Константин Паустовский ПОДАРОК Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы. Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света». Толстые переплетенные тома этого журнала валялись в чулане вместе с веслами, фонарями и старым ульем. Улей был выкрашен белой клеевой краской. Она отваливалась от сухого дерева большими кусками, и Дерево под краской пахло старым воском. Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу. Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей. – Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая. – Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим. – Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – Дед меня и надоумил. «Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там березы-двухлетки растут, как трава, – проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси Руму Исаевичу (так дед называл Рувима.) Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студеную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зеленый лист, когда на дворе снег валит как из мешка». – Я не только о лете, я еще больше об осени жалею, – сказал Рувим и потрогал тоненькие листья березы. Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью. В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, все молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания. Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря. Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков. Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем. Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил – почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Комнатная теплота не спасла березу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах. Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни береза будет зеленеть в комнатах, освещенных белым солнцем и багровым пламенем веселых печей. Последняя память о лете исчезла. Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе. – Это закон, – сказал он. – Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мерзлая земля не давала бы ее корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды. А дед Митрий, по прозвищу «Десять процентов», узнав об этой маленькой истории с березой, истолковал ее по-своему. – Ты, милок, – сказал он Рувиму, – поживи с мое, тогда и спорь. А то ты со мной все споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя еще времени не хватило. Нам, старым, думать способнее. У нас заботы мало – вот и прикидываем, что к чему на земле притесано и какое имеет объяснение. Взять, скажем, эту березу. Ты мне про лесничего не говори, я наперед знаю все, что он скажет. Лесничий мужик хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет? – Может, – ответил Рувим. – Может, может! – передразнил его дед. – А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости из имеет, вроде как воздух? Ты про березу слушай. Промеж людей есть дружба или нет? То-то, что есть. А люди заносятся. Думают, что дружба им одним дадена, чванятся перед всяким живым существом. А дружба – она, брат, кругом, куда ни глянешь. Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдет. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей березе не облететь, когда все ее товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь. – Ну, это ты, дед, загнул, – сказал Рувим. – С тобой не столкуешься. Дед захихикал. – Ослаб? – спросил он язвительно. – Сдаешься? Ты со мной не заводись, – бесполезное дело. Дед ушел, постукивая палкой, очень довольный, уверенный в том, что победил в этом споре нас всех и заодно с нами и лесничего. Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света». Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете. (художник Михаил Абакумов) #КонстантинПаустовский #осень #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
23 октября 1920 года родился Джанни РОДАРИ Биография Джанни Родари — это история мальчика из бедной итальянской семьи. Этот добрый и талантливый человек никогда не переставал мечтать, фантазировать и верить в лучшее, что и сделало его другом детей во всем мире. Книги Джанни Родари — это мировое наследие, доброе и мудрое. Его отец был булочником, а мама — служанкой в богатом доме. Сам Джанни в детстве учился в семинарии для бедняков, где его заодно одевали и кормили. Чтобы как-то разнообразить свое далеко не веселое детство Джанни учился играть на скрипке и много читал. Сразу после учебы начал преподавать в сельских школах. Как он позже признавался, учитель из него, скорее всего, был никакой, но зато на его уроках никогда не было скучно. Во время Второй мировой войны после смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концлагере Родари вошел в ряды Движения сопротивления, а в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию. Позже он никогда не изменял сделанному выбору. Родари был убежден в том, что свобода, равенство и братство — не пустые слова, что рабочий человек — это самое высокое звание на свете, и что богатство должно принадлежать людям, которые его создают. В 1948 году он стал журналистом коммунистической газеты «Унита» и начал писать для детей. Главный редактор миланского выпуска газеты выделил ему в воскресном номере «Уголок для детей», который имел огромный успех. Восторженные читатели буквально засыпали газету письмами. В конце концов, талантливого журналиста пригласили в столичную редакцию газеты «Унита» и предложили создать приложение — еженедельный детский журнал «Пионер». На его страницах впервые была напечатана сказка «Приключения Чиполлино». На международном уровне творчество талантливого итальянца впервые заметили в Советском Союзе. Именно наша Родина стала отправной точкой, с которой началась мировая известность Джанни Родари. Когда Джанни Родари вместе с дочкой приехал в Советский Союз, в витрине игрушечного магазина они увидели знакомых персонажей: Чипполино, Вишенку, Синьора Помидора и Принца Лимона. Позже писатель рассказывал, что сбылась его детская места — герои книги превратились в игрушки, причём случилось это в любимой литератором стране. В 1970 году писатель получил престижную международную награду — медаль Ганса Христиана Андерсена. Получая награду, Родари сказал: «Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его…» В этом была главная особенность сказок Родари, он не пытался в них скрыть реальность, но учил детей видеть даже в трудных ситуациях свет и радость, способные победить несправедливость и горе. #ДжанниРодари #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Михаил Пляцковский Война вручала людям похоронки. Скрипела ось обугленной Земли. Худущие мальчишки и девчонки, Мы помогали взрослым, как могли. Мы вёдрами домой таскали воду И на зиму кололи кучи дров. Работали — не через пень-колоду, А вкалывали так, что будь здоров. В ту пору было нам годков немного, Нам, допризывным гражданам страны. И матери на нас глядели строго, Латая наши драные штаны. Как беженцев обоз, тянулось время, Шум эшелонов замирал вдали. А нам хотелось, чтобы поскорее Отцы домой Победу принесли. Голодные, мечтали мы, бывало, Забившись в пыльный угол чердака, Что наедимся хлеба до отвала И что напьёмся вдоволь молока! (художник Илья Овчаренко, «Лето 41 года») #МихаилПляцковский #война #ПоЧИТАТЕЛИкниг
23 октября 1932 года родился писатель Василий БЕЛОВ «Писателем я стал не из удовольствия, а по необходимости, слишком накипело на сердце, молчать стало невтерпёж, горечь душила. Но оказалось, что скользкая эта стезя (сначала стихи, затем проза) и стала главной стезёй моей жизни. Совпала эта стезя и с музыкой, и с парусом, и с детекторным приёмником, а главное — с книгой!» Василий Белов Василий Иванович Белов родился в деревне Тимониха на Вологодчине в страшном 1932 году. Крестьян раскулачивают, по всей стране голод. Он с детства узнал тяжелый крестьянский труд, плотничать выучился у отца. Когда в 1943-м Ивана Белова убили на фронте, Вася с братом достроили родную избу в Тимонихе. Прожил Белов почти всю жизнь (а в последние годы и вовсе безвылазно) в Вологде и своей родной Тимонихе. Писать Василий Белов начал в 50-х годах, во время службы в армии. Свою первую повесть, «Деревня Бердяйка» он опубликовал в 1961 году. Когда «Новый мир» опубликовал беловские «Плотницкие рассказы», они вызвали эффект бомбы. Шел 1968 год. О нем заговорили. А после хлесткой повести «Бухтины волгодские» (бухтины – это шутки, острые слова) – о Белове начали спорить. К нему мало кто относился равнодушно. Его письмом и языком либо восхищались, либо отрицали их яростно и гневно. …Его «Кануны» летопись или жизнеописание даже быта и нравов простой северной деревеньки. «Лад. Очерки о народной эстетике» – прелестные, кружевные эссе, посвященные быту крестьян, их обычной, рутинной жизни. Да что перечислять. Главное, что их объединяло, – способность воздействовать на читателей точно паутина: «попав» на Белова раз, вы уже с трудом могли выбраться из него или оторваться от его удивительно певучих, свежих, самобытных произведений… В 80-е к Белову пришло признание. Госпремия СССР была им получена в 1981, в 1982 – Орден Трудового Красного Знамени, в 1984 – орден Ленина. Его повести ставят в театрах, книги издаются большими тиражами. Подумайте только – совокупный тираж его книг превысил семь миллиардов экземпляров! Близ Тимонихи Василий Иванович восстановил разрушенную церковь Успения. Сам настилал полы, сделал престол, иконостас. Три года вкладывал сбережения в ремонт. Ныне в церкви открыт приход… …Он умел писать о простых вещах – ясно и глубоко, о спорных – деликатно и тонко, о сомнительных – с юмором, а о нравственности – без навязчивого назидания. И ушел по первому, по сути, снегу, следы на котором – белы… #ВасилийБелов #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Дружба Василия Ивановича Белова и Василия Макаровича Шукшина. Познакомились они еще в 1959 году. Сам Белов называл Шукшина по дружески Макарычем и писал: «Наша многолетняя дружба случайной не была». Анатолий Заболоцкий, снимавший фильм «Калина красная», рассказывая о Шукшине, говорил: «Я не знаю, кто мог быть ближе его душе, чем писатель Василий Белов. Шукшин познакомил меня с ним, и я понял, — они родственные души. У них даже были думы одинаковые. Одинаково близко все воспринимали. Правда, бывали и сиюминутные вспышки эмоций». Шукшин не раз гостил в Тимонихе у Белова, набирался душевных сил. После поездки в Тимониху, Василий Макарович в письме писал Белову: «Вася! (До чего у нас ласковое имя! Прямо родное что-то. Хоть однажды скажи маме спасибо, что ты не Владимир, не Вячеслав...) Здравствуй, друг милый! Письмо твое немного восстановило в душе моей «желанное равновесие». Ты – добрый. Как мне понравилось твое ВОЛОГОДСКОЕ превосходство в деревне! И как же хорошо, что эта деревня случилась у меня! У меня под черепной коробкой поднялось атмосферное давление. А ведь ты сознательно терял время, я знаю. И все-таки: помнишь ту ночь с туманом? Вася, все-таки это был не спутник, слишком уж он кувыркался. А внизу светилось только одно окно – в тумане, мгле. Меня тогда подмывало сказать: «Вот там родился русский писатель». Очень совпадает с моим представлением – где рождаются писатели. Ну, друже, а за мной – Сибирь. Могу сказать, что это будет тоже хорошо.<...> Обнимаю тебя. Шукшин». Позже Белов написал биографическую повесть «Тяжесть креста», в которой поделился воспоминаниями о Шукшине. «При жизни Макарыча мне так и не удалось побывать на его родине. Прилетел я туда вместе с женой, когда его уже не было на свете. <...> Алтайские пейзажи оказались куда роскошнее и шире вологодских, они запомнились мне навсегда. Но Макарыч полюбил и мою родину, она была ему близка и понятна. Вологодчина ближе к Москве, Макарыч завидовал этой близости. Восемь часов – и дома... В один из приездов в Тимониху он всерьез хотел купить домишко около озера в нашем колхозе. Долго ходил вокруг этого озерного домика с есенинской березой под окном. Дом стоил всего какие-то гроши. У меня и этих грошей не имелось, а последние деньги Макарыча были вложены в какую-то подмосковную дачу...» #ВасилийБелов #ВасилийШукшин #дружба #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Борис Пастернак Душа (О, вольноотпущенница...) О, вольноотпущенница, если вспомнится, О, если забудется, пленница лет. По мнению многих, душа и паломница, По-моему,- тень без особых примет. О,- в камне стиха, даже если ты канула, Утопленница, даже если - в пыли, Ты бьешься, как билась княжна Тараканова, Когда февралем залило равелин. О, внедренная! Хлопоча об амнистии, Кляня времена, как клянут сторожей, Стучатся опавшие годы, как листья, В садовую изгородь календарей. (художник Василий Маковский) #БорисПастернак #душа #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной. Александр Сергеевич Пушкин (художник Виктор Попков) #АлександрПушкин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
18 октября 1934 года родился знаменитый писатель-фантаст Кир БУЛЫЧЁВ. Отец Алисы Селезнёвой, создатель цикла о вымышленном городе Великий Гусляр, автор книг о путешествиях невероятных и вполне реальных, выдающийся востоковед, фалерист, историк... После себя Игорь Можейко оставил целые миры... Но в первую очередь имя Кира Булычёва ассоциируется с циклом, посвящённым Алисе Селезнёвой – любознательной школьнице из XXI века, о приключениях которой литератор писал почти 40 лет. Не раз он говорил, что устал от Алисы, но персонаж оказался сильнее автора – то ли читатели не отпускали, то ли она сама. Последняя повесть о «девочке с Земли» была закончена Булычёвым в 2003 году, незадолго до смерти. Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго — заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие — геология и палеонтология. Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия». Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками… Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну — Бирму. Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными. Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство». Начались исследования, работа над монографиями. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное. И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой. Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр. Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» — вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», — решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов. Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой — были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг. Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое. При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё — защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме». Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки. #КирБулычёв #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Начнёшь разбирать книги, зачитаешься через десять минут. И уборке конец. Кир Булычев. «Можно попросить Нину» (французская художница Франсин Ван Хоув) #КирБулычев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Немецкий художник Иоганн Георг Майер (1813-1886). #чтениевживописи #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр БЛОК ОСЕННИЙ ДЕНЬ Идем по жнивью, не спеша, С тобою, друг мой скромный, И изливается душа, Как в сельской церкви темной. Осенний день высок и тих, Лишь слышно - ворон глухо Зовет товарищей своих, Да кашляет старуха. Овин расстелет низкий дым, И долго под овином Мы взором пристальным следим За лётом журавлиным... Летят, летят косым углом, Вожак звенит и плачет... О чем звенит, о чем, о чем? Что плач осенний значит? И низких нищих деревень Не счесть, не смерить оком, И светит в потемневший день Костер в лугу далеком... О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? (художник Исаак Левитан, Осенний пейзаж) #АлександрБлок #ПоЧИТАТЕЛИкниг