Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия. Иван Тургенев (художник Станислав Жуковский) #ИванТургенев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Белла Ахмадулина Победа В день празднества, в час майского дождя, в миг соловьиных просьб и повелений, когда давно уж выросло дитя, рожденное порой послевоенной, когда разросся в небе фейерверк, как взрыв сирени бел, лилов и розов, — вдруг поглядит в былое человек и взгляд его становится серьезен. Есть взгляд такой, такая тень чела — чем дальше смотришь, тем зрачок влажнее. То память о войне, величина раздумья и догадка — неужели я видела тот май, что превзошел иные маи и доныне прочен? Крик радости в уста, слезу в зрачок вписал его неимоверный почерк. На площади, чья древняя краса краснеет без изъяна и пробела, исторгнув думу, прянул в небеса вздох всей земли и всех людей — Победа! (художник Ирина Белоглазова, «Салют Победы») #БеллаАхмадулина #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Евгений Винокуров В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой Сережка с Малой Бронной И Витька с Моховой. А где-то в людном мире Который год подряд Одни в пустой квартире Их матери не спят. Свет лампы воспаленной Пылает над Москвой В окне на Малой Бронной, В окне на Моховой. Друзьям не встать. В округе Без них идет кино. Девчонки, их подруги, Все замужем давно. Пылает свод бездонный, И ночь шумит листвой Над тихой Малой Бронной, Над тихой Моховой. 1953 (художник Николай Бут, «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» 1960) #ЕвгенийВинокуров #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Роберт Рождественский ЗА ТОГО ПАРНЯ Я сегодня до зари встану. По широкому пройду полю. Что-то с памятью моей стало: все, что было не со мной, помню. Бьют дождинки по щекам впалым. Для вселенной двадцать лет – мало. Даже не был я знаком с парнем, обещавшим: 'Я вернусь, мама!..' А степная трава пахнет горечью. Молодые ветра зелены. Просыпаемся мы. И грохочет над полночью то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны. Обещает быть весна долгой. Ждет отборного зерна пашня. И живу я на земле доброй за себя и за того парня. Я от тяжести такой горблюсь. Но иначе жить нельзя, если все зовет меня его голос, все звучит во мне его песня. А степная трава пахнет горечью. Молодые ветра зелены. Просыпаемся мы. И грохочет над полночью то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны. (художник Алексей Зуев) #РобертРождественский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
30 апреля 1883 года родился Ярослав ГАШЕК, чешский писатель За свою короткую жизнь Ярослав Гашек успел сделать больше, чем иные писатели за долгие годы. Он оставил читателям несколько сот рассказов, почти каждый из которых может войти в хрестоматию, несколько пьес, сверкающих остроумием, газетные статьи и, наконец, знаменитый роман «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» — бессмертную книгу, которая по своей художественной силе и вечно живой народности стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой литературы. Сохранились воспоминания его друзей и родных о том, как у него родился замысел первого рассказа о Швейке. Они вспоминали рассказ писателя о том, что однажды в кабачке его случайный собутыльник хвастался, как ловко он увильнул от военной службы, прикинувшись дурачком. Для писателя это было словно озарение, в результате которого его давний замысел создать сатирический художественный образ приобрел вполне конкретные очертания. По одной версии, вернувшись домой, Гашек так записал эту тему: «Олух в роте»; по другой, это было сформулировано так: «Солдат, который прикидывался дураком». Весной и летом 1921 года Гашек создает первую часть романа «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Книга принесла Гашеку мировую известность. Бертольд Брехт писал: «Если бы я должен был назвать три произведения, которые в нашем столетии создали мировую литературу, то я сказал бы, что одно из них — «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека». Однажды Гашек зарегистрировался в пражской гостинице, как «Лев Николаевич Тургенев. Родился 3 ноября 1885 года в городе Киеве. Живет в Петрограде. Православный. Частный служащий. Приехал из Москвы. Цель приезда — ревизия австрийского генерального штаба». Из отеля, естественно, тут же настучали, и Ярослава Гашека как опасного русского шпиона под усиленной охраной доставили в полицию. Там Гашек доверительно объяснил стражам порядка, что как лояльный гражданин просто решил проверить, «как в это тяжкое для страны время функционирует государственная полиция». За что и был награжден 5 сутками ареста. #ЯрославГашек #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Одним из прототипов Йозефа Швейка был Франтишек Страшлипка, который служил денщиком поручика Рудольфа Лукаша, командира части, в которой служил и Гашек. Этот Страшлипка, пьяница и бабник, был начинён историями на каждый случай, и все они начинались одинаково: «А вот я знал одного...» Йозеф Швейк – несомненно, самый любимый и колоритный герой Гашека. Собрав воедино образы сослуживцев, и, прежде всего, наделив своего бравого солдата чертами ефрейтора Франтишека Старшлипки, писатель сумел создать не только литературного, но и реального персонажа угасающей австро-венгерской эпохи. И даже поделился со Швейком некоторыми фактами из собственной биографии: оба они до армии занимались странным «бизнесом» - подкрашивали мех беспородных щенков и продавали их как породистых. Сборный образ смешного, причудливого и всеми любимого солдата австро-венгерской империи никого не мог оставить равнодушным. После смерти Гашека в 1923 году началась настоящая погоня за так называемым «брендом Швейка». Его использовали писатели, режиссеры, сценаристы, и, конечно же, смекалистые предприниматели. Даже в наше время Швейк – узнаваемый и всеми любимый малый, которому веришь, и с которым не прочь выпить пару бокалов хорошего пива. Таверны и пабы, использующие бренд Швейка, есть в Австрии, Германии, Польше, России и, очевидно, еще многих странах Европы и не только. ??????????????????? B наши дни сатира Гашека не устарела — она по-прежнему звучит свежо и актуально. 1. В сумасшедшем доме каждый мог говорить все, что взбредет ему в голову, словно в парламенте. 2. Скромность украшает мужчину, но настоящий мужчина украшений не носит. 3. — Наше дело дрянь, — начал он слова утешения. 4. После вакханалий и оргий всегда приходит моральное похмелье. 5. Бросаться направо и налево дерьмом — аргументация более или менее убедительная, но интеллигентный человек даже в состоянии раздражения или в споре не должен прибегать к подобным выражениям. 6. В толстого эрцгерцога вернее попадешь, чем в тощего. 7. Без жульничества тоже нельзя. Если бы все люди заботились только о благополучии других, то еще скорее передрались бы между собой. 8. Беда, когда человек вдруг примется философствовать — это всегда пахнет белой горячкой. 9. Не всем же быть умными. В виде исключения должны быть также и глупые, потому что если бы все были умными, то на свете было бы столько ума, что от этого каждый второй человек стал бы совершеннейшим идиотом. 10. — Не представляю себе, — произнес Швейк, — чтобы невинного осудили на десять лет. Правда, однажды невинного приговорили к пяти годам — такое я слышал, но на десять — это уж, пожалуй, многовато! 11. Пусть было, как было, — ведь как-нибудь да было! Никогда так не было, чтобы никак не было. 12. От стен полицейского управления веяло духом чуждой народу власти. 13. Военно-юридический аппарат был великолепен. Такой судебный аппарат есть у каждого государства, стоящего перед общим политическим, экономическим и моральным крахом. 14. В то время как здесь короля били тузом, далеко на фронте короли били друг друга своими подданными. 15. В другой раз внимательнее приглядывайтесь к тому, с кем купаетесь: в воде всякий голый человек похож на депутата, даже если он убийца. 16. Я сам за собой иногда замечаю, что я слабоумный, особенно к вечеру... 17. Я думаю, что на все надо смотреть беспристрастно. Каждый может ошибиться, а если о чем-нибудь очень долго размышлять, уж наверняка ошибешься. 18. У солдата, которого ведут под конвоем, всегда больше опыта, чем у тех, кто его караулит. 19. Вообще всё на свете вдруг показалось ему таким гнусным и отвратительным, что он почувствовал потребность напиться и избавиться от мировой скорби. 20. — Самое лучшее, — сказал Швейк, — это выдавать себя за идиота. #памятникилитературнымгероям #Швейк #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Первомай в картинах художников. ? Гундобин Евгений Николаевич, «С праздником 1 мая», 1959 ✨Саблин Вячеслав Евгеньевич, «Демонстрация», 1984 ? Чебаков Александр Никитович, «Первомайское утро» Из серии Москва 50-х годов. 1984 ✨Бучкин Петр Дмитриевич, «Всероссийский праздник труда 1 мая 1920 года». 1939 ? Ефанов Василий Прокофьевич, «Люди нашей страны», 1941 ✨ Луппов Сергей Михайлович, «1 мая в Одессе», 1929 ? Попов Игорь Александрович, «1 мая в северной деревне» ✨ Федосов Никита Петрович, «1 мая», 1963 ? Безукладников Герман Александрович, «Щелково. Праздничный день», 1963 ✨ Решин Евсей Исаакович, «На маевке», 1966 #Первомайвкартинах #ПоЧИТАТЕЛИкниг
1 мая 1924 года — 100 лет назад — родился Виктор АСТАФЬЕВ Он был одним из немногих писателей, кого при жизни называли классиком. Он отвечал: «Мне неловко. Когда говорят какие-то высокие слова обо мне, так и хочется крикнуть: Люди! Пощадите меня! Ведь я живой человек!» Творчество писателя в равной степени принадлежит двум направлениям современной литературы, заявившим о себе в 1960-1970-х годах: «окопная правда» и деревенская проза. Виктор Петрович Астафьев родился в деревне Овсянка Красноярского края. В восемь лет он потерял мать, при живом отце оказался в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал, воровал… единственной радостью были книги, которые подросток читал запоем. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — писал впоследствии Виктор Астафьев. «Жизнь, проживаемая человеком, и есть его опыт. Но самый тяжелейший опыт – война. Память, она действительно милосердна. Но в подсознании всё осталось. И когда садишься писать, ты выходишь как бы на связь с подсознанием, этим своим вторым «я», которое и есть бессмертная душа. Оно всё про тебя знает, всё понимает. Ты в жизни от него прячешься, но когда садишься за стол – пишешь им, из него. Больше неоткуда». Свой первый рассказ Виктор Петрович написал, коротая ночное дежурство на колбасном заводе. Темой первого произведения была война, точнее, судьба связиста Моти Савинцева. Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в газете «Чусовской рабочий». Произошло это в 1951 году, и с того момента всю жизнь свою Астафьев посвятил писательскому труду. Все пережитое – неизбывная тоска по погибшей матери и любовь к матери – земле, на которой он вырос выплеснуто им на страницы его произведений. За повести «Пастух и пастушка» и «Последний поклон» Виктор Астафьев в 1975 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени М. Горького, а в 1978 году ему была присуждена премия СССР за повествование в рассказах «Царь – рыба». Астафьев продолжал работать до последнего дня, из под его пера выходили новые «Затеси», военные рассказы. Они были опубликованы в 2000 году в книге под названием «Пролетный гусь», которая оказалась последней книгой писателя. В ноябре 2001 года Виктора Петровича Астафьева не стало… (художник Павел Шердаков, Писатель В.П. Астафьев на "Огоньке") #ВикторАстафьев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
1 мая 1925 года родился Игорь АКИМУШКИН, советский ученый-биолог, автор научно-популярных книг о жизни животных. Игорь Акимушкин является автором 96 научно-художественных, научно-популярных и детских произведений о животных. Его первые книги для детей появились в 1961 году: «Следы невиданных зверей» и «Тропою легенд: Рассказы о единорогах и василисках». Их живой язык, увлекательный, полный тайн и загадок сюжет, интерес к природе и науке вызвали среди детей и подростков большой успех. Для малышей Игорь Иванович написал целый ряд книжек, используя приемы, которые характерны для сказок и путешествий. Это: «Жила-была белка», «Жил-был бобр», «Жил-был ежик», «Животные-строители», «Кто без крыльев летает?», «Разные звери», «Чем кролик на зайца не похож» и др. В них юный читатель вместе с автором путешествует по лесу, вдоль берегов речки, знакомится с семейкой ежиков, строит вместе с бобрами плотину, запасает с белками орешки на зиму, изучает повадки зверей и вместе с тем он познает новую для себя науку — зоологию. Для подростков Акимушкин написал книги уже более сложного жанра — энциклопедические: «Животные речные и морские», «Занимательная биология», «Исчезнувший мир», «Трагедия диких животных» и др. Несмотря на казалось бы серьезный научный материал, все они тем не менее читаются легко и с интересом, учат мыслить и совершать открытия. «Мир животных» — это самый известный труд Игоря Ивановича Акимушкина, выдержавший несколько переизданий. В них обобщен огромный научный материал, использована более современная схема классификации животного мира, много разнообразных фактов из жизни животных, птиц, рыб, насекомых и пресмыкающихся, прекрасные иллюстрации, фотографии, забавные истории и предания, случаи из жизни и заметки наблюдателя-натуралиста. #ИгорьАкимушкин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Михаил Исаковский Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? Пошел солдат в глубоком горе На перекресток двух дорог, Нашел солдат в широком поле Травой заросший бугорок. Стоит солдат — и словно комья Застряли в горле у него. Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, Героя — мужа своего. Готовь для гостя угощенье, Накрой в избе широкий стол,- Свой день, свой праздник возвращенья К тебе я праздновать пришел…» Никто солдату не ответил, Никто его не повстречал, И только теплый летний ветер Траву могильную качал. Вздохнул солдат, ремень поправил, Раскрыл мешок походный свой, Бутылку горькую поставил На серый камень гробовой. «Не осуждай меня, Прасковья, Что я пришел к тебе такой: Хотел я выпить за здоровье, А должен пить за упокой. Сойдутся вновь друзья, подружки, Но не сойтись вовеки нам…» И пил солдат из медной кружки Вино с печалью пополам. Он пил — солдат, слуга народа, И с болью в сердце говорил: «Я шел к тебе четыре года, Я три державы покорил…» Хмелел солдат, слеза катилась, Слеза несбывшихся надежд, И на груди его светилась Медаль за город Будапешт. 1945 (художник?) #МихаилИсаковский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр Твардовский Рассказ танкиста Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют… Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу. Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал… Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить. 1942 #АлександрТвардовский #ПоЧИТАТЕЛИкниг