Перед вами - меню известного ленинградского ресторана "Метрополь" от 1971 года. Советская система общественного питания - "Общепит" - одна из тех сторон советской действительности, которая с трудом может вызвать ностальгию. Основанный в самом начале XIX века, питерский ресторан "Метрополь" во все времена считался легендарным. В эпоху СССР это был элитный ресторан, обслуживавший гостей самого высокого уровня, включая Генсека ЦК КПСС и видных зарубежных гостей. Помимо прочего, ресторан славился своим собственным кондитерским цехом. Однако, как видим, бич советской экономики - дефицит - не обходил стороной даже это элитное заведение. Хотя как знать, быть может, скудное меню из нашей коллекции касалось лишь обычных граждан - клиентов "Общепита", в то время как для важных гостей выбор был куда богаче.
Другие записи сообщества
Страница из журнала Illustrated London News от 6 февраля 1892 года с изображением сцены голода в России, когда крестьяне снимают солому с крыши, чтобы прокормить домашний скот. Иллюстрация отражает пристальное внимание мирового сообщества к голоду, охватившему в 1889-1892 годах 29 губерний Российской империи, жертвами которого, по разным подсчетам, стали 1,75 млн.человек. Причиной голода стали неурожаи, поразившие самые плодородные регионы страны — Черноземье и Поволжье, а также необдуманная политика российских властей, наращивавших экспорт зерна в ущерб внутреннему рынку.
Творения этого талантливого и искрометного человека нередко приписывали себе совершенно посторонние люди: полицейские надзиратели, военные дирижеры, музыкальные издатели да и просто кто угодно. Он особо не возражал. Во-первых, трудно возражать сильным мира сего, когда сам ты - польский еврей, чудом попавший в полковой оркестр 51-го Литовского полка, шефом которого числился сам цесаревич Алексей. А во-вторых, такой уж характер был у "Яши-флейтиста", как его называли Марина Цветаева и её сестра Анастасия, не раз вспоминавшие, как талантливый, но безалаберный музыкант разбрасывался своими произведениями, так ничего на них и не заработав. А тем временем произведения эти гремели на всю Российскую империю, да и в современной России они прекрасно известны. Речь идет о двух маршах с очень похожей, но всё же отличающейся мелодией. Это знаменитое "Прощание славянки", авторство которого приписывают военному дирижеру Василию Агапкину, и марш "Тоска по Родине", автором которого чаще всего называют композитора Д.Трифонова. До революции марш "Тоска по Родине" пользовался широчайшей известностью в России. Он был написан в 1905 году, и в разное время ноты его издавались под авторством Ф.Кроупа, В.Фролова, М.Штайнберга и др. Фортепианные ноты марша в 1907 году были изданы в Симферополе под фамилией Д.М.Трифонова и неплохо разошлись, так что впоследствии именно Трифонов и считался автором мелодии. Но увы, не было в Симферополе и даже в Российской империи композитора с фамилией Трифонов. Зато был в Симферополе квартальный надзиратель Д.М.Трифонов, в том самом 1907 году выдавший заветную "справку о благонадежности" еврею-капельмейстеру 51-го Литовского пехотного полка, расквартированного в Крыму, Якову Исааковичу Богораду. Тому нужна была справка для того, чтобы получить разрешение на издание «Партитурного сборника военной музыки» для своего оркестра. Надо сказать, что композитором Яков Богорад был крайне талантливым и плодовитым. В каталоге Российской государственной библиотеки числятся более 160 музыкальных произведений, сочиненных, аранжированных и изданных Яковом Богорадом за всю его жизнь. В 1911 году на даче Максимилиана Волошина он познакомился с сестрами Мариной и Анастасией Цветаевыми - и те долго потом рассказывали о непутевом "Яше-флейтисте", который так ничего и не заработал на своей "Тоске по Родине". Годом позже, в 1912 г., в свет выходит марш "Прощание славянки" - в нём не просто чувствуется рука Богорада, а целые музыкальные фразы из "Тоски по Родине", но марш приписывают военному дирижеру Агапкину, никогда до этого марши не писавшему. В чем причина? Сам автор не считал свои марши чем-то выдающимся и легко дарил свои сочинения? Или кто-то высочайший счел, что не пристало выставлять автором самых "русских" военных маршей польского еврея? Надо сказать, что и сам Яков Богорад никогда, даже после революции, не заявлял своих прав на оба марша. Правда, его никто и не спрашивал. После революции Яков Богорад остался в родном Симферополе, где работал педагогом в Крымской консерватории, пережил Гражданскую войну. Не оставил он своего города и с началом Великой Отечественной. Летом 1941 года Богорад был арестован фашистами и вместе с тысячами других крымских евреев расстрелян в противотанковом рву на 10-м километре Феодосийского шоссе. Сейчас на месте этого массового расстрела стоит памятный знак. О том, что здесь нашел свое пристанище наиболее вероятный автор двух главных военных маршей России, знают немногие.
Мало кому известно, что в начале XX века в Российской империи могла появиться новая императрица. Тяжело заболевший тифом в 1900 году император Николай II всерьез подумывал над тем, чтобы передать престол своей старшей дочери Ольге, которой тогда было всего 5 лет. Правда, со времен Павла I закон предписывал: престол наследуется только по мужской линии, поэтому в окружении Николая начали искать пути обхода этого ограничения. Например, выдать Ольгу замуж за правильного кандидата, который впоследствии будет управлять страной вместо Николая II. Впрочем, осуществлять этот план не потребовалось: император успешно поправился, но мысль о том, чтобы организовать какую-нибудь интригу с целью сменить императора, ведущего Россию к катастрофе, до самой революции будоражила умы придворных.
"Зачем быть бледнолицым, если зимний загар стоит всего 11,95$?" - спрашивает читателя эта реклама с обложки Sports Illustrated за 18 января 1960 года. Полуобнаженная загорелая женщина, прикрытая лишь полотенцем, должна была служить весомым аргументом в пользу покупки набора для загара от компании General Electric, включавшего в себя ультрафиолетовую лампу, крем для загара и солнцезащитные очки. К тому времени солярии еще не изобретены - они появятся лишь два десятилетия спустя (Фридрих Вольф зарегистрирует своё изобретение в 1979 году). Не знают люди и о том, что чрезмерные солнечные ванны могут вызывать рак кожи. Зато все знают, что загорелое тело ассоциируется с успехом и достатком – ведь возможность загорать на роскошных морских пляжах была доступна преимущественно людям из высшего общества. Недаром в тексте на рекламе упоминается потрясающий back-from-the-Bahamas-look (вид как у вернувшегося с Багам), который может обрести вся семья покупателя волшебной "солнечной лампы". Надо сказать, что так позитивно загорелое тело воспринималось не всегда. До этого загорелые руки и лицо, напротив, свидетельствовали о "низком происхождении" их обладательницы. Бытует анекдот, будто бы княжну Волконскую однажды не пустили на бал из-за случайно загоревших на солнце рук. А при дворе испанской королевы Изабеллы провинившихся фавориток оставляли загорать на солнце – это на время закрывало для них вход в “высшее общество”. Стремление к бледности любой ценой дало импульс к развитию бытовой химии (косметикой назвать её не всегда язык поворачивается). Так, достоверно известно, что модницы всех времён и народов – от римских матрон до европейских красавиц XIX века – ради сохранения белизны рук и бледности кожи прибегали к самым ужасающим, по нынешним меркам, средствам. Они ели известку, пили сурьму и мышьяк, травили себя ртутью и радиоактивным радием – и всё ради благородной бледности, нередко заканчивавшейся для них трагически. Но всё изменила Габриель Шанель, которая, по легенде, в 1920-е годы однажды неосторожно выставила на солнце руки и ноги и ничтоже сумняшеся заявила, что “кожа цвета аспирина” болезненна и некрасива. С тех пор мода на загар не проходит во всем мире - за исключением, разве что, Японии, где незагорелая кожа и сегодня считается признаком здорового и достойного человека.
Предсмертная записка Вирджинии Вульф, британской писательницы - автора романов «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927) и «Орландо» (1928). 28 марта 1941 года писательница, надев пальто, наполнила карманы камнями и утопилась в реке Оуз. Своему мужу Леонарду она оставила письмо следующего содержания: «Мой дорогой, я уверена, что снова схожу с ума. Я чувствую, что мы не сможем пережить это заново. И на этот раз я не поправлюсь. Я начинаю слышать голоса. Я не могу сосредоточиться. Поэтому я приняла единственно верное решение и делаю то, что кажется мне наилучшим. С тобой я была счастлива абсолютно. Ты был для меня всем, о чём я только могла мечтать. Не думаю, что два человека могли бы быть счастливее, чем были мы, пока не пришла эта страшная болезнь. Я больше не в силах бороться. Я знаю, что порчу тебе жизнь, что без меня ты мог бы работать. И ты сможешь, я уверена. Видишь, я даже не могу подобрать нужных слов. Я не могу читать. Я просто хочу, чтобы ты знал — за всё счастье в моей жизни я обязана тебе. Ты был безмерно терпелив со мной и невероятно добр. Все это знают. Если кто-нибудь и мог бы спасти меня, это был бы ты. Всё ушло. Всё оставило меня, кроме уверенности в твоей доброте. Я просто не могу больше портить твою жизнь. Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливеe, чем были мы». Вирджиния Вулф считается одним из самых значимых авторов-модернистов 20 века. Ее произведения переведены на более чем пятьдесят языков. Вульф также известна влиянием, которое она оказала на литературную, в частности феминистскую, критику.
Купец Николай Стахеев, построивший в 1890 г. роскошный дворец на Новой Басманной улице, невольно стал прообразом «отца русской демократии» Кисы Воробьянинова. Эмигрировав в #Париж после революции 1917 года, в 1918 г. он тайно вернулся в свой дом за спрятанным перед побегом золотом, но был пойман чекистами и допрошен лично Дзержинским. В итоге он указал чекистам на клад и был отпущен во Францию. На обнаруженные деньги власти построили #ДКжелезнодорожников, а дворец Стахеева был передан под Дом детей железнодорожников. Об этой истории в своё время узнали корреспонденты главной газеты железнодорожников #Гудок Ильф и Петров, положившие её в основу романа «12 стульев». Сам дворец Стахеева принадлежит #РЖД, в нём по-прежнему располагается дом детей железнодорожников.
Будущий водочный король России Пётр Арсеньевич #Смирнов учился винному делу на фабрике своего дяди, купца Ивана Алексеевича Смирнова, купившего участок со старинными палатами на Берсеневской набережной в Москве и открывшего здесь восточное производство. Сейчас в этом здании близ комплекса #КрасныйОктябрь расположен #ресторан #Пескаторе, в его подвалах можно увидеть остатки палат XVII века.
Открытка времён Гражданской войны в Испании, посвящённая чудесному спасению национальной святыни — статуэтки Богоматери Nuestra Señora del Pilar во время бомбардировки кафедрального собора в г.Сарагоса самолётом республиканцев 3 августа 1936 года. Три бомбы, пробив крышу здания, упали внутрь храма, где уже более 1000 лет хранится святыня, и ни одна из них не взорвалась…
Убийца Льва Троцкого — советский агент испанского происхождения революционер и боевик Рамон Меркадер даёт показания мексиканской полиции. Операция по убийству Троцкого была разработана в НКВД и носила кодовое название «Утка». После смерти Рамон Меркадер был похоронен на Ваганьковском кладбище под именем Лопес Рамон Иванович.
Бронзовая медаль «За победу в гражданской войне в Испании 1936-1939 г.» Учреждена генералиссимусом Франциско Франко в 1939 году в ознаменование победы в гражданской войне. Колодка обтянута лентой с цветами испанского флага. На обратной стороне колодке булавка для фиксации медали на одежде. На лицевой стороне этого металлического знака аллегорическое изображение богини Победы в виде крылатой женщины с мечом в правой руке и католическим крестом в левой. Под изображением женщины можно увидеть ярмо и стрелы – символ ультраправой политической партии Испанская Фаланга (Falange Española). Ниже расположена надпись «18 Julio 1936 Alzamento» (Восстание 18 июля 1936). На оборотной стороне изображение двух солдат-националистов с ружьями на марше и фалангиста со знаменем в центре и надпись «1 Abril 1939 Victoria».