Падение Филиппополя: 250-й год. Воин скифовВ третьем веке римляне опирались на укрепленный город Филиппополь, чтобы не допустить провдижения скифов в империю. Филиппополь был центром экономической и политической жизни римлян на Дунае. Здесь связывались пути, которые простирались до самого Эгейского моря и Боспора. Город был выстроен на холме. С одной стороны его прикрывала от вторжения река Гебр. Военачальник Приск командовал мощным гарнизоном. Его войска поддерживала полевая армия Деция, которая дислоцировалась севернее. В самом городе имелись обширные склады, заполненные пшеницей и прочим продовольствием. Армии Римляне. Свыше 20 тысяч у Приска в самом Филиппополе. Полевая армия Деция – 46 тысяч воинов. Скифы. По сведениям современных событиям источников, у скифов было не менее 100 тысяч воинов. Осада Скифы не сразу двинулись на шутрм твердыни Филиппополя. Для начала они провели разведку окрестностей и выявили слабые места оброны. Потом приступили к сооружению осадного парка. Были подготовлены лестницы и штурмовые башни на колесах, стены башен обиты свежими шкурами быков. Истребленных в оскрестностях римского города. Под прикрытием стрелков воины скифов двигали башни к стенам, с которых летели тучи огненных стел, лились потоки смолы и кипящего вара. Римляне отбивали приступ за приступом. Вскоре лазучтик принес в Филиппополь весть о поражении скифов под Никополем. Армия Деция смогла отбросить часть войск скифов. Это придало осажденным бодрости духа. Деций написал горожанам, что помощь близка и жителям стоит только выдержать послежние атаки скифов. Слово деция было твердым. Его легионы форсированно пересекли Балканы. На южных склонах Балкан у Бероа Деций разбил лагерь. Но утомленные войска римлян пренебрегли боевым охранением. Вождь скифов Книва ударил на римский лагерь и причинил большой урон войску Деция. Таким образом, деций не смог соединиться с гарнизоном Филиппополя. А скифы соединили силы осаждавших со своей полевой армией, разбившей Деция. Последовательные атаки скифов на стены Филиппополя увенчались успехом. Приск предал свой город и за мзду открыл ворота врагам. Жители Филиппополя были перебиты, город варварски разграблен. Последствия Падение Филиппопоял только на время дезорганизовало оброну придунйских облсатей римской империи. Армия Галла восстановила утраченные стратегические позиции, не дала скифам захватит город Оскус. Скифы смогли только добиться небольшого тактического успеха, но инициатива в ведении войны осталась за римлянами. Римская военная система оказалась все еще устойчивой к сильным ударам варварской стихии.
Другие записи сообщества
Изначально в античные времена термином «катапульта» называли орудие, которое метало стрелы по настильной траектории, а термином «баллиста» — орудие, метающее камни или ядра по навесной траектории. К закату Римской империи значения поменялись: теперь баллистами стали называть стреломёты, а катапультами вообще любые метательные машины с торсионным принципом действия. Эта путаница с названиями и пониманием книг о древнем оружии царит по сей день.
Ба Ба — в египетской мифологии один из элементов, составляющих человеческую сущность Египетский писатель 4 в. Гораполлон, написавший трактат о египетских иероглифах, перевёл Ба на коптский язык как «душа». Это значение употребляется и по сей день, хотя понятие «душа» не точно соответствует представлению египтян о Ба. В период Древнего царства, согласно «Текстам пирамид», обладание Ба приписывалось только богам и фараонам. Ба мыслилось как воплощение их силы и могущества. Их могло быть несколько (множ. ч. бау). Позднее, согласно «Текстам саркофагов» и «Книге мёртвых», Ба считалось воплощением жизненной силы всех людей, продолжающим существовать и после их смерти. Обитая в гробнице и оставаясь в полном единстве с умершим, Ба может отделиться от тела человека и свободно передвигаться, оно совершает «выход днём» из гробницы, поднимается на небо, сопутствует человеку в загробном мире ("здесь будет изображение"). Ба осуществляет все физические функции человека: ест, пьёт и т.д. Изображалось в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В качестве Ба богов нередко фигурируют священные животные (напр., Ба Себека — крокодил, Осириса — баран, Ба многих богов — змея) или другие божества [так, Хнум в Латополе (Эсне) считался Ба Шу, в Гипселисе — Осириса, в Леонтополе — Геба, на острове Элефантина — Ра]. Б имели не только люди, но и многие города Гермополь, Буто, Иераконполь и др. На рисунке показывается, как Ба воссоединяется с мумией.
Фигурка карлика-арфиста, происходит из гробницы Никауинпу. Датировка: Старое царство. 5 царский дом, вероятно, правление Ниусерра. Материал: Окрашенный известняк Размеры: 12,5×7,2×9,6 см. Инвентарный номер: Восточный институт Чикаго, OIM 10641.
Амаунет — древнеегипетская богиня, участница Огдоады, женская «половина» Амона. Гермопольская Огдоада — восьмёрка богов, сотворивших мир. Восьмёрка делилась на богов по парам — женское и мужское божество. Всего, соответственно, было 4 пары: Нун и Наунет — первобытный океан, Хух и Хаухет — бесконечность, Кук и Каукет — мрак, и Амон и Амаунет — невидимые. Все восемь божеств были в крайней степени абстрактыными. Амаунет в Огдоаде была женским дополнение Амона, и имела такое же имя, как и у него, только с окончанием женского рода - «т». Соответсвенно, имя Амаунет, скорее всего, имеет такое же происхождение, что и имя её пары — Амона — «сокрытая, невидимая». В династическом Египте Амаунет изображалась в виде женщины с головой змеи. Так как Амаунет была женской копией Амона, согласно Огдоаде, она часть изображалась в виде супруги Амона. В Фивах она обычно соотносилась с богиней Мут, которая здесь была супругой Амона (Фиванская Триада — Амон — Мут — Хонсу). Согласно текстам Птолемейского периода, Амаунет выступает персонификацией серверного ветра, первобытной матерью или «матерью, которая была отцом» (мать, которой не нужен был супруг, чтобы обзавестить ребёнком). В этой роли она дала рождение солнечному богу Ра, или, даже Амону, когда тот выступал ипостасью солнечного божества. Амаунет была защитником фараона, который предыбвал в её защитной тени.
Эфиальт - могучий афинянин.
На этой иллюстрации изображены два центуриона. Слева центурион без доспехов. Поверх туники наброшен плащ – сагум. Туника подпоясана ремнем, являющимся символом воина. На ремне центурион носит кинжал – пугио. В руках – посох из виноградной лозы – хорошее средство обучения легионеров. На ногах оба центуриона носят не сандалии, а башмаки – calcei. Центурион справа вооружен гладиусом. На голове шлем галльского типа “Ажан-Порт”, на ногах поножи, панцирь выполнен из кожи. Поверх панциря бравый центурион носит на кожаных ремнях фалеры – награды за боевые заслуги. Из под панциря выглядывает поддевка из льна, прикрывающая плечи и пах защитными полосами – птеригами.
Катон о ворах Марк Порций Катон (234-148), которого часто называют Старшим, однажды произнёс речь "О разделе добычи между воинами". В ней он, в частности, сказал: "Воры, совершившие кражу у частных лиц, проводят время в тюрьме в оковах, а расхитители казённого - в золоте и пурпуре". Ну, прямо, совсем как у нас в России в наше время.
“Не выноси!” В Древней Греции возле популярных святилищ часто возводили гостиницы с пиршественными залами. В таких залах после совершения обряда жертвоприношения происходили священные трапезы, которые воспринимались греками как совместные трапезы людей и богов. Во время этих трапез строго соблюдалось правило “Не выноси!” – за пределы священной территории нельзя было вынести ни кусочка такой жертвенной трапезы. Позднее правило “Не выноси!” стало просто правилом хорошего тона на любых совместных трапезах, и уже Плутарх писал: "Постараться унести с собой что-нибудь из угощения, было бы проявлением крайней невоспитанности". Вместе с тем появились и блюда, которые готовились специально для того, чтобы гости могли унести их с собой в качестве гостинца.
Неприятности дают человеку возможность познакомиться с самим собой. Эпиктет
Бог Тешуб. Тешуб, в шумерской и аккадской мифологии бог грозы. Как бог молний был почитаем во всей Малой Азии. В текстах хеттской мифологии говорится о том, как грозный Тешуб победил отца богов Кумарби. Кумарби родил сына-мстителя Улликумме, призванного вернуть ему власть; сотворенный из диорита и выросший до огромных размеров на спине гиганта Упеллури, он был так велик, что, пытаясь рассмотреть его, Тешуб поднялся на вершину высокой горы, а увидев чудовище, пришел в ужас и призвал богов на помощь. Однако это не принесло ему успеха. Улликумме добрался до ворот Куммии, родного города Тешуба, и заставил бога отречься от власти. Тешуб искал совета у мудрого бога Энки; после недолгих размышлений тот извлек из земли древнюю пилу с помощью которой были разделены небеса и земля, и разрезал диорит у основания. В результате Улликумме быстро ослабел, и боги решили снова напасть на него. Конец текста утерян, но принято считать, что Тешуб все же вернул себе царство и трон. Супруга Тешуба, Хебат, занимала равное положение со своим мужем, а иногда и превосходила его. Атрибуты Тешуба — топор и молния. Иногда его изображали с бородой, вооруженным дубинкой, попирающим священную гору.