Дротики и щит. Древний Египет. Среднее царство. Современная реконструкция. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Щит изготавливался из бычьей шкуры шерстью наружу, которая, видимо, соединялась в несколько слоев и натягивалась на деревянную раму. Щиты были большими, закрывавшими человека до самой шеи и заостренными сверху.
Другие записи сообщества
Сибирское вооружение. Сейминско-турбинская культура (середина II тыс. до н. э.) Изменения в технике ведения боя произошли лишь с появлением новых моделей оружия. Их создание было связано с распространением оловянистых бронз, изменением качества металла и открытием техники тонкостенного литья, позволившей делать для наконечников копий и топоров полые втулки (иногда их называют слепыми), тем самым добиваясь простого и надежного скрепления их с рукоятью. Эти знаменательные открытия относятся к середине 2-го тысячелетия до н. э. — вскоре на огромных территориях Северной Евразии (от границ современного Китая на востоке до территории Финляндии и Молдавии на западе) появляются очень сходные типы великолепного бронзового оружия. Немалая заслуга в его создании и распространении принадлежит загадочным племенам литейщиков и воинов, за которыми в археологии закрепилось название сейминско-турбинских. Памятники сейминско-турбинской культуры, поразившие ученый мир и ценителей древности разнообразием и изобилием высококачественных оловянистых бронз, ставят больше вопросов, чем дают ответов. Раскопанные некрополи не имеют рельефных наземных сооружений, а в могилах в громадном большинстве случаев отсутствуют человеческие останки. Информация о творцах бронзового оружия, нередко воткнутого в стенки и пол погребальных ям, остается ничтожной. Как считают специалисты по древней металлургии, эти таинственные племена вышли откуда-то из районов Рудного Алтая и совершили беспримерный по своим масштабам поход на Запад, оказав огромное влияние на судьбы народов Северной Евразии. Их путь, отмеченный для нас редкими могильниками и случайными находками великолепного бронзового оружия, лежал меж колков и озер лесостепной Сибири, сквозь сумрачные дебри дремучей тайги, через горные хребты Урала к лесным равнинам Восточной Европы. Отличало этих воинов-странников оружие ближнего боя, в котором со всем блеском проявились новые технологии бронзолитейного дела. Подавляющее число ныне известных вещей сейминско-турбинского типа найдено в некрополях, расположенных по обеим сторонам Уральских гор. Три некрополя, в том числе Сейма и Турбино, давшие имя племенам, расположены в европейской части страны, и два в Сибири. Некоторые предметы характерных форм разбросаны среди отдельных могильников многочисленных культур эпохи развитой бронзы. Прежде всего, впечатляют наконечники копий и их размеры. Длина некоторых достигает 44 сантиметров В случае укороченного до разумных пределов древка мы имеем дело с прекрасным фехтовальным оружием — предтечей меча. Если отлить полностью из бронзы предмет аналогичной длины, он окажется либо слишком тяжёлым, либо (в облегчённом варианте) чересчур хрупкие оружием. Бронзовые клинки длинных мечей и кинжалов обнаруженные на территории Сибири, как правило, оказываются сломанными. Сочетание же разнородных материалов (гениальное изобретение предшествующей эпохи) — легкой прочной деревянной и хорошо сбалансированной металлической частей — делало такое короткое «рубильное копьё» весьма действенным оружием. Применялось оно преимущественно против не защищенного доспехами противника. Одним из первых средств защиты, придуманных древнейшими конструкторами, был щит. Вероятно поначалу это были лёгкие плетёные изделия, действенные в эпоху холодного оружия. Стальное лезвие, с силой посланное поперек прутьев, упруго отскакивает от них, а направленное вдоль прутьев — застревает между ними. Щит, сплетённый из тщательно подобранных прямослойных веток даже самым простым способом — крест-на-крест, защищал вполне надежно. Если же такой щит ещё обтягивали толстой сырой кожей, то пробить его даже копьем было весьма трудно. Наверное, тогда же родились и плетёные доспехи, как некая замена щиту. Ведь у лучника во время боя заняты обе руки, и он остается открытым для стрел врага. Так же открыт и воин, вынужденный держать в одной руке копье, а в другой топор. Плетёная из гибких веток боевая одежда хорошо известна по этнографическим материалам Нового Света и Юго-Восточной Азии. Неплохой защитой могли служить и плотные косматые шкуры животных, которые, скорее всего, и были самыми первыми доспехами. Рубящий удар, нанесённый коротким клинковым оружием сверху вниз вдоль шерсти, соскальзывал с неё. Толстые, особенно на шее, и плотные шкуры крупных копытных, отформованные в сыром виде и потом загрубевшие, становились непреодолимой преградой для большинства разновидностей оружия тех лет. Они представляли собой прекрасный материал для создания самых различных защитных приспособлений — нагрудников, курток, щитов, наручей и т. д. Согласно этнографическим данным XX века, эфиопские щиты, сделанные из твердой кожи буйволов, невозможно было пробить свинцовой пулей из имевшегося тогда на вооружении гладкоствольного ружья. Для этого приходилось рубить специальные пули из железных прутьев. Панцири индейцев Северо-Запада Америки, выполненные в виде куртки из двух или нескольких слоев спрессованной оленьей кожи, также спасали от ружейных пуль. «Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». Автор: Александр Соловьев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СОРАН); научный редактор: академик В.И. Молодин; художник: М.А. Лобырев. Новосибирск, 2003 г.
Гокстадский корабль Гокстадский корабль – наследие Древней Норвегии Гокстадский корабль, фото которого представлены ниже, является одной из ярчайших археологических находок, сделанных на территории Скандинавского полуострова. Этот драккар, датируемый IX веком, был обнаружен в кургане X века и представляет собой традиционный погребальный корабль «эпохи викингов». Гокстадский корабль также иногда называют Кораблем из Гокстада. Такое наименование артефакт получил по месту обнаружения – его нашли на ферме Гокстад в губернии Вестфолл (коммуна Синнефьорд, расположена в восточной части Норвегии). На данный момент Гокстадский корабль выставляется в легендарном «Музее драккаров» (в Осло). А знаменит он по двум причинам: во-первых, Корабль из Гокстада великолепно сохранился (благодаря тому, что оказался в слое голубой глины), а во-вторых, это крупнейший из найденных археологами драккаров. История Гокстадского корабля – раскопки и погребальный курган Корабль из Гокстада был обнаружен в 1880 году фермерами, которые обрабатывали землю в своем поместье (тот самый Гокстад). Фермерам было известно, что на их территории располагается некий курган, вероятно – погребальный, сохранившийся с древнейших времен. «В народе» курган носил название «Королевский», но никто не знал его историю, более того – не было никаких доказательств, подтверждающих, что это действительно курган. Разумеется, фермеры решили копать курган не «просто так», а по указанию археолога Николая Николазена, который к тому моменту уже обнаружил несколько погребальных кораблей, в частности – ладью из Тьюна (Остфолд) и ладью из Борра (Хортен). Гокстадский корабль (фото с раскопок – ниже), сохранившийся в практически нетронутом виде за счет того, что большая его часть оказалась в пластах голубой глины, сразу же приобрел статус знаковой находки. Гокстад неоднократно посещался туристами и учеными еще во время археологических работ, которые длились несколько месяцев. Затем драккар был направлен в Осло и отреставрирован (то есть его оригинальный вид запечатлен лишь на фотографиях с раскопок). Нужно отметить, что «Королевский» курган в Гокстаде являлся одним из крупнейших во всей Норвегии. К моменту раскопок он имел 43 метра в диаметре и высоту порядка 5 метров над окружающей местностью. Вероятно, изначально он был еще больше, но сельскохозяйственные работы существенно сравняли землю. При этом конструктивно курган Гокстадского корабля представлял собой последовательное наслоение песка и голубой глины. Песчаные слои располагались выше, поэтому мачта и верхняя часть киля и кормы не сохранились. Драккар располагается на существенном удалении от фьорда, и даже если учесть, что за минувшую тысячу лет уровень моря поднялся в этом регионе на три метра, то изначально Корабль из Гокстада находился приблизительно в 400-500 метрах от воды. Археологи предполагают, что столь крупный драккар вряд ли тащили по земле, скорее всего судно транспортировали от фьорда к кургану по небольшой реке Хэйзл, которая протекает в непосредственной близости от места раскопок. Артефакты Гокстадского корабля и другие находки из кургана Скелет вождя, захороненного в Гокстадском кургане, находился за шкальной мачтой, что показательно – ведь именно там стоял бы капитан драккара, управляющий судном. Рядом с ним обнаружены лоскуты шерсти и шелка, вероятно – с истлевшей одежды. Рядом со скелетом найдены деревянные элементы, которые позже были идентифицированы, как кровать. Также в Гокстадском корабле обнаружили рыболовецкие крючки и комплект для игры в нефатафл (игральную доску и набор фигур из бычьего рога). Рядом располагалась конская сбруя и бронзовый медальон, на котором изображен всадник. Николай Николазен предположил, что ранее курган уже вскрывался (вероятно – в Позднем Средневековье), потому что при похороненном мужчине (который явно был ярлом или даже конунгом) не было оружия, а ведь погребальные обряды викингов предписывали всегда хоронить мужчин с оружием. Скелет из Гокстадского корабля обладает ростом 185 сантиметров, а его возраст предположительно находится в промежутке между 50 и 70 годами. В непосредственной близости от погребальной кровати «конунга» обнаружена удивительная находка – кости павлина. Эта находка из Гокстадского корабля, во-первых, указывает на то, что здесь был погребен действительно богатый и уважаемый человек. Во-вторых, вероятно, это один из старейших павлинов, попавших в Европу из Индии, и это очередное подтверждение развитых торговых связей викингов. Также в драккаре нашли три металлических кубка, деревянное блюдо, оснастку для саней, несколько постелей, остатки палатки (шатра), кухонную утварь, бочку объемом 750 литров и большой бронзовый котел. Рядом с Кораблем из Гокстада в том же кургане обнаружено 12 скелетов лошадей и 6 скелетов собак. И тут стоит пояснить, что в Раннем Средневековье у викингов существовало несколько видов погребального обряда. Тех, кто почитал асов (Один, Тор, Хеймдаль), отправляли на драккаре в открытое море и поджигали драккар. Тех же, кто почитал ванов (Фрейя, Фрейр, Ньерд), хоронили в курганах – либо в настоящем драккаре, либо в символическом корабле, выложенном из камней. С человеком в «иной мир» обязательно отправлялась часть его имущества, оружие и доспехи (если это был мужчина) или лучшие украшения (если это была женщина). Зачастую в драккар укладывали коня и охотничьих собак (неизвестно, в какой момент животных убивали). На основании знаменитых дневников Ибн Фадлана ученые предполагают, что порой с ярлами и конунгами хоронили их жен, которые, вероятно, совершали ритуальное самоубийство, взойдя на драккар (тем не менее, в Гокстадском корабле нет других скелетов, кроме скелета самого «конунга»). Рядом с Кораблем из Гокстада в том же кургане были обнаружены три лодки. Наименьшая (6,6 метра в длину), вероятно, являлась так называемой бортовой лодкой, то есть на ней причаливали к берегу, когда драккар заходил в залив. Наибольшая лодка (9,75 метра в длину) предположительно относится к типу снеккар, это рыбацкое судно для прибрежных вод (не для открытого моря). Примечательно, что хотя порой в курганах вместе с драккарами «эпохи викингов» находили лодки, ни одна из них не была в столь же хорошем состоянии, как лодки из Гокстада. Метрика Гокстадского корабля, его конструкция и назначение Курган в Гокстаде датируется X веком, но сам драккар, как полагают археологи, был построен в 890-е годы. Вероятно, типологически это судно справедливо назвать именно драккаром, а не снеккаром или кнорром. Оно имеет 23 метра в длину и 5,1 метра в ширину. Длина весла Гокстадского корабля составляет 5,5 метра, у судна всего один парус, высота мачты неизвестна, так как сохранилась только ее нижняя треть. Корабль из Гокстада имеет 32 весельных отверстия, предположительно судно вмещало от 70 до 80 человек и имело явно боевое назначение. К особенностям конструкции можно отнести укрепленный киль (возможно, для тарана?) и тот факт, что судно выдолблено из единого дубового ствола, который покрыли досками обшивки (традиционно – в небольшой нахлест, по 16 досок с каждой стороны). Гокстадский корабль (фото реконструированного варианта из музея Осло представлено выше) имеет достаточно богатый орнамент, который, однако, уступает резьбе того же Осебергского корабля. В 1949 году в Швеции была построена точная копия этого драккара (корабль назвали «Ормен Фриске»), однако летом 1950 года судно затонуло во время шторма вместе со всей командой (15 человек). Памятник погибшим стоит в Стенсунде (где и был построен драккар). С тех пор никто не рискнул создать еще одну реплику Гокстадскго корабля. ©runarium.ru
Один против английской армии В битве при Стамфорд-Бридже произошёл интересный случай: англичанам удалось застать викингов врасплох, без доспехов (оставленных в лодках). В это время совершил подвиг один из викингов, который охранял мост. Он один сдерживал армию англичан, дав викингам время построиться в боевой порядок. Позиции скандинавов располагались на противоположном берегу Сервента. Несмотря на героическую оборону моста одним единственным норвежским викингом, чей подвиг зафиксирован в Англосаксонской хронике, англичане овладели переправой. История об этом викинге была вписана в Манускрипт D Англосаксонской хроники в XII веке. Викинг убил 40 англичан своим топором, сдерживая всю англосаксонскую армию, пока его предательски не закололи пикой с лодки из-под моста.
Felidae — Хвостатые Боги Новый сингл с грядущего альбома «Кошкин ДОТ»! И всё, что ты узнаешь, есть любовь.
Скульптура Ожье Датчанина, известная как «Спящий викинг», Дания. Статуя находится в замке Кронборг (Хельсингёр), где — по легенде — великий воитель дремлет и будет спать, пока Дании не будет угрожать «смертельная опасность».
Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. Сейминско-турбинская культура - Часть 2 Конструкторы эпохи бронзы не прошли мимо давно знакомого сырья — кости и рога. Детали древнейших лат из рога в виде длинных (до 15 сантиметров) и узких (2,5— 3 сантиметра) пластин, снабжённых вдоль продольных сторон отверстиями и иногда украшенных бороздками, найдены в 1965 году в могильнике эпохи бронзы у села Ростовка близ Омска. Пластины панцирей подобного типа, получивших впоследствии название ламеллярных, скреплялись между собой при помощи ремней, шнуров или тесёмок, пропущенных сквозь отверстия по всему периметру, и располагались на теле воина вертикально. При таком способе плетения удавалось обходиться без матерчатой или кожаной основы. Эти панцири можно было с успехом использовать для изготовления наручников и «бронирования» щитов. Роговое и костяное защитное вооружение прослужило человеку в различных регионах планеты очень долгий срок и использовалось, например, у народов Северо-Востока Сибири (чукчей, эскимосов, юкагиров) наряду с железным вплоть до XIX века. Благодаря тому, что доспехи из органических материалов дожили до наших дней, специалистам удалось выяснить их боевые возможности. Как оказалось, роговые и костяные изделия обладали очень высокими защитными свойствами и лишь немногим уступали металлическим образцам. Неуязвимость «бронированного щита» привела к необходимости совместных действий. Так родилась «сибирская фаланга», как назвал её известный специалист в области сибирских древностей П. М. Кожин. По его мнению, она включала в себя не менее трёх одновременно наступающих линий, каждая из которых выполняла на поле брани свою собственную боевую задачу. Воины первого ряда копьями с крюками цепляли доспехи и пропарывали швы костяных и кожаных лат, второй ряд фехтовальными копьями наносил удары, третий своими пиками, «разделяя движущиеся друг за другом шеренги противника», сдерживал напор вооруженной вражеской толпы. Но действительно ли древние сибиряки использовали такую схему боя? Согласия среди специалистов нет. Под фалангой обычно понимается боевой порядок, состоящий из нескольких следующих друг за другом шеренг. Это не совсем так. В бою основной удар принимали на себя воины первой линии. И когда один из них падал, его место занимал идущий следом. Поэтому настоящая фаланга состояла не из сомкнутых шеренг, а из множества коротких колонн, где люди стояли друг за другом. Эти колонны выстраивались в длинную фронтальную цепь. Каждое из таких подразделений было самостоятельной военной единицей с определённым числом воинов и своим собственным командиром. Глубина построения фаланги определялась количеством людей, её составляющих. Именно такое устройство позволяло древним армиям из походного положения (как правило, маршевой колонны) быстро разворачиваться в боевое. Для этого подразделения, начиная со второго, делали «ход конём» как бы обтекая передние отряды. Это движение бы хорошо отрепетировано. Поскольку же подразделения по численности были одинаковыми, то создавалось впечатление, что наступают плотно сомкнутые шеренги следующие одна за другой. Такова классическая древнегреческая фаланга. Она отличалась большой дисциплинированностью и выучкой, умением держать строй, мгновенно перестраиваться и разворачиваться в ту или иную сторону. Сила фаланги заключалась не в особых бойцовых качествах отдельных воинов, а в согласованных и сплоченных действиях всех её членов. Фаланга выступала как единое целое, она была почти неуязвима. Но стоило ей прийти в беспорядок, начинался разгром. Этот строй имел значительную протяженность и по фронту, и в глубину, а значит, был достаточно многочисленным, в противном случае его легко можно было обойти и окружить. Кроме того, следовало хорошо защищать фланги, особенно правый, где бок воинов не закрывался щитами. Фаланга всегда проигрывала отрядам легковооружённых воинов, действующих тактикой засад и нападений врасплох, а в открытом сражении с безопасного расстояния мечущих дротики и стрелы. В 390 году до и. э. афинский полководец Ификрат с помощью отряда воинов, вооружённых легким щитом (пельтой) и метательными дротиками, наголову разгромил спартанскую фалангу. Фаланга также оказывалась бесполезной на сильно пересечённой местности. Ландшафт во многом диктует выбор способа ведения боевых действий. Ясно, что в лесу кавалерия и боевая колесница теряют свою мощь, в степи наоборот, всадник имеет все преимущества перед пешим. Едва ли в Сибири копьеносцы с тяжелыми щитами в пешем строю были способны преследовать подвижных лучников, умело использовавших естественные укрытия. Охотничьи народы здесь успешно сражались в рассыпном строю. Наконец, сам принцип фаланги предполагает более или менее высокую организацию общества, применяющего её. Оно должно кормить и содержать значительное количество людей, не занятых в производственной деятельности (в данном случае, несущих регулярную воинскую службу). Для родо-племенных объединений эпохи развитого бронзового века содержать даже небольшие регулярные воинские отряды представлялось делом непосильным. Всё, что они могли, — быстро создать милиционное ополчение при угрозе нападения. Милиционное — от лат. militia (войско) — самодействующая и самовооружённая военная организация населения. «Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». Автор: Александр Соловьев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СОРАН); научный редактор: академик В.И. Молодин; художник: М.А. Лобырев. Новосибирск, 2003 г.
Нубийская дворцовая стража — гвардия, состоящая из нубийцев и охранявшая исламские дворцы в Египте в XIV - XIX веках. Гарем охраняли только евнухи. По своему вооружению и доспехам были подобны мамлюкам. Фрагмент картины французского художника-ориенталиста Людвига Дойча (вторая пол. XIX века.)
Литовские воины, XIII век. Слева-направо - Дружинник князя, пеший лучник, конный воин Худ. А.Ежов.
Из колхоза на фронт Во время войны на фронт забирали мирную технику, переделывая ее под нужды армии. Грузовики ГАЗ-АА и его модификация ГАЗ-ММ, или «полуторки», как их называли (они могли перевозить до полутора тонн грузов) стали символом военного времени. Их делали огромными тиражами – до войны было выпущено около миллиона экземпляров для народного хозяйства. Во время войны выпуск грузовиков не прекращался, но старались экономить металл, поэтому вместо дверей вешали шторки из ткани, кабину делали из дерева, фару ставили только одну, а то и вовсе обходились без нее. Колесная техника требовалась постоянно: даже по ленд-лизу именно автомашин было поставлено больше, чем какой-либо другой техники (более 400 тысяч машин против 11 тысяч самолетов и 12 тысяч танков). «Полуторки» перевозили бойцов, боеприпасы, использовались для установки вооружения. Во время блокады Ленинграда единственной связью со страной была 30-километровая ледовая переправа на Ладожском озере – «Дорога жизни». Навигация для автомобилей открылась в ноябре 1941: тогда на еще тонкий лед вышли первые несколько десятков таких «полуторок». Двигались с выключенными фарами и светомаскировкой, чтобы не попасть под обстрелы – линия фронта проходила рядом. Только в первую зиму в осажденный город привезли 360 тысяч тонн грузов, а из Ленинграда эвакуировали полмиллиона жителей, в первую очередь, детей. ?Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК
Битва при Монжизаре В битве при Монжизаре, состоявшейся 25 ноября 1177 года, молодой иерусалимский король Балдуин (Бодуэн) 4 наголову разбил превосходящую армию Саладина (Салах ад – Дина) и на несколько лет отсрочил захват сарацинами Иерусалима. В битве нет особых тактических изысков, только яростный напор крестоносцев на неготового к бою противника, наподобие битвы при Аскалоне. На момент битвы юному королю Балдуину 4 было 16 лет. Он с детства болел проказой и не мог рассчитывать на долгое правление, но за отпущенное ему время энергично охранял Иерусалим от такого опасного противника как Саладин. В детстве наставником Балдуина был Вильгельм Тирский, который и описал события в своих хрониках. Точное количество пехоты крестоносцев и возможных туркополов хроника не указывает. Численность египтян скорее всего завышена. Зато автор приводит интересную информацию по армии аюбидов. Вильгельм Тирский, “История деяний в заморских землях”, 21.20-24: “Саладин узнал, что граф (Раймунд 3 – граф Триполи) и все силы христианской армии, которых сам он не без опасения ожидал в Египте, отправились в Антиохию. Он решил что теперь, когда королевство осталось без защиты, он с легкостью может сделать одно из двух: либо запереть города королевства осадой, либо, если ещё оставались воины в королевстве, перебить их, и таким образом, одержать полную победу. Собрав отовсюду в огромном количестве войско и оружие, и все, что нужно обычно для ведения военных действий, они вышли из Египта, опустошая всё на своем пути. Оставив позади себя нашу крепость Даром и славный город Газа, они стремительно приблизились к Аскалону. Король же, несколькими днями раньше получив донесение, срочно созвал оставшиеся в королевстве войска и вышел с ними в тот же город (Аскалон) несколькими днями раньше. Граф Триполи, как уже было сказано выше, уехавший раньше с сотней лучших рыцарей, не принимал участия в этом походе, так как находился далеко, также как и магистр госпитальеров со своими братьями, и большая часть рыцарей тамплиеров. Оставшаяся же часть братьев укрылась в Газе, опасаясь осады, потому, что это был первый из наших городов, находившихся на пути Саладина… Саладин исполнился гордыни и уже ничего не опасаясь, чувствовал себя победителем распределяя захваченные земли между своими людьми. Полагая, что они получили все что хотели и, забыв об осторожности, враги разбрелись беспорядочно по захваченным территориям и принялись там хозяйничать. Между тем, как это происходило в наших землях, король видел, как далеко в его пределы вторглись многочисленные враги и заняли обширные территории. Он выступил из Аскалона и быстро двинулся навстречу врагам, так как он считал, что лучше положится на удачу и выступить против врагов, чем позволить им грабить, поджигать и разорять земли. Выйдя со стороны побережья, он пошел вдоль морского берега вслед за врагами и смог внезапно и незаметно приблизиться к тому месту, где Саладин встал лагерем со своим войском. Когда они настигли врагов, король дал сигнал своему войску готовиться к сражению. Рыцари и пехота первого фланга выстроились в боевом порядке. Там же к ним присоединились и братья-рыцари тамплиеры, которые были в Газе. Рыцари, построившись в боевом порядке, были готовы двинуться навстречу врагу, в единодушном порыве негодуя оттого, что они видели вокруг только выжженные земли и убитых. И отважные воины с Божьей помощью все как один были готовы ринуться в бой. И увидели они впереди на небольшом расстоянии толпы врагов. Саладин же, увидев наших, которые быстро приближались с намерением дать бой, устрашился такого стремительного столкновения, которому раньше был только рад, и начал отовсюду созывать свои рассеянные по местности войска. Зазвучали сигнальные горны и бубны загремели, а так же команды, которые звучат обычно в таких случаях, и речи пылкие для ободрения бойцов перед столкновением. Были там с королем Одо де Сент Аманд, магистр рыцарей тамплиеров с восьмидесятью братьями своими, князь Рейнальд, Балдуин де Рам и брат его Балиан, Рено Сидонский, граф Жослен, сенешаль и дядя короля по материнской линии. Было же всего около 375 рыцарей. И каждый призывал Божью помощь, видя впереди животворящее древо истинного креста, который нес в руках Альберт епископ Вифлиема перед рядами воинов, которые мужественно приготовились к сражению. Тем временем подтянулись те из врагов, которые рассеялись по окрестностям что бы грабить и подживать и их стало много больше. Но Господь не оставляет тех, кто надеется на него, и он наполнил наших воинов воодушевлением и дал надежду, что это будет не просто победа, но и избавление и проявление воли Бога. Враги же выстраивались в боевом порядке в колонну, которая вступала в бой первой, и за которой следовали остальные. Тем временем обе армии приблизились друг к другу и вступили в бой, несмотря на то, что силы были не равны, и этот бой раньше казался невозможным. Далее наши мужественно наступали и небесная благодать, на которую они отвечали храбростью, помогла им сломить вражеские легионы, и потом, разбив врагов, наши обратили их в бегство. Врагов же, которые безжалостно вторглись в наши границы, было числом, как мне удалось узнать и тщательно выяснить, истинно много: 26 тысяч всадников, не считая тех, кто сидел на вьючных животных и верблюдах. Из них 8 тысяч были превосходными воинами, которых они на своем языке называют «товаши». Остальные же 18 тысяч были обыкновенными ратниками, которых сами они называют «карагулямы». Из тех лучших всадников была тысяча, они были одеты в роскошные одежды желтого цвета поверх брони, такие же, как и у Саладина и это была его личная охрана, которая окружала его. Турецкие правители и князья, которых сами они на арабском языке называли эмирами, имели обычно охрану из молодых воинов, которые были или рождены рабами, или куплены, или захвачены в боях и специально отобраны из пленных. Они проходили тщательное обучение военному делу, когда же они взрослели, каждый получал сообразно своим военным заслугам: им платили жалование и также щедро одаривали земельными владениями. При любом исходе боя их задачей было защищать и спасать своего господина, первыми вступая в бой. Таких они называют мамелюки. И в этот раз охранники единодушно направили все свои силы на защиту султана, до самой своей смерти не покидая его. Тогда как остальные бросились бежать, эти охранники, проявив стойкость в битве, дали возможность бежать их султану, но сами же практически все были убиты. Обратив врагов в бегство, наши начали преследовать их, и гнали их до самой ночи от того места, которое называется Монжисар, вплоть до тех болот… Во время этого бегства наши гнали их убив12000 врагов или даже больше. Они гнали бы их и дальше и добили бы мечами остальных, если бы не настала ночь. Те же, кто смог бежать с поля боя выбрасывали оружие и снаряжение, избавлялись от поклажи, оставляли раненых. И тяжеловооруженные и легкая конница, все убегали в меру возможности. Отступление было кровавым, и только наступление ночи было для них спасением. Для остальных же последствия были очень тяжелыми: их либо взяли в плен, либо зарубили мечами. Из наших же лишь в самом начале боя погибло лишь четверо или пятеро рыцарей. Сколько же погибли пехотинцев, нам достоверно не известно. Когда убегающие достигали вышеупомянутого болота, они увязали в болотной тине и в самой воде потому, что были, разумеется, в кольчугах и кованых солдатских сапогах. Они сбрасывали с себя все, что бы легче было продвигаться вперед, и в то же время что бы наши не могли воспользоваться их оружием или взять его себе в качестве трофеев. Но все же наши продолжали преследовать противника. Они преследовали их и той ночью и следующим днем. Тщательно обыскивали тростник и сами заходили в болото и баграми исследовали его, быстро находя то, что там спрятали враги. Как я слышал от некоторых достойных людей, которые были тому свидетелями, за один день наши достали более сотни доспехов: шлемы, железные ножные доспехи и другие, менее важные вещи, но не менее ценные и полезные. Достопамятное это сражение случилось, как знак милости Божьей, на третий год царствования короля Балдуина IV, в ноябре месяце, 25 числа… На следующий день и в течение десяти дней подряд шёл сильный беспрерывный дождь, и стало так необычайно холодно, что можно было не сомневаться, что сама стихия выступила против врагов. Они также потеряли и всех своих лошадей, которые в течение этого трехдневного пребывания в наших границах не ели, не пили и даже не отдыхали, а так же верхнюю одежду и остальную одежду они бросили. Ко всем этим несчастьям прибавилось то, что у них совершенно не было продуктов, так что они сильно страдали от голода, холода и тягот пути. …неверный народ арабов, оставшийся с багажом возле города Ларис, увидев, какое поражение потерпели турки, были напуганы сообщением о поражении и тоже в спешке обратились в бегство. Также как и тех, которым удалось каким-то образом спастись от рук наших, их жестоко преследовали. Тем временем, король, распределив добычу и трофеи, как того требовал военный обычай и, вознеся благодарность Господу за проявленный им знак милости, поспешил в Иерусалим. Саладин же, который с такой гордостью и множеством конницы пришёл к нам, возвратился, по воле Бога, всего едва ли с сотней всадников. И даже сам он, как говорили, ехал верхом на верблюде.”