Осенью 1888 года в доме немецкого консула в Санкт-Петербурге барона фон Ламецана встречали нового наставника для детей — молодого и перспективного преподавателя из Мюнхена. Очень скоро он познакомился с представителями многочисленной немецкой диаспоры, в числе которых был и скромный акцизный чиновник из обедневшего рода балтийских немцев Вольдемар фон Курзелль с супругой. Четыре года назад у них родился мальчик Отто, и в скором времени им предстояло подумать о его воспитании. Нового преподавателя в доме консула звали Йозеф Герхард Гиммлер. Три десятилетия спустя его сын присвоит Отто фон Курзеллю звание оберштурмбаннфюрера СС. Маленький Отто родился в Санкт-Петербурге в 1884 году. С детства хорошо рисовал, и родители отправили его учиться на архитектурный факультет Рижского политехнического института, где он вступил в националистический кружок Рубония — членами которого были в том числе будущий идеолог нацизма Альфред Розенберг (кстати, выпускник Рауманского училища в Москве). Затем Отто перебрался в Дрезден, а оттуда в Мюнхен, где учился в Академии изящных искусств. В Первую мировую Отто служит лейтенантом в Царской армии, но после 1917 года примыкает к «белым» и в итоге эмигрирует в Германию, где сходится с Розенбергом, рисует антибольшевистские плакаты и антисемитские карикатуры на Ленина и Троцкого (на фото), знакомится с Генрихом Гиммлером и участвует в «пивном путче» и даже учреждает «Союз борьбы за немецкую культуру». К 1930-м годам фон Курзелль — личный портретист фюрера, а с началом войны становится одним из идеологов войны с «монгольскими ордами» в лице России, избирается в Рейхстаг, возглавляет Академию изящных искусств и получает из рук Генриха Гиммлера погоны оберштурмбаннфюрера СС. В 1945 году Отто фон Курзелль был арестован советскими войсками и до 1950 года сидел в спецлагере №2 (Рухенвальд), где хотя бы отчасти познал «прелести» той жизни, которую он и его соратники уготовили для «недочеловеков». После освобождения из лагеря Отто фон Курзелль вернулся в Мюнхен, где вплоть до своей кончины в 1967 году прожил затворником. #фашизм #третийрейх #германия #ссср #живопись #гитлер #бауманка #розенберг #петербург #победа #9мая
Другие записи сообщества
Любопытное и мало кому известное совпадение: первая женщина-воздухоплаватель в России носила ту же фамилию, что и первый советский космонавт. 3 октября 1803 года княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина - внучка генерал-фельдмаршала Никиты Юрьевича Трубецкого и племянница фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского - стала единственной московской дамой, принявшей приглашение бывшего инспектора революционной французской армии, изобретателя парашюта и страстного воздухоплавателя Андре-Жака Гарнерена подняться на борт воздушного шара. Дело было в Москве при большом стечении народа где-то за Земляным валом - вполне вероятно, что в огромном и роскошно обставленном саду только что построенного дворца графа Алексея Кирилловича Разумовского (ныне здание Министерства Спорта РФ на ул.Казакова). Аэростат с отважной дамой и французским экстремалом поднялся на высоту около двух километров, пролетел 30 миль и благополучно, хотя и несколько неожиданно для хозяев, приземлился в полях усадьбы поэта Петра Андреевича Вяземского в Остафьево близ Подольска. Сам поэт долго потом хранил шар у себя в имении и часто шутил о том, что настоящая слава пришла к нему после прилета княгини Гагариной. Кстати, вскоре Петр Андреевич породнился с княгиней, взяв замуж ее дочь Веру. На момент полета княгине Прасковье Гагариной было без малого 39 лет, она была вдовой, но при этом пользовалась большим вниманием со стороны сильной половины человечества: знаки внимания ей оказывали князь Иван Долгоруков и историк Николай Карамзин, а Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический за какую-то двусмысленную шутку даже прилюдно получил от княгини пощечину - это случилось во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг, на которую княгиня отправилась вместе со своим мужем - генерал-майором князем Федором Сергеевичем Гагариным. К слову, весной следующего, 1804 года, в путешествие на воздушном шаре отправилась еще одна отважная россиянка - пензенская дворянка Александра Турчанинова, чей полет в предгрозовую погоду был описан "Московскими ведомостями", а потому на протяжении долгого времени именно она считалась первой женщиной, совершившей путешествие на воздушном шаре.
Перед вами — единственное прижизненное фото Николая Васильевича Гоголя. Снимок был сделан в 1845 году в Риме придворным фотографом Сергеем Левицким (он, кстати, приходился двоюродным братом А.Герцену). В столицу Италии фотограф был отправлен, чтобы сделать подарок вице-президенту российской Академии художеств графу Федору Толстому от его бывших подопечных — русских художников, проживавших в Италии. Приехав в Рим, Левицкий узнал, что там же находится и Н.В.Гоголь, к тому времени уже 10 лет проживавший в Италии. Тогда Левицкий уговорил писателя сняться на дагерротип вместе с остальными художниками. Позже, в 1902 году, к 50-летию со дня смерти Гоголя, в студии Карла Фишера изображение Николая Васильевича было переснято из этого группового фото. А отправиться за границу Гоголь надумал 18 июня 1836 года. На это решение его подтолкнула реакция общественности на недавнюю премьеру «Ревизора» в Александринском театре. На спектакле присутствовал Николай I, так что зрители вели себя, ориентируясь на поведение императора. Николай Васильевич был столь возмущен, что даже не смог досидеть до конца постановки, а потом все сокрушался: «Никто, никто, никто не понял! Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях». В таких раздосадованных чувствах Гоголь отправился с Английской набережной Санкт–Петербурга на маленьком кораблике в Кронштадт, там пересел на пароход «Николай Первый» и отбыл за границу. Свой внезапный отъезд Николай Васильевич объяснял так: «Еду разгулять свою тоску, глубоко обдумать все свои обязанности авторские, свои будущие творения. На Руси есть такая изрядная коллекция гадких рож, что невтерпеж мне пришлось глядеть на них. Даже теперь плевать хочется, когда об них вспоминаю». Поистине бессмертные слова. #фото #история #гоголь #италия #рим #Россия #литература #XIXвек #фотография #герцен #ИсторияОднойФотографии
Он был успешным инженером, счастливым семьянином и блистательным представителем древнего княжеского рода. После 1917 года его технический гений мог бы обеспечить ему безбедное будущее и при Советской власти. Но он предпочел иное, уничтожив свое изобретение, чтобы в смутное время революции не дать в руки человечества новое оружие огромной разрушительной силы... По крайней мере, так утверждала княжна Софья Гагарина в воспоминаниях о своем отце - князе Андрее Григорьевиче Гагарине. Представитель княжеской ветки "Рюриковичей", сын известного российского художника , вице-президента Императорской Академии художеств князя Григория Григорьевича Гагарина, князь Андрей Гагарин (1856-1920) мог считаться баловнем судьбы. Его крестной матерью была императрица Александра Федоровна, супруга покойного императора Николая I, а крестным отцом - Александр II. В его распоряжении были несметные богатства семейств Гагариных и Дашковых, прекрасные родовые усадьбы в различных губерниях, доходные дома и дворцы в обеих столицах. Но истинной страстью младшего Гагарина стало инженерное дело, оптика и механика. Свою кандидатскую он защитил, разработав методику предварительного вычисления солнечных затмений. Еще два его изобретения – “Круговая линейка”, определяющая кривизну поверхностей , и так называемый “Пресс Гагарина”, остающийся и сегодня лучшим прибором для измерения твердости материалов, были удостоены золотых медалей на Парижской выставке 1900 года и Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года. А еще А.Г.Гагарин спроектировал и сам построил первую ленточную пилу, занимался разработкой той самой винтовки Мосина, запатентовал уникальную методику по оптимальной нарезке стволов артиллерийских орудий, за что был назначен помощником начальника Петербургского орудийного завода. В 1900 году министр финансов России С.Ю.Витте пригласил князя Андрея Гагарина возглавить вновь созданный Петербургский Политехнический институт. После революции знания А.Г.Гагарина оказались востребованными новой властью, и он работал старшим конструктором в Научно-экспериментальном институте при Наркомате путей сообщения. Чем конкретно занимался князь на этой должности, доподлинно не известно, но, по свидетельству его дочери Софии, отец занимался какими-то важными военными разработками, за что в 1918 году, после недолгого ареста, даже получил “охранную грамоту” от самого В.И.Ленина и право сохранить за собой до 1924 года семейную усадьбу Холомки близ города Порхов в Псковской губернии. Благодаря Гагарину эта усадьба в 1920-1921 гг стала прибежищем для многих представителей интеллигенции того времени: здесь были Осип Мандельштам, Корней Чуковский, художник Владимир Милашевский, Михаил Зощенко, Владимир Ходасевич, Николай Радлов и другие. Здесь же, по словам дочери князя Софии, Андрей Григорьевич Гагарин, в последние годы много занимавшийся оптикой, в ее присутствии сжег в камине чертежи какого-то прибора, обладавшего огромной разрушительной силой и способного, по его же словам, принести огромные страдания человечеству. Эта история была известна всем гостям усадьбы Холомки, но что именно уничтожил князь - об этом приходилось лишь догадываться. Одна из версий гласит, что этим прибором мог быть изобретенный Гагариным прототип будущего лазера, который писатель Алексей Толстой, хорошо знавший всех обитателей Холомков, в своем известном произведении назвал “гиперболоидом”, обыграв фамилию князя в образе главного героя - инженера Гарина (сокращенное от Гагарин). Как бы то ни было, но через полтора года после уничтожения чертежей таинственного прибора, в 1920 году, князь Андрей Гагарин, отличавшийся превосходным здоровьем, внезапно умер от сердечной недостаточности в той же Порховской сельской больнице во время обычной операции грыжи. #Гагарины #Толстой #Ленин #Инженер#
Вот такой внушительный список из почти 150 ведущих мировых изданий предлагала москвичам для подписки Газетная экспедиция Московского почтамта почти 200 лет назад — в далеком 1834 году. Достаточно было зайти в ведомство, ныне именуемое #ПочтаРоссии, чтобы оформить подписку на следующий год. Если присмотреться, в этом списке можно увидеть абсолютно все ведущие периодические здания Европы и Нового света того времени. Этот уникальный список из газеты «Московские ведомости» хранится в коллекции «Маленьких историй». Как указывается в объявлении, «Желающие получать вышеозначенные газеты и журналы на 1835 г. благоволят относиться в Газетную Московского почтамта экспедицию не позже ноября 1834 года, дабы всё то, что им угодно, могло быть доставлено сюда с начала года». Первая половина XIX века в России была отмечена бурным развитием периодической печати. С приходом к власти Александра I в стране был снят действовавший до того запрет на ввоз газет и журналов из-за границы, да и в России множатся собственные печатные издания (преимущественно журналы), и за двадцать лет их число переваливает за полторы сотни. Россия становится читающей страной; после войны 1812 года растёт интерес к событиям зарубежной жизни — москвичи (дворяне, купцы и некоторые мещане) массово подписываются на иностранную прессу. После 1825 года в стране ежегодно появляется порядка полусотни новых изданий, так что пресса, в том числе и зарубежная, становится предметом повседневного спроса. Заметим, что в иностранной прессе не действовали ограничения, которые цензура вводила в отношении российской печати — например, в 1818 году специальным указом было запрещено упоминать в прессе крепостное право. Однако в целом цензура не мешала свободному обмену мнениями и идеями, а зарубежная печать вносила в этот обмен много современных веяний и тенденций. Нам остаётся лишь добавить, что за последние 20 лет Россия успешно вернулась в состояние до 1801 года. Сегодня Почта России не предлагает вовсе никакой подписки на зарубежные СМИ, а недавно даже появились штрафы за распространение иностранной печати — впрочем, весьма нелепые и бессмысленные в эпоху интернета. #россия #пресса #коллекция
Дети в военной форме на праздничных плакатах и парадах давно вызывают споры о том, насколько это уместно. Однако явление это в нашей стране появилось вовсе не во времена СССР, а в канун Первой мировой войны. В те годы были популярны открытки, составленные по рисункам художника Общества Красного Креста Александра Лаврова. Их героями были солдаты, изображенные в виде мальчишек: они летали на военных аэропланах, вели кавалерию в атаку, ждали наступления врага в окопах. Каждую картинку сопровождало псевдонародное двустишие типа «Смело, братцы, на врага — нам минута дорога», «Коль над немцем полетаю — все я замыслы узнаю», «Зимний холод, летний зной — всё снесет наш часовой», «После жаркого сражения покурить нам утешенье»… Да-да, на открытках детишки в военной форме не только курят махорку, но и пьют водку и тоскуют по своим невестам. Правда, реальной опасностей войны на карточках не видно — создается впечатление, что дети просто играют и скоро вернутся домой. Надо сказать, что пионером в этом жанре открыток стала знаменитая русская художница Елизавета Меркурьевна Рём. Начиная с 1898 года она создала более трехсот рисунков для почтовых карточек. На них карапуз вполне мог сидеть напротив двух рюмок водки на фоне надписи «Первая рюмка колом. Вторая соколом» или задаваться вопросом: «Сяду я за стол да подумаю. Как мне жить, как мне быть одинокому!». Сентиментальные открытки от Елизаветы Рём имели большой успех, равно как и «военные» карточки А.Лаврова. И хотя большинство мужчин относились к ним скептически, барышни скупали такие карточки пачками и вздыхали. Им казалось, что вспоминать своих любимых, отправившихся на борьбу с врагом, легче с такой вот безмятежной открыткой в руках, нежели с реальными фотографиями разорванных снарядами тел. Продолжением этого «тренда» уже в СССР стали многочисленные героические истории о подвигах детей — революционеров, партизан, разведчиков. Даже в клятве пионера содержалась готовность отдать жизнь за дело КПСС. Обществу понадобилось много десятилетий, чтобы понять, что дети и война — несовместимы. #война #агитация #дети #живопись #открытки #россия #армия #9мая
«Милая мама, я жив и здоров, все благополучно. Квартира у нас порядочная … одним словом, живем хорошо…». Так писал Антон Павлович Чехов 25 сентября 1901 г., описывая переезд в новую квартиру. Прошло всего два месяца с того дня, как он — к тому времени уже неизлечимо больной — обвенчался с актрисой Ольгой Леонардовной Книппер. Новый дом, где Чеховы сняли квартиру, должен был стать символом их короткого семейного счастья. Сама невеста описывала его в ещё более восторженных тонах: «На улицу выстроены большие европейские дома, а во дворе весь в зелени стоит чистенький, прелестный домик в 5 комнат… Огромный двор весь будет асфальтирован, чистый, хозяева люди передовые, он — архитектор… И на Спиридоновке воздух отличный, масса садов и улица чистая, ты знаешь». Новый дом и впрямь был необычным. Его создатель — молодой и чрезвычайно талантливый, несмотря на отсутствие хорошего образования, московский архитектор Пётр Самойлович Бойцов — первоначально строил дом для себя (и жил там вплоть до 1918 г.), но отдельные квартиры решил сдавать избранной публике. Такими жильцами и стали великий писатель с супругой. Дом этот был весьма необычен для бывшей тут в XVI веке Козьей слободы, а с ХIX века уже вполне себе фешенебельной улицы #Спиридоновка. Четырехэтажный особняк в стиле неоготики не был похож на другие традиционные доходные дома, как правило шестиэтажные, стоял не только обособленно от других, но и располагался в глубине улицы за высокой оградой. В этом доме необычным было всё: и входной тамбур на первом этаже, и гранёный эркер над ним, и керамическая плитка облицовки — двухцветная, с переходами от светлой охры к сиреневому. Но главным украшением дома стала массивная скульптурная группа в верхней части фасада: лев, побеждающий дракона. Подобной скульптуры нет больше ни на одном здании в Москве. Московские львы обычно сидят на ступенях крыльца, ну максимум — на чугунных оградах. А Бойцов расположил льва не просто на крыше — а на маленьком пятачке. И прохожие невольно вскидывают голову вверх. Туда, где вьётся флаг греческого посольства, занимающего сегодня особняк на Спиридоновке, 14 в Москве.
Редкий и необычный экспонат из нашей коллекции — набивной платок «Товарищества Никанора Дербенева с сыновьями» из г. Иваново-Вознесенск, выпущенный в 1913 году в честь 300-летия Императорского Дома Романовых. В условиях нарастающего революционного движения и непопулярности Николая II размах празднования имел очевидный политический подтекст и должен был продемонстрировать незыблемость устоев. К юбилею было выпущено огромное количество открыток, буклетов и медальонов; города были увешаны транспарантами «Боже, царя храни». В Александровском саду появился обелиск с именами всех российских императоров из рода Романовых, который в советское время был переделан в стелу с именами борцов революции. Не остались в стороне и промышленники: каждый счел своим долгом выпустить к юбилею специальную серию товара: так появились в торговых лавках юбилейные бокалы, каминные часы, духи и одеколоны, коробки конфект и печенья. Текстильщики не отставали, выпускали флаги, гобелены, полотенца, скатерти, платки и т.д. В их числе была и мануфактура «Товарищество Никанора Дербенева с сыновьями» в г. Иваново-Вознесенске (г.Иваново). На платке изображен первый царь династии Романовых – Михаил Федорович. Два верхних угловых медальона посвящены Ивану Сусанину, спасшему Михаила Романова от польского отряда во время русско-польской войны. На нижних – Ипатьевский монастырь в Костроме, из которого юный Михаил Романов был призван на царство, и Московский Кремль. Как и все подобные изделия, содержащие упоминание или изображение августейшей династии, рисунок платка получил специальное разрешение, о чём говорит клеймо «Печатается с надлежащего разрешения». Купцы Дербенёвы стали одной из династий, благодаря которым Иваново до сих пор считается текстильной столицей России. Никанор Дербенев и его сын Павел активно способствовали развитию науки, помогали нуждающимся, поддерживали сиротские и родильные дома, оплатили строительство детского туберкулёзом диспансера. Традиции русского платка в наши дни изучаются и восстанавливаются российскими производителями.
Бывает, всё вроде бы хорошо у населенного пункта. И история давняя, и продукцией своей славен, и гостей высоких не счесть. А вот название подкачало. Приходится местным производителям как-то выкручиваться. Примерно это произошло со знаменитой «1-й Русской мануфактурой ковровых изделий в Завидово», чьи ковры и гобелены на рубеже XIX-XX веков были широко распространены в Тверской и Московской губерниях. Один из таких гобеленов — «Наездники» — находится в нашей коллекции. Со словом «Завидово» в названии фабрики была неувязочка: на деле мануфактура находилась вовсе не тут, а в нескольких километрах западнее, в #Козлово. Посёлок этот с историей. Известен с XVII века, лежит на пути «из варяг в греки» на реке Шоша. На сайте местной администрации приводится аж четыре версии происхождения названия «Козлово». Но от этого не легче, и петербургский купец 2-й гильдии Ипполит Цезаревич Фланден, основавший мануфактуру в 1859 году, предпочел назвать её не по имени посёлка, а по названию железнодорожной станции #Завидово. Хозяином Фланден был рачительным, заботился о рабочих, выстроил в поселке каменные дома, больницу, церковь и школу. При нем поселок вырос почти в десять раз. После революции Фланден чудом спасся за границей, а его супруга вынуждена была работать на фабрике бухгалтером. Во время войны фабрику эвакуировали, а после войны открыли вновь, сменив профиль и название. Предприятие стало называться … Завидовская тонкопрядильная фабрика. Имя посёлка Козлово вновь не попало в название. Фабрика проработала до 1990-х годов, когда из-за отсутствия заказов была остановлена. Не работает она и по сей день. Зато посёлку Козлово повезло с гербом. Два скрещённых топора — символ государственной власти, и ключ — символ ворот от Москвы. Солидно. Казалось бы, откуда у Козлово такой герб? Всё просто — именно здесь находится знаменитая правительственная резиденция ФСО России. Та самая, где любил отдыхать Л.И.Брежнев и члены Политбюро, куда приезжали Фидель Кастро и другие лидеры стран социализма, куда и сегодня приезжают на отдых важные государевы люди. Они, правда, тоже предпочли назвать свою резиденцию «Завидово», а не «Козлово». А зря.
Есть в Москве улицы, расположения которых на память не скажет никто. Кроме, разве что, местных жителей. А всё потому, что все эти улицы имеют одинаковое название, и в Москве их наберется больше сотни. Название это — «Проектируемый проезд». У каждого такого проезда есть собственный номер, самый крупный из которых (какой, по крайней мере, нам удалось разыскать) № 7099 и расположен он на Калужском шоссе. Со временем некоторые из этих улиц обретают новые имена и исчезают. Зато другие появляются из неоткуда, так что сколько их на сегодняшний день — точно не знает, похоже, никто. Официальный портал Правительства Москвы mosopen.ru приводит примерно 40 улиц с таким названием, у Яндекса их число переваливает за сотню. Полного списка нет нигде. Логики в их расположении нет никакой. Так, например, проектируемый проезд № 80 расположился у подножия эстакады ТТК возле Москва-Сити. И напротив, проектируемые проезды № 3579 и № 3580, соединяющие набережную Тараса Шевченко с Кутузовским проспектом, появились на карте Москвы ещё в начале 1950-х годов, причём Проектируемый проезд № 3579 проходит вдоль знаменитого «брежневского» дома на Кутузовском проспекте, 26. Многие считают «проектируемые проезды» наследием советской массовой застройки. Однако это не так: карты и адресные справочники Москвы пестрели этими названиями уже в середине XIX века. Возможно, название появилось во время восстановления Москвы после пожара 1812 года, когда специальная комиссия под руководством князя Михаила Дмитриевича Цицианова при участии лучших архитекторов того времени: Доминика Жилярди, Осипа Бове, Василия Стасова и других утвердила план «прожектированный столичному городу Москве». В нём впервые были проведены «прожектированные линии» — обозначения будущих кварталов и домов. Карты разных лет подсказывают нам, что нынешняя улица Бухвостова в XIX веке называлась просто «Проэктированная», а расположенный неподалёку от Преображенской площади Проектируемый проезд № 1889 стал в мае 2016 года проспектом Ветеранов. Однако большинство улиц с таким названием, похоже, попросту вылетели из головы московского начальства и продолжают сбивать с толку приезжих и пользователей навигационных систем.
Эта праздничная фотография, явно сделанная в праздник 1-го мая (возможно, после демонстрации) заставила нас поломать голову над установлением года, когда она была сделана. В самом деле, судя по одежде участников, это могли быть и 1920-е, и 1930-е годы: в то время ношение пионерской формы вне дома было необязательно. Виднеющийся на транспаранте лозунг «Дети Октября, к постройке социалистического общества будьте готовы!» был популярен также в середине 1920-х годов. Изображенная на этом же транспаранте «старая» эмблема пионерской организации — три языка пламени на 5 поленьях, с серпом и молотом наверху — просуществовала до середины 1930-х, когда во время массовых репрессий серп и молот с эмблемы убрали, разглядев в молоте начальную букву фамилии Троцкий. Так когда же был сделан снимок? Обратим внимание на средний транспарант, с профилем И.Сталина и словами об освоении техники. Он сразу же переносит нас в февраль 1931 года, когда «отец народов» выступил на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности с программной речью «О задачах хозяйственников». Суть речи сводилась к лозунгу «Овладевайте техникой» — это словосочетание, как заклинание, повторялось в выступлении Сталина не менее 10 раз. Как это было принято в СССР, речь вождя стала сигналом для начала широкой пропагандистской кампании. Официальные первомайские лозунги 1931 года включали призыв к молодежи, рабочим и руководящим кадрам овладевать техникой. Как писали в те дни советские газеты, «Лозунг тов. Сталина об овладении техникой всколыхнул всю пролетарскую общественность. На крупнейших заводах и стройках ударники принимают конкретные обязательства по овладению техническими знаниями». По всей стране в тот год создавались технические кружки, клубы и тд. Можно предположить, что изображенные на фотографии школьники и комсомольцы (в заднем ряду) как раз и составляли один из многочисленных кружков юных техников — недаром на переднем плане горделиво выставлена на всеобщее обозрение сделанная школьниками модель парохода. #ПЕРВОМАЙ #ПИОНЕРИЯ #СТАЛИН #МАЛЕНЬКИЕИСТОРИИ #СССР #1МАЯ #ТРУД #ПРАЗДНИК