Николай Заболоцкий Лицо коня Животные не спят. Они во тьме ночной Стоят над миром каменной стеной. Рогами гладкими шумит в соломе Покатая коровы голова. Раздвинув скулы вековые, Ее притиснул каменистый лоб, И вот косноязычные глаза С трудом вращаются по кругу. Лицо коня прекрасней и умней. Он слышит говор листьев и камней. Внимательный! Он знает крик звериный И в ветхой роще рокот соловьиный. И зная всё, кому расскажет он Свои чудесные виденья? Ночь глубока. На темный небосклон Восходят звезд соединенья. И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах, Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира. И если б человек увидел Лицо волшебное коня, Он вырвал бы язык бессильный свой И отдал бы коню. Поистине достоин Иметь язык волшебный конь! Мы услыхали бы слова. Слова большие, словно яблоки. Густые, Как мед или крутое молоко. Слова, которые вонзаются, как пламя, И, в душу залетев, как в хижину огонь, Убогое убранство освещают. Слова, которые не умирают И о которых песни мы поем. Но вот конюшня опустела, Деревья тоже разошлись, Скупое утро горы спеленало, Поля открыло для работ. И лошадь в клетке из оглобель, Повозку крытую влача, Глядит покорными глазами В таинственный и неподвижный мир. (художник Юлия Неприятель) #НиколайЗаболоцкий #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Николай Гумилёв Лето Лето было слишком знойно, Солнце жгло с небесной кручи, — Тяжело и беспокойно, Словно львы, бродили тучи. В это лето пробегало В мыслях, в воздухе, в природе Золотое покрывало Из гротесок и пародий. Точно кто-то, нам знакомый, Уходил к пределам рая, А за ним спешили гномы, И кружилась пыль седая. И с тяжелою печалью Наклонилися к бессилью Мы, обманутые далью И захваченные пылью. 3 июля 1906 (художник Сергей Ковальчук) #НиколайГумилёв #ПоЧИТАТЕЛИкниг
В Средние века книги о науке обязательно запирали на замочек. Причем, замок всегда был с причудливыми узорами, которые должны были отпугивать ведьм и приспешников дьявола. #этоинтересно #книга #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Владимир Набоков Глаза прикрою — и мгновенно, весь легкий, звонкий весь, стою опять в гостиной незабвенной, в усадьбе, у себя, в раю. И вот из зеркала косого под лепетанье хрусталей глядят фарфоровые совы — пенаты юности моей. И вот, над полками, гортензий легчайшая голубизна, и солнца луч, как Божий вензель, на венском стуле, у окна. По потолку гудит досада двух заплутавшихся шмелей, и веет свежестью из сада, из глубины густых аллей, неизъяснимой веет смесью еловой, липовой, грибной: там, по сырому пестролесью, — свист, щебетанье, гам цветной! А дальше — сон речных извилин и сенокоса тонкий мед. Стой, стой, виденье! Но бессилен мой детский возглас. Жизнь идет, с размаху небеса ломая, идет... ах, если бы навек остаться так, не разжимая росистых и блаженных век! 1923 (художник Станислав Жуковский) #ВладимирНабоков #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Владимир Набоков Шепчут мне странники ветры: брат, вспоминаешь ли ты? Утром, на севере светлом, выше и тоньше цветы. Дымчато влажное поле, воздух — как детство Христа... Это ль не лучшая доля? Это ли не красота? Стелется розовый шелест чистой зари по лесам... В небе ли солнце, в душе ли — ты и не ведаешь сам... 1922 (художник Елена Покушева) #ВладимирНабоков #ПоЧИТАТЕЛИкниг
В пятницу 4 июля 1862 года Чарльз Лютвидж Доджсон и его друг Робинсон Дакворт на лодке поднялись вверх по Темзе в обществе трёх дочерей декана колледжа Оксфордского университета Генри Лидделла: тринадцатилетней Лорины Шарлотты, десятилетней Алисы Плезенс и восьмилетней Эдит Мери. Позже английский поэт Уистен Хью Оден писал, что день 4 июля «так же памятен в истории литературы, как 4 июля (День независимости) — в истории США». Прогулка началась от моста Фолли близ Оксфорда и завершилась через пять миль в деревне Годстоу чаепитием. Сама Алиса Лидделл потом писала: «Я думаю, что история Алисы берет своё начало в тот летний день, когда солнце палило настолько сильно, что мы высадились на поляне, бросив лодку, лишь бы укрыться в тени. Мы расположились под свежим стогом сена. Там вся троица завела старую песню: «Расскажи историю» — так и началась восхитительная сказка.» Девочке так понравилась сказка, что она несколько раз просила Чарльза записать её. В итоге на Рождество 1864 года Алиса получила в подарок рукописную версию сказки под названием «Приключения Алисы под землёй». А в 1865 году Чарльз Доджсон опубликовал книгу «Алиса в Стране Чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл. #ЛьюисКэрролл #АлисавСтранеЧудес #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр Николаевич Бенуа «Азбука в картинах» Одна из самых знаменитых книг для детей – «Азбука в картинках» русского художника, историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Эта нарядная «Азбука в картинах» – не простая детская книжка. Это книга с историей, заслуженная и знаменитая, со своими секретами и особыми художественными достоинствами. Всего лишь старинная азбука с картинками, но она и теперь выглядит свежо и молодо, так что способна увлечь современного, избалованного множеством ярких новинок ребенка. И в то же время она – замечательный памятник русской книжной культуры, предмет гордости владеющих ею коллекционеров, книга, достойная пристального, вовсе не снисходительного, внимания взрослых. Не читателей, конечно, (ведь читать-то в ней нечего), но зрителей. Работу над «Азбукой» Бенуа начал в 1903 году. Книга была задумана и предназначена для сына художника, которому тогда едва исполнилось два года. Начатая в Петербурге, «Азбука» была завершена летом в Финляндии, на даче в имении Горки. «Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. Бенуа обратился в лучшую русскую государственную типографию – Экспедицию заготовления государственных бумаг, где уже выходили сказки с иллюстрациями И. Билибина и В. Васнецова и где в тот момент готовилась к изданию оформленная Бенуа «Капитанская дочка». Тираж «Азбуки» составил 2500 экземпляров. Каждая страница «Азбуки» – удивительный, завораживающий, сказочный мир – весёлая сценка, насыщенная действием и персонажами. Эти сценки пронизаны духом домашних театров, бывших не редкостью в России прежних уютных времён, поэзией «петербургских детских комнат», что с восхищением отмечал писатель Михаил Кузмин, по словам которого Бенуа «сам, весь, целиком в этих комнатах, этих восторгах и фантасмагориях. Это очень домашне, местно, лично…» Однажды, размышляя о детских книгах, Бенуа сказал, что хотел бы выразить в них «непосредственное увлечение, веселье, настоящие, непридуманные чувства, солнце, лес, цветы, мечты о далёком и опасном, мужественный, героический дух, стремление к подвигу, красивую гордость». Всё это мы без труда найдём на искрящихся фантазией и весельем страницах «Азбуки в картинках»... #АлександрБенуа #Азбука #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Всеволод Рождественский Веранда Просторная веранда. Луг покатый Гамак в саду. Шиповник. Бузина. Расчерченный на ромбы и квадраты Мир разноцветный виден из окна. Вот посмотри — неповторимо новы Обычные явленья естества. Синеет сад, деревья все лиловы Лазурная шевелится трава. Смени квадрат — все станет ярко-красным Жасмин, калитка, лужи от дождя. Как этим превращениям всевластным Не верить, гамму красок проходя? Позеленели и пруда затоны И выцветшие ставни чердака. Над кленами все так же неуклонно Зеленые проходят облака. Красиво? Да. Но на одно мгновенье Здесь постоянству места не дано. Да и к чему все эти превращенья Мир прост и честен. Распахни окно. Пусть хлынут к нам и свет и щебет птичий Пусть мир порвет иллюзий невода. В своем непререкаемом обличьи Такой, как есть, каким он был всегда. 1965 (художник Млада Финогенова, «Светлый день») #ВсеволодРождественский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Английский художник Томас Бенджамин Кеннингтон, «Девушка, читающая у окна» #чтениевживописи #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Блестящий юморист и шутник, Твен остается верен себе даже после смерти. Последней написанной им книгой была автобиография. Согласно пожеланиям писателя, первый том автобиографии был опубликован лишь через 100 лет после его смерти, в ноябре 2010 года (и моментально стал бестселлером). Второй том должен быть опубликован через 25 лет после первого (то есть в 2035 году), а третий - еще через 25 лет (в 2060 году). Памятник Марку Твену в Монровии (штат Калифорния, США) #этоинтересно #МаркТвен #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Вероника Тушнова Мещанские цветы Не понимаю, в чём они повинны, Все эти розовые бальзамины И фуксии с подвесками атласными, Пунцово-белыми, лилово-красными. Едва увижу их, перед глазами Старинный пыльный пригород Казани, Дом в три окошка, где отец мой рос, А в окнах шапки огненной герани. (В слободке не выращивали роз.) Я представляю крошечное зальце С великолепным фикусом в углу. Врастяжку дремлют солнечные зайцы На выкрашенном охрою полу. Перед диваном столик несуразный, Трюмо, как будто в ряске озерцо... У женщины худой и черноглазой Надменное от горестей лицо. Заштопанные бережно скатерки, Дешёвый голубой сервизик в горке. И чистота - до блеска, до сиянья, Единственная роскошь бедноты. А вот цветы - всех смертных достоянье... Да, я люблю мещанские цветы, Я без кавычек ставлю это слово В его первоначальном смысле, в том, Что люди жили тяжко и сурово, А труд во все эпохи был трудом. ...Цветы цвели смиренно, безотказно, В подвалах и на чердаках цвели, В кастрюльках ржавых, В банках безобразных, Цвели - благословение земли. Теперь, когда конец домишкам тесным И всё иначе, именно теперь, Мне кажется особенно нечестным Взять и захлопнуть перед ними дверь. (художник Сергей Тутунов «Герань в окне») #ВероникаТушнова #мещанскиецветы #ПоЧИТАТЕЛИкниг