Иногда мне хочется встретить собеседника, с которым можно, не стесняясь, поговорить о таких вещах, как эдельвейсы или запах кипарисовых шишек. К сожалению, таких собеседников в обыденной жизни я не встречал. Они попадались только в книгах. Константин Паустовский, «Бросок на юг» (художник Фрэнк Вестoн Бенсон (Frank Weston Benson) #КонстантинПаустовский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Немного — всего на воробьиный скок прибавился день после Нового года. И солнце еще не грело — по-медвежьи, на четвереньках, ползло по еловым вершинам за рекой. Федор Абрамов (художник Михаил Гайдеров) #ФедорАбрамов #зима #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Валентин Берестов Зимние звезды Ах, сколько звёзд зимой в ночи морозной Открыто детям! И ещё не поздно. Ещё не скоро скажут: «Спать пора!» И только начинается игра. Совсем иначе светят звёзды летом. Для малышей те звёзды под запретом. До времени они утаены. Их видит юность. Детство видит сны. 1969 (художник Lisi Martin) #ВалентинБерестов #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Тициан Табидзе (перевод Беллы Ахмадулиной) Снег Лишь бы жить, лишь бы пальцами трогать, лишь бы помнить, как подле моста снег по-женски закидывал локоть, и была его кожа чиста. Уважать драгоценную важность снега, павшего в руки твои, и нести в себе зимнюю влажность и такое терпенье любви. Да уж поздно. О милая! Стыну и старею. О взлет наших лиц — в снегопаданье, в бархат, в пустыню, как в уют старомодных кулис. Было ль это? Как чисто, как крупно снег летит… И, наверно, как встарь, с январем побрататься нетрудно. Но минуй меня, брат мой, январь. Пролетание и прохожденье — твой урок я усвоил, зима. Уводящее в вечность движенье омывает нас, сводит с ума. Дорогая, с каким снегопадом я тебя отпустил в белизну в синем, синеньком, синеватом том пальтишке — одну, о одну? Твоего я не выследил следа и не выгадал выгоды нам — я следил расстилание снега, его склонность к лиловым тонам. Как подумаю — радуг неровность, гром небесный, и звезды, и дым — о, какая нависла огромность над печальным сердечком твоим. Но с тех пор, властью всех твоих качеств, снег целует и губит меня. О запинок, улыбок, чудачеств снегопад среди белого дня! Ты меня не утешишь свободой, и в великом терпенье любви всею белой и синей природой ты ложишься на плечи мои. Как снежит… И стою я под снегом на мосту, между двух фонарей, как под плачем твоим, как под смехом, как под вечной заботой твоей. Все играешь, метелишь, хлопочешь. Сжалься же, наконец, надо мной — как-нибудь, как угодно, как хочешь, только дай разминуться с зимой. (художник Виктория Бондаренко) #БеллаАхмадулина #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Считается, что первый знак препинания придумал Аристотель. Чтобы показывать изменение смысла, он предложил ставить у начала строчки короткую горизонтальную линию внизу — параграфос. Во II веке до н. э. грамматик Аристофан Александрийский увеличил количество знаков. Именно он предложил в конце короткого смыслового отрезка ставить внизу текста точку — комму. Точка вверху, периодос, делила текст на большие отрезки, а стоявшая посередине, колон, — на средние. Венецианский печатник Альд Мануций использовал большинство знаков, употребляемых в наши дни, — точку, точку с запятой и двоеточие. Так, с помощью книг, пунктуация приобрела единый вид. Сейчас знаки препинания одинаковы почти во всех языках. Но встречаются и исключения — даже в Европе. Так, в испанском языке вопросительный и восклицательный знаки обрамляют предложения, повторяясь в начале фразы в перевернутом виде: «¿» и «¡». Сами испанцы объясняют это тем, что так гораздо удобнее читать предложение с правильной интонацией. Отличается пунктуация и в армянском языке. Там до сих пор сохранились греческие знаки препинания, которые использовались в Средние века. Например, в конце любого предложения ставится знак верчакет (։), буквально «конечная точка», выглядящий как двоеточие. Вопросительный знак, арцакан ншан (՞), ставится после последней гласной вопросительного слова. Восклицательный знак, еркарацман ншан (՜), ставится над последней гласной интонационно выделяемого слова и т. д. (художник Альбер Анкер) #этоинтересно #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Владимир Высоцкий Гололёд Гололёд на Земле, гололёд, Целый год напролёт — гололёд, Будто нет ни весны, ни лета. Чем-то скользким одета планета — Люди, падая, бьются об лёд. Гололёд на Земле, гололёд, Целый год напролёт — гололёд. Гололёд, гололёд, гололёд Целый год напролёт, целый год. Даже если планету — в облёт, Не касаясь планеты ногами, Не один, так другой упадёт — Гололёд на Земле, гололёд, — И затопчут его сапогами. Гололёд на Земле, гололёд, Целый год напролёт — гололёд. Гололёд, гололёд, гололёд Целый год напролёт, целый год. 1966 (художник Светлана Лисицина) #ВладимирВысоцкий #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр Пушкин Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило. 1825 (художник Евгения Артемьева, «Пушкин в Остафьеве») #АлександрПушкин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Иннокентий Анненский Желтый пар петербургской зимы, Желтый снег, облипающий плиты... Я не знаю, где вы и где мы, Только знаю, что крепко мы слиты. Сочинил ли нас царский указ? Потопить ли нас шведы забыли? Вместо сказки в прошедшем у нас Только камни да страшные были. Только камни нам дал чародей, Да Неву буро-желтого цвета, Да пустыни немых площадей, Где казнили людей до рассвета. А что было у нас на земле, Чем вознесся орел наш двуглавый, В темных лаврах гигант на скале, - Завтра станет ребячьей забавой. Уж на что был он грозен и смел, Да скакун его бешеный выдал, Царь змеи раздавить не сумел, И прижатая стала наш идол. Ни кремлей, ни чудес, ни святынь, Ни миражей, ни слез, ни улыбки... Только камни из мерзлых пустынь Да сознанье проклятой ошибки. Даже в мае, когда разлиты Белой ночи над волнами тени, Там не чары весенней мечты, Там отрава бесплодных хотений. (художник Анна Остроумова-Лебедева) #ИноккентийАнненский #зима #ПоЧИТАТЕЛИкниг
28 января 1897 года родился Валентин КАТАЕВ, советский писатель, поэт и драматург. Родился Валентин Катаев в Одессе. И прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкине, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем. Имя Валентина Катаева останется в литературе по многим причинам. Старший брат одного из создателей романа «Золотой теленок» Евгения Петрова известен как прототип Остапа Бендера и автор идеи сюжета «Двенадцать стульев». Его же перу принадлежит «документальный роман» «Алмазный мой венец» – о литераторах начала эпохи СССР: Есенине, Багрицком, Маяковском, Олеше и др. Зрители знают Катаева как автора сценария к фильмам «Время, вперед!», «Понедельник – день тяжелый» и соавтора сценария музыкальной комедии «Цирк», вошедшей в золотой фонд отечественного кино. И всем, от мала до велика, знакомы повести «Сын полка» и сказка «Цветик-семицветик», любимая всеми поколениями читателей. Но самая популярная книга, прославившая писателя, – автобиографическая повесть «Белеет парус одинокий» о двух мальчиках, которым выпало на долю взрослеть во время революционных событий в Одессе в 1905 году. Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его прозаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Время, вперёд!» (Маяковский), «Уже написан Вертер» (Пастернак). В конце жизни Катаев собрал все свои сохранившиеся стихотворения и переписал от руки в семь блокнотов. Ни одного стихотворного сборника у Катаева никогда не вышло. #ВалентинКатаев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Самуил Маршак Текла, извивалась, блестела Река меж зеленых лугов. А стала недвижной и белой, Чуть-чуть голубее снегов. Она покорилась оковам. Не знаешь, бежит ли вода Под белым волнистым покровом И верстами крепкого льда. Чернеют прибрежные ивы, Из снега торчат тростники, Едва намечая извивы Пропавшей под снегом реки. Лишь где-нибудь в проруби зыбко Играет и дышит вода, И в ней краснопёрая рыбка Блеснет чешуей иногда. (художник Елена Орлова) #СамуилМаршак #ПоЧИТАТЕЛИкниг
28 января 1741 года родилась Наталия Петровна ГОЛИЦЫНА — фрейлина «при пяти императорах», прототип графини в «Пиковой даме». Энергичная и умная, она создала себе такое положение, что ей оказывали внимание все государи и государыни, начиная с Екатерины II и кончая императором Николаем I. Высшее общество считало за честь бывать у нее дома. Княгиня была надменна с равными ей по положению и приветлива с теми, кого считала ниже себя; к ней везли на поклон каждую молодую девушку, начинавшую выезжать; гвардейский офицер, только что надевший эполеты, являлся к ней, как по начальству. Семья трепетала перед княгиней, дочку она звала Катенькой, когда той было за 60, сына — Митенькой, а это был московский генерал-губернатор. Согласно легенде, внучатый племянник Голицыной, князь С. Г. Голицын-Фирс, рассказывал Пушкину, что однажды начисто проигрался в карты, в отчаянье бросился к Голицыной с мольбой о помощи. От её французского друга, небезызвестного графа Сен-Жермена, Наталье Петровне была известна тайна трёх карт — тройки, семерки и туза. Фирс не очень-то поверил в эту историю, но рискнул — и отыгрался! В Петербурге Голицыну иначе как «Пиковой дамой» не называли. А дом, где она проживала (Малая Морская ул., 10 / Гороховая ул., 10), в истории города навсегда остался «домом Пиковой дамы». (художник Владимир Боровиковский. Наталья Петровна Голицына, ур.Чернышова 1790-е г.г.) #этоинтересно #ПоЧИТАТЕЛИкниг