Александр Кушнер Осенний театр Осенний театр — это лучший на свете Театр, я люблю декорации эти, Трагедию ивы и клена люблю, И тополь как будто играет в «Макбете», И дубу сочувствую, как королю. И ярко, и горько, и пышно, и сыро. В саду замечательно ставят Шекспира, С каким замедлением падает лист, Как будто вобрал в себя боль всего мира, И я на дорожке стою, как статист. Английский театр приезжал на гастроли, Давно это было, работал я в школе, Волненье свое не забыл до сих пор. Но сад, что ни год, те же самые роли Играет не хуже, великий актер! И каждую осень печальное чувство, Счастливое чувство большого искусства Меня посещает в преддверье зимы. Да, холодно будет, и снежно, и пусто, Но дивное зрелище видели мы! (художник Иван Шультце) #АлександрКушнер #осень #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
В 1834 году во время своего очередного приезда в Болдино Пушкин окончил «Сказку о золотом петушке», которой суждено было стать последней в его творчестве. Это сейчас сказки Пушкина привычно считаются литературой для детей, а тогда такое никому бы и в голову не пришло. Пушкинские сказки адресовались взрослым и были, по сути, культурным новаторством – одними из первых литературных сказок, созданных в «народной манере». «Сказка о золотом петушке» — единственный случай у Пушкина, когда в основу сказочного сюжета положен чисто литературный источник: шутливая новелла американского писателя Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте». Строчку из сказки «Царствуй, лёжа на боку» и её окончание: «Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок», — цензура печатать не разрешила. #Пушкин #Сказкаозолотомпетушке #ПоЧИТАТЕЛИкниг
— Что же у нас еще осталось? — Яблоки на деревьях, воздух, золотой октябрь и наши мечты... Эрих Мария Ремарк, «Ночь в Лиссабоне» (художник Елена Бархаткова) #Ремарк #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Юрий Левитанский Осенняя роща, едва запотевший янтарь, и реки, и броды. Пора опадающих листьев, высокий алтарь притихшей природы. Пора опадающих листьев, ты что мне сулишь, живу ожиданием встречи, а то, что меня окружает, всего только лишь кануны ее и предтечи. Чего ожидаю? Зачем так опасно спешу все метить особою метой? Живу ожиданьем одним, только им и дышу, как рощею этой. Осенняя роща, о мой календарь отрывной, мой воздух янтарный, где каждый березовый лист шелестит надо мной, как лист календарный. О мой календарь! Спаси и помилуй меня, приблизь эти числа. Иначе все дни и все числа без этого дня лишаются смысла. Живу ожиданьем, помилуй меня календарь, живу ожиданием встречи. …Осенняя роща, природы священный алтарь, и теплятся свечи. (художник Дмитрий Лёвин) #ЮрийЛевитанский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
25 сентября 1792 (по другим данным 1790) года в Коломне в богатой купеческой семье родился Иван Иванович ЛАЖЕЧНИКОВ, один из зачинателей русского исторического романа. Иван Лажечников получил прекрасное образование: специально для него по рекомендации просветителя и издателя Н.И. Новикова в дом был приглашён гувернёром француз. Рано пристрастившись к чтению, Лажечников знакомится сначала с русской, затем с французской и немецкой литературой, а вскоре и пробует собственные силы на поприще словесности. В конце XVIII века семья будущего писателя переехала в новый дом. Согласно легенде, отсюда 22-летнии Иван Лажечников осенним вечером 1812 года тайно от родителей бежал в Москву и вступил в народное ополчение. Лажечников, владевший двумя иностранными языками, был произведен в офицеры и в составе Московского гренадерского полка дошел до Парижа. По личным впечатлениям им были написаны «Походные записки русского офицера» и «Новобранец 1812 года». В 1819 году Лажечникову довелось встретиться с молодым Пушкиным и предотвратить его дуэль с майором Денисевичем. Случай этот оставил глубокий след в памяти писателя, а впоследствии послужил поводом для начала переписки между Пушкиным и Лажечниковым. Исторические романы «Последний Новик», «Ледяной дом» и «Басурман» принесли Лажечникову громкую славу «русского Вальтер Скотта». Пушкин писал, что романы Лажечникова будут интересны, «доколе не забудется русский язык», Белинский назвал их «фактом эстетического и нравственного образования русского общества». #ИванЛажечников #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Наталия Крандиевская-Толстая Когда ты ставишь в глиняную вазу Листвы сентябрьской огненный букет, Все краски осени припомни сразу И все тона, которым равных нет. Боярышника позднего багрянец С кленовой веткой ты соедини, Чтоб радовал он в пасмурные дни, Российских рощ и осени посланец. 1958. Репино (художник Евгений Лоскутов) #НаталияКрандиевскаяТолстая #ПоЧИТАТЕЛИкниг
В одном из Марининых юношеских стихов есть слово «курлык»: Детство: молчание дома большого, Страшной колдуньи оскаленный клык, Детство: одно непонятное слово, Милое слово «курлык». Вдруг беспричинно в парадной столовой Чопорной гостье покажешь язык, И задрожишь, и заплачешь под слово, Глупое слово «курлык». Бедная Fräulein в накидке лиловой, Шею до боли стянувший башлык, Всё воскресает под милое слово, Детское слово «курлык». Вот происхождение этого слова: зимними вечерами мы любили прилечь возле мамы на ее постели, в тихой спальне, в час, когда угасали звуки дня и дом еще не ожил, – в вечер. Под меховой шубой (в нижних комнатах было холодно) мы лежали втроем, мама и мы обе, говоря о чем вздумается, пока не приходил сон. С нами засыпал черный кот Вася, и когда, в общем тепле и уюте, его кто-нибудь трогал, он еще глубже уходил в теплую раковину своего тела и, еще круче вывернув мордочку кверху, из теплоты пушистого живота, односложно промурлыкивал одно и то же. Мы это переводили «курлык». От него и все наши сонные короткие вечера стали зваться «делать “курлык”». Он нарушался приходом папы, оживанием вечера, ужином. Анастасия Цветаева, «Воспоминания» (американский художник Daniel F. Gerhartz) #АнастасияЦветаева #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Ветер. Витрина книжного магазина. Смотрит ли папа на книги? Как я увидала маленькую книжечку «Загадочных картинок», мою страсть находить: «где кучер?» «где девочка?» – находить их в изгибах деревьев, в очертании крыш, в облаке… Сердце замирает. Попросить папу купить? Невозможно! Никогда! Мы никогда не просим. Ведь просить – стыдно. Это мы знали с детства. Я стоически ухожу от окна. Но когда я шагаю с папой по тротуару, боль в сердце достигает такой остроты, расставание с загадочными картинками превышает мои силы. – Папа, – говорю я, не помня себя от стыда, – там в окне книга… Маленькая! «Загадочные картинки»… Больше я не могла говорить. – Картинки? – отозвался вызванный из задумчивости папа. – Так тебе их купить? И он повернул, я – за ним. Я шла в горячем вихре стыда. Но счастье его смело. Когда папа заплатил за него двадцать пять копеек серебряными монетками и книжка оказалась в моих руках, я шла назад счастливая. Но когда мы вошли в комнату, где нас ждала мама, и она увидела в моих руках купленное, я, должно быть, выдала лицом непрочность моего счастья. Мама сразу поняла, что не папа выбрал мне эту книжку, – это ей было ясно. Она ничего не сказала. Она только на меня поглядела. И стыд победил счастье. Анастасия Цветаева, «Воспоминания» фото - Анастасия Цветаева в детстве #АнастасияЦветаева#Воспоминания#ПоЧИТАТЕЛИкниг
26 сентября 1935 года родился Виктор Александрович Чижиков — заслуженный художник России. Он оформлял книги Маршака и Барто, Чуковского и Волкова, Михалкова и Носова. Тысячи рисунков, знакомых и тем, чьё детство пришлось на пятидесятые , и тем, кто свои первые книжки читал в двухтысячные. На протяжении полувека иллюстрации Виктора Чижикова появлялись в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Крокодил». Он создал всемирно известного персонажа — олимпийского медвежонка Мишу. Быть детским художником Виктора Чижикова никто не учил: он просто всегда хорошо помнил, что ему было интересно в пору, когда деревья еще были высокими. Еще в школе Чижикову нравилось рисовать иллюстрации к сказкам, просто так, для себя. Краски и карандаши ему подписывали, потому что Виктор — врожденный дальтоник: он не различает оттенки красного, коричневого, зеленого и розового. Но это никогда не мешало ему создавать полные доброго юмора и душевной теплоты рисунки, узнаваемые миллионами читателей. Виктор Чижиков, биография которого полна удивительных историй, часто читал Чуковского, повести которого сильно повлияли на его творчество. Один из примеров — «Доктор Айболит». В книжке, которая досталась художнику, было множество страшных картинок, особенно те моменты, где мальчик потерял отца, и сцены с пиратами. Чижиков до сих пор хранит ту самую книжку и признается, что читать ее было страшно. Своей дочери он читал книжку с собственными иллюстрациями, и она совсем не боялась! Конечно, ведь там страшный Бармалей спит с журналом «Мурзилка» под боком. Именно за иллюстрации к «Доктору Айболиту» Чижикову позднее присудили Диплом имени Андерсена. Посмотрите, какие добрые обложки у книг, которые проиллюстрировал Виктор Александрович! #ВикторЧижиков #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Осени пристала печаль. Часть тебя каждый год умирала, когда опадали листья, и ветру, промозглому холодному свету открывались голодные сучья. Но ты знал, что весна непременно придёт и снова потечет река, освободившись ото льда. Если же зарядят холодные дожди и убьют весну, кажется, что кто-то молодой умер без причины. Эрнест Хемингуэй. «Праздник, который всегда с тобой» (художник Дмитрий Козлов, «Осенняя дорожка. Сенеж» #цитаты #осень #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Павел Коган Снова осень... Снова осень проходит скверами, Клены старые золотя, Снова мне, ни во что не веруя, По чужим проходить путям. Снова мне, закусивши губы, Без надежды чего-то ждать, Притворяться веселым и грубым, Плакать, биться и тосковать. И опять, устав от тревоги, Улыбаясь покорно: «Пусть», Принимать за свое дороги, Тишь, туманы, тоску и грусть. И опять, затворяя двери, Понимая, что это ложь, Хоть немножко, Хоть капельку верить В то, что где-нибудь ты живешь. 1936 (художник Алексей Савченко) #ПавелКоган #осень #ПоЧИТАТЕЛИкниг