Нет-нет, это не Стамбул и не Казань. Это #Москва, хотя с первого взгляда понять это сложно. Именно такой — вытянутой к небу, с православными церквями, больше похожими на минареты — её изобразил в конце XVIII века неизвестный гравер. Судя по всему, автор рисовал панораму не с натуры, а либо по памяти, либо с чьих-то слов. В результате нам даже трудно понять, с какой стороны автор рисовал #Кремль. На первый взгляд, с холма Воробьёвых гор: мы видим Москва-реку и, видимо, Большой каменный мост. Узнаём брустверы петровской эпохи вокруг стен Кремля и Китай-Города, а также новенький водоотводной канал, проложенный в 1784—1786 годах при Екатерине II. Но дальше всё не сходится. Москва-река вместе с каналом уходит прямо в стены Кремля. Башня, обозначенная как колокольня Ивана Великого, украшена огромными часами и выходит на Красную площадь — автор явно перепутал её со Спасской. Впрочем, если это и впрямь Спасская башня, то тогда художник смотрит на Кремль с противоположной стороны, то есть со Швивой горки (где нынче возвышается сталинская высотка на Котельнической набережной), и тогда правый рукав реки — это речка Неглинная. Под номером 9 на рисунке обозначены Никольские ворота, однако башни над ними почему-то нет. Возможно, автор имел виду Владимирские ворота Китай-Города на Никольской улице. Но это ещё не всё. Автор путает не только башни и реки, но даже города. Так, под номером 2 на гравюре обозначен «Красный кабак». Таковой действительно существовал, однако не под Москвой, а под Санкт-Петербургом, на 10-й версте Петергофской дороги. Кабачок, к слову, прожил славную жизнь — с 1713 по 1919 годы. На единственном сохранившемся снимке этого трактира от 1907 года можно найти определенное сходство с картинкой на гравюре. Во всём остальном память сильно подвела автора. Хотя понять его можно: кто из разберёт, этих русских? #СтараяМосква #КраснаяПлощадь