Ольга Фокина 3. Я. Кривонкиной ...Покачаю братишку в зыбке, Вытру лавки, приступку, стол. Рукомойку начищу шибко, Подобрав портяной подол, Помету со стараньем полу, Мусор вынесу и решусь: «Отпусти меня, мама, в школу!» – Очень боязно попрошусь. Не настойчиво, не упрямо Повторю, изнутри горя: «Отпусти меня в школу, мама, Завтра – первое сентября». Мама глянет с таким упреком! Мама скажет: «Не городи! Что от школы от вашей проку? Невелика еще, сиди!» – Жизнь – не в радость. Ответ – не в новость. Только знаю – настал мой час. Рано встану. Молчком умоюсь. И, босая, найду свой класс. Сяду, ноги под парту спрятав, Так, что их и не увидать Прибывающим в класс ребятам... Успокоюсь и буду ждать. И на час, и на два растянется Ожиданье мое. И вот: Полыхнув молодым румянцем, Зоя Яковлевна войдет. И не спрашивай, хороша ли: Как ледок, сапоги блестят, Кисти шелковой белой шали, Чуть не до полу, шелестят. Голос ласковый и напевный, Взгляд приветливый и родной. Вот она – наяву царевна – Разговаривает со мной: «Сколько лет тебе?» – «Завтра – восемь». – «Буквы знаешь?» – «Могу читать». – Мне газету к глазам подносит И за чтение ставит «пять». Я лечу! Я пойму не скоро, Какова торжеству цена: Старший брат оставляет школу, – В этом есть и моя вина... 1975 #ОльгаФокина #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Кружевами были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. Горько пахли цветы в палисадниках. На железнодорожных стрелках зажгли фонари. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. Наконец он раскрылся, и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла к станции. Левитан не видел ее лица, - оно было закрыто зонтиком. Она тоже не видела лица Левитана, она заметила только его босые грязные ноги и подняла зонтик, чтобы не зацепить Левитана. В неверном свете он увидел бледное лицо. Оно показалось ему знакомым и красивым. Левитан вернулся в свою каморку и лег. Чадила свеча, гудел дождь, на станции рыдали пьяные. Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни. Этой же осенью Левитан написал «Осенний день в Сокольниках». Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце. По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном – та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. «Мой голос для тебя и ласковый и томный...» Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. «Осенний день в Сокольниках» – единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не. появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие, как был в то время безгласен и одинок человек. Константин Паустовский (картина Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники» 1879) #КонстантинПаустовский #ИсаакЛевитан #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Давид Самойлов Слова Красиво падала листва, Красиво плыли пароходы. Стояли ясные погоды, И праздничные торжества Справлял сентябрь первоначальный, Задумчивый, но не печальный. И понял я, что в мире нет Затертых слов или явлений. Их существо до самых недр Взрывает потрясенный гений. И ветер необыкновенней, Когда он ветер, а не ветр. Люблю обычные слова, Как неизведанные страны. Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают, как стекло, И в этом наше ремесло. 1961 год (картина Анатолия Данилова «Золото осени») #ДавидСамойлов #ПоЧИТАТЕЛИкниг
5 сентября 1817 года родился Алексей Константинович ТОЛСТОЙ, граф, прославившийся как поэт, драматург и писатель. Алексей Константинович Толстой вошёл в историю литературы ещё ребёнком. Многим с детства знакома сказка «Чёрная курица, или Подземные жители», героем которой выступал добрый мальчик Алёша. Эта увлекательная история была придумана Алексеем Перовским (литературный псевдоним — Антоний Погорельский.) в назидание своему десятилетнему племяннику Алексею Толстому. Мальчик, уже в 6 лет говоривший и писавший на французском, немецком и английском языках, сочинявший стихи, был выбран товарищем для игр наследника престола, будущего царя Александра II. В детстве в доме своего дяди и воспитателя Алексея Перовского он не раз встречал поэта Александра Пушкина, других знаменитых литераторов, был свидетелем их разговоров. В юности за границей подружился с Николаем Гоголем. Литературный дебют А.К. Толстого — мистическую повесть «Упырь», опубликованную под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог) — высоко оценил сам Виссарион Белинский. Толстой всегда хотел стать писателем. В те времена это занятие было модным, но поменять службу на литераторство среди знати считалось дурным тоном, поэтому юность Алексей Константинович провёл в Московском главном архиве Министерства иностранных дел, а зрелые годы — в канцелярии Его Императорского Величества. При этом писатель никогда не скрывал, что государственная служба ему противна, но, чтобы не расстраивать мать, продолжал работу. Но слава пришла, когда вместе со своими двоюродными братьями Александром, Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми они создали литературную маску – Козьму Пруткова. В январе 1884 года вышло в свет первое полное собрание сочинений Пруткова в одной книге. По свидетельству современников, издание исчезло с книжных лавок за считаные дни, а цитаты из него остаются популярными и сегодня: «Бди!», «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, не верь глазам своим», «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою». Творцы этой удачной пародии долгое время оставались неизвестны: братья Жемчужниковы признались в мистификации лишь через несколько лет после смерти Толстого. Среди собственных сочинений Толстого стихотворения (около 150 из них положено на музыку, например, романс Петра Чайковского «Средь шумного бала, случайно...»), обращенные в эпоху Ивана Грозного роман «Князь Серебряный» и трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Граф А.К. Толстой был большого роста и огромной физической силы, не боялся ходить на матерого медведя с рогатиной. Не страшился он и сильных мира сего, заступаясь за своих товарищей. Несколько раз брал под свою защиту писателя Ивана Тургенева, проявил деятельное участие в судьбе поэта Тараса Шевченко, даже укорял царя по поводу несправедливого осуждения Николая Чернышевского. Одним из первых Толстой обратил внимание на «бессмысленное и непоправимое варварство», когда с благословения губернаторов и высшего духовенства уничтожаются памятники старины, заменяя их новоделом. Толстого мучила астма и страшные невралгические головные боли. Заграничные лечения уже не помогали, поэтому писатель обратился к уколам морфия, постепенно увеличивая дозу. Софья не раз просила мужа быть осторожнее, но тот только отшучивался: «Вечный сон не страшнее постоянной головной боли». 10 октября 1875 года, видимо, не рассчитав дозу, Толстой сделал себе очередной укол и заснул навсегда. #АлексейКонстантиновичТолстой #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр Блок Как мимолетна тень осенних ранних дней, Как хочется сдержать их раннюю тревогу, И этот желтый лист, упавший на дорогу, И этот чистый день, исполненный теней, — Затем, что тени дня — избытки красоты, Затем, что эти дни спокойного волненья Несут, дарят последним вдохновеньям Избыток отлетающей мечты. 1909 (художник Евгений Гавлин) #АлександрБлок #осень #ПоЧИТАТЕЛИкниг
2 сентября 1937 года родилась поэтесса Ольга ФОКИНА. К восьми утра пробьётся солнце Сквозь восхитительный туман, И запотевшее оконце Поймает лучик, как в капкан. И луч не будет вырываться, И солнце в окна — целиком! ...И будет печь, топясь, стреляться Горячим на пол угольком. И буду я в горшке из глины Мутовкой тесто подбивать, И раскалённую калину Для пирога с куста срывать. (В пирог и рыжики сгодятся, Их у меня — уже ведро! А всё, красавчики, родятся Промеж маслят, — куда с добром!) Куда с грибами, с пирогами, С брусникой, клюквою — куда? Отец и мама в чёрной раме — Им ни к чему моя еда. Но — здесь они! Они меж теми, Кто Солнце, Звёзды, Дождь, Туман, Кто на сентябрьский день рожденья Не опоздает, мною зван. Ольга Фокина ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Начало биографии Ольги Фокиной во многом типично для людей ее поколения. Она родилась в деревне Артемьевская Архангельской области. Военное детство не бывает легким. Семья, в которой было шестеро детей, голодала. До сих пор поэтесса не может выбросить даже небольшой кусочек засохшего хлеба. Позже она скажет, что хотя её детство действительно было и голодным, и холодным, но «может быть, именно ему-то я и обязана тем, что пишу стихи»... Окончив семь классов, Ольга решила приобрести уважаемую и востребованную профессию медсестры. После окончания с отличием в 1956 году медицинского училища в Архангельске молодую медсестру направили заведовать медпунктом лесоучастка Ягрыш, а позднее – Нового. Отправляясь на вызов, приходилось преодолевать пешком многие километры бездорожья. «Стихи лились рекой. Я, к примеру, спешила на очередной вызов, шла через лес, а в голове так и вертелись строчки. Как записать на ходу? Писала тогда на чем придется: на горчичниках, на испорченных больничных листах», — улыбается Ольга Александровна. В 1957 году девушка решила испытать судьбу и отправила свои стихи в Москву, в Литературный институт им. Горького. К радости Фокиной, ей ответил поэт Виктор Боков, который пригласил ее учиться в Москве. С этого момента для нее началась другая — литературная — жизнь. В 1963 году у Ольги Фокиной вышел первый поэтический сборник «Сыр-бор», и она стала членом Союза писателей. После окончания учебы поэтесса возвратилась на родной Север, однако не в Архангельск, а в Вологду, где проживает до сих пор, являясь почетной гражданкой этого города. «Стихи Ольги Фокиной - это весенний цвет. Должно ждать творческого лета, доброплодного, ягодного», — прозорливо утверждал Борис Шергин. Сергей Викулов писал: «Язык Ольги Фокиной настолько богат, настолько ярок и многоцветен в значении художественном, а главное – настолько гибок, ловок, что, пользуясь им, поэтесса очень легко и непринужденно воссоздает речь своих героев – всегда образную, всегда наполненную с точки зрения и социальной, и нравственной». Сама Ольга Александровна подчеркивает: «Неисчерпаемой сокровищницей для меня была и остается речь русского народа, которая будет жить и развиваться, пока жив русский человек». Творчество Ольги Александровны – это краски родного Северного края, его напевы и голоса, дыхание и биение сердца. Поэзия Ольги Фокиной пронизана уважением к нелёгкому крестьянскому труду, горькими переживаниями за «умирающую» деревню, невероятной любовью к природе. Характерной чертой поэзии Ольги Фокиной является песенность. Многие песни, знакомые нам с детства, написаны российской поэтессой. Это и знаменитая «Звездочка моя ясная», исполняемая Валерием Меладзе, и «Здравствуй, речка Паленьга» – песня Людмилы Сенчиной и другие. Самой поэтессе больше всего нравятся ее песни в исполнении Северного русского народного хора. #ОльгаФокина #ПоЧИТАТЕЛИкниг
2 сентября 1831 года вышла первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя, принесшая славу 22-летнему писателю. В письме А. С. Пушкину он делился своими впечатлениями в этот день: «Любопытнее всего было мое свидание с типографией: только что я просунулся в двери, наборщики, завидя меня, давай каждый фыркать и прыскать себе в руку, отворотившись к стенке. Это меня несколько удивило; я к фактору, и он, после некоторых ловких уклонений, наконец, сказал, что «штучки, которые изволили прислать из Павловска для печатания, оченно до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву». Из этого я заключил, что я писатель совершенно во вкусе черни». #НиколайГоголь #ВечераНаХутореБлизДиканьки #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Белла Ахмадулина Опять сентябрь, как тьму времен назад, и к вечеру мужает юный холод. Я в таинствах подозреваю сад: все кажется — там кто-то есть и ходит. Мне не страшней, а только веселей, что призраком населена округа. Я в доброте моих осенних дней ничьи шаги приму за поступь друга. Мне некого спросить: а не пора ль списать в тетрадь — с последнею росою траву и воздух, в зримую спираль закрученный неистовой осою. И вот еще: вниманье чьих очей, воспринятое некогда луною, проделало обратный путь лучей и на земле увиделось со мною? Любой, чье зренье вобрала луна, свободен с обожаньем иль укором иных людей, иные времена оглядывать своим посмертным взором. Не потому ль в сиянье и красе так мучат нас ее пустые камни? О, знаю я, кто пристальней, чем все, ее посеребрил двумя зрачками! Так я сижу, подслушиваю сад, для вечности в окне оставив щелку. И Пушкина неотвратимый взгляд ночь напролет мне припекает щеку. (художник Евсей Моисеенко) #БеллаАхмадулина #ПоЧИТАТЕЛИкниг
?Пословицы и поговорки про сентябрь? ? В сентябре и лист на дереве не держится. ? В сентябре лес реже, а птичий голос тише. ? В сентябре лето кончается и осень начинается. ? В сентябре днем погоже, но по утрам негоже. ? Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. ? Сентябрь птиц в дорогу погнал. ? Холоден сентябрь, но сыт. ? Сентябрь — яркие краски природы. ? В сентябре огонь и в поле, и в избе. ? В сентябре лучшая ягода — горькая рябина. ? В сентябре синица просит осень в гости. ? В сентябре шуба за кафтаном тянется (гоняется). ? Сентябрь без плодов не бывает. (художник Владимир Жданов, «Золотая осень») #сентябрь #пословицы #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Сегодня день памяти Марины Цветаевой В эмиграции Марина Цветаева написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Прохожий Идешь, на меня похожий, глаза устремляя вниз. Я их опускала — тоже! Прохожий, остановись! Прочти — слепоты куриной и маков набрав букет, Что звали меня Мариной, и сколько мне было лет. Не думай, что здесь — могила, что я появлюсь, грозя... Я слишком сама любила смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, и кудри мои вились... Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий и ягоду ему вслед,- Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет. Но только не стой угрюмо, главу опустив на грудь, Легко обо мне подумай, легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли... — И пусть тебя не смущает мой голос из-под земли. Марина Цветаева. 3 мая 1913, Коктебель ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Летом 1962 года в Тарусу приехал студент из Киева Семен Островский, который прочитал рассказ «Хлыстовки» и сумел на свои скудные средства установить первый Камень памяти Марине Цветаевой – на высоком берегу Оки близ дома, где жила в Тарусе Ариадна Эфрон. Через несколько дней советская власть уничтожила этот Камень памяти... В 1988 году на этом месте был установлен новый Камень. А в 2006 году в Тарусе по инициативе Беллы Ахмадулиной был установлен памятник Марине Цветаевой (скульптор В. Соскиев, архитектор Б. Мессерер). #МаринаЦветаева #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Юрий Левитанский Осень Кто-то вкрадчиво очень в мои окна стучится. Ничего, это осень. Ничего не случится. Я учитель. Я школьник. Я решаю задачи. У меня то удачи, то одни неудачи. Тех и этих отведав, я свое продолжаю. Я не знаю ответов, я решаю, решаю. Вот задача о листьях, о горящей осине. А по сути задача – об отце и о сыне. За окном кто-то ходит, лопоча и судача. Это осень подходит. Это тоже задача. Вот и дождик защелкал по листве повители. Соловей – он отщелкал, журавли полетели. Звон негромкий из кузни, будто там, за рекою, Кто-то трогает гусли осторожной рукою. (художник Алексей Грицай) #ЮрийЛевитанский #осень #ПоЧИТАТЕЛИкниг