В марте 1945 года солдаты одного из подразделений американской армии, форсировав Рейн, в поисках места для расквартирования наткнулись на обширную усадьбу с большим домом посередине. Вышедший дворецкий надменно сказал, что это — не сама усадьба, а лишь домик для слуг. После чего провел их в шикарный дворец, принадлежавший фрау Рагель – вдове мыльного магната из компании «Persil» Карла Августа Рагеля (потомки которого и сегодня значатся в руководстве компании Henkel). В одном из крыльев дворца солдаты обнаружили испуганного одетого в гражданское человека, окруженного большим количеством карандашей, туши и листов бумаги. Он объяснил, что работает художником, и последние два года делает зарисовки с полей сражения по личному поручению … Адольфа Гитлера. В качестве доказательства он продемонстрировал стопку со 150 готовыми рисунками. Показать их фюреру он должен был 1 апреля 1945 года… Йозеф Аренс, так звали этого действительно выдающегося художника-графика, обладал блестящей техникой и потрясающей памятью, позволявшей ему рисовать увиденное с мельчайшими деталями, вплоть до количества заклепок на пушках. Выпускник Мюнхенской академии художеств (куда не смог поступить Гитлер), Йозеф Аренс попал в поле зрения фюрера после одной из выставок 1940 года. Гитлер пригласил его к себе, назвал «братом-художником» и сделал необычное предложение: рисовать войну с передовой лично для него, Гитлера. Первая «командировка» Аренса на фронт делась два года — с 1940 по 1942 год. В результате была издана книга с его рисунками. Во второй раз Гитлер «призвал» Аренса в 1943 году — завершить альбом. Аренс работал во Франции, но с приходом союзников не стал бежать в Рерлин, а поселился на усадьбе Рагелей и стал дожидаться развязки. На допросе он сказал, что не любил войну, и именно поэтому на лицах изображенных им солдат никогда не бывает улыбок. После войны Аренс занялся виноделием, много рисовал на индустриальные темы, а позже создал в городе Ункель студию для художников и скульпторов «Halfmannshof», действующую и по сей день. Аренс умер в 1979 году и до самой смерти не нарисовал больше ни одной сцены войны. #победа #война #гитлер #искусство #союзники #wwii #живопись
Другие записи сообщества
Есть в Москве улицы, расположения которых на память не скажет никто. Кроме, разве что, местных жителей. А всё потому, что все эти улицы имеют одинаковое название, и в Москве их наберется больше сотни. Название это — «Проектируемый проезд». У каждого такого проезда есть собственный номер, самый крупный из которых (какой, по крайней мере, нам удалось разыскать) № 7099 и расположен он на Калужском шоссе. Со временем некоторые из этих улиц обретают новые имена и исчезают. Зато другие появляются из неоткуда, так что сколько их на сегодняшний день — точно не знает, похоже, никто. Официальный портал Правительства Москвы mosopen.ru приводит примерно 40 улиц с таким названием, у Яндекса их число переваливает за сотню. Полного списка нет нигде. Логики в их расположении нет никакой. Так, например, проектируемый проезд № 80 расположился у подножия эстакады ТТК возле Москва-Сити. И напротив, проектируемые проезды № 3579 и № 3580, соединяющие набережную Тараса Шевченко с Кутузовским проспектом, появились на карте Москвы ещё в начале 1950-х годов, причём Проектируемый проезд № 3579 проходит вдоль знаменитого «брежневского» дома на Кутузовском проспекте, 26. Многие считают «проектируемые проезды» наследием советской массовой застройки. Однако это не так: карты и адресные справочники Москвы пестрели этими названиями уже в середине XIX века. Возможно, название появилось во время восстановления Москвы после пожара 1812 года, когда специальная комиссия под руководством князя Михаила Дмитриевича Цицианова при участии лучших архитекторов того времени: Доминика Жилярди, Осипа Бове, Василия Стасова и других утвердила план «прожектированный столичному городу Москве». В нём впервые были проведены «прожектированные линии» — обозначения будущих кварталов и домов. Карты разных лет подсказывают нам, что нынешняя улица Бухвостова в XIX веке называлась просто «Проэктированная», а расположенный неподалёку от Преображенской площади Проектируемый проезд № 1889 стал в мае 2016 года проспектом Ветеранов. Однако большинство улиц с таким названием, похоже, попросту вылетели из головы московского начальства и продолжают сбивать с толку приезжих и пользователей навигационных систем.
Эта праздничная фотография, явно сделанная в праздник 1-го мая (возможно, после демонстрации) заставила нас поломать голову над установлением года, когда она была сделана. В самом деле, судя по одежде участников, это могли быть и 1920-е, и 1930-е годы: в то время ношение пионерской формы вне дома было необязательно. Виднеющийся на транспаранте лозунг «Дети Октября, к постройке социалистического общества будьте готовы!» был популярен также в середине 1920-х годов. Изображенная на этом же транспаранте «старая» эмблема пионерской организации — три языка пламени на 5 поленьях, с серпом и молотом наверху — просуществовала до середины 1930-х, когда во время массовых репрессий серп и молот с эмблемы убрали, разглядев в молоте начальную букву фамилии Троцкий. Так когда же был сделан снимок? Обратим внимание на средний транспарант, с профилем И.Сталина и словами об освоении техники. Он сразу же переносит нас в февраль 1931 года, когда «отец народов» выступил на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности с программной речью «О задачах хозяйственников». Суть речи сводилась к лозунгу «Овладевайте техникой» — это словосочетание, как заклинание, повторялось в выступлении Сталина не менее 10 раз. Как это было принято в СССР, речь вождя стала сигналом для начала широкой пропагандистской кампании. Официальные первомайские лозунги 1931 года включали призыв к молодежи, рабочим и руководящим кадрам овладевать техникой. Как писали в те дни советские газеты, «Лозунг тов. Сталина об овладении техникой всколыхнул всю пролетарскую общественность. На крупнейших заводах и стройках ударники принимают конкретные обязательства по овладению техническими знаниями». По всей стране в тот год создавались технические кружки, клубы и тд. Можно предположить, что изображенные на фотографии школьники и комсомольцы (в заднем ряду) как раз и составляли один из многочисленных кружков юных техников — недаром на переднем плане горделиво выставлена на всеобщее обозрение сделанная школьниками модель парохода. #ПЕРВОМАЙ #ПИОНЕРИЯ #СТАЛИН #МАЛЕНЬКИЕИСТОРИИ #СССР #1МАЯ #ТРУД #ПРАЗДНИК
Среди массивных гранитных плит мемориального комплекса Памятника бойцам революции на Марсовом поле в Санкт-Петербурге есть малозаметное надгробие. Надпись на нем гласит: «Юному артисту-агитатору Коте Мгеброву-Чекан. 1913-1922». В наши дни о судьбе этого 9-летнего революционера мало кто помнит, хотя некогда у его могилы принимали в пионеры ленинградских школьников. А вот в Петрограде 1920-х юного артиста Пролеткульта знал едва ли не весь город. Как и его стихи, которые, как и Маяковский, Котя приравнял к штыку: Эх, ты наша доля, Мы вернулись с поля, А вокруг гуляет недобитый класс. Эх, скажи-ка, дядя, Для народа ради Никакая контра не уйдёт от нас. Чу-чу-чу, стучат, стучат копыта Чу-чу-чу, ударил пулемёт. Белая гвардия наголову разбита, А Красную армию никто не разобьёт! Ваня Мгебров-Чекан, которого в семье называли Котя, был артистом театра Пролеткульта, где работали его родители: отец театральным режиссёром, а мать актрисой. От них Котя и получил свою странную фамилию — первую часть от отца, вторую от матери. Здание Пролеткульта в те годы располагалось в бывшем Благородном собрании на Итальянской ул., 27, ныне известном как Дом радио. Сам Ваня родился в финском городе Териоки (ныне Зеленогорск) близ Петербурга. Обладая ярким актерским талантом, Ваня с пяти лет выступал на сцене с агитационными стихами и пьесами. В том числе и на фронте: в охваченном восстанием Кронштадте и во время наступления Юденича на Петроград. В день рождения Ленина, 22 апреля 1922 года, Ваню попросили отвезти хлеб голодающему товарищу. Ваня сел в трамвай, и когда вагон проезжал по мосту Белинского через Фонтанку, неизвестный на ходу вытолкнул мальчика из вагона. Ваня ударился головой о мостовую, трамваем ему отрезало ногу. Котя умер от потери крови 24 апреля в больнице. На его похороны пришло огромное количество людей. Решением Петросовета Котя был признан героем и похоронен на Марсовом поле среди прочих борцов революции. А вот была ли его смерть политическим убийством или трагической случайностью — спорят и по сей день… #революция #санктпетербург #театр #история #ссср #революция #агитация #марсовополе #памятник #фонтанка #зеленогорск #питер
Этот человек с лицом, похожим на А.П.Чехова, не удостоился ни прижизненной, ни посмертной славы. Его именем не называли улиц и площадей, его портреты не украшают коридоры государственных учреждений. Мы решили исправить эту несправедливость, тем более, что сегодня, когда еще свежи воспоминания о пандемии #covid19, подвиг этого врача заслуживает особого внимания. Профессор Крымского медицинского института им.Сталина (ныне Симферопольский Медицинский университет) Сергей Михайлович Щастный был любим и уважаем студентами первой половины 1930-х годов. Человек с блестящим образованием, последний из числа «царских профессоров» этого вуза — бывшего Медицинского факультета Таврического университета, Сергей Михайлович был видным врачом-эпидемиологом, возглавлял кафедру в Новороссийском университете, был научным руководителем Одесской бактериологической станции, профессором кафедры микробиологии в Одесском химико-фармацевтическом институте. Именно благодаря разработанным Щастным методикам в те годы проводилась успешная борьба с чумой, холерой, сыпным тифом и другими инфекциями. В 1938 году профессор оказывается в ссылке в Павлодарской области Казахстана, где вступает в борьбу с эпидемией сыпного тифа Работал в полевых условиях, с минимальными медицинскими препаратами и безо всякого оборудования. Вот как описывал профессора один из современников: «В населенные пункты района, причем в самые отдаленные, выезжали на быках, а иногда шли пешком вместе с С.М. Щастным. Открывали изолятор, делали подворный обход больных, профессор полностью отдавал себя службе, был он очень внимателен к больным. Помню хорошо, как он выращивал культуру для выявления точного диагноза. Щастный искомый материал брал в пробирки и согревал прямо руками. В марте 1943 года Сергей Михайлович заболел в с. Грабово тифом, от района 50 км. На быках отвезли его в совхоз. А потом нам сообщили, что он умер 16 марта 1943 года и похоронен в совхозе «Суворовский». В своем предсмертном письме Сергей Михайлович написал такие строки: «Бойцы идут под пули, а мы, эпидемиологи, подвергаемся опасности в борьбе с инфекциями… Если умру, то как боец на боевом посту». #врачи #медицина #маленькиеистории #крым #эпидемия
День Победы 9 мая в СССР далеко не сразу стал праздником. 24 июня 1945 года на Красной площади прошёл Первый Парад Победы, который принимал маршал Советского Союза Георгий Жуков. Предполагается, что Сталин именно тогда проникся ревностью к Георгию Константиновичу, который превратился для жителей СССР в олицетворение победы над врагом. Считается, что именно из-за ревности Вождя к маршалу в декабре 1947 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета, объявлявший 9 мая рабочим днём. Чтобы сделать это решение менее заметным, указ озаглавили «Об объявлении 1 января нерабочим днём» — и действительно, с этого момента 1 января так и остался выходным. А вот 9 мая вернуло себе статус праздника лишь в канун XX-й годовщины победы, в 1965 году. Тот юбилей отпраздновали с невиданным размахом. Именно к этому юбилею приурочили награждение советской столицы почетным званием «Город-герой». 9 мая на Красной площади прошел военный парад и перед войсками пронесли Знамя Победы. С той поры День Победы всегда отмечался очень торжественно. Улицы и площади украшали флагами и транспарантами. В 7 вечера объявлялась Минута молчания в память о погибших. Эта традиция продлилась до 1990 года, когда состоялся последний парад в истории СССР. #ДеньПобеды #9мая #WWII #ПарадПобеды #СССР #Победа #Парад #Краснаяплощадь #История #МаленькиеИстории #ВеликаяОтечественная
В наши дни мало кто даже из коренных москвичей сможет сказать, что за храм изображен на фото. И это при том, что Собор Александра Невского более полувека был главной достопримечательностью Миусской площади столицы. Сегодня эта площадь известна в основном тем, что на ней расположена Общественная палата РФ, а ещё дальше — популярный ресторанный комплекс #Депо. Но в начале ХХ века Миуссы были, пожалуй, самым молодёжным местом Москвы. Здесь располагались сразу три крупных учебных заведения: городское начальное училище имени Николая II (сегодня это Общественная палата), Промышленное училище в память 25-летия царствования императора Александра II (сейчас МХТУ) и Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского (в наши дни РГГУ). Поэтому и будущий собор должен был отличаться большой вместимостью. Проект 70-метрового храма с 21 главкой, вмещавшего почти 6 тысяч человек, был создан по рисункам В.М.Васнецова архитектором А.Н.Померанцевым, известным также постройкой ГУМа. 7ак и в случае с Храмом Христа Спасителя, деньги на постройку этого собора, заложенного в честь отмены крепостного права, собирали всем миром аж с 60-х годов XIX века. За это время менялась Москва, а с ней и проект храма. Строительство здания было закончено лишь в 1917 году, но отделать его изнутри и освятить так и не успели. После революции здесь устроили склады, в которых, например, хранилась свернутая в рулоны «Бородинская панорама» художника Ф.А.Рубо после сноса деревянного первого здания панорамы на Чистых прудах. Позже, под влиянием пропаганды «красного погребения», родилась идея создать здесь первый советский крематорий (!), но его в итоге возвели на территории Донского монастыря. В 1930-х годах обратили внимание на уникальную акустику здания храма, не имевшего ни единого столба внутри, и попытались превратить его в Дом радио. Но в итоге в 1950-х годах здание попросту снесли, и на его обломках построили скромный Дворец пионеров, сегодня известный как Дворец творчества детей и молодёжи «На Миуссах». Уникальные кадры собора сохранились в фильме «Третья Мещанская» (1927 г.).
Этой афише из нашей коллекции более 100 лет. Кинематограф «Грандъ», предлагавший публике весьма обширную по тем временам подборку фильмов, был весьма популярен в Санкт-Петербурге. Он располагался на Рижском проспекте в доходном доме барона Фёдора Родриговича фон Бистром (нынешний адрес Рижский пр. 23). И по сей день жители Петербурга называют его «баронский дом». Однако принадлежал «Грандъ» вовсе не самому барону, а простому, но предприимчивому сыну сапожника Василию Емельянову, в 1912 году взявшему в аренду небольшое помещение под кинозал на 200 мест. В те годы кинематографы, как правило, давали ежедневно только один сеанс. Программа обычно продолжалась около часа и состояла из нескольких отделений с фильмами разных жанров (видовые, комические, драмы, феерии). Видовая шла всего 5-7 минут, далее следовал перерыв 7-8 минут, необходимый для того, чтобы заложить в коробку бабину со следующей картиной. При показе видовых кинокартин и феерий играли вальсы. Комические фильмы сопровождались весёлыми галопами и полечками, а вот под всякие душераздирающие драмы тапёры играли всё, что им заблагорассудится. Первые ряды у экрана были сидячими и дорогими (20 коп.), задние ряды были стоячими и стоили примерно 10 коп. Угощались зрители подсолнухами и яблоками, покупая их на улице у входа в кинотеатр. В начале XX века кинематографы быстро развивались. Достаточно сказать, что в 1916 году в Санкт-Петербурге работало около 400 кинематографов, в то время как сейчас их в 4 раза меньше. К слову, все фильмы, упомянутые на этой афише, входят в список утраченных фильмов Российской империи, отснятых в 1915 году. Киноленты были уничтожены, как и многие другие фильмы того времени (из плёнки добывали серебро). Нам остаётся добавить, что Василий Емельянов стал владельцем большинства рижских кинотеатров, в 1917 служил в Белой Армии, затем эмигрировал в Париж, а после перебрался в Ригу. Там он и был арестован НКВД в начале июня 1941 года, объявлен немецким шпионом и сослан в Сибирь, где и умер в 1949 году. А «баронский дом» и по сей день стоит в Санкт-Петербурге, в настоящее время идёт его реконструкция.
Как были связаны в СССР кино и мода? В Советском союзе, как мы знаем, рыночной экономики не было. Но женщины были — и ещё какие! А значит, были и модные журналы, которым худо-бедно приходилось, даже с учётом советского дефицита, держать руку на пульсе. Одним из самых популярных изданий, посвящённых моде, был журнал «Мода», выпускавшийся Ленинградским домом моделей тиражом свыше 100 тысяч экземпляров. Апрельский выпуск этого журнала под названием «Мода.Ленинград» за 1967 год и представлен в нашей коллекции. На первый взгляд, журнал как журнал, ничего особенного. Кокетливо смотрят со страниц советские красотки в жакетах и пальто, навевая приятную ностальгию. Но стоп! Сначала обращает на себя внимание странное сходство большинства представленных женских рисунков. Друг с другом и ещё с кем-то. А вот влюблённая парочка на последнем развороте окончательно развеивает всякие сомнения: перед нами Нина и Шурик из бессмертной комедии Гайдая «Кавказская пленница». Лица, причёски, рубашки и даже смелое по тем временам оранжевое платье героини — всё почти один в один повторяет кадры из культового фильма. Случайности тут быть не может: «Кавказская пленница» снималась в 1966 году и вышла на экраны аккурат в апреле 1967 года, сразу став любимым и самым узнаваемым фильмом для десятков миллионов граждан СССР. Однако номер журнала подписывался в марте — значит, у издателей и художников Ленинградского дома моделей был, как сегодня принято говорить, свой инсайд на съёмочной площадке и, вероятно, необыкновенное чутьё на то, что в наше время называют «модными трендами». И в самом деле: сразу после выхода фильма молодая актриса Наталья Варлей стала самой узнаваемой женщиной СССР, эталоном женственности и современной моды. На снимках — страницы журнала «Мода.Ленинград» 1967 года и кадры из фильма «Кавказская пленница». Не перепутайте, где что.
Эта театральная афиша Бердянского театра и синематографа «Мираж» за 1909 г. наверняка сразу привлекла внимание тогдашних горожан. Ещё бы, в программе значились Пушкин, Рахманинов и такие модные в то время «живые картины»… Впрочем, ни о каком творчестве Александра Сергеевича речи не шло, просто в городе выступал оперный певец с такой фамилией. А вот Рахманинов прямо назван в афише «феноменом», поскольку был не композитором, а куда круче — человеком… без рук. Да-да. Идеи равенства и братства, революционная мысль, утончённая интеллигентность и стремление к созданию нового мира в начале ХХ века прекрасно уживались с такими, казалось бы, варварскими развлечениями, как «шоу уродов» — то есть выступлениями людей с физическими недостатками. Мы не знаем доподлинно, кем был указанный в афише господин Рахманинов — «человек без рук». Но совершенно очевидно, что это был один из тех несчастных, кто был вынужден зарабатывать на жизнь демонстрацией собственного тела… Впрочем, для многих из «фриков», как их тогда называли, подобные шоу были единственным источником пропитания. Некоторые даже разбогатели на своей беде. Например, известная «девочка-верблюд» Элла Харпер получала $200 в неделю, что в наши дни равноценно зарплате в $25000 в месяц. Интерес к подобным шоу был столь велик, что цирки и театры перекупали фриков друг у друга, как сегодня перекупают футбольных игроков. Все закончилось после Первой мировой войны. Насмотревшееся на ужасы войны общество перестало воспринимать физические недостатки как повод для смеха, началась борьба за права инвалидов. К 1930-м годам фрик-шоу стали повсеместно запрещать… Просвещённое общество окончательно отвернулось от шоу фриков, чтобы к началу XXI века вернуть в обиход гладиаторские бои — пусть и под видом спортивных «боев без правил»…
Странная подпись «Исааковский собор» на этой редкой фарфоровой тарелке XIX века с видами Санкт-Петербурга — не опечатка мастера, а добросовестная ошибка завода-изготовителя. Всё дело в том, что тарелка эта была выпущена в Англии на мануфактуре George Leach Ashworth & Bros в городе Хенли, в графстве Стаффордшир. О том, что святой, в честь которого был назван новый храм в Санкт-Петербурге, назывался на православный манер Исаакием (Далматским), а не иудейским Исааком, англичане могли и не знать. Отсюда и подпись «Исааковский» под изображением Исаакиевского собора. Кроме него, на тарелке в окружении растительного орнамента изображены Медный всадник, Академия художеств, Зимний дворец и Адмиралтейство. Дополнительную ценность тарелке придаёт редкое клеймо, так как под этим торговым знаком мануфактура просуществовала всего лишь с 1862 по 1868 г. С обратной стороны тарелки изображен герб Соединённого королевства. Щит поддерживают лев и единорог. Вокруг щита — девиз Ордена Подвязки «Honi y Soit Qui Mal Y Pense» («Пусть стыдится, подумавший плохо об этом») Ниже — девиз «Dieu et Mon Droit,» «Бог и Мое Право». По ромбовидной фабричной британской регистрационной марке не трудно определить точную дату изготовления тарелки. В углах ромба зашифрованы число, месяц и год — 15 сентября 1866 г. Северный Стаффордшир, где была произведена тарелка, был крупным центром производства керамики в Великобритании. Гончарная промышленность здесь была сосредоточена вокруг шести городов: Тунстал, Бурслем, Хэнли, Сток, Фентон и Лонгтон, которые теперь составляют единый город Сток-он-Трент. Этот регион был известен как #Potteries. Многие из мировых инноваций в гончарном производстве произошли именно здесь. Обжигались изделия в печах с характерной бутылочной формой — в XIX веке таких печей здесь было более 4 тысяч, что делало атмосферу в районе почти непригодной для дыхания.