День 10 Писать на вечные темы или скакать за трендами? Оу.. есть минутка? Если нужен короткий ответ, то, конечно, стоит писать о вечном и бесконечном.. А если нужны объяснения, тогда проваливайся в тексте ниже, сейчас они будут. Попытка поймать тренд и прокатиться на нём, как сноубордист на снежной волне – вряд ли... Для книг важна глубина и стиль, а если экспертиза в волнующей трендовой нише у тебя равна дырке от бублика, то и книга получится такой же. В то же время изучение себя – Человека – как проект бездонно. В нём можно ковыряться и открывать неведомые ранее вещи, разгадывать загадки. Как? Через наблюдение за собой. Делаешь что-то, рефлексируешь над чувствами, которые испытываешь в процессе. Вроде звучит неинтересно, но это только в теории, а когда проваливаешься в чувства, становится дико интригующе. Расскажу свой пример. Я тут сел писать 8-ю книгу, тема которой – сны, а точнее, осознанные сны как побег от реальности. Эта плоскость знаний для меня ой как интересна, я уже затарился прикладной литературой и с радостью в неё залипну. Вообще, процесс написания книг только тогда интересен, когда ты как автор сам что-то изучаешь во время писательства. Идея какая: главный герой книги в попытках забыться находит интересное решение (конечно, до этого перепробовав алкоголь, наркотики, онлайн-игры и прочее), и это решение заключается в снах. Герой учится старой забытой технике – выходить на поверхность снов и жить такой жизнью, о которой в реальности и фантазировать стыдно. И вот эту тему я разгоняю и разгоняю... интересно. Так же случилось и с моей 7-ой книгой – "Отстойные полезные привычки". Она вышла вчера, и на меня уже высыпалась волна восторжонных отзывов в личку, хотя я просил оставлять мнение на Литресе... эх.. В любом случае если ты решил написать книгу, то пиши не только на ту тему, в которой ты эксперт... (одного ингредиента для бестселлера будет недостаточно), пиши и о том, что волнует твоё естество. Полезно вышло?
Другие записи сообщества
День 18 Сюжет книги пошёл не по плану Ох, как неприятно. В голове была одна картинка, но, увы, выдуманные персонажи решили поступить по-своему. Вообще, забавная штука: ты можешь долго хмурить брови и создавать, как тебе кажется, идеальный мир, а потом твои пальцы сами пойдут не туда. Ты будешь выбивать буквы, затем слова и предложения и обнаружишь, что всё вышло не ТАК! Моя шестая книга – "Сцена после титров" – тому подтверждение. Я писал полкниги об одном, а по итогу получилось две книги в одной, отчего отзывы были неоднозначные. Я, конечно, экспериментирую, но... Порой бывает так странно наблюдать, как разворачиваются события. Сейчас я понимаю, что сюжет становится живым, когда ты отпускаешь поводья и выступаешь в роли наблюдателя. Иногда я, написав главу, перечитываю её и думаю: "Балин, кажется, это опять развилка, на которой я свернул не туда". Однако есть плюс. Когда намеченная тема не раскрыта, у тебя появится возможность позже написать другую книгу. Возможно, именно сейчас тебе необходимо написать так, а не иначе. Я это к чему? Не нужно быть сильно строгим к самому себе и уж тем более рвать на заднице волосы и до бесконечности переписывать – идеально всё равно не получится. Пиши-пиши, а дальше всё как-то само сложится. Надеюсь, сложится хорошо) Кстати, какая из моих книг больше всего удивила тебя своей непредсказуемостью в сюжете? Поделишься названием?
День 15 Трудности в писательском ремесле Есть такая пытка. Открывать чистый лист и очень долго смотреть на него. Со стороны ты можешь выглядеть, как кремень и сама невозмутимость, но внутри... уф.. Нет ничего хуже начала и этого долбанного белого листа. С него всё начинается и на нём всё и заканчивается, если ты не сделаешь один простой шаг. Нужно написать хоть что-то, дать возможность пальцам сплясать "ча-ча-ча" на клавиатуре. Если же ты будешь до посинения придумывать идеальное начало, то есть вероятность, что ничего не получится. Однако есть хитрость. Начало можно переписать. Первая глава – что-то вроде пробников для духов. Если запах тебе в кайф, то ты купишь духи, если нет.. то махай им перед носом хоть целую вечность, из парфюмерного ты выйдешь с пустыми руками. Сейчас я пишу свою 8-ю книгу, и в ходе элементарных вычислений ты догадаешься, что с белым листом я боролся 8 раз и каждый раз побеждал. Это несложно, если выключить внутреннего перфекциониста. Одна из лучших моих работ – книга "Отстойные полезные привычки". У меня подход такой: пиши как умеешь и не заморачивайся. Мир не увидит второго Сэлинджера, так что расслабься и кайфуй от миров, которые ты создаёшь. Первая моя книга сейчас мне кажется плоской, как столешница школьной парты. И что? Горюю ли я от этого? Нет, конечно. Если бы я тогда не родил свою первую книгу, то так бы и остался писакой, чьи книги так никто и не увидит. Так что засунь поглубже ощущение, что ты так себе писатель, и просто пиши. Да, уже книги на все темы написаны, но нет твоей, где ты в своём стиле расскажешь свою историю.
День 12 Проработка персонажей. Метод Франкенштейна Поиграем в бога, пусть и на бумаге. Персонажи – это дело тонкое: стоит отнестись к их созданию поверхностно, и вместо человекОв в твоём рассказе будут картонные подобия человекОв. Как правильно их проработать? Ответ есть. Первое правило. Покажи недостатки. Чем больше недостатков (в разумных пределах), тем больше сходств с людьми. Кому нравятся бутафорские зубы вечно улыбающихся людей, поднимите руку. Недостатки могут быть совершенно разными, как простыми (по типу "он забывал воспользоваться душем и к вечеру пах мокрой курицей"), так и посложнее: "Его кривые зубы после обеда напоминали огородную грядку с зеленью. Во все стороны так и торчали кусочки еды". Правило второе. Сыпьте изюмом. В народе говорят: "Он с изюминкой". Например. "Ванька был тихим, спокойным парнем. О таких говорят: "Прост, как три рубля". Однако вечером, когда возвращался после работы, доставал свою муравьиную ферму и каждый раз приносил жертву муравьям, раздербанивая крылышки и лапки мух". О святые муравьи... А что? У каждого свои приколы. Правило третье. Ошибайся. Мне ой как не нравится, когда всё идёт гладко. Всё как по маслу должно быть в еде, но никак не в сюжетной линии. Так что, если ты писатель, суй палки в колёса, а дальше смотри, что из этого получится. Преодоление препятствий может привести к необычным и интересным последствиям. Но все эти три правила – лишь затравка, как вкусный соус, без которого, увы, никуда. Но это не есть готовое блюдо, понимаешь? Нужны другие ингредиенты. Я об этом знаю не понаслышке. В моей первой книге – "Судьба шлёт знаки или на..." – персонажи были манекенами. Не хватало опыта и проработки. В четвёртой книге – "Наперегонки со счастьем" – ситуация улучшилась, и я в некоторых моментах сам пускал слезинку. Вот так, бон апети, трёх ингредиентов для поста ВКонтакте хватит.
День 11 Как сделать книгу бестселлером? Я знаю, как это сделать, не понаслышке. Не хочу кичиться, но на сегодняшний день 5 из моих книг стали бестселлерами. Можно даже сказать, что у меня есть формула, о которой я тебе здесь смело и расскажу. 1) Формат книги. Ты же понимаешь, что тягаться с тяжеловесами в литературе будет неразумно. Чехов раздавит тебя своим слогом. Бродский даст подзатыльник смыслами. А Толстой... а что Толстой? Его книгами можно убить. Так что не соревнуйся с великими, придумай свой жанр из микса других. Например, я по форме пишу современную прозу, по содержанию это самобытный подход к саморазвитию. И уже, здрасьте, конкурирую с другими, например "Кафе на краю земли" или "Монах, который продал свой Феррари". 2) Удивляй. Полёт фантазии неограничен. Пиши о том, что тебя волнует и заставляет твоё сердце биться чаще. Пиши так, как если бы тебе было срочно нужно сказать что-то важное. Ты можешь шокировать читателей, отходя от общих канонов, и будешь в выигрыше. Возможно, кто-то будет морщить нос, как, например, вышло с моей непростой книгой "Сцена после титров". Но попытка уникальности засчитана, своя аудитория у этой книги будет, и она-то уж сможет разогнать популярность среди своих. 3) Дай персонажу рассказать свою историю. Да, конечно, план, о чём будет твоя книга, важен. Но уже на 2-й или 3-й главе ты обнаружишь, что главный герой книги чихает на твой план и начинает оживать. Подвинься и дай ему показать свою историю так, как её видит именно он. 4) Маркетинг. Ага, бабло побеждает зло и конкурентов. Я бы был лицемером, если бы не упомянул этот пункт. Деньги на продвижение твоей книги потребуются, это нужно прежде всего для алгоритмов книжных сайтов. Сайт понимает, что ты направляешь трафик на книгу, а он, в свою очередь, поддержит её своим ресурсом. Стратегия, выигрышная для всех участников. И если так выйдет, что книга классная и люди её купят, пойдёт молва... тихо, порой незаметно, но пойдёт. 5) Будь дерзким. Писательство – это не про длиииииииииинный пост из соцсети, который неожиданно оживёт и превратится в книгу. Это нечто другое, что-то вроде садоводства, когда ты каждый день выходишь на грядку и поливаешь один единственный цветок. Почему дерзким быть-то? Так нужна нехилая смелость, чтобы верить в то, что твоя история будет кому-то интересна. Книги уже написаны на все возможные темы, а в Библии вообще есть ВСЁ. Но это не должно мешать тебе творчески самореализовываться. И ещё, ребят, мне сыпятся отзывы на мою последнюю книгу – "Отстойные полезные привычки". В личку... не надо в личку, пишите на Литресе. Там я читаю всё) Покеда.
День 9 Свободное время как стиль жизни Для всех я занят, а для тебя минутку найду. Ли-це-ме-ри-е. Кажется, статус занятости выглядит круто, важно, ответственно? Или... Это брехня на постном масле? Расскажу свою историю, после которой ты начнёшь в меня пальцем тыкать и недолюбливать. У меня много свободного времени. Абзац. Ну хорошо... Давай так: у меня так много времени, что иногда я грущу от того, что не знаю, чем это самое время занять. Прикинь? Разозлил? Сорян... Блог веду не для того, чтобы всем нравиться. И вот сейчас пишу эти строки и думаю, что занятость – это выбор. Можно накидывать на свои хрупкие плечи очередные задачи и тихо ненавидеть этот мир или... Похер, пляшем! Если хочется к тем, кто пляшет, вот совет (знаю, ты его не просил, но раз ты тут, а я там, по ту сторону монитора, то слушай): выкинь из жизни то, что не нравится. Каждый день полтора часа я пишу книгу, а пока пишу, попиваю пуэрчик или улун. А потом? Практики и вот это всё, что входит в категорию шизотерики. Играю с дочкой, бешусь, как ребёнок, прыгаю по полу, ведь там лава, и много читаю. В последнее время подсел на художку, (дорвался), но чисто технически: во время чтения прощупываю стиль писателя. А в остальное время? Страдаю ли я от того, что не создаю бизнес? Оууу, нет. Хотя иногда приходят мыслишки: "Может, это круто – чайную открыть?" А потом включаю мысленную перемотку и останавливаю её на том моменте, где придётся нанимать людей, и перегораю. Не хочу. А потом опять хочу. Такие качели каждый, мать его, месяц. А потом думаю: "Можно и дома себе чайку налить и кайфануть". Что я хотел этим постом сказать? А то, что если это вызывает в тебе злость, то я тут не виноват, вина на тебе (не на мне). Я просто чувак по ту сторону монитора, помнишь? Может, это счастье? Делать что хочешь и как вздумается? Смотреть на закат, делать глоток горячего чая и просто проживать этот момент без дедлайнов. Но есть одно но... Я же не расп*здяй, а... распи*делегатор. Это две разные вещи. Что не умею делать, не делаю, от того, что умею, тащусь, как фанаты Марвел перед выходом очередной супергеройской саги. Злишься? Ну извини. Давай представим, что это всё больная фантазия. Да, так можно.
День 6 Как я решил создать свой жанр – безумия. Мне в голову пришла дурная идея. Но от этого ещё интересней. Рассказываю. Одна моя часть всем сердцем любит полезные привычки, а другая считает их соблюдение дико унылым занятием. Серьёзно, что может быть скучнее, чем прививать полезные привычки? НУД-НО! И тут идея свалилась на меня, как новый пакет санкций против России. Соль в следующем. Я задумал книгу о привычках, где всё переверну вверх тормашками. Никаких заумных речей о пользе привычек. Никаких скучных повторяющихся экспериментов (от зефирного эксперимента меня уже тошнит). Основной ингредиент книги – лёгкое безумие и отсутствие рамок. Главный герой в один момент понимает, что он скучный персонаж из жанра саморазвития. Ему поперёк горла все эти постулаты о том, как жить надо, а как нет. И вот в один момент он решает хлопнуть дверью и покинуть эту чёртову книгу. Ага, буквально выбраться со страниц напечатанной книги. Оказавшись в книжном магазине, он узнает, что это та ещё опасная среда... За ним охотится полиция по удержанию персонажей, и ему (главному герою) приходится скрываться и попадать в другие книги. Например, в прокуренный кабинет лысеющего детектива, от которого водкой пахнет на расстоянии двух метров, или в роман к знойной блондинке, у которой декольте... ммм.... глубже, чем Марианская впадина. Главный герой, как кузнечик, скачет из одной книги в другую, попадая в совершенно разные жанры и сталкиваясь с фриковатыми персонажами. То он случайно оказывается на космическом корабле, то попадает в детскую сказку, где Мишка покрывает его трехэтажным матом и хочет придушить своими плюшевыми лапками. Всё это, как я и говорил выше, лёгкое безумие. Но это так весело и интересно. Я стараюсь погружать в сам жанр, будь это классика или научная фантастика. Изучаю, как персонажи говорят и как всё выглядит вокруг них. Вау... я кайфую. На сегодняшний день написано 29 глав и финишная черта совсем близко.
День 7 Не усложняй. Как начинать и заканчивать книги? Как создаётся сюжет? Если пойти путём поиска ответа через книги, то... уф... Путаница будет конкретная. Некоторые стратегии (из тех самых книг-справочников) вызывают тихий ужас и скуку. Например, есть рекомендация простроить матрицу героев и их развития по сюжетной линии. Что делаю я? Бегу. БЕГУ ОТ ЭТИХ МАТРИЦ. Почему? Ну не мой поход. Он больше отличникам подходит, которые любят ковыряться в носу и в сюжетах. Мне нравится импровизировать и кидать героев по сюжету, а они пусть сами расскажут, что хотят делать. Самое сложное – концовка. Когда поставить финальную точку и признаться самому себе, что пора идти дальше? В моем понимании лучше прислушиваться к себе. Когда чувствуешь усталость от героев и сюжетки, пора заканчивать. Это как прийти в гости и после того, как захотел домой, проорать во всё горло: «А ТЕПЕРЬ ИГРАЕМ В "КРОКОДИЛА"!» Вроде как можно, но лучше всё же домой свинтить. Так что если чувствуем, что подкрадывается утомление, значит, и концовочку можно нарисовать. Самая странная концовка у меня получилась во второй книге – "Головоломка: бизнес-роман". Она вышла... эм... неожиданной, словно я писал-писал, а потом носом об клавиатуру упал, и то, что вытекло, то и концовочкой стало. В такие моменты меня утешает мысль: "Ну, эстеты и любители конспирологии точно что-то в этом найдут". Слабый аргумент, знаю, но! Что есть, то есть. Я не люблю возвращаться к старым историям. Они свою миссию выполнили: выпрыгнули на страницу и рассказали о себе. И вот сейчас я уже на 31-й главе и чувствую, что вот она – грань... где нужно не орать: «А ТЕПЕРЬ ИГРАЕМ В "КРОКОДИЛА"!», – а за 3-4 главы накидать необычную концовку, связав вместе все книги. Что интересно, я чувствую, что у последней книги будет концовка, написанная в двух вариантах. Хочу поэкспериментировать. Сейчас необязательно заканчивать: "И жили они долго и счастливо". Сейчас можно как угодно, главное, эмоции вызвать и вау-эффект. Если получится, можно уже и в "Крокодила" поиграть, и подумать над второй частью этой книги. "Крооооокооооодил!"
День 8 Жёсткая манипуляция со смазкой или нет? Есть разговор. Как ты смотришь на манипуляции? Любишь, когда это нежно, или на дух не переносишь? В любом случае жизнь – это переход от одной манипуляции к другой. Всем от нас что-то надо. По городу едешь, а там уже с билбордов кричат: "Ну куууупи". Фу-фу-фу. А какая манипуляция в книгах? Ага, она там тоже есть. Обычно если писатель – скромняга-парень, то манипуляция заканчивается словами в разделе послесловия: "Спасибо и до скорых встреч". Что переводится: "Я очень бедный и мне надо денег, но стыдно просить". Есть манипуляции попрямее, когда прям в лоб оффер озвучивается: "Нам было хорошо вместе? Будем продлевать?" Грязно, пошло, ну что ж поделаешь... И автор отсылает к другим своим произведениям. Хорошо это или плохо? Кажется, лучше налегать, но знаешь... аккуратно, со смазкой и заигрыванием, всё как в жизни. В своих книгах всегда оставляю послесловие, которое ведёт на другие книги. Первое время стыдно как-то было, а потом успокоился. Особенно после третьей книги – "Второй шанс умереть". Когда почувствовал, что она написана хорошо. Не ты продашь, так кто-то другой продаст, у кого предрассудков на этот счёт нет. Выходит, побогаче те, кто понаглее, кто может чётко и по делу сказать: "Нравится? Покупай следующую книгу". Я это к чему? Искусство само себя не продаёт в наше время. Это раньше можно было сделать что-то оригинальное, и вдруг БАЦ, и о тебе заговорят. А сейчас? Человек прилеплен к своему смартфону, как заноза к заднице дровосека. И ты хоть вокруг него хороводы води и рассказывай, какой ты весь уникальный, ему пофигу, так как на его экране пляшут котики 6 секунд и следующее видео врубается. А ты любишь, когда тобой манипулируют, или любишь считать, что решение принимаешь сам?)
День 4 Топливо для прорывных идей. С генератором идей мы разобрались в прошлом посте, а теперь переходим к важной части. ОЧень важной. Генератор должен на чём-то работать, ему нужно топливо или сырьё для производства. Если у тебя слабая насмотренность, то все твои идеи или сюжеты будут крутиться вокруг Машки из соседнего двора с упругой задницей или ближайшего клуба, где можно хорошенько задёшево накидаться. Где брать топливо? Писатели сходятся на том, что нельзя научиться хорошо писать без начитанности. Однако и тут подводные камни есть. Читать Достоевского или Чехова? ОКей, но прорывных идей ты оттуда не почерпнёшь. Читать фантастов – тоже не лучшая идея: можно погрязнуть в этом выдуманном мире и не захотеть возвращаться к Машке из соседнего двора. Бесплатный способ: Лучший вариант – это скармливать своей машине по генерации идей видео. Фильмы или сериалы, которые точно не про хихи-хаха или чтобы убить время. Например, вместо "Физрука" посмотри сериал "Чёрное зеркало", будет больно, но полезно. И вот уже в твоём мыслительном котле появятся новые ингредиенты и варево начнёт пениться и бурлить. Хватай ложку и пробуй! Фу? Тогда добавь что-то новое. С фильмами так же. Бывает, смотришь и думаешь: "Ну что за хрень?.." Аж неловко, да так, что беспрестанно булками по сиденью ёрзаешь. Таких фильмов нужно побольше (оговорюсь: не дерьмовых фильмов, а тех, которые вызывают много вопросов и споров). Картинки прогрузились и осели в архив памяти. В подходящий момент, когда ты возведёшь руки к небу с жестом мольбы и начнёшь клянчить идеи, они придут. Вариант за деньги: Ездить в другие места одному. Без Машки из соседнего двора (даже если у неё упругая задница), один... Да, один. Даже если ты экстраверт и без глаз обожания в свой адрес и десяти минут прожить не можешь. Мыслить, увы, лучше получается в тишине. А когда ты идёшь по незнакомому месту, ты впитываешь всё, что видишь. Рентген: "БЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ". И отсканировал. Как скоро весь маховик закрутится и начнёт приносить плоды? А вот ты мне и расскажешь, но путь будет непростой. Обнадёжил? Ну тогда возвращайся к своей Машке из соседнего двора, да простят меня все Машки.
День 5 Конкуренция – я так больше не играю Есть мнение, что не стоит сравнивать себя с кем-то. Хорошо... Но и сравнивать себя с собой – тоже не всегда сахар. Бывает, смотришь на себя со стороны и думаешь: "Окей, я готов переплюнуть собственный результат и отвесить себе смачный подзатыльник..." Или нет? А если текущий год хорош? А если не хочется делать финт ушами и через нехочуху пересиливать себя? Что, если надрывы и вытягивание жил не моя история? Одни вопросы, блин... У меня ответов нет. Но кажется, иногда надо плыть по течению, чтобы перевести дух и насладиться. Восстановил силы? Тогда грееееби, а потом замри, как дохлая лягушка, и кайфуй. Возможно, так? В этом году я написал 5 книг, и на подходе шестая. Это что, я должен в следующем превзойти себя? И даа и нет (чёрт возьми, нет!). Кажется, если я вовлеку себя в такую игру, то попрощаюсь с удовольствием от процесса и буду просто бежать. Получится такой бег ради бега. А куда бежать? Кому я что хочу доказать? Может ну их, доказательства эти, и просто делать свою работу, как можешь, и без синдрома достигатора? Сейчас я нахожусь в экспедиции с богатыми людьми, смотрю на них и думаю, хочу ли так же. Да нет... Может, это признание слабости, чтобы не участвовать в этом соревновании? Тоже нет! ТОГДА ЧТО?! Не знаю... Хочу просто жить и наслаждаться даже тем, что даёт небольшие результаты. Выйти из игры... Где эта чертова кнопка Esc? Я хочу тыкнуть на неё заляпанным пальцем и нажать "Выход". Да, точно, выход – и погрузиться в рабочий стол своего сознания. Пойду дальше писать книгу)