В нашей коллекции артефактов есть вот такая майоликовая статуэтка «Пушкин на диване», созданная на Фаянсовом заводе им. М.Калинина (ЗиК) в городе Конаково в 1949 году — специально к 150-летию со дня рождения поэта. Автор этого удачного фаянсового образа, впервые воплощенного на Конаковском заводе еще в 1937 году (к 100-летию со дня смерти поэта), — мастер декоративно-прикладного искусства Исидор Фрих-Хар. Эта статуэтка не только принесла Исидору Григорьевичу золотую медаль Всемирной Парижской выставки в 1937 году, но еще и навлекла на него немало неприятностей.
Сравните двух лежащих фаянсовых поэтов на первом и втором снимках. Помимо мелких отличий (цвет обивки у софы разный, расположение подушек, узор ковриков), есть главное - у одной из фигурок у Александра Сергеевича из-под пледа торчит голая нога. Именно в таком виде первоначально изваял эту фигурку мастер Исидор Фрих-Хар.
Однако вскоре скульптору пришлось спрятать ногу «Солнца русской поэзии» под одеяло. Советские чиновники от культуры сочли, что эта деталь выглядит слишком вольно и противоестественно. «Иногда скульптор возьмет, да и вытянет непомерно, да к тому же еще и слегка переломает Пушкину ноги, как это, например сделал Фрих-Хар в своей статуэтке из цветного фаянса», — писал в 1938 году критик Михаил Беляев в книге «Отражение юбилея Пушкина в изобразительном искусстве». В итоге в массовое производство великий поэт отправился уже со спрятанной ногой.
Аналогичная история произошла с картиной Петра Кончаловского «Пушкин в Михайловском». Зимой 1932 года в Москве открылась выставка работ этого художника, где упомянутое полотно оказалось «гвоздём» экспозиции, вызвав неимоверный скандал. По сюжету картины Александр Сергеевич сочиняет, сидя в постели, в распахнутой ночной рубашке и голыми ногами (первый снимок). Вот как раз обнаженные ноги "солнца русской поэзии" общественную цензуру и не прошли. Хотя, благодаря позе, ничего крамольного на картине разглядеть нельзя, но сам факт того, что поэта изобразили без штанов, многие сочли недопустимым. Столичные газеты тогда растиражировали карикатуру Кукрыниксов на Кончаловского вот с такой подписью (второй снимок): «30-го декабря в Москве открылась выставка работ заслуженного деятеля искусств П.П. Кончаловского. Гвоздь выставки — картина, изображающая А.С. Пушкина в исподней рубашке во время процесса писания. Чтобы доказать Кончаловскому, как неприятно быть изображённым в непристойном виде, наши художники Кукрыниксы нарисовали в такой же позе и самого заслуженного деятеля. А впрочем, это всего-навсего дружеский шарж. Всё в порядке. Шлём привет уважаемому Петру Петровичу».
Кончаловскому пришлось создавать другую версию картины - с пледом на коленях поэта, дающим возможность представить, что под ним штаны всё-таки есть (третий снимок). "Декольте" тоже пришлось убавить. И "съесть" апельсин. Однако и эта исправленная версия критикам не понравилась: слишком домашний, затрапезный образ Пушкина их не устраивал. В сатирическом сборнике «Парад бессмертных» (М., 1934) появились стихи:
От зрителя налево — Кончаловский,
Известный тем, что написал картину,
В которой снял подштанники с поэта.
В художнике заговорила совесть,
И он решил, подштопавши белье,
Вернуть его немедленно поэту…
В общем, на юбилейную выставку к столетию смерти поэта в 1937 году даже исправленная картина Кончаловского не попала, только журнал «Крокодил» мельком, как анекдот, упомянул «нашумевшую картину заслуженного деятеля искусств П. Кончаловского: Пушкин без брюк…».