Михаил Исаковский Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? Пошел солдат в глубоком горе На перекресток двух дорог, Нашел солдат в широком поле Травой заросший бугорок. Стоит солдат — и словно комья Застряли в горле у него. Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, Героя — мужа своего. Готовь для гостя угощенье, Накрой в избе широкий стол,- Свой день, свой праздник возвращенья К тебе я праздновать пришел…» Никто солдату не ответил, Никто его не повстречал, И только теплый летний ветер Траву могильную качал. Вздохнул солдат, ремень поправил, Раскрыл мешок походный свой, Бутылку горькую поставил На серый камень гробовой. «Не осуждай меня, Прасковья, Что я пришел к тебе такой: Хотел я выпить за здоровье, А должен пить за упокой. Сойдутся вновь друзья, подружки, Но не сойтись вовеки нам…» И пил солдат из медной кружки Вино с печалью пополам. Он пил — солдат, слуга народа, И с болью в сердце говорил: «Я шел к тебе четыре года, Я три державы покорил…» Хмелел солдат, слеза катилась, Слеза несбывшихся надежд, И на груди его светилась Медаль за город Будапешт. 1945 (художник?) #МихаилИсаковский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Одним из прототипов Йозефа Швейка был Франтишек Страшлипка, который служил денщиком поручика Рудольфа Лукаша, командира части, в которой служил и Гашек. Этот Страшлипка, пьяница и бабник, был начинён историями на каждый случай, и все они начинались одинаково: «А вот я знал одного...» Йозеф Швейк – несомненно, самый любимый и колоритный герой Гашека. Собрав воедино образы сослуживцев, и, прежде всего, наделив своего бравого солдата чертами ефрейтора Франтишека Старшлипки, писатель сумел создать не только литературного, но и реального персонажа угасающей австро-венгерской эпохи. И даже поделился со Швейком некоторыми фактами из собственной биографии: оба они до армии занимались странным «бизнесом» - подкрашивали мех беспородных щенков и продавали их как породистых. Сборный образ смешного, причудливого и всеми любимого солдата австро-венгерской империи никого не мог оставить равнодушным. После смерти Гашека в 1923 году началась настоящая погоня за так называемым «брендом Швейка». Его использовали писатели, режиссеры, сценаристы, и, конечно же, смекалистые предприниматели. Даже в наше время Швейк – узнаваемый и всеми любимый малый, которому веришь, и с которым не прочь выпить пару бокалов хорошего пива. Таверны и пабы, использующие бренд Швейка, есть в Австрии, Германии, Польше, России и, очевидно, еще многих странах Европы и не только. ??????????????????? B наши дни сатира Гашека не устарела — она по-прежнему звучит свежо и актуально. 1. В сумасшедшем доме каждый мог говорить все, что взбредет ему в голову, словно в парламенте. 2. Скромность украшает мужчину, но настоящий мужчина украшений не носит. 3. — Наше дело дрянь, — начал он слова утешения. 4. После вакханалий и оргий всегда приходит моральное похмелье. 5. Бросаться направо и налево дерьмом — аргументация более или менее убедительная, но интеллигентный человек даже в состоянии раздражения или в споре не должен прибегать к подобным выражениям. 6. В толстого эрцгерцога вернее попадешь, чем в тощего. 7. Без жульничества тоже нельзя. Если бы все люди заботились только о благополучии других, то еще скорее передрались бы между собой. 8. Беда, когда человек вдруг примется философствовать — это всегда пахнет белой горячкой. 9. Не всем же быть умными. В виде исключения должны быть также и глупые, потому что если бы все были умными, то на свете было бы столько ума, что от этого каждый второй человек стал бы совершеннейшим идиотом. 10. — Не представляю себе, — произнес Швейк, — чтобы невинного осудили на десять лет. Правда, однажды невинного приговорили к пяти годам — такое я слышал, но на десять — это уж, пожалуй, многовато! 11. Пусть было, как было, — ведь как-нибудь да было! Никогда так не было, чтобы никак не было. 12. От стен полицейского управления веяло духом чуждой народу власти. 13. Военно-юридический аппарат был великолепен. Такой судебный аппарат есть у каждого государства, стоящего перед общим политическим, экономическим и моральным крахом. 14. В то время как здесь короля били тузом, далеко на фронте короли били друг друга своими подданными. 15. В другой раз внимательнее приглядывайтесь к тому, с кем купаетесь: в воде всякий голый человек похож на депутата, даже если он убийца. 16. Я сам за собой иногда замечаю, что я слабоумный, особенно к вечеру... 17. Я думаю, что на все надо смотреть беспристрастно. Каждый может ошибиться, а если о чем-нибудь очень долго размышлять, уж наверняка ошибешься. 18. У солдата, которого ведут под конвоем, всегда больше опыта, чем у тех, кто его караулит. 19. Вообще всё на свете вдруг показалось ему таким гнусным и отвратительным, что он почувствовал потребность напиться и избавиться от мировой скорби. 20. — Самое лучшее, — сказал Швейк, — это выдавать себя за идиота. #памятникилитературнымгероям #Швейк #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия. Иван Тургенев (художник Станислав Жуковский) #ИванТургенев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Первомай в картинах художников. ? Гундобин Евгений Николаевич, «С праздником 1 мая», 1959 ✨Саблин Вячеслав Евгеньевич, «Демонстрация», 1984 ? Чебаков Александр Никитович, «Первомайское утро» Из серии Москва 50-х годов. 1984 ✨Бучкин Петр Дмитриевич, «Всероссийский праздник труда 1 мая 1920 года». 1939 ? Ефанов Василий Прокофьевич, «Люди нашей страны», 1941 ✨ Луппов Сергей Михайлович, «1 мая в Одессе», 1929 ? Попов Игорь Александрович, «1 мая в северной деревне» ✨ Федосов Никита Петрович, «1 мая», 1963 ? Безукладников Герман Александрович, «Щелково. Праздничный день», 1963 ✨ Решин Евсей Исаакович, «На маевке», 1966 #Первомайвкартинах #ПоЧИТАТЕЛИкниг
1 мая 1924 года — 100 лет назад — родился Виктор АСТАФЬЕВ Он был одним из немногих писателей, кого при жизни называли классиком. Он отвечал: «Мне неловко. Когда говорят какие-то высокие слова обо мне, так и хочется крикнуть: Люди! Пощадите меня! Ведь я живой человек!» Творчество писателя в равной степени принадлежит двум направлениям современной литературы, заявившим о себе в 1960-1970-х годах: «окопная правда» и деревенская проза. Виктор Петрович Астафьев родился в деревне Овсянка Красноярского края. В восемь лет он потерял мать, при живом отце оказался в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал, воровал… единственной радостью были книги, которые подросток читал запоем. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — писал впоследствии Виктор Астафьев. «Жизнь, проживаемая человеком, и есть его опыт. Но самый тяжелейший опыт – война. Память, она действительно милосердна. Но в подсознании всё осталось. И когда садишься писать, ты выходишь как бы на связь с подсознанием, этим своим вторым «я», которое и есть бессмертная душа. Оно всё про тебя знает, всё понимает. Ты в жизни от него прячешься, но когда садишься за стол – пишешь им, из него. Больше неоткуда». Свой первый рассказ Виктор Петрович написал, коротая ночное дежурство на колбасном заводе. Темой первого произведения была война, точнее, судьба связиста Моти Савинцева. Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в газете «Чусовской рабочий». Произошло это в 1951 году, и с того момента всю жизнь свою Астафьев посвятил писательскому труду. Все пережитое – неизбывная тоска по погибшей матери и любовь к матери – земле, на которой он вырос выплеснуто им на страницы его произведений. За повести «Пастух и пастушка» и «Последний поклон» Виктор Астафьев в 1975 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени М. Горького, а в 1978 году ему была присуждена премия СССР за повествование в рассказах «Царь – рыба». Астафьев продолжал работать до последнего дня, из под его пера выходили новые «Затеси», военные рассказы. Они были опубликованы в 2000 году в книге под названием «Пролетный гусь», которая оказалась последней книгой писателя. В ноябре 2001 года Виктора Петровича Астафьева не стало… (художник Павел Шердаков, Писатель В.П. Астафьев на "Огоньке") #ВикторАстафьев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
1 мая 1925 года родился Игорь АКИМУШКИН, советский ученый-биолог, автор научно-популярных книг о жизни животных. Игорь Акимушкин является автором 96 научно-художественных, научно-популярных и детских произведений о животных. Его первые книги для детей появились в 1961 году: «Следы невиданных зверей» и «Тропою легенд: Рассказы о единорогах и василисках». Их живой язык, увлекательный, полный тайн и загадок сюжет, интерес к природе и науке вызвали среди детей и подростков большой успех. Для малышей Игорь Иванович написал целый ряд книжек, используя приемы, которые характерны для сказок и путешествий. Это: «Жила-была белка», «Жил-был бобр», «Жил-был ежик», «Животные-строители», «Кто без крыльев летает?», «Разные звери», «Чем кролик на зайца не похож» и др. В них юный читатель вместе с автором путешествует по лесу, вдоль берегов речки, знакомится с семейкой ежиков, строит вместе с бобрами плотину, запасает с белками орешки на зиму, изучает повадки зверей и вместе с тем он познает новую для себя науку — зоологию. Для подростков Акимушкин написал книги уже более сложного жанра — энциклопедические: «Животные речные и морские», «Занимательная биология», «Исчезнувший мир», «Трагедия диких животных» и др. Несмотря на казалось бы серьезный научный материал, все они тем не менее читаются легко и с интересом, учат мыслить и совершать открытия. «Мир животных» — это самый известный труд Игоря Ивановича Акимушкина, выдержавший несколько переизданий. В них обобщен огромный научный материал, использована более современная схема классификации животного мира, много разнообразных фактов из жизни животных, птиц, рыб, насекомых и пресмыкающихся, прекрасные иллюстрации, фотографии, забавные истории и предания, случаи из жизни и заметки наблюдателя-натуралиста. #ИгорьАкимушкин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр Твардовский Рассказ танкиста Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют… Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу. Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал… Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить. 1942 #АлександрТвардовский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
20 апреля 1841 года в литературе началась новая эпоха – эпоха детектива. Американский писатель Эдгар Алан По опубликовал в истории литературы детективный рассказ «Убийство на улице Морг». Действие происходит в Париже, где на улице совершается зверское убийство двух женщин, а главным героем является эксцентричный частный детектив, который и проводит расследование. Именно с этого произведения принято начинать отсчёт развития детективного жанра. Далее По написал еще несколько рассказов в данном жанре – «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» и другие. Рассказ По был не только первым, но, как многие критики полагают до сих пор, еще и лучшим детективом. Сам термин «детектив» появился лишь четверть века спустя, а свои новеллы сам автор называл «логическими» или «рассказами об умозаключениях». В них имеется начальная загадка, которая раскрывается через сложный и таинственный процесс, соединяющий интуитивную логику, наблюдение и проницательный вывод. Хотя и до этого времени некоторые авторы использовали отдельные элементы детектива в своих произведениях, но именно По удалось соединить в своем творчестве все эти влияния: в пяти новеллах из его обширного наследия разработаны все основополагающие принципы, которым позднее следовали авторы детективной литературы. Писатель создал не только новый жанр, но его основную схему – «загадка-расследование-объяснение», и его основные сюжеты, которые и ныне используются в детективной литературе. Это и бытовая разборка, и маньяк-убийца, и шантаж, и «шпионские игры». Также По изобрел классические приемы детективов, такие как – «подсадная утка», подбрасывание улик, двойная игра, ложный след. Талантом Эдгара По восхищались Бодлер, Дойл, Честертон, Бальзак, Сименон, Достоевский, Бальмонт, Брюсов. В России рассказ «Убийство на улице Морг» был впервые напечатан в журнале «Сын отечества» уже после смерти автора в 1857 году под названием «Загадочное убийство». #ЭдгарПо #УбийствоНаУлицеМорг #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Алексей Плещеев Весна Песни жаворонков снова Зазвенели в вышине. «Гостья милая, здорово!» — Говорят они весне. Уже теплее солнце греет, Стали краше небеса… Скоро все зазеленеет — Степи, рощи и леса. В каждом сердце, в каждом взоре Радость вспыхнет хоть на миг. Выйдет пахарь на дорогу, Взглянет весело вокруг; Помолясь усердно богу, Бодро примется за плуг. С кротким сердцем, с верой сильной, Весь отдастся он трудам,- И пошлет господь обильный Урожай его полям! (художник Олег Молчанов) #АлексейПлещеев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Николай Гумилёв Когда я был влюблен (а я влюблен Всегда — в поэму, женщину иль запах), Мне захотелось воплотить свой сон Причудливей, чем Рим при грешных папах. Я нанял комнату с одним окном, Приют швеи, иссохшей над машинкой, Где, верно, жил облезлый старый гном, Питавшийся оброненной сардинкой. Я стол к стене придвинул; на комод Рядком поставил альманахи «Знанье»*, Открытки — так, чтоб даже готтентот В священное б пришел негодованье. Она вошла спокойно и светло, Потом остановилась изумленно, От ломовых в окне тряслось стекло, Будильник тикал злобно-однотонно. И я сказал: «Царица, вы одни Сумели воплотить всю роскошь мира, Как розовые птицы — ваши дни, Влюбленность ваша — музыка клавира. Ах! Бог любви, загадочный поэт, Вас наградил совсем особой меткой, И нет таких, как вы…» Она в ответ Задумчиво кивала мне эгреткой**. Я продолжал (и резко за стеной Звучал мотив надтреснутой шарманки): «Мне хочется увидеть вас иной, С лицом забытой Богом гувернантки; И чтоб вы мне шептали: „Я твоя“, Или еще: „Приди в мои объятья“. О, сладкий холод грубого белья, И слезы, и поношенное платье». А уходя, возьмите денег: мать У вас больна, иль вам нужны наряды… …Мне скучно всё, мне хочется играть И вами, и собою, без пощады…» Она, прищурясь, поднялась в ответ, В глазах светились злоба и страданье: «Да, это очень тонко, вы поэт, Но я к вам на минуту… до свиданья!» Прелестницы, теперь я научён, Попробуйте прийти, и вы найдете Духи, цветы, старинный медальон, Обри Бердслея в строгом переплете***. <между 26 июля и 12 августа 1911 года> __________________ *Альманахи «Знанье» – «Сборники т-ва «Знание», выходившие с 1904 г.; здесь – символ демократической литературы. **Эгретка – перо на шляпке. ***Обри Бердслея в строгом переплёте. – Бёрдсли (Бердслей) Обри Винсент (1872–1898), английский рисовальщик, мастер книжной графики, оказавший большое влияние на искусство книги начала XX века. Имеется в виду книга «Обри Бердслей» (СПб., 1906), содержащая рисунки художника. #НиколайГумилёв #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Осип Мандельштам Мне холодно. Прозрачная весна В зелёный пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье лёгкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звёзд булавки золотые, Ни никакие звёзды не убьют Морской воды тяжёлый изумруд. 1916 (художник Борис Николаев) #ОсипМандельштам #ПоЧИТАТЕЛИкниг