Иван Бунин На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стёклах — небо ярко-синее И застреха в снеговой пыли. Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно. Утро тихо, радостно и молодо, Белым снегом всё запушено. 1903 ( художник Лиана Моисеева) #ИванБунин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
27 января 1879 года родился Павел Петрович БАЖОВ, сказитель Он родился в семье горного мастера, учился в духовной семинарии, много лет учительствовал и всю жизнь занимался краеведением и сбором местного фольклора, но не мог и подумать, что когда-либо увидит изданными собранные и обработанные им сказания. Началось же все с рассказов старого рудничного караульного Василия Хмелинина, которого дети звали дедом Слышко, а взрослые — Стаканчиком. Сначала собранные Бажовым материалы пропали в годы гражданской войны, а потом он долгое время не брался за сказы по той причине, что «всякая сказка была в загоне: боялись, что с ней идет демонология, близкая к поповощине». Положение изменилось, когда в 1934 году на Первом съезде советских писателей Максим Горький заявил: «Сказка нужна нам и нашим детям». Двумя годами позже вышли первые три бажовских сказа в сборнике «Дореволюционный фольклор на Урале», а еще через три года вышла «Малахитовая шкатулка», сразу же сделавшая знаменитым имя 60-летнего любителя-краеведа. Если в первый сборник вошли 15 рассказов, то в последнее прижизненное издание уже более ста. По бажовским мотивам Сергей Прокофьев сочинил балет, Кирилл Молчанов оперу с тем же названием «Сказ о каменном цветке». Режиссер Александр Птушко поставил фильм-сказку «Каменный цветок», в котором Данилу-мастера сыграл Владимир Дружников, а Хозяйку Медной горы — Тамара Макарова. Бажов был удостоен Сталинской премии и награжден орденом Ленина, но главным для автора стало признание самых благодарных читателей — детей. #ПавелБажов #ПоЧИТАТЕЛИкниг
27 января 1826 года родился Михаил САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, русский писатель. В русской литературе ему отведено особое место, потому что ни один писатель в своих произведениях не критикует, не высмеивает и не обличает действительность так метко и беспощадно. Первые же повести Салтыкова «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за «...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...». В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Михаил Евграфович был чиновником кристальной честности. Раскритикованный в пух и прах одной из газет, он нашел критика и… поблагодарил его. И более того — учел критику. Он ненавидел пороки нашей общей родины. Никто не критиковал Россию так безжалостно, не бил ее по щекам так неистово и не глумился так витиевато, создав город Глупов — страшный и узнаваемый. Он смеялся над повторяемостью наших глупостей, замечая, что упорство тупоумия — громадная сила. Он никого не боялся и открыто заявлял: «Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления». Или язвил: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». А еще изящно выводил про родное, тоскливое, русское: «Чего-то хочется, не то конституции, не то севрюжины с хреном...» За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения «Забытые слова», где хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х об утраченных ими словах: «совесть, отечество, человечество... другие там еще...». 20 лучших цитат из произведений великого русского писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Герои настолько точно характеризуют современный мир, что кажется, писатель просто заглянул в будущее и написал о нас: 1. Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют. 2. Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать. 3. Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства. 4. Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления. 5. Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду. 6. Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. 7. Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас, намеднись, дядя Софрон мимо кружки с керосином шел — и тот весь выпил! 8. У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте! 9. Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные. 10. — Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется. 11. Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд. 12. ...Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом. 13. Всякому безобразию своё приличие. 14. ...Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие — для того, чтобы законодатели не коснели в праздности. 15. — Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть? 16. Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним. 17. В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков. 18. Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство». 19. Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь. 20. Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении. #МихаилСалтыковЩедрин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Корней Чуковский Ленинградским детям Промчатся над вами Года за годами, И станете вы старичками. Теперь белобрысые вы, Молодые, А будете лысые вы И седые. И даже у маленькой Татки Когда-нибудь будут внучатки, И Татка наденет большие очки И будет вязать своим внукам перчатки, И даже двухлетнему Пете Будет когда-нибудь семьдесят лет, И все дети, все дети на свете Будут называть его: дед. И до пояса будет тогда Седая его борода. Так вот, когда станете вы старичками С такими большими очками, И чтоб размять свои старые кости, Пойдете куда-нибудь в гости, – (Ну, скажем, возьмете внучонка Николку И поведете на елку), Или тогда же, – в две тысячи двадцать четвертом году; – На лавочку сядете в Летнем саду. Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь маленьком скверике В Новой Зеландии или в Америке, – Всюду, куда б ни заехали вы, всюду, везде, одинаково, Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго и Кракова – На вас молчаливо укажут И тихо, почтительно скажут: «Он был в Ленинграде… во время осады… В те годы… вы знаете… в годы … блокады» И снимут пред вами шляпы. 1944 (художник Юрий Тулин) #КорнейЧуковский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Что бы не говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима. Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита (художник Сергей Бессонов) #МихаилБулгаков #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Юрий Левитанский Замирая, следил, как огонь подступает к дровам. Подбирал тебя так, как мотив подбирают к словам. Было жарко поленьям, и пламя гудело в печи. Было жарко рукам и коленям сплетаться в ночи… Ветка вереска, черная трубочка, синий дымок. Было жаркое пламя, хотел удержать, да не мог. Ах, мотивчик, шарманка, воробышек, желтый скворец — упорхнул за окошко, и песенке нашей конец. Доиграла шарманка, в печи догорели дрова. Как трава на пожаре, остались от песни слова. Ни огня, ни пожара, молчит колокольная медь. А словам еще больно, словам еще хочется петь. Но у Рижского взморья все тише стучат поезда. В заметенном окне полуночная стынет звезда. Возле Рижского взморья, у кромки его берегов, опускается занавес белых январских снегов. Опускается занавес белый над сценой пустой. И уходят волхвы за неверной своею звездой. Остывает залив, засыпает в заливе вода. И стоят холода, и стоят над землей холода. 1976 (художник Daniel Gerhartz ) #ЮрийЛевитанский #ПОЧИТАТЕЛИкниг
Сергей Козлов Поросенок в колючей шубке Была зима. Стояли такие морозы, что Ёжик несколько дней не выходил из своего домика, топил печь и смотрел в окно. Мороз разукрасил окошко разными узорами, и Ёжику время от времени приходилось залезать на подоконник и дышать и тереть лапой замерзшее стекло. «Вот — говорил он, снова увидев елку, пенек и поляну перед домом. Над поляной кружились и то улетали куда-то вверх, то опускались к самой земле снежинки. Ёжик прижался носом к окну, а одна Снежинка села ему на нос с той стороны стекла, привстала на тоненьких ножках и сказала: — Это ты, Ёжик? Почему ты не выходишь с нами играть? — На улице холодно,— сказал Ёжик. — Нет,— засмеялась Снежинка.— Нам нисколько не холодно! Посмотри, как я летаю! И она слетела с Ёжикиного носа и закружилась над поляной. «Видишь? Видишь?» — кричала она, пролетая мимо окошка. А Ёжик так прижался к стеклу, что нос у него расплющился и стал похож на поросячий пятачок; и Снежинке казалось, что это уже не Ёжик, а надевший колючую шубу поросенок смотрит на нее из окна. — Поросенок! — крикнула она.— Выходи с нами гулять! «Кого это она зовет?» — подумал Ёжик и вдавился в стекло еще сильнее, чтобы посмотреть, нет ли на завалинке поросенка. А Снежинка теперь уже твердо знала, что за окошком сидит поросенок в колючей шубке. — Поросенок! — еще громче крикнула она.— У тебя же есть шубка. Выходи с нами играть! «Так,— подумал Ёжик.— Там под окошком, наверное, сидит поросенок в шубке и не хочет играть. Надо пригласить его в дом и напоить чаем». И он слез с подоконника, надел валенки и выбежал на крыльцо. — Поросенок? — крикнул он.— Идите пить чай! — Ёжик,— сказала Снежинка,— поросенок только что убежал. Поиграй ты с нами! — Не могу. Холодно! — сказал Ёжик и ушел в дом. Закрыв дверь, он оставил у порога валенки, подбросил в печку дровишек, снова влез на подоконник и прижался носом к стеклу. — Поросенок — крикнула Снежинка.— Ты вернулся? Выходи! Будем играть вместе! «Он вернулся»,— подумал Ёжик. Снова надел валенки и выбежал на крыльцо. — Поросенок! — закричал он.— Поросено-о-ок!.. Выл ветер и весело кружились снежинки. Так до самого вечера Ёжик то бегал на крыльцо и звал поросенка, то, возвратившись в дом, залезал на подоконник и прижимался носом к стеклу. Снежинке было все равно, с кем играть, и она звала то поросенка в колючей шубке, когда Ёжик сидел на подоконнике, то самого Ёжика, когда он выбегал на крыльцо. А Ёжик, и засыпая, боялся, как бы не замерз в такую морозную ночь поросенок в колючей шубке. #СергейКозлов #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Сергей Островой А кто в кони пошел, а кто в люди, А кто в звери пошел, а кто в птицы. Я тебе расскажу о чуде, Кем любой из нас мог родиться. Вот лежит на дороге камень, Стынет луч на шершавой коже. Камень этот погладь руками, Ты мог камнем родиться тоже. Вот над тихим зеленым склоном Облака пронеслись станицей Проводи их земным поклоном, Ты ведь облаком мог родиться. Мог стать веткой, а мог горою И водой, и землёй, и ветром. Мог твой дом быть глухой норою, Мог ты птицей скакать по веткам. Может было б совсем не худо Будь ты родом хоть зверь, хоть птица, Но какое же это чудо Человеком на свет родиться! (художник Сергей Гусев) #СергейОстровой #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Гавриил Державин написал десять стихотворений без использования буквы «р». Такие стихи, по его словам, он писал «для любопытства» и в доказательство «изобилия и мягкости» русского языка. Вот строки из стихотворения «Соловей во сне» (1797): Я на холме спал высоком, Слышал глас твой, Соловей; Даже в самом сне глубоком Внятен был душе моей: То звучал, то отдавался, То стенал, то усмехался В слухе издалече он… (художник Владимир Боровиковский, Портрет Г.Р. Державина) #этоинтересно #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Юлия Друнина Эко дело! Всего на минуту Стало больше короткого дня. Эка разница!.. Но почему-то Посветлело в душе у меня. Знаю, силы зимы не иссякли И ещё за морями грачи. Ну, а всё же минуты, что капли, Станут снежные доты точить. И грачи устремятся в дорогу, И ручьи в наступленье пойдут… Эх, минута! – И мало, и много: Вся-то жизнь состоит из минут. 1970 #ЮлияДрунина #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Очень жаль, что всю прелесть детства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. В детстве все было другим. Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе и в тысячу раз загадочнее была земля, родная земля — самое великолепное, что нам дано для жизни. Константин Паустовский, «Далекие годы (Книга о жизни)» (художник Георгий Бельцов) #КонстантинПаустовский #ПоЧИТАТЕЛИкниг