Вероника Тушнова Мещанские цветы Не понимаю, в чём они повинны, Все эти розовые бальзамины И фуксии с подвесками атласными, Пунцово-белыми, лилово-красными. Едва увижу их, перед глазами Старинный пыльный пригород Казани, Дом в три окошка, где отец мой рос, А в окнах шапки огненной герани. (В слободке не выращивали роз.) Я представляю крошечное зальце С великолепным фикусом в углу. Врастяжку дремлют солнечные зайцы На выкрашенном охрою полу. Перед диваном столик несуразный, Трюмо, как будто в ряске озерцо... У женщины худой и черноглазой Надменное от горестей лицо. Заштопанные бережно скатерки, Дешёвый голубой сервизик в горке. И чистота - до блеска, до сиянья, Единственная роскошь бедноты. А вот цветы - всех смертных достоянье... Да, я люблю мещанские цветы, Я без кавычек ставлю это слово В его первоначальном смысле, в том, Что люди жили тяжко и сурово, А труд во все эпохи был трудом. ...Цветы цвели смиренно, безотказно, В подвалах и на чердаках цвели, В кастрюльках ржавых, В банках безобразных, Цвели - благословение земли. Теперь, когда конец домишкам тесным И всё иначе, именно теперь, Мне кажется особенно нечестным Взять и захлопнуть перед ними дверь. (художник Сергей Тутунов «Герань в окне») #ВероникаТушнова #мещанскиецветы #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Николай Заболоцкий Лицо коня Животные не спят. Они во тьме ночной Стоят над миром каменной стеной. Рогами гладкими шумит в соломе Покатая коровы голова. Раздвинув скулы вековые, Ее притиснул каменистый лоб, И вот косноязычные глаза С трудом вращаются по кругу. Лицо коня прекрасней и умней. Он слышит говор листьев и камней. Внимательный! Он знает крик звериный И в ветхой роще рокот соловьиный. И зная всё, кому расскажет он Свои чудесные виденья? Ночь глубока. На темный небосклон Восходят звезд соединенья. И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах, Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира. И если б человек увидел Лицо волшебное коня, Он вырвал бы язык бессильный свой И отдал бы коню. Поистине достоин Иметь язык волшебный конь! Мы услыхали бы слова. Слова большие, словно яблоки. Густые, Как мед или крутое молоко. Слова, которые вонзаются, как пламя, И, в душу залетев, как в хижину огонь, Убогое убранство освещают. Слова, которые не умирают И о которых песни мы поем. Но вот конюшня опустела, Деревья тоже разошлись, Скупое утро горы спеленало, Поля открыло для работ. И лошадь в клетке из оглобель, Повозку крытую влача, Глядит покорными глазами В таинственный и неподвижный мир. (художник Юлия Неприятель) #НиколайЗаболоцкий #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр Николаевич Бенуа «Азбука в картинах» Одна из самых знаменитых книг для детей – «Азбука в картинках» русского художника, историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Эта нарядная «Азбука в картинах» – не простая детская книжка. Это книга с историей, заслуженная и знаменитая, со своими секретами и особыми художественными достоинствами. Всего лишь старинная азбука с картинками, но она и теперь выглядит свежо и молодо, так что способна увлечь современного, избалованного множеством ярких новинок ребенка. И в то же время она – замечательный памятник русской книжной культуры, предмет гордости владеющих ею коллекционеров, книга, достойная пристального, вовсе не снисходительного, внимания взрослых. Не читателей, конечно, (ведь читать-то в ней нечего), но зрителей. Работу над «Азбукой» Бенуа начал в 1903 году. Книга была задумана и предназначена для сына художника, которому тогда едва исполнилось два года. Начатая в Петербурге, «Азбука» была завершена летом в Финляндии, на даче в имении Горки. «Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. Бенуа обратился в лучшую русскую государственную типографию – Экспедицию заготовления государственных бумаг, где уже выходили сказки с иллюстрациями И. Билибина и В. Васнецова и где в тот момент готовилась к изданию оформленная Бенуа «Капитанская дочка». Тираж «Азбуки» составил 2500 экземпляров. Каждая страница «Азбуки» – удивительный, завораживающий, сказочный мир – весёлая сценка, насыщенная действием и персонажами. Эти сценки пронизаны духом домашних театров, бывших не редкостью в России прежних уютных времён, поэзией «петербургских детских комнат», что с восхищением отмечал писатель Михаил Кузмин, по словам которого Бенуа «сам, весь, целиком в этих комнатах, этих восторгах и фантасмагориях. Это очень домашне, местно, лично…» Однажды, размышляя о детских книгах, Бенуа сказал, что хотел бы выразить в них «непосредственное увлечение, веселье, настоящие, непридуманные чувства, солнце, лес, цветы, мечты о далёком и опасном, мужественный, героический дух, стремление к подвигу, красивую гордость». Всё это мы без труда найдём на искрящихся фантазией и весельем страницах «Азбуки в картинках»... #АлександрБенуа #Азбука #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Всеволод Рождественский Веранда Просторная веранда. Луг покатый Гамак в саду. Шиповник. Бузина. Расчерченный на ромбы и квадраты Мир разноцветный виден из окна. Вот посмотри — неповторимо новы Обычные явленья естества. Синеет сад, деревья все лиловы Лазурная шевелится трава. Смени квадрат — все станет ярко-красным Жасмин, калитка, лужи от дождя. Как этим превращениям всевластным Не верить, гамму красок проходя? Позеленели и пруда затоны И выцветшие ставни чердака. Над кленами все так же неуклонно Зеленые проходят облака. Красиво? Да. Но на одно мгновенье Здесь постоянству места не дано. Да и к чему все эти превращенья Мир прост и честен. Распахни окно. Пусть хлынут к нам и свет и щебет птичий Пусть мир порвет иллюзий невода. В своем непререкаемом обличьи Такой, как есть, каким он был всегда. 1965 (художник Млада Финогенова, «Светлый день») #ВсеволодРождественский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Английский художник Томас Бенджамин Кеннингтон, «Девушка, читающая у окна» #чтениевживописи #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Блестящий юморист и шутник, Твен остается верен себе даже после смерти. Последней написанной им книгой была автобиография. Согласно пожеланиям писателя, первый том автобиографии был опубликован лишь через 100 лет после его смерти, в ноябре 2010 года (и моментально стал бестселлером). Второй том должен быть опубликован через 25 лет после первого (то есть в 2035 году), а третий - еще через 25 лет (в 2060 году). Памятник Марку Твену в Монровии (штат Калифорния, США) #этоинтересно #МаркТвен #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Лариса Миллер Июль. И дни всё золотее. Какая дивная затея Жить на полуденном свету. Создатель, обо мне радея, Мне дарит влажный куст в цвету, Мне дарит этот сад шумящий, Летучей жизни звук щемящий И грома дальнего раскат, И небосвод, всегда манящий, Мне дарит всё, чем сам богат. 2005 (художник Ирина Рыбакова) #ЛарисаМиллер #ПоЧИТАТЕЛИкниг
1 июля 1896 года родился русский советский поэт, переводчик и драматург Павел АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Антокольский В моей комнате, краской и лаком блестя, Школьный глобус гостит, как чужое дитя. Он стоит, на косую насаженный ось, И летит сквозь пространство и время и сквозь Неоглядную даль, непроглядную тьму, Почему я смотрю на него — не пойму. Школьный глобус, — нехитрая, кажется, вещь. Почему же он так одинок и зловещ? Чтобы это понять, я широко раскрыл Мои окна, как шесть серафических крыл. Еще сини моря, и пустыни желты, И коричневых гор различимы хребты. Различима еще и сверкает огнем Вся Европа, бессонная ночью, как днем, Вся вмещенная в миг, воплощенная в миф, Красотою своей мудрецов истомив, Финикийская девочка дышит пока И целует могучую морду быка, Средиземным седым омываемая, Обожаемая, не чужая — моя! Школьный глобус! Он школьным пособием был, Но прямое свое назначенье забыл. И завыл, зарыдал на короткой волне, Телеграфным столбом загудел в вышине: — Люди! Два с половиной мильярда людей, Самый добрый чудак, самый черный злодей, Рудокопы, министры, бойцы, скрипачи, Гончары, космонавты, поэты, врачи, Повелители волн, властелины огня, Мастера скоростей, пощадите меня! 1962 (художник Олег Максимов, Портрет Павла Антокольского, бумага, карандаш) #ПавелАнтокольский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Константин Ваншенкин Мальчишка Он был грозою нашего района, Мальчишка из соседнего двора, И на него с опаской, но влюбленно Окрестная смотрела детвора. Она к нему пристрастие имела, Поскольку он командовал везде, А плоский камень так бросал умело, Что тот, как мячик, прыгал по воде. В дождливую и ясную погоду Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда, И посторонним не было прохода, Едва он появлялся у пруда. В сопровожденье преданных матросов, Коварный, как пиратский адмирал, Мальчишек бил, девчат таскал за косы И чистые тетрадки отбирал. В густом саду устраивал засады, Играя там с ребятами в войну. И как-то раз увидел он из сада Девчонку незнакомую одну. Забор вкруг сада был довольно ветхий — Любой мальчишка в дырки проходил,— Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки И девочке дорогу преградил. Она пред ним в нарядном платье белом Стояла на весеннем ветерке, С коричневым клеенчатым портфелем И маленькой чернильницей в руке. Сейчас мелькнут разбросанные книжки — Не зря ж его боятся, как огня... И вдруг она сказала:— Там мальчишки... Ты проводи, пожалуйста, меня... И он, от изумления немея, Совсем забыв, насколько страшен он, Шагнул вперед и замер перед нею, Ее наивной смелостью сражен. А на заборе дряхлом повисая, Грозя сломать немедленно его, Ватага адмиральская босая Глядела на героя своего. ...Легли на землю солнечные пятна. Ушел с девчонкой рядом командир. И подчиненным было непонятно, Что это он из детства уходил. 1951 (художник Олег Захаревич) #КонстантинВаншенкин #ПоЧИТАТЕЛИкниг
«Настоящий мужчина не может умереть в постели. Он должен либо погибнуть в бою, либо пустить пулю в лоб», — эта фраза Хемингуэя стала для него пророческой. Ранним утром 2 июля 1961 года он вышел на веранду своего дома, уперся подбородком в дуло и выпустил пулю из своего любимого ружья. На могиле Хемингуэя написано: «Больше всего в жизни он любил осень. Желтые, теплые осенние листья, плывущие по реке на спинах форелей, а сверху синее безветренное небо. Теперь он будет частью всего этого навсегда». 6 июля 1961 года писатель был похоронен в любимой им Солнечной Долине близ городка Кетчума штата Айдахо, США. С могилы, расположенной между двумя старыми соснами, открывается чудный вид на горы под названием «Зубья пилы». (Одно из последних фото писателя, сделанное в Кетчуме весной 1961 года) #Хемингуэй #деньпамяти #ПоЧИТАТЕЛИкниг
2 июля 1775 года родилась Надежда Осиповна ПУШКИНА – мать великого русского поэта. Светски образованная, хорошо знавшая французскую литературу, Надежда Осиповна очаровывала общество красотою, остроумием и веселостью. Но ее вспыльчивый характер, упрямство и властолюбие были причиной неблагополучия в семье и в доме. Она была урожденной Ганнибал, внучкой знаменитого «арапа Петра Великого». Африканские черты поэта от нее – «всегда веселой, беззаботной, с прекрасной наружностью креолки». Она отдавала предпочтение дочери Ольге и младшему сыну Лёвушке. Старшего сына она звала Сашкой; чтобы он избавился от привычки грызть ногти, связывала ручки сына за спиной, не позволяя даже есть. В 9 лет целый год не разговаривала с ним. Потому неожиданной кажется забота о сыне, когда тот попал в опалу. Отец тогда испугался, согласился надзирать за сыном, потом вовсе бросил его в Михайловском, а мать втайне от всех обратилась с просьбой к государю: «Ваше Величество! С преисполненным тревогой материнским сердцем осмеливаюсь припасть к стопам Вашего императорского величества, умоляя о милости для сына! Только моя материнская нежность, встревоженная его тяжелым состоянием, позволяет мне надеяться, что ваше величество простит мне эту мольбу о благодеянии. Ваше величество! Речь идет о его жизни! Уже около 10 лет мой сын страдает аневризмой в ноге, болезнь эта слишком запущенная в своей основе, стала угрозой для его жизни, особенно если учесть, что живет он в таком месте, где ему не может быть оказано никакой помощи! Ваше величество! Не лишайте мать несчастного предмета ее любви. Соблаговолите разрешить моему сыну поехать в Ригу или какой-нибудь другой город, который Ваше величество соблаговолит указать, чтобы подвергнуться там операции, которая одна только дает мне надежду сохранить сына. Смею заверить Ваше величество, что поведение его там будет безупречным. Милость Вашего величества является лучшей тому гарантией. Остаюсь с глубоким уважением Вашего императорского величества нижайшая, преданнейшая и благодарнейшая подданная Надежда Пушкина, урожденная Ганнибал. 6 мая 1825 года». В последующие годы Александр Пушкин, живя с родителями в Петербурге, навещал их довольно часто. В переписке с дочерью Ольгой Надежда Осиповна рассказывала о встречах с сыном и его очаровательной женой и дружелюбно отзывалась о них. Скончалась Надежда Осиповна Пушкина 29 марта 1836 года. Поэт сам, единственный из всей семьи, привез тело матери для погребения в Святогорский монастырь. Тогда же он купил участок земли рядом с её могилой для себя и выказал желание впоследствии быть похороненным около матери. По свидетельствам знакомых, он жаловался на судьбу, что так «недолго пользовался нежностью материнской». По меткому выражению приятеля поэта А.Н. Вульфа, Пушкин и его мать «лежат теперь под одним камнем, гораздо ближе друг к другу, чем были при жизни». (Надежда Пушкина – мать великого русского поэта. Художник Ксавье де Местр, 1800-е гг.) #НадеждаПушкина #матьПушкина #ПоЧИТАТЕЛИкниг