«Память гарпии», Ксения Таргулян
Июль 2023, Ижевск.
Без лишних предисловий. Потенциальные плюсы и минусы этой книги, с моей точки зрения:
➕ Подробно прописанный, уникальный мир мертвых.
Как человек знакомый с творчеством автора, я знала заранее о её способности создавать яркие, ни на что не похожие миры. Но этой книге все равно удалось меня удивить. Архипелаг мира мертвых, полнящийся обрывками предсмертных воспоминаний. Кровавые лианы и здания словно состоящие из живых, двигающихся мышц какого-то невообразимого существа. Разноцветные напитки, созданные из памяти призраков. Все эти образы здесь не для красивого словца. Они естественными образом интегрированы в этот причудливый мир. Они нужны миру книги и принимают непосредственное участие в повествовании. И это большой плюс. Потому, что ни один читатель не хочет быть расстроенным от того, что ему показали нечто красивое и интересное только для того, чтобы никак это не использовать и никогда больше к этому не вернуться. Здесь такой проблемы нет.
➕ Неоднозначные, сложные и интересные отношения между главными героями.
Под главными героями, конечно, я подразумеваю саму гарпию Тисифону и Орфина. Они непростые люди. У них множество недостатков. И я не удивлюсь, если некоторые читатели найдут их несколько раздражающими. Но то, что они представляют из себя по отдельности далеко не так важно, как то, что они образуют вместе. Вы можете не любить Тисифону или Орфина, но вам все равно будет интересно смотреть за тем, как они взаимодействуют друг с другом. За тем, как они неизбежно раз за разом делают друг другу больно и все равно тянутся друг к другу, пытаясь зализать раны.
➕ Не замечено распространенных клише в описании нездоровых отношений главных героев.
Кому-то этот плюс может показаться странным, но я в свое время поиграла в немалое количество визуальных новелл, которые стремились запечатлеть тот или иной вид нездоровых романтических отношений. И поэтому мне было важно отметить, что автор воспринимает своих героев, как живых людей с реальной болью. А не как болванчиков, которых можно использовать для того, чтобы отыграть любимые клише. В этой книге не будет сцен наигранной ревности. Орфин не будет преграждать своей гарпии путь, опершись одной рукой на стену. Не для всех это плюс, но мне лично это помогло сочувствовать боли персонажей.
➕ Богатый и яркий каст второстепенных персонажей.
Запоминаемости второстепенных персонажей способствует не только их яркая оболочка, но и ощущение того, что за каждым из них стоит какая-то трагедия, какая-то мотивация. Это заслуга автора, т.к. она явно потратила немало сил на то, чтобы через намеки, жесты, прямую речь и действия персонажей, мы увидели их предысторию. Кто-то нам буквально о ней рассказывает, а о чей-то истории придется построить теорию. Но самое главное, что автор дает нам почву для таких размышлений. В этой книге нет персонажей-функций, которые просто пришли в книгу, чтобы выполнить работу и двинуть сюжет дальше.
➖ Недосказанность.
Хоть в конце книги мы и получаем ответы на самые главные вопросы, у меня лично все равно осталось ощущение, что я слишком мало узнала о мире, который успела полюбить. Для абсолютного большинства читателей это не должно стать проблемой, но я человек достаточно навязчивый в таких вопросах и мне всегда хочется знать "А как работает эта магическая штука?", "А можно ли было сделать вот так?" и так далее. В конкретной книге для меня загадкой осталось происхождение Асфодель и мир, из которого она пришла. А также природа растений, в которых содержались души умерших. И это меня несколько фрустрировало.
? Под конец скажу, что готова смело порекомендовать эту книгу любому, кто заинтересован в мрачноватом фэнтэзи, загробном мире и нездоровых отношениях. Судя по всему, автор сама нежно любит эти темы и подошла к ним с большим вниманием.