Константин Бальмонт Русский язык Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье, В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше. Березовая роща. Свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше. Журчание подземного ключа. Весенний луч, играющий по дверце. В нем Та, что приняла не взмах меча, А семь мечей в провидящее сердце. И снова ровный гул широких вод. Кукушка. У колодца молодицы. Зеленый луг. Веселый хоровод. Канун на небе. В черном — бег зарницы. Костер бродяг за лесом, на горе, Про Соловья-разбойника былины. «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре. В саду осеннем красный грозд рябины. Соха и серп с звенящею косой. Сто зим в зиме. Проворные салазки. Бежит савраска смирною рысцой. Летит рысак конем крылатой сказки. Пастуший рог. Жалейка до зари. Родимый дом. Тоска острее стали. Здесь хорошо. А там — смотри, смотри. Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали. Чу, рог другой. В нем бешеный разгул. Ярит борзых и гончих доезжачий. Баю-баю. Мой милый. Ты уснул? Молюсь. Молись. Не вечно неудачи. Я снаряжу тебя в далекий путь. Из тесноты идут вразброд дороги. Как хорошо в чужих краях вздохнуть О нем — там, в синем — о родном пороге. Подснежник наш всегда прорвет свой снег. В размах грозы сцепляются зарницы. К Царь-граду не ходил ли наш Олег? Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы? И ты пойдешь дорогой Ермака, Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!» Тебя потопит льдяная река, Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге. Поняв, что речь речного серебра Не удержать в окованном вертепе, Пойдешь ты в путь дорогою Петра, Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи. Гремучим сновиденьем наяву Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре, Венчая полноводную Неву С Янтарным морем в вечном договоре. Ты клад найдешь, которого искал, Зальешь и запоешь умы и страны. Не твой ли он, колдующий Байкал, Где в озере под дном не спят вулканы? Добросил ты свой гулкий табор-стан, Свой говор златозвонкий, среброкрылый, До той черты, где Тихий океан Заворожил подсолнечные силы. Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог, Как радуга над нашим водоемом. Ты в черный час вместишься в малый вздох. Но Завтра — встанет! С молнией и громом! 1924 (художник Татьяна Черных) #КонстантинБальмонт #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Вадим Шефнер Детство Ничего мы тогда не знали, Нас баюкала тишина, Мы цветы полевые рвали И давали им имена. А когда мы ложились поздно, Нам казалось, что лишь для нас Загорались на небе звезды В первый раз и в последний раз. ...Пусть не все нам сразу дается, Пусть дорога жизни крута, В нас до старости остается Первозданная простота. Ни во чьей (и не в нашей) власти Ощутить порою ее, Но в минуты большого счастья Обновляется бытие, И мы вглядываемся в звезды, Точно видим их в первый раз, Точно мир лишь сегодня создан И никем не открыт до нас. И таким он кажется новым И прекрасным не по летам, Что опять, как в детстве, готовы Мы дарить имена цветам. (ирландский художник-сюрреалист Jimmy Lawlor) #ВадимШефнер #детство #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Лев Николаевич Толстой очень любил сладкое. Варенье в их доме не переводилось, и в основном все оно было «яснополянское». Всем хозяйством и кухней в имении заведовала сама графиня Софья Андреевна. Широко известна поваренная книга, в которую она записывала лучшие рецепты. Среди них есть и рецепты варенья. А в Ясной Поляне его варили из клубники, земляники, груши, яблок, персика, крыжовника, сливы, вишни, смородины и даже из дыни и померанца. Вот рецепт померанцевого варенья от Софьи Андреевны: «На 1 фунт померанцев взять два фунта сахару; на каждый фунт сахару по 3 чайные ложки воды. С померанцев срезать кожуру (как можно тоньше) и изрезать ее длинненькими кусочками, очистить всю белую кожу, померанцы нарезать кружочками, вынимая зернышки. Выжать сок с двух лимонов, а кожу обрезать и изрезать. Сперва положить сахар, налить водою, положить кожу и варить; потом положить померанцы». Померанец — растение из рода цитрусовых, имеет кисло-горький вкус и практически не употребляется в сыром виде. Его используют для производства сока, эфирного масла, освежительных напитков, мармелада и варенья. Лев Толстой, хотя сам и не вникал в хозяйственные хлопоты, но все тонкости процесса варки варенья знал не понаслышке, о чем свидетельствует эпизод из «Анны Карениной». « …нынче там варилось варенье по новой для Агафьи Михайловны методе, без прибавления воды. Кити вводила эту новую методу, употреблявшуюся у них дома. Агафья Михайловна, которой прежде было поручено это дело, считая, что то, что делалось в доме Левиных, не могло быть дурно, все-таки налила воды в клубнику и землянику, утверждая, что это невозможно иначе; она была уличена в этом, и теперь варилась малина при всех, и Агафья Михайловна должна была быть приведена к убеждению, что и без воды варенье выйдет хорошо». (художник Илья Репин, Портрет Льва Толстого с женой. 1907) #ЛевТолстой #варенье #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Художник Robert Panitzsch #чтениевживописи #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Алексей Апухтин О, боже, как хорош прохладный вечер лета, Какая тишина! Всю ночь я просидеть готов был до рассвета У этого окна. Какой - то тёмный лик мелькает по аллее, И воздух недвижим, И кажется, что там ещё, ещё темнее За садом молодым. Уж поздно... Всё сильней цветов благоуханье, Сейчас взойдёт луна... На небесах покой, и на земле молчанье, И всюду тишина. Давно ли в этот сад , в чудесный вечер мая Входили мы вдвоём? О, сколько, сколько раз его мы не смолкая, Бывало обойдём! И вот я здесь один, с измученной, усталой Разбитою душой. Мне хочется рыдать, припавши, как бывало, К груди твоей родной... Я жду ... Но не слыхать знакомого привета, Душа болит одна... О, боже, как хорош прохладный вечер лета, Какая тишина! 1859 год (художник Евгений Балакшин, «Вечерний натюрморт») #АлексейАпухтин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Федерико Гарсиа Лорка Август Персики и цукаты, и в медовой росе покос. Входит солнце в янтарь заката, словно косточка в абрикос. И смеётся тайком початок смехом жёлтым, как летний зной. Снова август. И детям сладок смуглый хлеб со спелой луной. Перевод А.Гелескула (художник Геннадий Кириченко, «Натюрморт с абрикосами») #ФредерикоГарсиаЛорка #август #ПоЧИТАТЕЛИкниг
27 июля 1784 года, в Москве родился Денис ДАВЫДОВ, русский поэт и один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года. Его будущее определил Суворов, дружбой с ним гордился Пушкин, он переписывался с Вальтером Скоттом, а Наполеон Бонапарт считал его личным врагом и приказал не брать в плен, а расстрелять на месте. Денису было девять лет, когда в имение его отца, командира Полтавского легкоконного полка, заехал в гости Александр Васильевич Суворов. Оглядев двух сыновей своего давнего сослуживца и друга бригадира Василия Денисовича Давыдова, Суворов, указывая на Дениса, сказал: «Этот у тебя удалой, будет военным. Я еще не умру, а он уже три сражения выиграет». 15 лет от роду, в 1801 году, Давыдов поступил на службу в Кавалергардский полк в Петербурге. В 1803 он уже поручик. Но карьера в гвардии «сломалась», едва начавшись – Давыдова перевели в Белорусский гусарский полк. Так с кавалергардами поступали крайне редко и только за три смертных греха: трусости в бою, казнокрадства или шулерства в карточной игре. А Дениса Давыдова «сослали» за стихи и басни. Юный кавалергард обидно и едко высмеивал рифмованными строками первых лиц государства Российского. Свою славу Денис Давыдов заслужил на полях сражений Отечественной войны 1812 года. Давыдов предложил князю Багратиону создать летучий партизанский отряд. Приказ Багратиона о создании такого отряда под командованием Давыдова был одним из его последних распоряжений перед Бородинским сражением, где он был смертельно ранен. Под командой поэта-воина 50 гусар и 80 казаков в первом же «поиске» захватили в плен у Царева Займища на Смоленской дороге 370 французов, отбив при этом 200 наших пленных, телегу с патронами и девять телег с провиантом. Партизаны Давыдова, к которым в большом числе присоединялись крестьяне, наносили такой урон противнику на прифронтовых коммуникациях, что Наполеон объявил Давыдова своим личным врагом и приказал при поимке расстрелять его на месте. Давыдов был удачлив и смел, это была его война... Герой на войне, он стал не особо нужен в мирное время. Так всегда бывает после всех войн. Давыдов немного не дожил до того дня, когда, в связи с 25-летием победы над Наполеоном, готовилось торжественное открытие памятника на Бородинском поле. Денис Давыдов написал прошение императору Николаю I о перенесении праха князя Багратиона к святому для всех русских месту. Предложение царем было принято, и Денис Васильевич должен был сопровождать гроб Петра Ивановича Багратиона к месту его героической гибели. Умер Денис Давыдов как в бою – внезапно. (Джордж Доу, Портрет Дениса Васильевича Давыдова) #ДенисДавыдов #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Счастливый прекрасный день. Деревенскому дому, в котором я опять провожу лето, полтора века. И мне всегда приятно вспоминать и чувствовать его старину. Старинный, простой быт, с которым я связан, умиротворяет меня, дает отдых среди моих постоянных скитаний… Еще утро, легкий ветерок проходит иногда по комнате, — открыты все окна. Которое нынче число? Если бы я даже не знал какое, я бы и так, кажется, мог сказать, что это конец июля, — так хорошо знаю я все малейшие особенности воздуха, солнца всякой поры года. В то окно, что влево от меня, косо падает на подоконник радостный и яркий солнечный свет и глядит зеленая густота сада, блестящая под солнцем своей несметной листвой, в глубине своей таящая тень и еще свежую прохладу и то замирающая, затихающая, то волнующаяся и тогда доходящая до меня шелковистым, еще совсем летним шорохом… Уже по одному тому, как высока крапива, мог бы я безошибочно определить, какое сейчас время лета. А кроме того, сколько едва уловимых, но мне столь знакомых, родных с детства, совсем особых запахов, присущих только рабочей поре, косьбе, ржаным копнам! И течет, течет мое спокойное, родное, счастливое деревенское летнее утро. Смотрю на пятна тени, косо испещрившей под елками ограду, на крапиву, на бабочку; потом на тихо колеблющуюся возле окон серо-зеленую бахрому корявых горизонтальных сучьев пихты, на воробьев, иногда садящихся на солнечный подоконник и с живым, милым, как будто чуть-чуть насмешливым любопытством оглядывающих мою комнату… Иван Бунин. Дневник 27 июля 1917 года (художник Владимир Жданов) #ИванБунин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Мирра Лохвицкая Предчувствие грозы В душу закралося чувство неясное, Будто во сне я живу. Что-то чудесное, что-то прекрасное Грезится мне наяву. Близится туча. За нею тревожно я Взором слежу в вышине. Сердце пленяет мечта невозможная, Страшно и радостно мне. Вижу я, ветра дыхание вешнее Гнёт молодую траву. Что-то великое, что-то нездешнее Скоро блеснет наяву. Воздух темнеет... Но жду беззаботно я Молнии дальней огня. Силы небесные, силы бесплотные, Вы оградите меня! (художник Станислав Жуковский) #МирраЛохвицкая #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Фёдор Тютчев РАДУГА Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла — Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, Лови его — лови скорей! (художник Елена Лебедева, «Радуга») #ФёдорТютчев #ПоЧИТАТЕЛИкниг
26 июля 1856 года родился Джордж Бернард ШОУ, британский писатель и драматург, Нобелевский лауреат Детство Шоу сложно назвать безоблачным — отец его крепко выпивал, в семье постоянно случались ссоры. Главной отрадой Джорджа были книги и музыка. Литератором мальчик задумал стать с самого детства — и упорно шел к своей месте. Его рукописи долгое время не желали печатать, а гонорары за то, что все же удавалось пропихнуть, были смехотворными. В 1892 году сменившему формат репертуара театру «Корт» пригодились сразу несколько его пьес и дальше дела литератора, пусть и с переменным, но всё же успехом, стали продвигаться. В 1925 году писателю присудили Нобелевскую премию по литературе, но Шоу не поехал за ней — он был противником премий по сути. Награду вручили послу Великобритании в Швеции. Позже лауреат учредил на эти деньги англо-шведский литературный фонд для переводчиков. Шоу продолжал писать пьесы до глубокой старости – писатель прожил на свете 94 года – и за шесть с лишним десятилетий творческой деятельности создал более полусотни пьес, многие из которых стали очень известными («Андрокл и лев», «Пигмалион», «Кандида», «Поживем - увидим», «Человек и сверхчеловек», «Майор Барбара», «Врач перед дилеммой», «Назад, к Мафусаилу»). (Портрет Бернарда Шоу английской художницы Лауры Найт, 1942) #БернардШоу #ПоЧИТАТЕЛИкниг