Синдром Стендаля: искусство, от которого так хорошо, что плохо
Синдром Стендаля — это одно из наиболее необычных психологических расстройств, психосоматическое заболевание, также известное как «флорентийский синдром» и «гиперкультуремия». Причина появления этого состояния — произведения искусства, которые воспринимаются человеком как красивые и при этом кучно расположены в одном месте (например, в художественной галерее), что создает совершенно невероятную обстановку и перегружает человека сенсорными впечатлениями. Разбираемся, как и почему искусство может быть столь прекрасным, что вы можете почувствовать себя плохо.
Люди, попавшие под воздействие «концентрата красоты», испытывают крайне широкий спектр симптомов, среди которых — физическое и эмоциональное беспокойство (учащенное сердцебиение, сильное головокружение, панические атаки и обмороки), чувство растерянности и дезориентации, потливость, тошнота, диссоциативные эпизоды, временная амнезия, паранойя и — в крайних случаях — галлюцинации и временное «безумие».
Хорошая новость — отрицательный эффект от красоты относительно недолгий и обычно не требует медицинского вмешательства. Новость похуже — чтобы не стать жертвой синдрома, недостаточно избегать галерей. Некоторые люди испытывают подобные симптомы, хотя и в меньшей мере, просто в присутствии того, что они считают безмерно красивым (например, любуясь прекрасным закатом).
Синдром Стендаля чем-то схож с синдромом Парижа, когда туристы, впервые посещающие город, испытывают тревогу, головокружение, тахикардию, галлюцинации или бредовые мысли, осознав, что Париж кардинально отличается от идеализированного города, который они ожидали увидеть. Еще одна крайняя форма культурного шока — это иерусалимский синдром, при котором туристы страдают от навязчивых религиозных мыслей и заблуждений, находясь в священном городе Иерусалиме.
Как можно догадаться, заболевание получило свое название благодаря французскому писателю XIX века Мари-Анри Бейлю, более известному под псевдонимом Стендаль, который в возрасте 34 лет подробно описал свой опыт лицезрения флорентийского искусства эпохи итальянского Возрождения (отсюда и альтернативное название «флорентийский синдром»). Когда Стендаль посетил собор Санта-Кроче во Флоренции и впервые увидел знаменитые потолочные фрески Джотто, он испытал чрезмерную взволнованность:
«…Я был в каком-то экстазе от мысли, что я во Флоренции, так близко к великим людям, могилы которых я видел. Поглощенный рассматриванием возвышенной красоты, я достиг точки соприкосновения своих чувств с небесными ощущениями. Все вокруг словно говорило с моей душой. Мне показалось, что иссяк источник жизни. Я шел, боясь упасть».
Но в чем особенность Флоренции, почему синдромом не страдают посетители, скажем, галереи Tate Modern в Лондоне?
Вероятно, эта странная эстетическая болезнь свидетельствует об особой силе искусства эпохи Возрождения. Прекрасные произведения и то, как они выставляются во Флоренции с тех пор, как Джорджо Вазари начал строить Уффици в 1560-х годах, породили саму идею «искусства» как чего-то гипнотического. Например, по сей день «чудесное» «Благовещение», которое, как говорят, было написано Якопо Понтормо с помощью ангелов, открывается посетителям церкви Сантиссима-Аннунциата, и его магия все еще работает.
Со времени первой публикации опыта Стендаля истории известны сотни случаев, когда люди испытывали аналогичные эффекты, особенно в знаменитой галерее Уффици во Флоренции (однажды у посетителя галереи случился сердечный приступ от лицезрения картины Боттичелли «Рождение Венеры» — к счастью, мужчина выжил). Однако только в 1979 году это состояние получило название благодаря усилиям итальянского психиатра, доктора Грациеллы Магерини.
В период с 1977 по 1986 год она задокументировала 106 подобных случаев среди людей, госпитализированных в больницу во Флоренции, где она работала. Речь идет, кстати, о больнице Санта-Мария-Нуова, которая сама по себе произведение искусства и датируется XV веком: здесь препарировал трупы еще Леонардо да Винчи. В книге доктора, составленной на основе ее исследований этих случаев, были подробно описаны люди, у которых после просмотра известных картин или скульптур возникали тяжелые эмоциональные реакции, приводящие к сильному беспокойству и/или психотическим эпизодам.
Магерини считала, что такие реакции связаны со «скрытым психическим или психологическим расстройством, которое проявляется как реакция на изображения сражений и другие шедевры». 106 случаев она разделила на три типа:
Тип I: пациенты (n = 70) с преобладающими психотическими симптомами (например, параноидальными психозами).
Тип II: пациенты (n = 31) с преимущественно аффективными симптомами.
Тип III: пациенты (n = 5), преобладающими симптомами которых являются соматические проявления тревоги (например, панические атаки).
Описывая пациентов, которых она наблюдала, Магерини сказала, что все они были чувствительными эмоциональными людьми, которые, по сути, «передозировались» искусством. Поскольку во Флоренции выставлено так много знаменитых шедевров, туристы стремятся втиснуть как можно больше красоты в несколько дней своего пребывания в городе. Жертвы синдрома, как правило, впечатлительные одинокие люди в возрасте от 26 до 40 лет, которые испытывают стресс от путешествия и могут страдать от нарушений биоритма. Среди людей, которых изучала Магерини и которые были госпитализированы, также около половины ранее лечились от психических заболеваний, хотя «предыдущее лечение» могло означать, что кто-то из них просто посещал еженедельные сеансы терапии.
Отвечая на вопрос, «Почему именно Флоренция?», Магерини предложила чуть более прозаическое объяснение, никак не связанное с «магическим влиянием искусства». Она сказала, что Флоренция — это особый локус воздействия, потому что здесь сосредоточено искусство эпохи Возрождения, которое внешне красиво и узнаваемо, но часто содержит более темные, тревожные детали. Магерини отмечает, что это может вызывать у чувствительных зрителей подсознательные реакции и воспоминания. После нескольких дней отдыха — или, что еще лучше, отъезда из Италии и возобновления нормальной жизни — пациенты обычно полностью выздоравливают.
На сегодняшний день в академической литературе рассматривается относительно немного случаев синдрома Стендаля. Впрочем, в 2005 году бразильский нейрохирург Эдсон Амансио опубликовал статью, в которой утверждал, что существуют доказательства того, что Федор Достоевский страдал синдромом Стендаля при просмотре шедевра Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» во время своего посещения музея в Базеле. Также, согласно статье в Daily Telegraph, группа исследователей в Италии в настоящее время изучает это явление более систематически, измеряя реакции туристов (частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания и др.) на просмотр произведений искусства внутри Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции.
Рекомендации врачей относительно синдрома довольно простые: обязательно продолжать ходить по художественным музеям и галереям, но достаточно отдыхать в перерывах между просмотрами захватывающих дух шедевров итальянского искусства.
Автор: Анна Веселко
«Теории и практики»