Почему в зале фресок школы Рафаэля в Эрмитаже можно осмотреть... лишь кирпичи
Частые посещения музеев блогера к добру не приводят – материалы копятся, иногда даже забываются. Кроме того, я активнее дзена веду телеграм, поэтому решила кое-какие посты оттуда переопубликовать здесь в виде большого материала.
Случилось мне пробежать по Эрмитажу, и что же я вижу? Экспозицию "Подлинные кирпичи Нового Эрмитажа".
На самом деле это, конечно, шутка. Зал 230, или Зал фресок школы Рафаэля представлял посетителям фресковые картины с виллы Стати-Маттеи, написанные около 1520 года. Фрески в большем размере повторяют росписи из кардинальских покоев Бернардо Биббиены, созданные в 1516 году учениками Рафаэля.
Заказал фрески для своего дворца Кристофоро Паоло Стати. А вот кто их написал точно, неизвестно. Вероятно, к одной из них - "Венера и Адонис" - приложил руку любимый ученик Рафаэля Джулио Романо. Он, кстати, был ровесником и другом Кристофоро Стати.
В собрание Эрмитажа фрески попали в составе коллекции маркиза Кампаны.
Сейчас фресок в зале нет - они на реставрации. Но почему же они могут быть интересны любителям Помпей?
А потому, что претерпели эти картины те же мучения, что достались на долю многих помпейских (и не только) фресок. Их сняли со стены и увезли в частную коллекцию.
Кажется странным, что со стен римского палаццо сняли фресковую роспись. Но, тем не менее, это случилось. Семейство Стати продало свое владение семейству Маттеи (отчего в истории за виллой сохранилось название Стати-Маттеи), потом во владельцах нарисовался англичанин Миллс, а в середине 19 века оно оказалось в руках монахинь ордена Посещения Пресвятой Девы Марии. Для них фрески были слишком фривольны, и маркиз Кампана принял на себя благочестивую миссию избавления дев божих от скабрезных картинок.
Тонкий красочный слой картин был отделен от стены: сверху на живописный слой клеили клеем животного происхождения ткань, затем мешковину, а после высыхания все простукивалось киянками. Снятые росписи поместили на холсты и натянули на подрамники. При этом потребовалась некоторая реставрация (уже вторая).
Обе реставрации 19 века включали в себя довольно мощные записи (по сути, закрашивания) оригинального рисунка.
В 1861 году в Эрмитаж привезли купленную часть коллекции Кампаны, фрески вмонтировали в интерьер и больше не трогали. К этому времени они выглядели как образцы западноевропейской живописи 19 века, а не как фрески эпохи Возрождения.
В 193-е годы был укреплён клеем живописный слой и заретушированы совсем уж очевидные утраты в росписях. А в 1970-м реставраторы все же решились на работу с фресками и даже изобрели специальную методику реставрации фресок школы Рафаэля.
В текущей реставрации удаляли поздние, довольно плотные записи оригинальной фрески и неудачные фрагменты реставраций. Помимо этого, на картинах оказались и слои копоти и пыли.
Часть фресок уже отреставрирована. Они стали светлее, а в некоторых случаях изменились элементы росписи (например, ножки Венеры стали изящнее, а лицо Амура немножко другим).
Такие дела, да! А ведь это я всего лишь проходила мимо...