Этрурия. Статуя кентавра. Камень. VI в. до н. э. С погребальным обрядом связаны изваяния обереги-химер, горгон, кентавров, призванные устрашать злые силы и охранять покой усопшего, рельефные стелы-надгробия, украшенные изображениями человека урны для пепла и крупные саркофаги. Центрами производства каменной скульптуры были города Вульчи и Кьюзи. Богатое ее собрание находится в антиквариуме Вульчи, в замке возле моста через реку Фиора; часть подобных же памятников экспонирована и в Музее виллы Джулия. Серого вулканического туфа статуя из некрополя Вульчи типом своим восходит к ранним изображениям кентавров: к полной человеческой фигуре сзади добавлен лошадиный круп, так что спереди изваяние можно принять за мужскую фигуру, напоминающую куроса греческой архаики. Крупной, почти равной торсу, показана голова, широкими бедра и огромными прижатые к ним, как у куросов, руки, но с пальцами, не сжатыми в кулаки, а свободно опущенными. Как у эллинских статуй, здесь по-архаически выпуклые глаза и длинные волосы. Силы стража, охранявшего покой умершего, должны были, по представлениям этрусков, превосходить все земное. Возможно, поэтому в изваянии огромны раскрытые глаза, широки плечи, массивны спускающиеся на плечи локоны. Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990
Другие записи сообщества
Бронзовый гладиаторских доспех с изображением богини Венеры. Раскопан в Помпеях.
Какой была настоящая римская пицца? Об этом расскажет фреска, расчищенная археологами в Помпеях.
Жан-Леон Жером. Картина «Молодые #греки забавляются петушиным боем», 1846. В 1846-м талантливый живописец закончил свое первое монументальное произведение — «Молодые греки забавляются петушиным боем», и был награжден за него медалью парижского Салона 3-го достоинства.
Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами. Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки металла.
Греческий Амфитеатр.
Спортивные упражнения римских дам. Мозаика виллы дель Казале, IV в. н.э. Во втором веке нашей эры римский поэт Марциал жаловался на женщин, занимающихся спортом в термах, где помимо спортивных площадок иногда имелись целые стадионы. Время, считавшееся женским для посещения терм, было утро, а после полудня они были заняты мужчинами. Некоторые женщины увлекались упражнениями и задерживались в термах, принимая ванны рядом с мужчинами, что вызывало возмущение у римских пуристов. Сатирик Ювенал писал: "Может ли быть стыд у такой женщины... которая любит силу и пренебрегает своим полом?"
Саркофаг этрусской женщины. II в. до н.э.
В конце третьего века до нашей эры в Риме издали декрет с подробным описанием десятков типов обуви. Каталогизация привела к созданию новых вариантов туфель конкретного назначения: бракччо для философов, котурны для трагиков, сочи для комиков, галлики для бегунов, вавилоники и другие модели. Владельцы магазинов поддерживали ассортимент. Уличные щетки для обуви в этом многообразии были не лишними.  Ремесло изготовления обуви в Древнем Риме регулировала целая гильдия. Обувное дело называли искусством, этой профессии обучали в мастерских. У башмачников, часто работающих под заказ, появились специализации: одни делали сандалии, другие – калиги.
Римский пращник хотел, чтобы враг знал, откуда ему прилетело (на пуле написано «Италия»)
Смертоносный град. Солдаты Цезаря под обстрелом противника. Рисунок П. Денниса