Вероника Тушнова Воздух пьяный — нет спасения, с ног сбивают два глотка. Облака уже весенние, кучевые облака. Влажный лес синеет щеткою, склон топорщится ольхой. Все проявленное, четкое, до всего подать рукой. В колеях с навозной жижею, кувыркаясь и смеясь, до заката солнце рыжее месит мартовскую грязь. Сколько счастья наобещано сумасшедшим этим днем! Но идет поодаль женщина в полушалочке своем, не девчонка и не старая, плотно сжав румяный рот, равнодушная, усталая, несчастливая идет. Март, январь, какая разница, коль случилось, что она на земное это празднество никем не позвана. Ну пускай, пускай он явится здесь, немедленно, сейчас, скажет ей: «Моя красавица!», обоймет, как в первый раз. Ахнет сердце, заколотится, боль отхлынет, как вода. Неужели не воротится? Неужели никогда? Я боюсь взглянуть в лицо ее, отстаю на три шага, и холодная, свинцовая тень ложится на снега. (художник Александр Шевелёв) #ВероникаТушнова #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Вероника Тушнова Весна Туч взъерошенные перья. Плотный воздух сыр и сер. Снег, истыканный капелью, по обочинам осел. И упорный ветер с юга, на реке дробящий льды, входит медленно и туго в прочерневшие сады. Он охрипшей грудью дышит, он проходит напролом, по гремящей жестью крыше тяжко хлопает крылом. И кипит волна крутая с каждой ночью тяжелей, сок тягучий нагнетая в сердцевины тополей. Третьи сутки дует ветер, третьи сутки стонут льды, третьи сутки в целом свете ни просвета, ни звезды. Краю нет тоске несносной. Третьи сутки в сердце мрак... Может быть, и в жизни весны наступают тоже так? (художник Анна Чарина) #ВероникаТушнова #весна #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Ахматова и Булгаков Ахматова и Булгаков познакомились в 1933 году в Ленинграде на обеде у художника Радлова, и между ними скоро возникла дружба. Раневская, близкий друг Ахматовой, в одном из своих писем упоминала такой случай: «В Ташкенте я часто у нее ночевала (у Анны Андреевны) — лежала на полу (комната была так мала, что для второго ложа не было места ) и слушала «Мастера и Маргариту» Булгакова. Анна Андреевна читала мне вслух, повторяя: «Фаина, ведь это гениально, он гений!» Анна Андреевна любила Булгакова не только как писателя, но и как верного друга, на которого она всегда могла рассчитывать. В 1935 году, когда ее постигла беда — в первый раз арестовали ее сына, Льва Гумилева, а заодно и тогдашнего мужа Николая Пунина — Ахматова пришла к Булгакову просить совета — как быть? Михаил Афанасьевич посоветовал обратиться к Правительству, но не с официальным, напечатанным на машинке заявлением, а с коротким собственноручным письмом. Анна Андреевна так и сделала. Через два дня из Ленинграда пришла телеграмма, что оба близких ей человека уже на свободе. Хотя сын недолго пребывал на свободе. Через 3 года его вновь арестуют, мать тайком от всех напишет второе письмо Сталину, которое не возымеет никакого действия, и Лев освободится только в 43-ем. Булгаков не скрывал того, что не любит стихов, и Анна Андреевна, знавшая об этом, никогда не читала своих стихов при нем. Но Михаил Афанасьевич необычайно высоко ценил в Анне Андреевне ее неоспоримый талант, ее блестящую эрудицию, ее высокое человеческое достоинство. И Ахматова на всю жизнь сохранила свое восхищение Булгаковым — писателем и человеком. Это восхищение сохранилось в одном из лучших ахматовских стихотворений «Памяти М. Булгакова», написанном в марте 1940 года, вскоре после смерти автора «Мастера и Маргариты». Памяти Михаила Булгакова Вот это я тебе, взамен могильных роз, Взамен кадильного куренья; Ты так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье. Ты пил вино — ты как никто шутил И в душных стенах задыхался, И гостью страшную ты сам к себе впустил И с ней наедине остался. И нет тебя, и все вокруг молчит О скорбной и высокой жизни, Лишь голос мой, как флейта, прозвучит И на твоей безмолвной тризне. И кто подумать смел, что полоумной мне, Мне, плакальщице дней погибших, Мне, тлеющей на медленном огне, Вcex потерявшей, все забывшей, Придется вспоминать того, кто, полный сил, И светлых замыслов, и воли, Все кажется, вчера со мною говорил, Скрывая дрожь предсмертной боли. #Ахматова #Булгаков #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Весна никогда не начинается сразу: она начинается несколько раз, но сперва у нее получается не так, как нужно. То она забудет закрыть дверь на север – ворвется студеный ветер и все заморозит; то по ошибке выпустит из зимнего чулана снежные тучи; то совсем спутается – и солнце светит, и ручьи шумят, и носы краснеют. Но не надо сердиться на весну – рано или поздно она сделает правильно. Тогда люди скажут: «Да, это настоящая весна!» – потому что сразу видно, какая весна настоящая. Иосиф Ликстанов, «Малышок» (художник Сергей Дорофеев) #ИосифЛикстанов #весна #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Роберт Бёрнс Моей душе покоя нет. Весь день я жду кого-то. Без сна встречаю я рассвет - И всё из-за кого-то. Со мною нет кого-то. Ах, где найти кого-то! Могу весь мир я обойти, Чтобы найти кого-то. О вы, хранящие любовь Неведомые силы, Пусть невредим вернётся вновь Ко мне мой кто-то милый. Но нет со мной кого-то. Мне грустно отчего-то. Клянусь, я всё бы отдала На свете для кого-то! Перевод С. Маршака (художник Роберт Уильям Воннох, «Летнее утро» 1895) #РобертБёрнс #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Борис Пастернак МАРТ Солнце греет до седьмого пота, И бушует, одурев, овраг. Как у дюжей скотницы работа, Дело у весны кипит в руках. Чахнет снег и болен малокровьем В веточках бессильно синих жил. Но дымится жизнь в хлеву коровьем, И здоровьем пышут зубья вил. Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середине дня, Кровельных сосулек худосочье, Ручейков бессонных болтовня! Настежь всё, конюшня и коровник. Голуби в снегу клюют овес, И всего живитель и виновник — Пахнет свежим воздухом навоз. (художник Владимир Жданов) #БорисПастернак #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Саша Черный Зимою всего веселей Сесть к печке у красных углей, Лепешек горячих поесть, В сугроб с голенищами влезть, Весь пруд на коньках обежать И бухнуться сразу в кровать. Весною всего веселей Кричать средь зеленых полей, С барбоской сидеть на холме И думать о белой зиме, Пушистые вербы ломать И в озеро камни бросать. А летом всего веселей Вишневый обкусывать клей, Купаясь, всплывать на волну, Гнать белку с сосны на сосну. Костры разжигать у реки И в поле срывать васильки... Но осень еще веселей! То сливы сбиваешь с ветвей, То рвешь в огороде горох, То взроешь рогатиной мох... Стучит молотилка вдали — И рожь на возах до земли... (художник Ким Коваль) #СашаЧерный #ПоЧИТАТЕЛИкниг
14 марта 1930 года родился Василий ПЕСКОВ, писатель, путешественник, многолетний ведущий телепрограммы «В мире животных», журналист газеты «Комсомольская правда». Биография Василия Пескова очень проста — это путешествия, очерки, рассказы о природе и сотрудничество с «Комсомольской правдой». Василий Михайлович был журналистом от Бога — его главным университетом был могучий цепкий ум. Окончив среднюю школу, он работал и пионервожатым, и киномехаником, и фотокорреспондентом воронежской газеты «Молодой коммунар». А с 1956 года и до конца своих дней главным местом работы Василия Михайловича Пескова стала газета «Комсомольская правда». За 57 лет работы в «Комсомолке» Песковым написано 17 книг. Первая вышла в 1960 году, а за книгу очерков «Шаги по росе» молодой журналист был награжден Ленинской премией — случай редчайший! Затем были и «Ждите нас, звезды» — книга очерков о космонавтике и космонавтах, «Речка моего детства», «Проселки»... В 90-е годы вся страна зачитывалась его документальным «сериалом» о жизни сибирских староверов Лыковых, позже «Таежный тупик» был также опубликован в виде отдельной книги. Пока позволяло здоровье, Василий Михайлович не переставал участвовать в реальной жизни своих героев, помогал затворнице Агафье продуктами и стройматериалами. Вместе с ним в тайгу к отшельникам прилетали и самые высокие начальники, настолько велик и непререкаем был его авторитет в самых высоких кабинетах. Каждую строку своих материалов он неизменно выверял простым карандашом — Василий Михайлович не признавал компьютер, как до этого не любил пользоваться печатной машинкой. Писал свои тексты от руки или диктовал стенографисткам в машбюро «Комсомолки», неизменно подписывая свои очерки В. Песков. Уговорить его поставить полное имя и многочисленные регалии было просто невозможно! На протяжении двадцати лет, а то и дольше, ни один номер еженедельника «КП» — знаменитой толстушки — не вышел в печать без персональной рубрики. Его «Окно в природу» ждали целыми семьями, выписывали газету, передавали соседям. #ВасилийПесков #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Василий Песков Воробьи («окно в природу») (очерк) Помню морозное утро. В приоткрытую форточку утекает наружу струйка тепла. Кто это приспособился, греется? Тихо отвожу в сторону занавеску. На ветке у форточки сидит воробей. Нахохлился, вобрал голову, похож на серый пушистый шарик. Нас разделяет только стекло. Воробьиная осторожность должна заставить этот комочек жизни вспорхнуть, соединиться со стайкой замерзших собратьев. Но очень уж хорошо и тепло у окна. Воробей настороженно следит одним глазом. Стараюсь не шевелиться. И воробей начинает подремывать. Маленький глаз закрывается. И я вспоминаю, как сам много раз с мороза усталый засыпал возле печки… Каждый человек с самого детства знает этих маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песню — простое чириканье — мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-либо утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам, к бойкому, суетливому проявлению жизни. Недавно я записал рассказ моряка о воробье, который прижился на корабле и плавал из Черного в Средиземное море. Моряк рассказал, как много радости и приятных забот доставлял матросам этот преданный путешественник. Корабль шел на виду у чужих берегов, но птица ни разу не попыталась слететь на землю. А в Средиземном море, когда к нашему кораблю близко подошел американский ракетоносец, воробью вдруг вздумалось поразмять крылья. «Воробей вспорхнул, и мы на палубе затаили дыхание. Он опустился на мачту к американцам. В бинокль мы хорошо видели: сидит, озирается… Посидел минут пять на чужой мачте наш воробей и, видим: взлетел. Летит! Мы все заорали «ура!». Боцман выскочил: в чем дело?! Но тоже заулыбался, когда узнал…» Воробьи привязаны к человеку. В морозы я наблюдал: они залетают в метро, поселяются под стеклянной крышей московского ГУМа. В Кузнецке я поразился темной окраске птиц. Оказалось, воробьи морозными днями залезают погреться в трубы. Птица охотно пользуется нашим хлебом и нашим теплом. Но попробуйте заманить воробья на ладонь. Почти невозможный случай! Синица садится, а воробей будет держаться поодаль, будет воровато, с оглядкой, прыгать, но на руку сесть не захочет. С воробьями у человека особые отношения. Помню с детства: как только в огородах поспевали подсолнухи, корзину каждого обвязывали легкой тряпкой — от воробьев. Так и стояли подсолнухи в пестрых платочках. Поспевают вишни в саду — обязательно ставили чучело, тоже от воробьев. Ущерб урожаю в тех местах, где птицы хорошо плодятся и благоденствуют, может быть очень заметным, и потому, наверное, в названии воробья имеется слово вор. А вора, конечно же, надо бить, гнать. Я не помню, правда, чтобы воробьев избивали. Скорее их всегда прогоняли, пугали. И рядом с красноречивым «воробей» живет и другое русское слово: «воробушек». Воробей, пожалуй, самая распространенная птица Земли. Любопытно, каковы ее отношения с человеком в других местах? Тут будет уместно вспомнить два любопытных случая. В Америке воробьев не было. И можно понять переселенцев старой обжитой Европы, когда в 1850 году кто-то из них догадался привезти в Америку «живые символы родины» — несколько пар воробьев. И сразу началось увлечение воробьями. Радость была всеобщей. Газеты посвящали серенькой птице целые полосы. Для нее строили специальные домики, фабриканты выпускали специальный воробьиный корм, поэты писали о птицах стихи. Каждый человек стремился оказать воробьям покровительство. Было образовано общество «друзей воробьев». И воробьи размножались. Лет через десять от первых переселенцев появилось потомство в несколько миллионов. Полчища птиц бесцеремонно пользовались «дарами гостеприимной земли», в садах пожирали ягоды, а потом набросились на поля. И любовь сразу кончилась. Люди поняли, что пригрели лаской грабителя. С американским размахом закрутилась машина ненависти к воробьям. Газеты посвящали целые полосы истреблению птиц. Фабриканты выпускали хитроумные сети и яды. Правительство назначало награды за отстрел воробьев. Война была хлопотливой и затяжной. Но, конечно, птицы в ней победить не могли. Лишенные покровительства и гонимые, воробьи сократились числом и в круговерти жизни заняли «полагавшийся им шесток». Любопытная история с воробьями в Китае. Тут дело пошло на полное уничтожение. Было подсчитано, сколько в Китае живет воробьев, сколько пшеницы и риса они съедают. Получились крупные цифры. И всем стало видно: терпеть нахлебника невозможно. Войну с воробьями сделали национальной задачей. О воробьях много писали газеты. Мальчишкам раздавались рогатки и другие убойные средства. Апогеем войны был «всекитайский день борьбы с воробьями» весною 1958 года. «Весь Китай в городах и деревнях ночь и день колотил в тазы и кастрюли, свистел, крутил трещотки». Непрерывный шум держал птиц на крыльях. Но воробьи — никудышные летуны. Два десятка минут — и они валились на землю замертво. «Крыши домов, улицы, тротуары были усыпаны мертвыми воробьями». После войны с мухами это была «новая большая победа». Но прошел год, и на одном из высоких государственных совещаний о воробьях вспомнили и пожалели, что «победа была слишком большой». Оказалось, без воробьев катастрофически расплодились вредители виноградников и садов. Урожаю был нанесен огромный урон. Так кто же он все-таки, воробей, — друг или враг? Не следует быть слишком категоричным. Живую природу опасно мерить жесткой меркой: друзья — враги. К живому подобает относиться разумно, не впадая в крайности, не подвергаясь ажиотажу. Почему, несмотря на очевидный в иных случаях вред, воробей должен быть нами терпим? Во-первых, потому, что воробей не всегда наш нахлебник. Он бывает и нашим помощником. Присмотритесь внимательно: кроме зерен, воробей потребляет огромное число насекомых, особенно в пору, когда кормит птенцов. Стало быть, польза и вред уравнялись. Если мы вспомним к тому же, какую часть урожая мы теряем по бесхозяйственности, то обиды на воробьев покажутся вовсе второстепенными. Есть и еще одно обстоятельство, заставляющее не гнать этих сереньких птиц. Жизнь человека, особенно в городах, все больше и больше отрывается от естественной жизни людей в окружении живой природы. Чириканье воробья среди огромных строений воспринимаешь как очень дорогой звук. (художник Татьяна Воронцова) #ВасилийПесков #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Вячеслав Иванов Март Теплый ветер вихревой, Непутевый, вестовой, Про весну смутьянит, шалый, Топит, топчет снег отталый, Куролесит, колесит, Запевалой голосит... Кто-то с полночи нагреб На проталину сугроб, Над землею разомлелой Пронесясь зимою белой. Старый снег на убыль шел, — Внук за дедушкой пришел. Солнце весело печет, С крыш завеянных течет, С вешней песней ветер пляшет, Черными ветвями машет, Понагнал издалека Золотые облака. (художник Роза Савинова) #ВячеславИванов #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Наталья Крандиевская-Толстая Памяти Марины Цветаевой Писем связка, стихи да сухие цветы — Вот и всё, что наследуют внуки. Вот и всё, что оставила, гордая, ты После бурь вдохновений и муки. А ведь жизнь на заре, как густое вино, Закипала языческой пеной! И луна, и жасмины врывались в окно С лёгкокрылой мазуркой Шопена. Были быстры шаги, и движенья легки, И слова нетерпеньем согреты. И сверкали на сгибе девичьей руки, По-цыгански звенели браслеты! О, надменная юность! Ты зрела в бреду Колдовских бормотаний поэта. Ты стихами клялась: исповедую, жду! — И ждала незакатного света. А уж тучи свивали гроз? вый венок Над твоей головой обречённой. Жизнь, как пес шелудивый, скулила у ног, Выла в небо о гибели чёрной. И Елабугой кончилась эта земля, Что бескрайние дали простерла, И всё та же российская сжала петля Сладкозвучной поэзии горло. #НатальяКрандиевскаяТолстая #ПоЧИТАТЕЛИкниг