Английский художник Томас Бенджамин Кеннингтон, «Девушка, читающая у окна» #чтениевживописи #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Другие записи сообщества
Владимир Набоков Шепчут мне странники ветры: брат, вспоминаешь ли ты? Утром, на севере светлом, выше и тоньше цветы. Дымчато влажное поле, воздух — как детство Христа... Это ль не лучшая доля? Это ли не красота? Стелется розовый шелест чистой зари по лесам... В небе ли солнце, в душе ли — ты и не ведаешь сам... 1922 (художник Елена Покушева) #ВладимирНабоков #ПоЧИТАТЕЛИкниг
В пятницу 4 июля 1862 года Чарльз Лютвидж Доджсон и его друг Робинсон Дакворт на лодке поднялись вверх по Темзе в обществе трёх дочерей декана колледжа Оксфордского университета Генри Лидделла: тринадцатилетней Лорины Шарлотты, десятилетней Алисы Плезенс и восьмилетней Эдит Мери. Позже английский поэт Уистен Хью Оден писал, что день 4 июля «так же памятен в истории литературы, как 4 июля (День независимости) — в истории США». Прогулка началась от моста Фолли близ Оксфорда и завершилась через пять миль в деревне Годстоу чаепитием. Сама Алиса Лидделл потом писала: «Я думаю, что история Алисы берет своё начало в тот летний день, когда солнце палило настолько сильно, что мы высадились на поляне, бросив лодку, лишь бы укрыться в тени. Мы расположились под свежим стогом сена. Там вся троица завела старую песню: «Расскажи историю» — так и началась восхитительная сказка.» Девочке так понравилась сказка, что она несколько раз просила Чарльза записать её. В итоге на Рождество 1864 года Алиса получила в подарок рукописную версию сказки под названием «Приключения Алисы под землёй». А в 1865 году Чарльз Доджсон опубликовал книгу «Алиса в Стране Чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл. #ЛьюисКэрролл #АлисавСтранеЧудес #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Николай Заболоцкий Лицо коня Животные не спят. Они во тьме ночной Стоят над миром каменной стеной. Рогами гладкими шумит в соломе Покатая коровы голова. Раздвинув скулы вековые, Ее притиснул каменистый лоб, И вот косноязычные глаза С трудом вращаются по кругу. Лицо коня прекрасней и умней. Он слышит говор листьев и камней. Внимательный! Он знает крик звериный И в ветхой роще рокот соловьиный. И зная всё, кому расскажет он Свои чудесные виденья? Ночь глубока. На темный небосклон Восходят звезд соединенья. И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах, Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира. И если б человек увидел Лицо волшебное коня, Он вырвал бы язык бессильный свой И отдал бы коню. Поистине достоин Иметь язык волшебный конь! Мы услыхали бы слова. Слова большие, словно яблоки. Густые, Как мед или крутое молоко. Слова, которые вонзаются, как пламя, И, в душу залетев, как в хижину огонь, Убогое убранство освещают. Слова, которые не умирают И о которых песни мы поем. Но вот конюшня опустела, Деревья тоже разошлись, Скупое утро горы спеленало, Поля открыло для работ. И лошадь в клетке из оглобель, Повозку крытую влача, Глядит покорными глазами В таинственный и неподвижный мир. (художник Юлия Неприятель) #НиколайЗаболоцкий #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Александр Николаевич Бенуа «Азбука в картинах» Одна из самых знаменитых книг для детей – «Азбука в картинках» русского художника, историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Эта нарядная «Азбука в картинах» – не простая детская книжка. Это книга с историей, заслуженная и знаменитая, со своими секретами и особыми художественными достоинствами. Всего лишь старинная азбука с картинками, но она и теперь выглядит свежо и молодо, так что способна увлечь современного, избалованного множеством ярких новинок ребенка. И в то же время она – замечательный памятник русской книжной культуры, предмет гордости владеющих ею коллекционеров, книга, достойная пристального, вовсе не снисходительного, внимания взрослых. Не читателей, конечно, (ведь читать-то в ней нечего), но зрителей. Работу над «Азбукой» Бенуа начал в 1903 году. Книга была задумана и предназначена для сына художника, которому тогда едва исполнилось два года. Начатая в Петербурге, «Азбука» была завершена летом в Финляндии, на даче в имении Горки. «Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. Бенуа обратился в лучшую русскую государственную типографию – Экспедицию заготовления государственных бумаг, где уже выходили сказки с иллюстрациями И. Билибина и В. Васнецова и где в тот момент готовилась к изданию оформленная Бенуа «Капитанская дочка». Тираж «Азбуки» составил 2500 экземпляров. Каждая страница «Азбуки» – удивительный, завораживающий, сказочный мир – весёлая сценка, насыщенная действием и персонажами. Эти сценки пронизаны духом домашних театров, бывших не редкостью в России прежних уютных времён, поэзией «петербургских детских комнат», что с восхищением отмечал писатель Михаил Кузмин, по словам которого Бенуа «сам, весь, целиком в этих комнатах, этих восторгах и фантасмагориях. Это очень домашне, местно, лично…» Однажды, размышляя о детских книгах, Бенуа сказал, что хотел бы выразить в них «непосредственное увлечение, веселье, настоящие, непридуманные чувства, солнце, лес, цветы, мечты о далёком и опасном, мужественный, героический дух, стремление к подвигу, красивую гордость». Всё это мы без труда найдём на искрящихся фантазией и весельем страницах «Азбуки в картинках»... #АлександрБенуа #Азбука #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Всеволод Рождественский Веранда Просторная веранда. Луг покатый Гамак в саду. Шиповник. Бузина. Расчерченный на ромбы и квадраты Мир разноцветный виден из окна. Вот посмотри — неповторимо новы Обычные явленья естества. Синеет сад, деревья все лиловы Лазурная шевелится трава. Смени квадрат — все станет ярко-красным Жасмин, калитка, лужи от дождя. Как этим превращениям всевластным Не верить, гамму красок проходя? Позеленели и пруда затоны И выцветшие ставни чердака. Над кленами все так же неуклонно Зеленые проходят облака. Красиво? Да. Но на одно мгновенье Здесь постоянству места не дано. Да и к чему все эти превращенья Мир прост и честен. Распахни окно. Пусть хлынут к нам и свет и щебет птичий Пусть мир порвет иллюзий невода. В своем непререкаемом обличьи Такой, как есть, каким он был всегда. 1965 (художник Млада Финогенова, «Светлый день») #ВсеволодРождественский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Блестящий юморист и шутник, Твен остается верен себе даже после смерти. Последней написанной им книгой была автобиография. Согласно пожеланиям писателя, первый том автобиографии был опубликован лишь через 100 лет после его смерти, в ноябре 2010 года (и моментально стал бестселлером). Второй том должен быть опубликован через 25 лет после первого (то есть в 2035 году), а третий - еще через 25 лет (в 2060 году). Памятник Марку Твену в Монровии (штат Калифорния, США) #этоинтересно #МаркТвен #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Вероника Тушнова Мещанские цветы Не понимаю, в чём они повинны, Все эти розовые бальзамины И фуксии с подвесками атласными, Пунцово-белыми, лилово-красными. Едва увижу их, перед глазами Старинный пыльный пригород Казани, Дом в три окошка, где отец мой рос, А в окнах шапки огненной герани. (В слободке не выращивали роз.) Я представляю крошечное зальце С великолепным фикусом в углу. Врастяжку дремлют солнечные зайцы На выкрашенном охрою полу. Перед диваном столик несуразный, Трюмо, как будто в ряске озерцо... У женщины худой и черноглазой Надменное от горестей лицо. Заштопанные бережно скатерки, Дешёвый голубой сервизик в горке. И чистота - до блеска, до сиянья, Единственная роскошь бедноты. А вот цветы - всех смертных достоянье... Да, я люблю мещанские цветы, Я без кавычек ставлю это слово В его первоначальном смысле, в том, Что люди жили тяжко и сурово, А труд во все эпохи был трудом. ...Цветы цвели смиренно, безотказно, В подвалах и на чердаках цвели, В кастрюльках ржавых, В банках безобразных, Цвели - благословение земли. Теперь, когда конец домишкам тесным И всё иначе, именно теперь, Мне кажется особенно нечестным Взять и захлопнуть перед ними дверь. (художник Сергей Тутунов «Герань в окне») #ВероникаТушнова #мещанскиецветы #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Лариса Миллер Июль. И дни всё золотее. Какая дивная затея Жить на полуденном свету. Создатель, обо мне радея, Мне дарит влажный куст в цвету, Мне дарит этот сад шумящий, Летучей жизни звук щемящий И грома дальнего раскат, И небосвод, всегда манящий, Мне дарит всё, чем сам богат. 2005 (художник Ирина Рыбакова) #ЛарисаМиллер #ПоЧИТАТЕЛИкниг
1 июля 1896 года родился русский советский поэт, переводчик и драматург Павел АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Антокольский В моей комнате, краской и лаком блестя, Школьный глобус гостит, как чужое дитя. Он стоит, на косую насаженный ось, И летит сквозь пространство и время и сквозь Неоглядную даль, непроглядную тьму, Почему я смотрю на него — не пойму. Школьный глобус, — нехитрая, кажется, вещь. Почему же он так одинок и зловещ? Чтобы это понять, я широко раскрыл Мои окна, как шесть серафических крыл. Еще сини моря, и пустыни желты, И коричневых гор различимы хребты. Различима еще и сверкает огнем Вся Европа, бессонная ночью, как днем, Вся вмещенная в миг, воплощенная в миф, Красотою своей мудрецов истомив, Финикийская девочка дышит пока И целует могучую морду быка, Средиземным седым омываемая, Обожаемая, не чужая — моя! Школьный глобус! Он школьным пособием был, Но прямое свое назначенье забыл. И завыл, зарыдал на короткой волне, Телеграфным столбом загудел в вышине: — Люди! Два с половиной мильярда людей, Самый добрый чудак, самый черный злодей, Рудокопы, министры, бойцы, скрипачи, Гончары, космонавты, поэты, врачи, Повелители волн, властелины огня, Мастера скоростей, пощадите меня! 1962 (художник Олег Максимов, Портрет Павла Антокольского, бумага, карандаш) #ПавелАнтокольский #ПоЧИТАТЕЛИкниг
Константин Ваншенкин Мальчишка Он был грозою нашего района, Мальчишка из соседнего двора, И на него с опаской, но влюбленно Окрестная смотрела детвора. Она к нему пристрастие имела, Поскольку он командовал везде, А плоский камень так бросал умело, Что тот, как мячик, прыгал по воде. В дождливую и ясную погоду Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда, И посторонним не было прохода, Едва он появлялся у пруда. В сопровожденье преданных матросов, Коварный, как пиратский адмирал, Мальчишек бил, девчат таскал за косы И чистые тетрадки отбирал. В густом саду устраивал засады, Играя там с ребятами в войну. И как-то раз увидел он из сада Девчонку незнакомую одну. Забор вкруг сада был довольно ветхий — Любой мальчишка в дырки проходил,— Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки И девочке дорогу преградил. Она пред ним в нарядном платье белом Стояла на весеннем ветерке, С коричневым клеенчатым портфелем И маленькой чернильницей в руке. Сейчас мелькнут разбросанные книжки — Не зря ж его боятся, как огня... И вдруг она сказала:— Там мальчишки... Ты проводи, пожалуйста, меня... И он, от изумления немея, Совсем забыв, насколько страшен он, Шагнул вперед и замер перед нею, Ее наивной смелостью сражен. А на заборе дряхлом повисая, Грозя сломать немедленно его, Ватага адмиральская босая Глядела на героя своего. ...Легли на землю солнечные пятна. Ушел с девчонкой рядом командир. И подчиненным было непонятно, Что это он из детства уходил. 1951 (художник Олег Захаревич) #КонстантинВаншенкин #ПоЧИТАТЕЛИкниг