Евгений Долматовский Могила Гёте Я знаю, так случится: на рассвете В немецкий дряхлый город мы войдем, Покрытый черепицею столетней И косо заштрихованный дождем. Проедем на гвардейском миномете, Как под крылом, по улицам пустым. «Здесь, в этом городе, могила Гёте», — Полковник скажет мальчикам своим. Сойдут гвардейцы Пушкинской бригады С овеянных легендою машин И встанут у кладбищенской ограды, И слова не проронит ни один. И только вспомнят Пушкинские горы, Тригорского священные места, Великую могилу, на которой Прикладами расколота плита. Весь город в танковом могучем гуле… Плывет рассвет. На лужах дождь кипит. Стоят гвардейцы молча в карауле У камня, под которым Гёте спит. 1945 (художник Владимир Киреев, «Весна сорок пятого») #ЕвгенийДолматовский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Замысел новеллы Бунина «Тёмные аллеи», давшей название всему сборнику рассказов, сложился под впечатлением стихотворения Николая Огарёва. Бунин вспоминал, что ещё в юности был очарован этим стихотворением: «Перечитывал стихи Огарёва и остановился на известном стихотворении: Была чудесная весна! Они на берегу сидели, Во цвете лет была она, Его усы едва чернели... Кругом шиповник алый цвёл, Стояла тёмных лип аллея... Почему-то представилось то, что начинается мой рассказ — осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нём старый военный... Остальное как-то само собой сложилось, выдумалось очень неожиданно, — как большинство моих рассказов.» ????????? Николай Огарев Была чудесная весна! Они на берегу сидели — Река была тиха, ясна, Вставало солнце, птички пели; Тянулся за рекою дол, Спокойно, пышно зеленея; Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея. Была чудесная весна! Они на берегу сидели — Во цвете лет была она, Его усы едва чернели. О, если б кто увидел их Тогда, при утренней их встрече, И лица б высмотрел у них Или подслушал бы их речи — Как был бы мил ему язык, Язык любви первоначальной! Он, верно б сам, на этот миг, Расцвел на дне души печальной!.. Я в свете встретил их потом: Она была женой другого, Он был женат, и о былом В помине не было ни слова. На лицах виден был покой, Их жизнь текла светло и ровно, Они, встречаясь меж собой, Могли смеяться хладнокровно… А там, по берегу реки, Где цвел тогда шиповник алый, Одни простые рыбаки Ходили к лодке обветшалой И пели песни — и темно Осталось, для людей закрыто, Что было там говорено И сколько было позабыто. 1841 (художник Станислав Брусилов, «Весенний разлив») #ИванБунин #НиколайОгарев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Булат Окуджава Зима отмела, отсугробилась. И вот переулками, улицами такой долгожданный и теплый апрель начинает прогуливаться. Сперва осторожно, на ощупь, потом всё смелей, упрямей... Травы, еще не проросшие, поит весна ручьями. Того и гляди, расплещется, раскинется ее сила. Добрый день, путешественница, молодая, красивая! Как в дверь, раскрытую настежь, входит в сердца любовью, предвестьем скорого счастья — небо ее голубое. Плывет над землею песнь ее, яркая, словно радуга... Завидная эта профессия — жизнь украшать и радовать! 1955 (художник Алёна Аскарова) #БулатОкуджава #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Владимир Набоков Цветет миндаль на перекрестке, Мерцает дымка над горой, Бегут серебряные блестки По глади моря голубой. Щебечут птицы вдохновенней, Вечнозеленый ярче лист. Блажен, кто в этот день весенний Воскликнет искренно: «Я чист!» 24 марта 1918 (художник Маргарет Мерри (Margaret Merry) #ВладимирНабоков #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали? Денис Фонвизин, «Бригадир» (художник Николай Петрович Богданов-Бельский «За книжкой» 1915) #ДенисФонвизин #книги #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Самуил Маршак Апрельский дождь прошел впервые, Но ветер облака унес, Оставив капли огневые На голых веточках берез. Еще весною не одета В наряд из молодой листвы, Березка капельками света Сверкала с ног до головы. (художник Тамара Антонюк) #СамуилМаршак
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Первый космический полёт длился 108 минут. ?✨?✨?✨?✨?✨?✨? #12апреля #Гагарин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Ольга Берггольц ПОЛЕТ Утро. Больше половины века. Над землёй – притихший звёздный кров. К звёздам отправляют человека. Человек вернулся. Жив-здоров. Мы глядим, робея. Неужели Он – как мы, а мы – под стать ему? Неужели ж это мы летели. Сквозь десятки зорь, и стран, и тьму? Это мы – вся плоть и кровь народа, Наш Семнадцатый крылатый год. Это все сорок четыре года Продолжается его полёт. И сегодня за чертой вселенской Побывал, вернувшись на ночлег, На родную Землю, наш смоленский, Наш родной, наш звездный человек. (художник Виктор Коваленко, «Гагарин рапортует Королёву» 1979) #ОльгаБерггольц #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр Твардовский ПАМЯТИ ГАГАРИНА Ах, этот день двенадцатый апреля, Как он пронесся по людским сердцам! Казалось, мир невольно стал добрее, Своей победой потрясенный сам. Какой гремел он музыкой вселенской, Тот праздник, в пёстром пламени знамён, Когда безвестный сын земли смоленской Зёмлей-планетой был усыновлён. Жилец Земли, геройский этот малый В космической посудине своей По круговой, вовеки небывалой, В пучинах неба вымахнул над ней… В тот день она как будто меньше стала, Но стала людям, может быть, родней. Ах, этот день, невольно или вольно Рождавший мысль, что за чертой такой На маленькой Земле зачем же войны, Зачем же все, что терпит род людской? Ты знал ли сам, из той глухой Вселенной Земных своих достигнув берегов, Какую весть, какой залог бесценный Доставил нам из будущих веков? Почуял ли в том праздничном угаре, Что, сын Земли, ты у неё в гостях, Что ты тот самый, но другой Гагарин, Чье имя у потомков на устах? Нет, не родня российской громкой знати, При княжеской фамилии своей, Родился он в простой крестьянской хате И, может, не слыхал про тех князей. Фамилия ни в честь она, ни в почесть, И при любой — обычная судьба: Подрос в семье, отбегал хлеботочец, А там и время на свои хлеба. А там и самому ходить в кормильцах, И не гадали ни отец, ни мать, Что те князья у них в однофамильцах За честь почтут хотя бы состоять; Что сын родной, безгласных зон разведчик, Там, на переднем космоса краю, Всемирной славой, первенством навечным Сам озаглавит молодость свою. И неизменен жребий величавый, На нем горит печать грядущих дней. Что может смерть с такой поделать славой? Такая даже неподсудна ей. Она не блекнет за последней гранью, Та слава, что на жизненном пути Не меньшее, чем подвиг, испытанье, Дай бог еще его перенести. Все так, все так. Но где во мгле забвенной Вдруг канул ты, нам не подав вестей, Не тот, венчанный славою нетленной, А просто человек среди людей; Тот свойский парень, озорной и милый, Лихой и дельный, с сердцем не скупым, Кого ещё до всякой славы было За что любить,— недаром был любим. Ни полуслова, ни рукопожатья, Ни глаз его с бедовым огоньком Под сдвинутым чуть набок козырьком… Ах, этот день с апрельской благодатью! Цветёт ветла в кустах над речкой Гжатью, Где он мальчонкой лазал босиком… (художник Андрей Плотнов, «На родине») #АлександрТвардовский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
12 апреля 1823 года родился Александр ОСТРОВСКИЙ – русский драматург, чьи произведения оказали огромное влияние на развитие русского национального театра. Александр Николаевич Островский родился в Москве. Все его детство и часть юности прошли в самом центре Замоскворечья. Именно здесь сформируются типажи, которые Островский впоследствии воспроизведет в своих комедиях. К 1846 году им было уже написано много сцен из купеческого быта. В 1849 году была готова комедия «Свои люди – сочтемся!», принесшая признание автору. Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый «театр Островского», включающий 47 пьес различных жанров. За годы творчества Александр Николаевич Островский создал множество произведений, которые стали классикой драматургии и до сих пор не сходят с мировых сцен. Это – «Доходное место», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Им была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870–1880 годов: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и другие. А.Н.Островский деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный репертуар, за новую этику актёра. В 1865 году он создал в Москве артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей, писал в правительственные сферы многочисленные послания о необходимости реформ для русского театра. (художник Василий Перов, Портрет драматурга Александра Николаевича Островского) #АлександрОстровский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Книга называется "Саня Дырочкин – человек общественный". Когда мы за неё брались, я у дочки спросил: – Знаешь, что такое "общественный"? – Это когда со всеми дружит, пристаёт ко всем... – Нет, это называется "общительный". А "общественный" – это... кхм...А вот давай почитаем – и, может быть, поймём, что это такое! Ну, мы, конечно, поняли. (Дочка поняла, а папа вспомнил.) Общественный человек – значит такой, который старается что-то делать для общего блага. Чтобы лучше становилось не только себе, своим друзьям и своей семье, а вообще всем. А как это – чтобы всем? Что это надо делать? Вот и герои книги, октябрята-третьеклассники призадумались чт делать... С одной стороны – что-то делать надо, положено. Они же октябрята. А с другой – а что делать-то? И начинается книга с убийственной пародии на советскую "общественную активность"... Вернее, нет, не так: начинается она с хорошего и даже героического поступка: Саня и Севка, рискуя жизнью, спасают из мартовской Невы тонущую собаку. То есть экспозиция такова: ребята-октябрята хорошие, их души открыты навстречу добрым делам. Но как только "вопрос ставится" на октябрятском сборе, когда хорошие дела надо "запланировать", они становятся похожи на сороконожку, задумавшуюся о том, как же она ходит. С какой ноги? Стоит, бедная, думает и шагу ступить не может... А тут ещё вожатая Лена: "Вы бескрылые! Безынициативные! Отнимаете у меня время! Я из-за вас примерку платья перенесла!" Мальчик Федя поднимает руку, хочет уйти с собрания. Ему надо сестрёнку забрать из садика и за продуктами в магазин (у них неблагополучная семья, отец пьёт, мать за двоих надрывается на работе). Лена в гневе. Какая сестрёнка, какие могут быть продукты, когда сбор? Общественное важнее личного! "Я примерку перенесла!"... Чувствуете? Разумеется, сбор принимает единственно верное и возможное решение – переводить через дорогу старушек... И мы читаем дальше, уже зарядившись отвращением к этому самому "общественному". Но... (Это самое лучшее в литературе – когда происходит "но". Когда наше отношение к герою или обозначенной проблеме меняется, а значит меняемся мы, читатели. Изменение – это развитие.) Но – шаг за шагом, случай за случаем – и деятельная, отзывчивая натура ребят приводит их к настоящему общественно-полезному делу. Важному и интересному. Взрослым, возможно, не понять, а вот моя девятилетняя дочка им позавидовала, сказала, что ей тоже хочется так... Они убирают мусор на стройке. На настоящей стройке. (Плюс это строительство нового здания для их бывшего родного детского сада, чисто литературное совпадение, ну и пусть.) В книге много сюжетных линий и запоминающихся эпизодов. Тут и болезнь собаки (конечно, она простудилась, в мартовской Неве-то), и шкурничество ветеринара, отказавшегося ехать к умирающей собаке бесплатно в нерабочее время (А что такого? Разве он должен? Ну да, ну да, но наших героев – советских мальчишек – это потрясло до глубины души, и знаете что?.. Мою несоветскую дочку тоже). И про папу-пьяницу не забывайте. Человека надо спасать! А Люська Удалова что придумала!.. Она с переведённой старушки справку взяла! Для отчётности... И с припиской: "Рекомендую вышеобозначенную Удалову Людмилу принять в пионеры первой в классе"... А ещё мне очень понравилась Санина мама, которая умеет слушать, подперев щёку кулаком и широко, внимательно распахнув глаза. А потом молча собирается и едет к больной собаке. Мне кажется, наши лучиковские мамы такие. Во всяком случае, я такими вас представляю. Журнал «Лучик»