УТРАЧЕННЫЕ ОБРЯДЫ, ТРАДИЦИИ, ПРАЗДНИКИ... МАСЛЕНИЦА ИЛИ ВСЁ ТАКИ КОМОЕДИЦА? Традиции, обряды, праздники - на протяжении нескольких сотен лет они терялись, уничтожались, искажались, размывались, как почва, пока не остался лишь голый песок. Дошедшие до нас обряды вроде Масленицы или Купалы настолько сильно исковерканы, что не дают изначального результата, на который были рассчитаны сотни лет назад. Они бессильны и бесполезны - а значит, кроме развлекательной функции несут в себе очень мало смысла. Народ, не имеющий истории, не имеющий языка, не имеющий культуры - ищет недостающее там, где это можно позаимствовать. Поэтому и стали появляться у нас в России такие праздники как "День святого Валентина"... В предстоящее воскресенье пройдут Масленичные гулянья и вряд ли кто сейчас задаётся вопросом, почему проводы зимы празднуются в феврале, ведь это возможно ровно на столько, на сколько возможно собирать подснежники в январе (сюжет из известной сказки). А знаете почему не задаются таким вопросом? Всё очень просто, потому что не знают истинного предназначения данного праздника. Что же всё таки это за обрядовый праздник - Масленица (Комоедица), и какое значение она имела на Руси у восточных Славян давайте разбираться. Комоедица - древнейший славянский праздник, который знаменует переход в другое время - время Весны. И как считали наши далёкие предки: Комоедица приводит в мир тему большого огня и солнечной энергии. Всё начинает оживать, наполняться силами, природа пробуждается, медведи выбираются из своих берлог, а души наших предков возвращаются на крыльях перелётных птиц , чтобы навестить нас, своих потомков. Появившееся на Руси в 988 году христианство, агрессивно начинает наступление на язычество. Разумеется, христианизация на Руси не была мгновенной, она длилась столетия, и целью было одно, распространение христианства и полное искоренение язычества с его верованиями и обрядами. Большинство новообращенных в христианство хотело, чтобы всё оставалось по-старому. Они не признали истину христианства, а лишь вошли с ним в некоторые внешние формальные отношения, для того чтобы их жизнь оставалась по-прежнему языческою. Вера предков не умерла на русской земле. Хотя имена богов силой вырывали из сердец и памяти людей, православию не везде удалось занять их места. В городах и селах христианизация породила двоеверие на Руси: христианское верование смешалось с языческими обрядами. Обряды предков и многобожие приобрели христианскую внешность. Только на Руси появилось новое явление – языческое христианство. В нем христианство заняло место культа, а язычество осталось верованием. В первую очередь пострадали Перуновы и Велесовы капища и посвященные богам праздники. С культом Солнца, к которому и относится Комоедица, начали бороться и, очень скоро, праздник Весеннего равноденствия оказался вне закона. Во всем мире христианская церковь действовала по одному и тому же принципу — если языческий праздник нельзя искоренить, то нужно его превратить в церковный. Так получилось и со славянской Комоедицей. С легкой руки православного духовенства многодневный, древний Языческий праздник весеннего пробуждения природы назвали Мясопустной неделей, и для пущей правдоподобности привязали к Пасхе. Но удалось ли церкви искоренить дух языческой Комоедицы? Конечно же нет. Сейчас время современной Масленицы зависит от сроков Великого поста и Пасхи, которые высчитываются по Церковному календарю. Поэтому конкретной даты Масленицы нет в календаре и каждый год она наступает в разное время. До христианства прощание с зимой, сжигание чучела Мары и торжественная встреча весны проходили неделю до весеннего равноденствия (20 -21 марта), и неделю после, когда Ярило-солнце растапливает снега и весенней силой пробуждается природа. Дату языческого праздника церковникам пришлось сместить, назад, так как традиционная славянская Масленица выпадала на пост, во время которого было запрещено обжорство и массовые гуляния. В результате празднование Комоедицы было приведено к требованиям православия - торжества, которые ранее занимали 14 дней, сократили до недели, а их середина перестала совпадать с Весенним равноденствием. Вот таким причудливым образом переплелись у нас языческие и христианские традиции, но не обряды. Хоть церковь и попыталась привязать к православному календарю праздник, но его языческое наполнение побороть не удалось. Как бы там не было, но официальная позиция православной церкви состоит в том, что Масленица не имеет к христианству никакого отношения, а считается народным праздником "Проводы Русской зимы". Так же церковь категорически не приемлет ни сжиганий чучел, ни камланий. Какой же тогда во всём этом смысл? И стоит ли подстраиваться под церковь? ПОЧЕМУ КОМОЕДИЦА? Медведя в древности звали "КОМ" и очень почитали на Руси как тотемного животного, отсюда и название праздника - Комоедица. Медведь просыпался в своей берлоге, и народ нёс ему подношения в виде еды. Праздничные дни Комоедицы начинались с утренней торжественной процессии. С песнями, плясками и прибаутками славяне приносили великому Медовому зверю в лес "блинные требы" и "обрядовые - комы" - хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: гороха, овса и ячменя. Первые требы и комы выносили в лес и раскладывали на пень-колоду, призывая на трапезу Лесного хозяина, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года. Был специальный день почитания Медвежьего бога. После того как Великому медовому зверю приносили жертвы - требы,начиналось праздничное пиршество. Главное яство великого современного праздника Масленицы - блин. В славянской языческой традиции блин символизирующий солнце, но не был единственным его символом , символами солнца были так же ватрушки и круглые баранки. Интересно, что изначально у блинов был диаметрально противоположный смысл - они были поминальным блюдом, их ели на поминках, как ритуальное поминальное угощение. Блины связанны с почитанием предков. Первый блин комом — это совсем не то, что мы имеем в виду, смятый, неудавшийся первый блинчик. Первый блин кому, то есть медведю, тотемному хранителю рода славян, Медовому зверю. Отсюда же, "команика" - медвежья ягода, она же ежевика. Возможно вам приходилось слышать Русскую поговорку, которая своими корнями уходит в обрядовый праздник - Комоедицу: "Перый блин - комАм, второй- знакомым, третий - дальней родне, а четвёртый - мне." После проводили зачин. Возжигали огонь, славили богов и предков, весь славянский род. Посолонь ( то есть направляясь по движению солнца) закручивали хоровод, одевши хари-маски (отсюда мы и говорим: ну у тебя и харя), дабы не узнали злые духи. Скоморохи разыгрывали представление, и им помогали колоброды. Комоедица - это, собственно, большая тризна по богине Зимы, которую побеждает весна. Так что это прежде всего грандиозные похороны великой Мары, богини Зимы, и сожжение ее чучела. (Огромное заблуждение, когда на современных Масленичных гуляньях говорят: "Сейчас будем сжигать чучело Масленицы"). Не Масленицу сжигают, а Мару, Богиню Зимы. Это глубокая древняя мистерия, связанная с Богиней-матерью. Богиня-мать многолика, у нее есть светлые прекрасные образы — летние, весенние, осенние лики, но есть и страшный зимний. Зимой Мара — сильная, красивая, могущественная. К весне Мара становится старухой, с которой нужно попрощаться. Вместе с красотой приходят в негодность и платья Мары. К Комоедице от пышных некогда нарядов остаются лишь лохмотья, которые окончательно завершают образ уставшей богини. Ее несут, как на похоронах, и сжигают, как на похоронах. Эту традицию нужно глубоко осознать и понять. С именем Мары, Морены созвучны многие страшные слова «мор», «морок», «мрак». Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Ее гнева боялись как простые люди, так и прославленные небожители. Дочерями Морены называли сестер-лихоманок — духов, насылающих болезни. Поэтому в заговорах к Морене обращались с просьбой утихомирить своих дочерей и остановить хвори. Миф Мары очень схож с мифом о Персефоне и ее уходом в подземный мир к мужу Аиду, после ее ухода природа на земле умирает и снова возрождается, когда она возвращается весной на Землю. Богиня Мара у славян прежде всего олицетворяла смерть. Но Мара в русской традиции благородна и мудра. Она не убивала людей ради собственных амбиций. Она просто выполняла свою работу. Поэтому на похоронах славяне старались задобрить Морену, дабы та потом провела усопшего к лучшей жизни. И как не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться. Интересно, что, согласно одной из версий, повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого. Умирает она тоже в огне и огненной птицей взмывает в небо, в свои небесные чертоги. Тема прихода большого огня постоянно обыгрывается в эти дни. В течение праздника жгли костры, прыгали через них, как будто купаясь в огне, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Обращались к Семарглу (бог Огня), чтобы он "зажёг снега". Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца. Затем, вооружившись горящими головнями, шли "будить медведя". В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой рода, а точнее его продолжения - сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с родней. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству для того, чтобы вскоре начать тему свадеб. Даже кулачные бои и игры "стенка на стенку". Молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. После смерти Морены и темного времени на Руси призывали Петуха, который будил весну. Считалось, что как петух 10 раз прокукарекает, весну разбудит - так она к нам и явится! Именно с петухом на Комоедицу было много игр и развлечений, таких как: петушиные бои и "Достань петуха" - устанавливали семи метровый деревянный столб, на него привязывали петуха, кто доставал, тот и забирал петуха. Петух - символ рассвета, пробуждения, воскресения и бдительности. Петуха издавна водружали на башни и дома, изображали над воротами и на наличниках как оберег и чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Петуха сравнивали с огнём. Недаром говорят: "пустить красного петуха". Петух защищал от нечистой силы, сглаза и порчи. Своим криком он разгонял нечистую силу и отпугивал мертвецов во многих сказках. Крик петуха возвещает восход солнца, он как бы пробуждает к жизни светило, а, следовательно, возвращает на землю свет и тепло, без которых невозможна жизнь. Ну а дальше, начинается магия весеннего равноденствия, приход Бога Ярилы - весеннего Солнца, начало нового времени. Вместе с Ярилой приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств и приток сил. Именно Ярила приводит к людям Лелю, богиню Весны. Но это уже другая история... В атеистическом СССР как таковой Масленицы не существовало, но были "ПРОВОДЫ РУССКОЙ ЗИМЫ", гулянья проходили один ден, обычно в первое воскресенье марта. С теми же блинами, катаниями на тройках. Но многие игрища были заимствованы всё же из древнеславянского фольклора и проходили всегда весело и с размахом. Возрождение этого праздника в СССР началось с 1958 года. Конечно же это всего лишь фольклор, пришедший к нам от далёких предков. Мы современные люди и отношение к древнему фольклору не может быть однозначным. Но пользуясь некими обрядами, например сжигание чучела Мары, нужно понимать, если уж мы прибегаем к неким славянским обрядам, то и относиться к ним нужно почтительно. По закону природы астрономическая зима заканчивается к дню Весеннего равноденствия, но ни как не к началу христианского поста, который приходится на самый холодный месяц в году - февраль. Высказывать экспертные суждения о Масленице (Комоедице) довольно сложно: во-первых, это явление существовало в славянской культуре более тысячи лет и за много вековую историю менялось вместе со славянским народом. Важно учитывать то, как Масленица (Комоедица) праздновалась у других народов. Ну и в-третьих, мы сталкиваемся с дефицитом источников, какие-то из них были утрачены временем, какие-то уничтожены намеренно. Как и вся наша история. И так, в заключении хочу сделать вывод, та Масленица, которую мы знаем сегодня, возрождена во многом в советское время. И всё наше знание о неких русских традициях существует в очень сложном контексте того, что с этим знанием и с этими традициями нам досталось от современных экспериментаторов Русской культуры. Сельская Жизнь