, там появляется ощущение семейственности и отношение к кабинету как к собственности. Второе — попытка наполнить жизнь смыслом и оправдать свое существование, ведь профессия учителя в глазах общества выглядит благородной. Третье — это мессианство, желание занимать умы, формировать, воспитывать, то есть быть тем, от кого зависят. Четвертое — возможность управлять, манипулировать, тянуть за ниточки, выдавливать эмоции. Я описал худший из типажей. Самые же распространенные черты характера российского учителя общеобразовательной школы можно свести к такому перечню: — манипулятивность — пассивность — нервозность — зависть — косность, стереотипность мышления — покорность Человек с таким набором может работать с бумагами, цифрами, но не с людьми, тем более — не с детьми. Ибо самое страшное заключается в том, что учат они тому, чему следуют сами. Их манипулятивный словарь достаточно ограничен: «Посиди подумай над своим поведением!» «Нет, ну вы посмотрите на него!» «Тебя ждет весь класс!» «Мало ли что ты хочешь? Мне тоже много чего хочется!» «У тебя совесть-то есть вообще?» «Когда головой-то начнешь соображать?» «Ты долго надо мной издеваться-то будешь?» «Все, разговор окончен» На первый взгляд, фразы встречаются повсеместно — и мы уже не обращаем на них внимания. Но при пристальном рассмотрении оказывается, что все они ставят ребенка в позицию виноватого, неправого в своих желаниях и потребностях, неравного учителю или одноклассникам. В школе нет слова «хочу», есть слово «надо» Но прозорлив сегодняшний старшеклассник. Часто он мгновенно замечает несправедливость. Но что ему делать, когда учитель всегда прав, а класс обычно боится оказать поддержку и предпочитает просто промолчать? Не может же он не ходить на уроки этого учителя? Сколько раз я замечал, что тому или иному школьнику хотелось бы оказаться не на моем уроке, а где-то в лучшем месте. Но ни он, ни я не могли ничего поделать с этим. Как два заключенных в камере, мы были прикованы друг к другу. В школе нет слова «хочу», есть слово «надо». Эта ролевая модель насилия отрабатывается на каждом уроке в каждом классе в десятках тысяч школ миллионом учителей на протяжении одиннадцати лет жизни практически каждого человека. И я ухожу из школы, потому что не хочу участвовать в этом насилии и неуважении к человеку. И открыто противостоять ему больше не желаю. А оно лезет из всех щелей: из туалетов с незакрывающимися кабинками и часто отсутствующей туалетной бумагой; из столовой с неаппетитным питанием; из перегруженного расписания, претензий по внешнему виду, хамства охранников и уборщиц; из портящей одежду мебели и незакрывающихся общих раздевалок. И главное, что моральное насилие и неуважение лежит в основе общения учителя с учеником. Этот текст — не хлопок дверью и не жалоба. Единственное, что испытываю, — глубокое чувство досады по поводу того, что современный облик общеобразовательных школ именно такой. И на то, чтобы его изменить, нужно время и силы многих людей, но, в первую очередь государства, хотя… о чем я говорю?"
СМЫСЛ ЖИЗНИ ОКАЗАЛСЯ ТАКИМ ПРОСТЫМ И ДОСТУПНЫМ... Меня везли на кресле по коридорам областной больницы. - Куда? – спросила одна медсестра другую. – Может, не в отдельную, может, в общую? Я заволновалась. - Почему же в общую, если есть возможность в отдельную? Сестры посмотрели на меня с таким искренним сочувствием, что я несказанно удивилась. Это потом я узнала, что в отдельную палату переводили умирающих, чтобы их не видели остальные. - Врач сказала в отдельную, – повторила медсестра. Я успокоилась. А когда очутилась на кровати, ощутила полное умиротворение уже только от того, что никуда не надо идти, что я уже никому ничего не должна, и вся ответственность моя сошла на нет. Я ощущала странную отстраненность от окружающего мира, и мне было абсолютно все равно, что в нем происходит. Меня ничего и никто не интересовал. Я обрела право на отдых. И это было хорошо. Я осталась наедине с собой, со своей душой, со своей жизнью. Только Я и Я. Ушли проблемы, ушла суета и важные вопросы. Вся эта беготня за сиюминутным показалась настолько мелкой по сравнению с Вечностью, с Жизнью и Смертью, с тем неизведанным, что ждет там, за небытием… И тогда забурлила вокруг настоящая Жизнь! Оказывается, это так здорово: пение птиц по утрам, солнечный луч, ползущий по стене над кроватью, золотистые листья дерева, машущего мне в окно, глубинно-синее осеннее небо, шумы просыпающегося города – сигналы машин, спешащее цоканье каблучков по асфальту, шуршание падающих листьев… Господи, как замечательна Жизнь! И я только сейчас это поняла… - Ну и пусть, - сказала я себе. – Но ведь поняла же. И у тебя есть еще пара дней, чтобы насладиться ею и полюбить ее всем сердцем. Охватившее меня ощущение свободы и счастья требовало выхода, и я обратилась к Богу, ведь он был ко мне уже ближе всех. - Господи! – радовалась я. – Спасибо тебе за то, что ты дал мне возможность понять, как прекрасна Жизнь, и полюбить ее. Пусть перед смертью, но я узнала, как замечательно жить! Меня заполняло состояние спокойного счастья, умиротворения, свободы и звенящей высоты одновременно. Мир звенел и переливался золотым светом божественной Любви. Я ощущала эти мощные волны ее энергии. Казалось, Любовь стала плотной и в то же время мягкой и прозрачной, как океанская волна. Она заполнила все пространство вокруг, даже воздух стал тяжелым и не сразу проходил в легкие, а втекал медленной, пульсирующей водой. Мне казалось, все, что я видела, заполнялось этим золотым светом и энергией. Я Любила! И это было слиянием мощи органной музыки Баха и летящей ввысь мелодии скрипки. Отдельная палата и диагноз «острый лейкоз четвертой степени», а также признанное врачом необратимое состояние организма имели свои преимущества. К умирающим пускали всех и в любое время. Родным предложили вызывать близких на похороны, и ко мне потянулась прощаться вереница скорбящих родственников. Я понимала их трудности: о чем говорить с умирающим человеком? Который, тем более, об этом знает. Мне было смешно смотреть на их растерянные лица. Я радовалась: когда бы я еще увидела их всех! А больше всего на свете мне хотелось поделиться любовью к Жизни – ну разве можно не быть от этого счастливым! Я веселила родных и друзей, как могла: рассказывала анекдоты, истории из жизни. Все, слава богу, хохотали, и прощание проходило в атмосфере радости и довольства. Примерно на третий день мне надоело лежать, я начала гулять по палате, сидеть у окна. За сим занятием и застала меня врач, сначала закатив истерику по поводу того, что мне нельзя вставать. Я искренне удивилась: - Это что-то изменит? - Нет, - теперь растерялась врач. – Но вы не можете ходить. - Почему? - У вас анализы трупа. Вы и жить не можете, а вставать начали. Прошел отведенный мне максимум – четыре дня. Я не умирала, а с аппетитом лопала колбасу и бананы. Мне было хорошо. А врачу было плохо: она ничего не понимала. Анализы не менялись, кровь капала едва розоватого цвета, а я начала выходить в холл смотреть телевизор. Врача было жалко. Любовь требовала радости окружающих. - Доктор, а какими вы бы хотели видеть эти анализы? - Ну, хотя бы такие. – Она быстро написала мне на листочке какие-то буквы и цифры. Я ничего не поняла, но внимательно прочитала. Врач посмотрела на меня, что-то пробормотала и ушла. В девять утра она ворвалась ко мне в палату с криком: - Как вы это делаете?! - Что я делаю? - Анализы! Они такие, как я вам написала. - А-а! Откуда я знаю? Да и какая, на фиг, разница? Лафа кончилась. Меня перевели в общую палату. Родственники уже попрощались и ходить перестали. В палате находились еще пять женщин. Они лежали, уткнувшись в стену, и мрачно, молча и активно умирали. Я выдержала три часа. Моя Любовь начала задыхаться. Надо было что-то срочно делать. Выкатив из-под кровати арбуз, я затащила его на стол, нарезала и громко сообщила: - Арбуз снимает тошноту после химиотерапии. По палате поплыл запах свежего снега. К столу неуверенно подтянулись остальные. - И правда снимает? - Угу, - со знанием дела подтвердила я, подумав: «А хрен его знает». Арбуз сочно захрустел. - И правда, прошло, - сказала та, что лежала у окна и ходила на костылях. - И у меня… И у меня… - радостно подтвердили остальные. - Вот, - удовлетворенно закивала я в ответ. – Как-то случай у меня один был… А анекдот про это знаешь? В два часа ночи в палату заглянула медсестра и возмутилась: - Вы когда ржать перестанете? Вы же всему этажу спать не даете! Через три дня врач нерешительно попросила меня: - А вы не могли бы перейти в другую палату? - Зачем? - В этой палате у всех улучшилось состояние. А в соседней много тяжелых. - Нет! – закричали мои соседки. – Не отпустим. Не отпустили. Только в нашу палату потянулись соседи, просто посидеть, поболтать, посмеяться. И я понимала почему. Просто в нашей палате жила Любовь. Она окутывала каждого золотистой волной, и всем становилось уютно и спокойно. Особенно мне нравилась девочка-башкирка лет шестнадцати в белом платочке, завязанном на затылке узелком. Торчащие в разные стороны концы платочка делали ее похожей на зайчонка. У нее был рак лимфоузлов, и мне казалось, что она не умеет улыбаться. А через неделю я увидела, какая у нее обаятельная и застенчивая улыбка. А когда она сказала, что лекарство начало действовать и она выздоравливает, мы устроили праздник, накрыв шикарный стол. Венчали его бутылки с кумысом, от которого мы быстро забалдели, а потом перешли к танцам. Пришедший на шум дежурный врач ошалело смотрел на нас, после сказал: - Я тридцать лет здесь работаю, но такое вижу первый раз. Развернулся и ушел. Мы долго смеялись, вспоминая выражение его лица. Было хорошо. Я читала книжки, писала стихи, смотрела в окно, общалась с соседками, гуляла по коридору и так любила все, что видела: книгу, компот, соседку, машину во дворе за окном, старое дерево. Мне кололи витамины. Надо же было что-то колоть. Врач со мной почти не разговаривала, только странно косилась, проходя мимо, и через три недели тихо сказала: - Гемоглобин у вас на 20 единиц выше нормы здорового человека. Не надо его больше повышать. Казалось, она за что-то сердится на меня. По идее, получалось, что она дура и ошиблась с диагнозом, но быть этого никак не могло, и она это тоже знала. А однажды она мне пожаловалась: - Я не могу вам подтвердить диагноз. Ведь вы выздоравливаете, хотя вас никто не лечит. А этого не может быть. - А какой у меня диагноз? - Я еще не придумала, - тихо ответила она и ушла. Когда меня выписывали, врач призналась: - Так жалко, что вы уходите, у нас еще много тяжелых. Из нашей палаты выписались все. А по отделению смертность в этом месяце сократилась на 30 процентов. Жизнь продолжалась. Только взгляд на неё становился другим. Казалось, что я начала смотреть на мир сверху, и потому изменился масштаб обзора происходящего. А смысл жизни оказался таким простым и доступным. Надо просто научиться любить, и тогда твои возможности станут безграничными, а все желания сбудутся, если ты, конечно, будешь эти желания формировать с любовью. И никого не будешь обманывать, не станешь завидовать, обижаться и желать кому-то зла. Так все просто и так все сложно. Ведь это правда, что Бог есть Любовь. Надо только успеть это вспомнить… Людмила Ламонова