Сегодня это трудно представить, но в середине XIX века у Северо-Американских соединенных штатов не было более верного союзника, чем Россия. Ведь именно она помогла Америке в борьбе за свободу. В 1863 году #президент США Авраам Линкольн объявил войну рабству в южных штатах, чем вызвал недовольство Англии и Франции, имевших интерес в хлопковой индустрии Юга. В ответ Французы захватили Мексику, в Канаде высадились англичане. И те, и другие активно снабжали южан оружием по морю. Положение северян казалось критическим. И тогда Линкольн через русского канцлера Александра Горчакова попросил Александра II о помощи. Тот не стал долго думать (Англия и Франция участвовали в Крымской войне против России и поддерживали Польское восстание) и 23 июня 1863 года направил к берегам США две военные эскадры, наказав им вступать в бой с англичанами и французами, если те попытаются провозить оружие. Уже в сентябре одна эскадра высадилась в Нью-Йорке, вторая в Сан-Франциско. Пути поставки оружия для южан были перекрыты. Русских моряков встречали как героев. В Нью-Йорке их провезли по городу парадом, обнимали на улицах, газеты пестрели заголовками «Новый союз скреплен», «Россия и США братствуют». 14 апреля 1865 г. гражданская война закончилась, в тот же день был убит президент Линкольн. А еще через год жертвой покушения едва не стал и сам Александр II. Узнав об этом, Сенат США в знак поддержки направил в Москву военную эскадру во главе с броненосцем «Миантаномо» под командованием адмирала Густава Ваза Фокса. Высадившись в #Хельсинки, американская делегация совершила незабываемое #путешествие из Петербурга в Москву, где расположилась в знаменитом Кокоревском подворье напротив Кремля (сейчас здесь элитный комплекс #ЦаревСад). На пути в Москву американцев встречали так, что Фокс утверждал позже, будто никогда в жизни не подвергал себя большей опасности, чем смерть от переедания в России. А несколькими годами позже писатель Марк Твен, посетивший #Крым, написал такие слова: «Америка многим обязана России (…) Только безумный может предположить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбы предумышленно-несправедливым словом или поступком».
Другие записи сообщества
На этой литографии, созданной в 1754 году главным королевским гидрографом Франции Жаком-Николя Бэлленом, запечатлена, пожалуй, самая загадочная для всего западного мира того времени земля — #Мангазея. Само это название впервые встречается с начала XVI века как обозначение живших «за Югорской землей» народов — «молгонзеев» или «молгомзеев». Освоение этой земли началось в 1600 году, когда по распоряжению Бориса Годунова из Тобольска сюда была направлена первая экспедиция из стрельцов, построивших деревянный острог на высоком берегу реки Таз, в трехстах километрах от ее устья. Через несколько лет острог превратился в деревянную крепость с башнями, а сама Мангазея — в крупный центр торговли сначала с местными племенами, а затем и с иностранными голландскими и английскими купцами. Последние проявили к Мангазее настолько большой и отчасти колониальный интерес, что первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович — специальным указом под страхом смертной казни запретил ходить на Мангазею морским путем, чтобы вынудить заморских охотников до русского золота и пушнины ходить на Север через Москву. Впрочем, указ этот привел к снижению торговли и упадку Мангазеи. А в 1652 году город и вовсе сгорел из-за постоянных конфликтов местных воевод. После пожара мангазейский гарнизон был переведен на 250 км восточнее прежнего места — на Туруханское зимовье на берегу реки #Енисей, где через несколько десятилетий город пережил свое второе рождение: именно в этот период он стал известен иностранным путешественникам и попал во все крупнейшие географические атласы того времени, включая и атлас Бэллена. На литографии хорошо видны сохранившиеся и по сей день (см.фото 2) такие ориентиры, как река Енисей, реки Нижняя Тунгуска («Tonguska») и Шориха, пролив Большой шар (на карте Canal de Bolshoi) и сама новая Мангазея, расположенная в том месте, где позже появился поселок Старотуруханск. Нам остается добавить, что новая Мангазея стала правопреемницей всех легенд о своей предшественнице. Мало кто из иностранных географов разбирался в разнице между старой и новой Мангазеей, но все говорили о несметных богатствах этого города. Богатств, которых в нем, скорее всего, никогда не было.
Этот импозантный человек на #фото #XIXв из коллекции «Маленьких историй» был известен и в России, и во Франции. Но если #Париж знал его как пожизненного сенатора барона фон Геккерна, то #Россия запомнила его как поручика Жоржа Дантеса, от чьей пули пал А.С.#Пушкин. После дуэли с поэтом, в марте 1837 г. Дантес высочайшим указом был арестован, разжалован и выслан из России. Вслед за ним страну покинули еще два человека: «усыновивший» Дантеса голландский посланник Санкт-Петербурге барон Луи Геккерен (считается, что у него с молодым кавалергардом была гомосексуальная связь) и новоиспеченная супруга Дантеса #Екатерина Гончарова, свояченица Пушкина, младшая #сестра Натальи Гончаровой. Влюбившись в Дантеса примерно в 1834 г., именно Екатерина, как считается, сыграла роковую роль в дальнейших событиях, став игрушкой в руках Дантеса и помогая ему во встречах с сестрой. Надо отдать должное Геккеренам: они неоднократно, в том числе при содействии Василия Жуковского, пытались отменить #дуэль. С этой целью и для опровержения слухов о связях с супругой поэта # Дантес — возможно, по прямому указанию Николая I — даже обвенчался с Екатериной Гончаровой, которую не любил. Однако Пушкин был неумолим и лишь согласился отложить дуэль до завершения свадьбы. После дуэли Екатерина Гончарова порвала с родней, а на похоронах Пушкина даже вызвала скандал, заявив над гробом поэта, что «прощает ему все». В отличие от мужа, сделавшего блестящую карьеру, Екатерина Гончарова осталась в Париже не у дел. С ней отказывались встречаться не только русские дипломаты и аристократы, но даже собственный брат Дмитрий, у которого она постоянно просила денег. Умерла она в 1843 году, после рождения четвертого ребенка. Жорж Геккерен-Дантес умер в 1885 году, на его похороны собрался цвет тогдашней Франции, в т.ч. известный историк Альбер Вандаль. Ради этого Вандаль даже пропустил торжества по случаю назначения своего друга — генерала Кайиота командующим сухопутными войсками Франции (см. письмо из нашей коллекции). До самой смерти Дантес не признавал своей вины в смерти Пушкина, утверждая, что это была честная дуэль, в которой мог погибнуть и он сам. И это чистая правда, хотя нам от этого не легче.
Город #Корчева сегодня скрыт под гладью Иваньковского водохранилища близ г.#Конаково. Некогда центр одноименного уезда Тверской губернии, город этот нередко служил примером замшелости русской глубинки XIX в. Так, Салтыков-Щедрин писал о городе: «Какое может осуществиться в Корчеве предприятие? Что в Корчеве родится? Морковь? – так и та потому только уродилась, что сеяли свеклу, а посеяли бы морковь, наверняка уродился бы хрен. Такая уж здесь сторона <…> В Корчеве только слезы льют, да зубами щелкают». Но была в истории этого горда славная страница. Точнее, могла бы случиться, да не успела. В январе 1855 г, во время Крымской войны, возникла опасность военного вторжения англичан в Балтику. Император Николай I призвал граждан всех сословий создавать ополчение. В Корчеве призыв встретили восторженно. Из местных дворян была сформирована дружина №14, командирами которой стали отставные офицеры времен Александра I. В ополчение записалось немало мещан и ремесленников — последние пришли целыми артелями. И лишь помещики, не желая терять рабочую силу, норовили «сдать» в ополчение увечных, хромых или одноглазых крестьян. Местные купцы скинулись на амуницию — правда, один умудрился утопить в Волге лодку с шинелями и кафтанами, а другой под шумок пытался сбыть лежалый товар. Некий прапорщик Кожин на собственные средства выписал из Швейцарии сто штуцеров, позже ополчение вооружили кремниевыми ружьями производства Тульского оружейного завода — теми, которые Левша заклинал «кирпичом не чистить». Лишь к маю 1855 г. корчевское ополчение в 800 штыков было готово, в июне оно выдвинулось в сторону Риги. Полтора месяца ушло на дорогу, еще полгода солдаты провели в крепости #Динсбург в ожидании решений начальства. А когда в мае 1856 г. команда получила было приказ выдвигаться в сторону театра военных действий в #Крым, вышел манифест нового императора Александра II о завершении войны: «да возвратятся сии храбрые ратники государственного ополчения в недра семей своих, да наслаждаются они мирной жизнью и драгоценными свидетельствами совести, что ими исполнен священный долг верных сынов России». В итоге ополчение пешком вернулось домой, а Корчева так и не смогла овеять себя славой.
Этот православный храм можно смело назвать северным форпостом России. Находится он за Полярным кругом — на самом краю Мурманской области, на границе с Норвегией. А если точнее, то практически за границей, которую специально из-за него на этом участке Печенгского района «отодвинули» на километр. Беспрецедентный случай в истории! По преданию, Борисоглебский храм на берегу реки Паз в 1536 году основал Трифон Печенгский, пытавшийся привлечь к православию коренное население — саамов, колттов, поморов. Важность этой миссии оценил сам Иван Грозный, подаривший северному храму священническое облачение. Возле храма по традиции того времени расположился погост, где находили последний приют принявшие православие саамы и колтты. Погост так и назывался — Пазрецкий (от река Паз). Неподалёку находилась пещера, в которой нередко укрывался и сам преподобный Трифон. Более 300 лет Борисоглебский храм не менял свой облик и выглядел не слишком внушительно: низенький бревенчатый квадратный домик с единственным коническим куполом и невысокой колокольней над входом. Тем не менее, именно он решил судьбу демаркационной линии между Россией и Норвегией в 1826 г. #Граница прошла прямо по реке Паз, причем левый берег, где стоит храм, изначально отошёл соседям. И только ради сохранения церкви в составе Российской империи на норвежском берегу был создан анклав площадью чуть более 1 кв.км, оставшийся и поныне. В XIX веке храм находился на территории Александровского уезда Архангельской губернии (Мурманска тогда не было и в помине). Новый каменный храм был построен в 1874 году по воле четвертого сына Александра II — великого князя Алексея Александровича. В память о преподобном Трифоне деревянную церковь XVI века при строительстве нового храма сохранили, но она сгорела во время боев осенью 1944 г. Каменный храм тоже пострадал от войны, но в 1960-м году его восстановили, причем участвовали в этом и #СССР, и #Норвегия. Действует он и сегодня, проехать к нему можно из города #Печенга. И последнее. Совпадение или нет, но граница с Норвегией — единственная в нашей стране, ни разу не менявшаяся с того самого 1826 года. Чудеса да и только!
#ДЕНЬГИ #РОССИЯ #АРИСТОТЕЛЬ Эта серебряная деньга XV века необычна для Руси: на аверсе ее изображен всадник, но не с копьем, как это стало принято позже, а что-то бросающий вперед. А реверс содержал латинские буквы ORNISTOTELES. Таким ребусом увековечил себя великий итальянский инженер и строитель Аристотель Фиораванти. Его фамилия в переводе означает «бросающий цветы вперед» — именно это и делает всадник на аверсе монеты. А Ornistotel — производная от имени Аристотель и греческого «ornis» (птица). Но при чем тут #птицы? Аристотель Фиораванти прославился на всю Италию в 1455 г., когда впервые в истории передвинул на 13 метров колокольню при церкви Санта-Мария Маджоре в родном г.#Болонья. И в 1474 году он был приглашен Иваном III (Великим) в Московию с деликатной миссией. За несколько лет до этого царь решил расширить Успенский собор Кремля в честь свадьбы с византийской принцессой Софьей Палеолог. Но в 1474 г. почти построенный собор к стыду царя вдруг развалился. Поскольку за год до этого Фиораванти обвинили в подделке денег, он принял приглашение и в 1475 г., уже 60-летним, приехал в Москву с учеником «Петрушею» — возможно, будущим строителем Кремля Петро Антонио Солари. Чтобы отстроить собор, Фиораванти заложил за Андрониковым монастырем, в Калитниках, первый на Руси кирпичный завод, сделав брусковый кирпич, из которого позже были выстроены Московский, Коломенский и Тульский #Кремль. Отстроил Успенский собор, составил план Кремля с тайником для древних книг, которые привезла с собой Софья (#БиблиотекаИванаГрозного), основал пушечное производство (Пушечная улица) в Москве, участвовал в походах на #Новгород, #Казань и #Тверь, где, как считается, построил «улучшенную версию» Успенского собора — Никольский собор Краснохолмского монастыря (от него остались лишь руины — см.фото). Не раз просился у царя домой, его не отпускали, зато отдали на откуп чеканку монет и разрешили вести отлов белых охотничих кречетов. Они водятся лишь в Заполярье, и Фиораванти проложил путь на #Север — к норвежским берегам. Это свое занятие зодчий и увековечил в ребусе ORNISTOTEL на реверсе монеты. Кстати, домой Аристотеля так и не отпустили, и после 1486 г. его следы теряются.
#СтоялТамДом #Москва #Революция Эти два жилых конструктивистских дома находятся рядом и соединены не только общим двором с фонтаном, но и общей трагической судьбой. Высокие потолки, длинные общие балконы со стороны двора — они и сегодня считаются престижными. На первом этаже одного из них — с «говорящим» номером 37 на ул.#Покровка — сейчас расположен #СоюзХудожников России, занявший помещение бывшей столовой для жильцов. А на фасаде второго, по ул.Чаплыгина, 15, до сих пор красуется странная табличка: сквозь тюремную решетку пробиваются лучи света с буквами СССР и виднеется надпись «Общество бывших политкаторжан и с.с. поселенцев». Аббревиатура «СС» здесь — всего лишь сокращение от слова «ссыльнопоселенцев». Именно так звучало полное название созданного еще в 1921 году первого (и последнего) в СССР общества старых революционеров — бывших политзаключенных и ссыльных царского режима. Во времена НЭПа многие «старые революционеры» (не только большевики, но и бывшие эсеры) возмущались: за что боролись? Тогда же возникла идея создать общество, которое способствовало бы улучшению жизни старых борцов и воспитывало молодежь в правильном духе. В конце 1920-х годов в Москве и Ленинграде началось строительство домов и клубов для членов общества. Нынешний Московский #ТеатрКиноактера — как раз и был построен как #Клуб общества. Тогда же построили и два рядом расположенных дома на углу Покровки и Чаплыгина. Их так и назвали «домами политкаторжан». Тогда никто не углядел в этом злую иронию. В 1932-33 гг оба дома были заселены. Старые борцы наконец смогли зажить по-человечески. Однако недолго. В 1935 году Общество политкаторжан распустили, расстреляли его основателя Яна Рудзутака, а затем принялись за жильцов. Благо, далеко ходить не надо — вот они, все троцкисты, левые уклонисты и прочие неблагонадежные элементы, собраны вместе. К концу 1937 года в обоих домах политкаторжан почти не осталось прежних жильцов: одни расстреляны, другие отправлены в ссылку. Впрочем, сегодня мало кому есть дело до этой истории. Цена за квадратный метр здесь превышает 500 тыс.р. На такие покупки в наши дни способны лишь борцы совершенно иной «революции».
#ИСКУССТВО #ОПЕРА #КАРМЕН Эта красочно оформленная книга #XIXв из коллекции «Маленьких историй» если и привлечёт внимание букиниста, то ненадолго: подумаешь, ноты. Между тем, перед нами прижизненное издание партитуры бессмертной оперы Жоржа #Бизе «Кармен» — произведения, ставшего причиной славы и… смерти великого композитора. 3 марта 1875г. #премьера оперы в парижском театре «Опера-Комик» закончилась провалом. Привыкшая к комедиям публика не смогла оценить весь драматизм оперы, последующие представления проходили при полупустых залах, а сам Бизе подвергся нападкам критиков и 3 июня того же года умер от сердечного приступа. Сюжет оперы Жорж Бизе взял у французского писателя Проспера #Мериме, написавшего в 1845 году новеллу «Кармен». Тот, как считается, был вдохновлён произведениями Пушкина, чью поэму «Цыгане» (1824) даже перевёл на французский язык. Действие оперы не случайно происходит именно в Испании: в 1823-м году в Мадриде был казнён лидер испанской революции Рафаэль #Риего. Это событие потрясло весь мир. Сам Пушкин, например, узнав, что граф Воронцов во время визита императора в #Крым поспешил лично доложить Александру I об этом «счастливом событии», посвятил ему свои знаменитые строки «Льстецы, льстецы, старайтесь сохранить и в подлости остатки благородства»… Именно испанская #революция, заставившая короля Фердинанда VII принять в 1814 г. первую Конституцию страны, вдохновила российских декабристов, к которым был близок и #Пушкин. Подавление революции в Испании стало возможным лишь после военного вмешательства стран Священного союза, куда входили и #Россия, и #Франция — к стыду и негодованию прогрессивных сил этих стран. Так что не случайно в последующие годы именно испанская тема так ярко звучала в творчестве и А.С.Пушкина, и великих французских писателей.
Немногие знают, что у знаменитой мхатовской чайки есть автор и история появления. В 1902 году в память о своем друге молодости, талантливом живописце Исааке Левитане, архитектор Федор #Шехтель, реконструировавший здание МХАТа в Камергерском переулке, выбрал в качестве эмблемы этого московского театра чайку, раскинувшую крылья над волнами. Ее эскиз принадлежит именно перу гениального Шехтеля. Образ этой птицы родился у Федора Осиповича не случайно. Он вспомнил, что в 1894 году другой его приятель, Антон Чехов, отправился навестить Левитана, получив известие об очередной попытке самоубийства живописца. Тот встретил друга в добром здравии, но с эффектной черной повязкой на голове. Хозяйка имения, Софья Кувшинникова, с которой у художника был сложный роман, нежно за ним ухаживала. Чехов счел ситуацию театральной инсценировкой и потребовал объяснений. Раздосадованный Левитан, сорвав повязку и схватив ружье, вышел к озеру. Прогремел выстрел. Через некоторое время художник вернулся, бросив к ногам дамы убитую чайку. Смерть птицы долго не давала покоя Чехову, он использовал этот сюжет в рассказе «Тяга на вальдшнепов» и пьесе «Чайка». Ну, а впечатленный Шехтель спустя годы сделал чайку эмблемой театра. «Чайка, убитая Левитаном на охоте и брошенная к ногам Кувшинниковой, становится “Чайкою” чеховской; Шехтель делает из нее эмблему, кокарду, “галочку”, пришпиливает ее к занавесу театра, как бабочку в кляссер, как брошку на лацкан. Такая уж работа: переводить на плоскость, ничего зазорного. Это блистательное умение сделать из чувства вещь, из жизни — жест завораживает, словно имеешь дело с фокусником», — пишет Николай Малинин в своей книге «ФИНЬ-ШАМПАНЬ И ЧЕХОНТЕ». #МаленькиеИстории #Москва #Левитан #Театр #МХАТ #МосковскиеЗаписки
Нет-нет, это не Стамбул и не Казань. Это #Москва, хотя с первого взгляда понять это сложно. Именно такой — вытянутой к небу, с православными церквями, больше похожими на минареты — её изобразил в конце XVIII века неизвестный гравер. Судя по всему, автор рисовал панораму не с натуры, а либо по памяти, либо с чьих-то слов. В результате нам даже трудно понять, с какой стороны автор рисовал #Кремль. На первый взгляд, с холма Воробьёвых гор: мы видим Москва-реку и, видимо, Большой каменный мост. Узнаём брустверы петровской эпохи вокруг стен Кремля и Китай-Города, а также новенький водоотводной канал, проложенный в 1784—1786 годах при Екатерине II. Но дальше всё не сходится. Москва-река вместе с каналом уходит прямо в стены Кремля. Башня, обозначенная как колокольня Ивана Великого, украшена огромными часами и выходит на Красную площадь — автор явно перепутал её со Спасской. Впрочем, если это и впрямь Спасская башня, то тогда художник смотрит на Кремль с противоположной стороны, то есть со Швивой горки (где нынче возвышается сталинская высотка на Котельнической набережной), и тогда правый рукав реки — это речка Неглинная. Под номером 9 на рисунке обозначены Никольские ворота, однако башни над ними почему-то нет. Возможно, автор имел виду Владимирские ворота Китай-Города на Никольской улице. Но это ещё не всё. Автор путает не только башни и реки, но даже города. Так, под номером 2 на гравюре обозначен «Красный кабак». Таковой действительно существовал, однако не под Москвой, а под Санкт-Петербургом, на 10-й версте Петергофской дороги. Кабачок, к слову, прожил славную жизнь — с 1713 по 1919 годы. На единственном сохранившемся снимке этого трактира от 1907 года можно найти определенное сходство с картинкой на гравюре. Во всём остальном память сильно подвела автора. Хотя понять его можно: кто из разберёт, этих русских? #СтараяМосква #КраснаяПлощадь
#ШКОЛА #ДЕТИ #ИСТОРИЯ На этом кадре из любимого фильма детства мы без труда узнаем двух закадычных друзей — Вольку Костылькова и Женю Богорада из повести Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч». Олицетворение счастливого советского детства, оба героя веселы, полны оптимизма, проявляют высокую сознательность, всегда одеты в пионерскую форму… Кстати, если присмотреться, то форма у мальчиков разная. Если Волька одет в повседневную (белая рубашка, галстук), то Женя в парадную (полувоенного покроя френч с белым воротничком и фуражка) — почти идентичную форме дореволюционных гимназистов. Иногда так одевается в фильме и Волька — когда идет на экзамен, например. Эта форма была типична для послевоенных школьников (фильм снят в 1956 г). Ее ввели в 1948 году, и зачастую именно была у ребенка и единственной «выходной» — в школьной форме ходили и в кино, и в библиотеку, и даже на прогулку в парк. Интересно, что в первоначальной версии книги Волька и Женька не имели иного атрибута, кроме пионерского галстука: в 1930-е г., когда была написана повесть Лагина, #пионеры ходили в школу кто в чем мог, приветствовались лишь темные штаны и светлые рубашки. Дореволюционную, «гимназическую» форму, введенную еще в 1834 г. при Николае I, отменили сразу после революции вместе с гимназиями как «реакционную», хотя вплоть до середины 1920-о годов ее еще можно было увидеть на пионерах — донашивали костюмы старших братьев и сестер. Френчи и фуражки с кокардами продержались в СССР до 1962 года, когда ио заменили на пиджаки и брюки, при этом форма девочек практически не изменилась. В 1973 году в советских школах ввели новые шерстяные костюмы с шевронами на рукавах. В такой форме ходят герои фильма «Приключения Электроника». А в 1992 году произошло то же, что и в 1917-м: на волне перестройки школьную форму упразднили, и по сей день в России разрешается посещение школы без нее. Однако лучшие учебные заведения страны — например, #Ломоносовская Школа в Москве, сохранили традицию ношения детьми определенной правилами школы формы. Правда, теперь в ней не осталось ничего казенного: стильная и изящная, она не «уравнивает» детей, а напротив, подчеркивает их индивидуальность.