СПб, 14.07.23
Герман Гессе "Душа ребенка", "Клейн и Вагнер", "Лето Клингзора"
"Наступило какое-то страстное и быстротечное лето. Жаркие дни, сколь ни были они долги, отгорали как пламенные флаги, за короткими душными лунными ночами следовали короткие душные ночи с дождем; стремительно, как сны, и также переполненные картинами, уносились блестящие, лихорадочные недели. "
Обожаю Гессе, может быть, даже немного боготворю. Каждая его вещь - всякий раз откровение для меня. Безупречная проза.
Эти повести читала впервые. По настоянию автора, они всегда публикуются вместе.
Первая - два дня из жизни ребенка, душевные метания мальчика, укравшего сладости. Казалось бы, ничего особенного, но дети всё воспринимают гипертрофированно, разрываясь между величайшем горем и величайшим восторгом, автору здорово удалось передать состояние мальчика, его маленькую трагедию. И бездну между мирами детей и взрослых.
"Клейн и Вагнер" - история зрелого мужчины, круто изменившего свою жизнь, порвавшего с прошлым, его попытки обрести себя заново. Мне показалось, что эта история по настроению, атмосфере ближе к "Степному волку". Гессе изумительно точно описывает душевные порывы, очень тонким психологом он предстаёт в этой книге.
Третья повесть - последнее лето художника, яркие, пьянящие, полные красоты и жизни картины рисует автор, показывая, что жизнь и смерть - лишь часть вечного круговорота мироздания.
Все три повести очень понравились, но "Лето Клингзора" особенно.
"Высоко парили они на качелях над пропастью мира и ночи, птицы в золотой клетке, без родного дома, без тяжести, лицом к звездам. Они пели, птицы, пели экзотические песни, из хмельных сердец бросали они свои фантазии в ночь, в небо, в лес, в сомнительный, очарованный космос."
"Чувственное ни на йоту не ценнее, чем дух, и наоборот. Все едино, все одинаково хорошо. Обнимать женщину и писать стихи – одно и то же. Было бы только главное – любовь, горение, одержимость, и тогда все равно – монах ли ты на горе Афон или прожигатель жизни в Париже."