Перед вами — единственное прижизненное фото Николая Васильевича Гоголя. Снимок был сделан в 1845 году в Риме придворным фотографом Сергеем Левицким (он, кстати, приходился двоюродным братом А.Герцену). В столицу Италии фотограф был отправлен, чтобы сделать подарок вице-президенту российской Академии художеств графу Федору Толстому от его бывших подопечных — русских художников, проживавших в Италии. Приехав в Рим, Левицкий узнал, что там же находится и Н.В.Гоголь, к тому времени уже 10 лет проживавший в Италии. Тогда Левицкий уговорил писателя сняться на дагерротип вместе с остальными художниками. Позже, в 1902 году, к 50-летию со дня смерти Гоголя, в студии Карла Фишера изображение Николая Васильевича было переснято из этого группового фото. А отправиться за границу Гоголь надумал 18 июня 1836 года. На это решение его подтолкнула реакция общественности на недавнюю премьеру «Ревизора» в Александринском театре. На спектакле присутствовал Николай I, так что зрители вели себя, ориентируясь на поведение императора. Николай Васильевич был столь возмущен, что даже не смог досидеть до конца постановки, а потом все сокрушался: «Никто, никто, никто не понял! Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях». В таких раздосадованных чувствах Гоголь отправился с Английской набережной Санкт–Петербурга на маленьком кораблике в Кронштадт, там пересел на пароход «Николай Первый» и отбыл за границу. Свой внезапный отъезд Николай Васильевич объяснял так: «Еду разгулять свою тоску, глубоко обдумать все свои обязанности авторские, свои будущие творения. На Руси есть такая изрядная коллекция гадких рож, что невтерпеж мне пришлось глядеть на них. Даже теперь плевать хочется, когда об них вспоминаю». Поистине бессмертные слова. #фото #история #гоголь #италия #рим #Россия #литература #XIXвек #фотография #герцен #ИсторияОднойФотографии
Другие записи сообщества
Трудно поверить, но на этих снимках запечатлена Москва … 1842 года. До отмены крепостного права в России остается целых 19 лет, страной правит император Николай I. Это самые старые фотографии Москвы, до нашего времени дошли лишь три из них. Сделал их француз по имени Ноэль-Мари Пеймаль Леребур. Строго говоря, это не фотографии в современном смысле слова, а дагеротипы — по сути те же фотографические изображения, но которые проявляли парами ртути на металлической пластине с посеребренным слоем. Такие изображения еще называли «зеркалом с памятью». Ноэль-Мари Пеймаль в начале XIX века владел фирмой оптических инструментов, где совершенствовал технику дагеротипии вместе с самим Луи Дагером. В 1841 году Леребур отправил своих учеников во все уголки мира с тем, чтобы они запечатлели виды знаковых для истории и человечества мест (участвовал ли он сам в экспедиции — не известно). По итогам поездки предприимчивый француз собрал все дагеротипы и создал уникальный исторический фотоальбом «Excursions Daguerrienne, représentant les vues et monuments les plus remarquables du globe». Сборник, изданный в Париже в 1842 году, содержал более 100 видов Европы, Африки и Ближнего Востока. Оказались в нем и снимки Москвы. На основе полученного дагеротипа француз сделал гравюру (это единственный способ применить дагеротип для печати): отретушированная и раскрашенная, она и вошла в упомянутое французское издание. Кстати, Леребур не удержался и кое-где прибегал к «дополненной реальности». Так, на снимке Кремля (со строящимся Большим кремлевским дворцом) он добавил прогулочную лодочку на Москва-реке, а на другом, где изображена Берсеневская набережная и церковь Николая Чудотворца (ещё без колокольни — её построят только в 1854 году), добавил фигурки людей на нижней границе снимка. Возможно, что плодом фантазии автора стали и повязки с лошадьми у Покровского собора (Храм Василия Блаженного). Однако остальные детали снимков по сути являются точными фотографиями Москвы первой половины XIX века. #москва #историямосквы #фотография #фото #xixвек, #кремль #раритет #путешествия #берсеневка #краснаяплощадь #москварека #храм
Эти столь непохожие, казалось бы, фотографии разных лет объединяет одно: все они сделаны на Лобном месте в Москве. За свою почти 500 летнюю историю это круглое белокаменное возвышение на Красной площади чего только не видело: Иван Грозный выступал с него с покаянной речью, Лжедмитрий I сулил москвичам свободы, в XVIII веке на нём состоялась «гражданская казнь» убийцы и садистки Дарьи Салтыковой, которой за её злодеяния Екатерина II даже запретила именоваться женщиной. После революции советские власти неоднократно пытались найти Лобному месту иное, более отвечающие задачам пропаганды назначение. Первым его освоил вождь мирового пролетариата: Владимир Ленин выступил с Лобного места с воззванием к трудящимся 1 мая 1919 года — по случаю Дня солидарности. В том же году на Лобном месте установили памятник «Степан Разин с ватагой» работы знаменитого скульптора Сергея Коненкова. В 1928 году, опять же к Первомаю, здесь разместили скульптуру «Интернациональная солидарность». К Параду Победу в июне 1945 года, как говорили, по замыслу самого И.В.Сталина, на Лобном месте заработал «Фонтан Победителей». Весной 1961 года на Лобном месте появился еще один монумент, на этот раз посвященный советским космонавтам. Невооруженным глазом видно, что это был прообраз памятника «Покорителям космоса», который спустя 3 года установят у #ВДНХ. В конце-концов Лобное место оставили в покое, и вот уже пять десятилетий оно стоит почти в первозданном виде. Быть может, до следующей «яркой идеи»… #Москва #Краснаяплощадь #ИсторияМосквы #МояМосква #ЦАО #История #Россия #СССР #космос #Победа #Ленин #РоссийскаяИмперия
Это едва ли не единственный орден в мире, выдававшийся «за любовь». Да-да, не за любовь к чему-то, а просто — «За любовь и Отечество». Девиз этот больше напоминает тост, нежели указание заслуги. Орден Святой Великомученицы Екатерины был учрежден Петром Первым в честь его второй жены Екатерины Алексеевны. На его обратной стороне есть девиз «Трудами сравнивается с супругом». Формально этот орден считался вторым по старшинству в иерархии наград Российском Империи с 1714 по 1917 годы. Единственной при жизни Петра обладательницей ордена стала, разумеется, сама Екатерина Первая, получившая его после неудачного для императора Прутского похода 1711 года. Турки окружили русскую армию под Яссами, ей грозило полное фиаско и позорное пленение. В трудную минуту Екатерина оказала мужу моральную поддержку и, пожертвовав драгоценностями, помогла откупиться от неприятеля. В результате дело закончилось перемирием. Как написано в «Гистории Свейской войны», Пётр I «… сам наложил на ея величество новоучиненную кавалерию ордина Святыя Екатерины, который орден учинен в память бытности её величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужская персона видима всеми была.» К слову, Орден Святой великомученицы Екатерины есть в России и сейчас — он был учреждён Указом президента РФ Дмитрия Медведева в 2012 году и вручается известным своей высокой духовно-нравственной позицией и милосердием россиянам, а также иностранцам за выдающийся вклад в миротворческую, гуманитарную и благотворительную деятельность. Правда, слова «любовь» на его ленте уже нет. #история #РоссийскаяИмперия #Россия #геральдика #екатерина #ПетрВеликий #любовь
Это довольно необычное изображение А.С.Пушкина сделано рукой самого поэта. В 1824 году Пушкин был уволен с военной службы «без награждения чином». В связи с этим, когда в 1829 году Пушкин был отправлен на Кавказ и принял участие в Арзрумском походе против Турции, он, к изумлению как других офицеров, так и турок, ездил верхом с оружием, одетый в чёрный сюртук и цилиндр. Из-за этого русские солдаты часто принимали его за священника (и даже прозвали драгунским батюшкой), а местные турки считали лекарем. Как писал сам Пушкин в своей книге «Путешествие в Арзрум», «когда гулял я по городу, турки подзывали меня и показывали мне язык — принимали меня за лекаря. Это мне надоело, я готов был отвечать им тем же». Воевал, впрочем, #Пушкин не долго и был вскоре выведен из войска по приказу генерала Раевского. Считается, что главной причиной высылки Пушкина были отнюдь не опасения за его жизнь, а его довольно частые встречи с некоторыми декабристами, сосланными сюда рядовыми. #история #россия #маленькиеистории #факты #кавказ #турция #декабристы #амуниция #рисунок #война
Любопытное и мало кому известное совпадение: первая женщина-воздухоплаватель в России носила ту же фамилию, что и первый советский космонавт. 3 октября 1803 года княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина - внучка генерал-фельдмаршала Никиты Юрьевича Трубецкого и племянница фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского - стала единственной московской дамой, принявшей приглашение бывшего инспектора революционной французской армии, изобретателя парашюта и страстного воздухоплавателя Андре-Жака Гарнерена подняться на борт воздушного шара. Дело было в Москве при большом стечении народа где-то за Земляным валом - вполне вероятно, что в огромном и роскошно обставленном саду только что построенного дворца графа Алексея Кирилловича Разумовского (ныне здание Министерства Спорта РФ на ул.Казакова). Аэростат с отважной дамой и французским экстремалом поднялся на высоту около двух километров, пролетел 30 миль и благополучно, хотя и несколько неожиданно для хозяев, приземлился в полях усадьбы поэта Петра Андреевича Вяземского в Остафьево близ Подольска. Сам поэт долго потом хранил шар у себя в имении и часто шутил о том, что настоящая слава пришла к нему после прилета княгини Гагариной. Кстати, вскоре Петр Андреевич породнился с княгиней, взяв замуж ее дочь Веру. На момент полета княгине Прасковье Гагариной было без малого 39 лет, она была вдовой, но при этом пользовалась большим вниманием со стороны сильной половины человечества: знаки внимания ей оказывали князь Иван Долгоруков и историк Николай Карамзин, а Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический за какую-то двусмысленную шутку даже прилюдно получил от княгини пощечину - это случилось во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг, на которую княгиня отправилась вместе со своим мужем - генерал-майором князем Федором Сергеевичем Гагариным. К слову, весной следующего, 1804 года, в путешествие на воздушном шаре отправилась еще одна отважная россиянка - пензенская дворянка Александра Турчанинова, чей полет в предгрозовую погоду был описан "Московскими ведомостями", а потому на протяжении долгого времени именно она считалась первой женщиной, совершившей путешествие на воздушном шаре.
Он был успешным инженером, счастливым семьянином и блистательным представителем древнего княжеского рода. После 1917 года его технический гений мог бы обеспечить ему безбедное будущее и при Советской власти. Но он предпочел иное, уничтожив свое изобретение, чтобы в смутное время революции не дать в руки человечества новое оружие огромной разрушительной силы... По крайней мере, так утверждала княжна Софья Гагарина в воспоминаниях о своем отце - князе Андрее Григорьевиче Гагарине. Представитель княжеской ветки "Рюриковичей", сын известного российского художника , вице-президента Императорской Академии художеств князя Григория Григорьевича Гагарина, князь Андрей Гагарин (1856-1920) мог считаться баловнем судьбы. Его крестной матерью была императрица Александра Федоровна, супруга покойного императора Николая I, а крестным отцом - Александр II. В его распоряжении были несметные богатства семейств Гагариных и Дашковых, прекрасные родовые усадьбы в различных губерниях, доходные дома и дворцы в обеих столицах. Но истинной страстью младшего Гагарина стало инженерное дело, оптика и механика. Свою кандидатскую он защитил, разработав методику предварительного вычисления солнечных затмений. Еще два его изобретения – “Круговая линейка”, определяющая кривизну поверхностей , и так называемый “Пресс Гагарина”, остающийся и сегодня лучшим прибором для измерения твердости материалов, были удостоены золотых медалей на Парижской выставке 1900 года и Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года. А еще А.Г.Гагарин спроектировал и сам построил первую ленточную пилу, занимался разработкой той самой винтовки Мосина, запатентовал уникальную методику по оптимальной нарезке стволов артиллерийских орудий, за что был назначен помощником начальника Петербургского орудийного завода. В 1900 году министр финансов России С.Ю.Витте пригласил князя Андрея Гагарина возглавить вновь созданный Петербургский Политехнический институт. После революции знания А.Г.Гагарина оказались востребованными новой властью, и он работал старшим конструктором в Научно-экспериментальном институте при Наркомате путей сообщения. Чем конкретно занимался князь на этой должности, доподлинно не известно, но, по свидетельству его дочери Софии, отец занимался какими-то важными военными разработками, за что в 1918 году, после недолгого ареста, даже получил “охранную грамоту” от самого В.И.Ленина и право сохранить за собой до 1924 года семейную усадьбу Холомки близ города Порхов в Псковской губернии. Благодаря Гагарину эта усадьба в 1920-1921 гг стала прибежищем для многих представителей интеллигенции того времени: здесь были Осип Мандельштам, Корней Чуковский, художник Владимир Милашевский, Михаил Зощенко, Владимир Ходасевич, Николай Радлов и другие. Здесь же, по словам дочери князя Софии, Андрей Григорьевич Гагарин, в последние годы много занимавшийся оптикой, в ее присутствии сжег в камине чертежи какого-то прибора, обладавшего огромной разрушительной силой и способного, по его же словам, принести огромные страдания человечеству. Эта история была известна всем гостям усадьбы Холомки, но что именно уничтожил князь - об этом приходилось лишь догадываться. Одна из версий гласит, что этим прибором мог быть изобретенный Гагариным прототип будущего лазера, который писатель Алексей Толстой, хорошо знавший всех обитателей Холомков, в своем известном произведении назвал “гиперболоидом”, обыграв фамилию князя в образе главного героя - инженера Гарина (сокращенное от Гагарин). Как бы то ни было, но через полтора года после уничтожения чертежей таинственного прибора, в 1920 году, князь Андрей Гагарин, отличавшийся превосходным здоровьем, внезапно умер от сердечной недостаточности в той же Порховской сельской больнице во время обычной операции грыжи. #Гагарины #Толстой #Ленин #Инженер#
Вот такой внушительный список из почти 150 ведущих мировых изданий предлагала москвичам для подписки Газетная экспедиция Московского почтамта почти 200 лет назад — в далеком 1834 году. Достаточно было зайти в ведомство, ныне именуемое #ПочтаРоссии, чтобы оформить подписку на следующий год. Если присмотреться, в этом списке можно увидеть абсолютно все ведущие периодические здания Европы и Нового света того времени. Этот уникальный список из газеты «Московские ведомости» хранится в коллекции «Маленьких историй». Как указывается в объявлении, «Желающие получать вышеозначенные газеты и журналы на 1835 г. благоволят относиться в Газетную Московского почтамта экспедицию не позже ноября 1834 года, дабы всё то, что им угодно, могло быть доставлено сюда с начала года». Первая половина XIX века в России была отмечена бурным развитием периодической печати. С приходом к власти Александра I в стране был снят действовавший до того запрет на ввоз газет и журналов из-за границы, да и в России множатся собственные печатные издания (преимущественно журналы), и за двадцать лет их число переваливает за полторы сотни. Россия становится читающей страной; после войны 1812 года растёт интерес к событиям зарубежной жизни — москвичи (дворяне, купцы и некоторые мещане) массово подписываются на иностранную прессу. После 1825 года в стране ежегодно появляется порядка полусотни новых изданий, так что пресса, в том числе и зарубежная, становится предметом повседневного спроса. Заметим, что в иностранной прессе не действовали ограничения, которые цензура вводила в отношении российской печати — например, в 1818 году специальным указом было запрещено упоминать в прессе крепостное право. Однако в целом цензура не мешала свободному обмену мнениями и идеями, а зарубежная печать вносила в этот обмен много современных веяний и тенденций. Нам остаётся лишь добавить, что за последние 20 лет Россия успешно вернулась в состояние до 1801 года. Сегодня Почта России не предлагает вовсе никакой подписки на зарубежные СМИ, а недавно даже появились штрафы за распространение иностранной печати — впрочем, весьма нелепые и бессмысленные в эпоху интернета. #россия #пресса #коллекция
Дети в военной форме на праздничных плакатах и парадах давно вызывают споры о том, насколько это уместно. Однако явление это в нашей стране появилось вовсе не во времена СССР, а в канун Первой мировой войны. В те годы были популярны открытки, составленные по рисункам художника Общества Красного Креста Александра Лаврова. Их героями были солдаты, изображенные в виде мальчишек: они летали на военных аэропланах, вели кавалерию в атаку, ждали наступления врага в окопах. Каждую картинку сопровождало псевдонародное двустишие типа «Смело, братцы, на врага — нам минута дорога», «Коль над немцем полетаю — все я замыслы узнаю», «Зимний холод, летний зной — всё снесет наш часовой», «После жаркого сражения покурить нам утешенье»… Да-да, на открытках детишки в военной форме не только курят махорку, но и пьют водку и тоскуют по своим невестам. Правда, реальной опасностей войны на карточках не видно — создается впечатление, что дети просто играют и скоро вернутся домой. Надо сказать, что пионером в этом жанре открыток стала знаменитая русская художница Елизавета Меркурьевна Рём. Начиная с 1898 года она создала более трехсот рисунков для почтовых карточек. На них карапуз вполне мог сидеть напротив двух рюмок водки на фоне надписи «Первая рюмка колом. Вторая соколом» или задаваться вопросом: «Сяду я за стол да подумаю. Как мне жить, как мне быть одинокому!». Сентиментальные открытки от Елизаветы Рём имели большой успех, равно как и «военные» карточки А.Лаврова. И хотя большинство мужчин относились к ним скептически, барышни скупали такие карточки пачками и вздыхали. Им казалось, что вспоминать своих любимых, отправившихся на борьбу с врагом, легче с такой вот безмятежной открыткой в руках, нежели с реальными фотографиями разорванных снарядами тел. Продолжением этого «тренда» уже в СССР стали многочисленные героические истории о подвигах детей — революционеров, партизан, разведчиков. Даже в клятве пионера содержалась готовность отдать жизнь за дело КПСС. Обществу понадобилось много десятилетий, чтобы понять, что дети и война — несовместимы. #война #агитация #дети #живопись #открытки #россия #армия #9мая
Осенью 1888 года в доме немецкого консула в Санкт-Петербурге барона фон Ламецана встречали нового наставника для детей — молодого и перспективного преподавателя из Мюнхена. Очень скоро он познакомился с представителями многочисленной немецкой диаспоры, в числе которых был и скромный акцизный чиновник из обедневшего рода балтийских немцев Вольдемар фон Курзелль с супругой. Четыре года назад у них родился мальчик Отто, и в скором времени им предстояло подумать о его воспитании. Нового преподавателя в доме консула звали Йозеф Герхард Гиммлер. Три десятилетия спустя его сын присвоит Отто фон Курзеллю звание оберштурмбаннфюрера СС. Маленький Отто родился в Санкт-Петербурге в 1884 году. С детства хорошо рисовал, и родители отправили его учиться на архитектурный факультет Рижского политехнического института, где он вступил в националистический кружок Рубония — членами которого были в том числе будущий идеолог нацизма Альфред Розенберг (кстати, выпускник Рауманского училища в Москве). Затем Отто перебрался в Дрезден, а оттуда в Мюнхен, где учился в Академии изящных искусств. В Первую мировую Отто служит лейтенантом в Царской армии, но после 1917 года примыкает к «белым» и в итоге эмигрирует в Германию, где сходится с Розенбергом, рисует антибольшевистские плакаты и антисемитские карикатуры на Ленина и Троцкого (на фото), знакомится с Генрихом Гиммлером и участвует в «пивном путче» и даже учреждает «Союз борьбы за немецкую культуру». К 1930-м годам фон Курзелль — личный портретист фюрера, а с началом войны становится одним из идеологов войны с «монгольскими ордами» в лице России, избирается в Рейхстаг, возглавляет Академию изящных искусств и получает из рук Генриха Гиммлера погоны оберштурмбаннфюрера СС. В 1945 году Отто фон Курзелль был арестован советскими войсками и до 1950 года сидел в спецлагере №2 (Рухенвальд), где хотя бы отчасти познал «прелести» той жизни, которую он и его соратники уготовили для «недочеловеков». После освобождения из лагеря Отто фон Курзелль вернулся в Мюнхен, где вплоть до своей кончины в 1967 году прожил затворником. #фашизм #третийрейх #германия #ссср #живопись #гитлер #бауманка #розенберг #петербург #победа #9мая
«Милая мама, я жив и здоров, все благополучно. Квартира у нас порядочная … одним словом, живем хорошо…». Так писал Антон Павлович Чехов 25 сентября 1901 г., описывая переезд в новую квартиру. Прошло всего два месяца с того дня, как он — к тому времени уже неизлечимо больной — обвенчался с актрисой Ольгой Леонардовной Книппер. Новый дом, где Чеховы сняли квартиру, должен был стать символом их короткого семейного счастья. Сама невеста описывала его в ещё более восторженных тонах: «На улицу выстроены большие европейские дома, а во дворе весь в зелени стоит чистенький, прелестный домик в 5 комнат… Огромный двор весь будет асфальтирован, чистый, хозяева люди передовые, он — архитектор… И на Спиридоновке воздух отличный, масса садов и улица чистая, ты знаешь». Новый дом и впрямь был необычным. Его создатель — молодой и чрезвычайно талантливый, несмотря на отсутствие хорошего образования, московский архитектор Пётр Самойлович Бойцов — первоначально строил дом для себя (и жил там вплоть до 1918 г.), но отдельные квартиры решил сдавать избранной публике. Такими жильцами и стали великий писатель с супругой. Дом этот был весьма необычен для бывшей тут в XVI веке Козьей слободы, а с ХIX века уже вполне себе фешенебельной улицы #Спиридоновка. Четырехэтажный особняк в стиле неоготики не был похож на другие традиционные доходные дома, как правило шестиэтажные, стоял не только обособленно от других, но и располагался в глубине улицы за высокой оградой. В этом доме необычным было всё: и входной тамбур на первом этаже, и гранёный эркер над ним, и керамическая плитка облицовки — двухцветная, с переходами от светлой охры к сиреневому. Но главным украшением дома стала массивная скульптурная группа в верхней части фасада: лев, побеждающий дракона. Подобной скульптуры нет больше ни на одном здании в Москве. Московские львы обычно сидят на ступенях крыльца, ну максимум — на чугунных оградах. А Бойцов расположил льва не просто на крыше — а на маленьком пятачке. И прохожие невольно вскидывают голову вверх. Туда, где вьётся флаг греческого посольства, занимающего сегодня особняк на Спиридоновке, 14 в Москве.